ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-29251/17 от 22.01.2018 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

28 января 2018 года

Дело №

А55-29251/2017

Резолютивная часть решения объявлена: 22 января 2018 года

Полный текст решения изготовлен: 28 января 2018 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании 22 января 2018 года дело по иску, заявлению

Сельское поселение Подбельск муниципального района Похвистневский Самарской области в лице Администрации сельского поселения Подбельск муниципального района Похвистневский Самарской области

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

о снятии с кадастрового учета

о взыскании

при участии в заседании

от истца - не явился, извещён,

от ответчика - не явился, извещён,

УСТАНОВИЛ:

Сельское поселение Подбельск муниципального района Похвистневский Самарской области в лице Администрации сельского поселения Подбельск муниципального района Похвистневский Самарской области обратилось в суд с заявлением, в котором просит снять с кадастрового учета земельные участки:

- 63:29:1501015:15 почтовый адрес: Самарская обл., р-н Похвистневский <...>, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства с общей площадью 331 кв.м, кадастровая стоимость 21 928,09 руб.

- 63:29:1501015:16, почтовый адрес: Самарская обл., р-н Похвистневский <...>, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства с общей площадью 614 кв.м, кадастровая стоимость 40655,29 руб.

- 63:29:1501015:39, почтовый адрес: Самарская обл., р-н Похвистневский <...>, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства с общей площадью 421 кв.м, кадастровая стоимость 27895,41 руб.

- 63:29:1501009:60, почтовый адрес: Самарская обл., р-н Похвистневский <...>, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства с общей площадью 263 кв.м, кадастровая стоимость 17386,04 руб.

- 63:29:1501011:26, почтовый адрес: Самарская обл., р-н Похвистневский <...>, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства с общей площадью 2587 кв.м, кадастровая стоимость 171305,88 руб.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отзыв на заявление не представило.

Дело рассматривается в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя истца и ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, арбитражный суд установил.

Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения о ранее учтенных земельных участках:

- с кадастровым номером 63:29:1501015:15, расположенном: Самарская область, <...>, площадью - 331 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, собственность - ФИО2, дата постановки - 03.11.2003г.

- с кадастровым номером 63:29:1501015:16, расположенном: Самарская область, <...>, площадью - 614 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, собственность - ФИО3, дата постановки - 03.11.2003г.

- с кадастровым номером 63:29:1501015:39, расположенном: Самарская область, <...>, площадью - 421 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, собственность - ФИО4, дата постановки - 03.11.2003г.

- с кадастровым номером 63:29:1501009:60, расположенном: Самарская область, <...>, площадью - 263 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, собственность - ФИО5, дата постановки - 15.10.2003г.

- с кадастровым номером 63:29:1501011:26, расположенном: Самарская обл., <...>, площадью - 2587 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, собственность - ФИО6, дата постановки - 07.10.2003г.

Сведения о данных земельных участках внесены в ЕГРН при проведении работ по инвентаризации данных о ранее учтенных земельных участках.

В отношении земельных участков с кадастровым номером 63:29:1501015:15 и 63:29:1501015:16 Администрация указывает, что данными земельными участками распоряжалось сельскохозяйственное предприятие (совхоз «Садовод»); никаких

правоустанавливающих документов в архиве организации не существует; предприятие ликвидировано; никаких притязаний на данный земельный участок не имеет. Своё утверждение истец основывает на письме председателя СПК (колхоз) «Ягодный» ФИО7.

В отношении земельных участков с кадастровым номером 63:29:1501015:39 и 63:29:1501009:60 Администрация указывает, что данные земельные участки не имеют собственника; более 10 лет находятся в заброшенном состоянии; представляют опасность для близлежащих домов, поскольку зарастают кустарником.

В отношении земельного участка с кадастровым номером 63:29:1501011:26 Администрация указывает, что данным земельным участком до 2015 года пользовалась ФИО8; 04.11.2015г. гражданка ФИО8 умерла; родственников у гр.ФИО8 не было; со дня смерти никто не претендовал на наследство.

Согласно выпискам из государственного кадастра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами от 25.10.2017 за № 63/01/01/2017-216671, от 25.10.2017г. за 63/01/01/2017- 216707, от 25.10.2017г. за №63/01/01/2017-216703, от 25.10.2017г. за №63/01/01 2017-216684, от 25.10.2017г.за №63/01/01/2017-216677 статус вышеуказанных участков «ранее учтенный».

Согласно указанным выпискам в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на вышеуказанные земельные участки не зарегистрировано.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Согласно статье 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.

В силу пункта 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном этим Кодексом.

Перечень способов защиты гражданских прав установлен статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и не является исчерпывающим. Так, согласно абзацу 13 указанной нормы права, защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом. При этом использование других способов защиты права допускается ГК РФ только при наличии прямого указания закона.

Таким образом, действующее законодательство не ограничивает субъектов в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица в силу статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.

Так, на основании статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона, действующего на дату подачи рассматриваемого иска) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии с частью 1 статьи 25 указанного Закона (утратила силу с 01.01.2017) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные части 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре.

Частью 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре (утратила силу с 01.01.2017) установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о государственном кадастре вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.

Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре было предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществлялся до вступления в силу Закона о государственном кадастре (до 01.03.2008), статус "временный" не присваивался.

Из имеющегося в материалах дела документов кадастрового учета следует, что спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет до принятия Закона о государственном кадастровом учете, и имеют статус "ранее учтенный" либо «архивный».

Согласно части 1 статьи 45 Закона о государственном кадастре (утратила силу с 01.01.2017) государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу этого Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 этого Федерального закона особенностей, признается юридически действительным.

Приведенные выше ранее действующие нормы права устанавливали исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим до 01.01.2017 законодательством предусмотрены не были.

Аналогичная позиция изложена в пункте 25 "Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016.

Между тем в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342 разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона о государственном кадастре, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.

Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могли быть исключены (аннулированы) из государственного кадастра лишь в случае, если по прошествии пяти лет с момента постановки его на учет не имеется зарегистрированных прав на этот участок и при условии отсутствия иных притязаний (споров о правах) в отношении такого участка.

Вместе с тем 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости), который согласно его статье 1 регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных этим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 1).

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (пункт 2).

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (пункт 7).

Соответствующие изменения о ведении порядка государственного кадастрового учета с 01.01.2017 внесены также в Закон о государственном кадастре, который с указанной даты именуется Законом о кадастровой деятельности и регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.

При этом пунктом 4 статьи 69 Закона о регистрации недвижимости технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Закона о государственном кадастре, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.

Однако в силу пункта 3 статьи 70 Закона о регистрации недвижимости орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно представленным истцом выпискам в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на вышеуказанные земельные участки не зарегистрировано.

В этой связи судом учтено, что на момент вынесения обжалуемого решения заявитель не лишен возможности удовлетворить преследуемый им законный интерес в распоряжении спорными земельными участками во внесудебном порядке путем обращения в кадастровую палату с соответствующим заявлением.

Между тем, в ГКУ имеются сведения о наличии физических лиц - землепользователей спорных земельных участков.

Сведения о вышеперечисленных земельных участках внесены в ГКН на основании документов, предусмотренных ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", пунктом 21 ранее действовавшего Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 № 42.

В соответствии с п.9 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшего на момент постановки спорных земельных участков на кадастровый учет, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

При таких обстоятельствах отсутствие в ЕГРН зарегистрированного права собственности на вышеуказанные земельные участки не свидетельствует о том, что указанные лица или их наследники не имеют правоустанавливающих документов на данные объекты недвижимости.

Заявитель доказательства, опровергающие данные сведения государственного кадастра недвижимости, в материалы дела не представил.

Представленные истцом письма жителей сельского поселения Подбельск доказательствами, подтверждающими существенные для дела фактические обстоятельства, не являются.

Так, отсутствует подтверждение наличия у председателя СПК (колхоз) «Ягодный» ФИО7 полномочий представлять сведения об имуществе совхоза «Садовод». Заявления жителей сельского поселения Подбельск о длительном неиспользовании земельных участков не являются основаниями для снятия указанных участков с ГКУ.

Допустимые и относимые доказательства смерти указанных в кадастровом учете правообладателей спорных земельных участков, отсутствия наследников, отсутствия у них правопритязаний на спорные земельные участки, отсутствия на данных участках жилых домов и иных объектов недвижимости в материалы дела истцом не представлены.

При таких обстоятельствах снятие с государственного кадастрового учета вышеперечисленных земельных участков может привести к нарушению законных прав вышеуказанных физических лиц, их наследников (правопреемников).

Поскольку в процессе судебного разбирательства от истца указанные сведения и доказательства не поступили, оценка требований истца осуществляется судом с учетом положений статьей 9, 65 АПК РФ о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле.

Также, учитывая отсутствие зарегистрированных в ЕГРН прав на спорные земельные участки, Администрация не обосновала наличие препятствий реализации полномочий по распоряжению указанными объектами недвижимости.

Тем самым, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд считает недоказанным наличие у заявителя имущественного интереса, подлежащего судебной защите в рамках настоящего спора применительно к статье 12 ГК РФ и статьям 2 и 4 АПК РФ, что исключает возможность удовлетворения исковых требований и снятия земельных участков с кадастрового учета на основании судебного акта.

В то же время судом отмечено, что истец не лишен возможности реализовать свои права распорядиться землями, расположенными на территории муниципального образования, иным предусмотренным действующим законодательством способом.

Учитывая изложенное, предусмотренные законом основания для удовлетворения требований заявителя у суда отсутствуют.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Настоящее решение арбитражного суда не затрагивает прав иных лиц.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1