АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. 226-56-17, 226-55-26 (факс)
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
17 апреля 2012 года
Дело №
А55-2958/2012
Арбитражный суд Самарской области в составе председательствующего по делу судьи Медведева А.А. рассмотрел 10 апреля 2012 года в судебном заседании заявление
Открытого акционерного общества "Росскат", 446600, <...>, Самарская область, г.Самара, а/я 1268,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Самарской области, 443112, <...> а
с участием третьего лица:
Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, 443010, Самара, ул. Циолковского, 9,
о признании частично недействительными решений налогового органа,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Поповой А.Г.
В судебное заседание явились представители:
от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 23.01.2012,
от заинтересованного лица – ФИО2, представитель по доверенности от 29.11.2011, ФИО3, представитель по доверенности от 21.03.2012, ФИО4, представитель по доверенности от 19.03.2012,
от третьего лица – ФИО5, представитель по доверенности от 19.10.2011.
Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2012 года. Полный текст решения изготовлен 17 апреля 2012 года.
Суд установил:
Открытое акционерное общество "Росскат" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором в соответствии со ст.49 АПК РФ изменив предмет заявленных требований, просил:
1. Признать недействительным Решение Межрайонной Инспекции ФНС России по Крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 25.10.2011 г. №10-28/52 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Открытого акционерного общества «Росскат» по начислению недоимки по НДС, соответствующих пени и штрафов по оспариваемым эпизодам, а именно:
-Недоимки по НДС в размере 93 663 941 рублей (93 761 834-97 893).
-Пени за несвоевременную уплату НДС в размере 6 067 512 рублей.
-Штраф за неуплату НДС по п.1 ст. 122 НК РФ в размере 17 805 218 рублей (17 816 418 -11 200).
2. Признать недействительным требование №2 об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 23.01.2012 г., выставленное Межрайонной Инспекцией ФНС России по Крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области по решению камеральной налоговой проверки №10-28/52 от 25.10.2011 г. в части начисления недоимки по НДС в размере 93 663 941 рублей, пени за несвоевременную уплату НДС в размере 6 067 512 рублей и штраф за неуплату НДС по п.1 ст. 122 НК РФ в размере 17 805 218 рублей.
3. Признать недействительным Решение Межрайонной Инспекции ФНС России по Крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 25.10.2011 г. №10-28/7 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению в размере 146 989 274 рублей.
4. Отнести на Заинтересованное лицо судебные издержки Заявителя в виде государственной пошлины в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей, уплаченной за рассмотрение настоящего Заявления согласно платежному поручению №536 от 24.01.12 г.
Данные изменения предмета заявленных требований судом приняты в порядке ст. 49 АПК РФ.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области в отзыве на заявление требования не признала, просит в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, указанным в отзыве.
Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, указанным в отзыве.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениям к нему.
Представители ответчика и третьего лица в судебном заседании требования заявителя не признали по мотивам, изложенным в соответствующих отзывах и дополнениях к ним.
Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит требования подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Инспекции проведена камеральную налоговую проверку на основе уточненной налоговой декларации №5 по НДС, представленной ОАО «Росскат» ИНН <***> в МИФНС России по КНП по Самарской области за 4 квартал 2010 г., регистрационный номер декларации 4164089.
По результатам данной проверки 15.09.2011 г. налоговым органом составлен акт №65 камеральной налоговой проверки ОАО «Росскат».
Не согласившись с выводами проверяющих ОАО «Росскат» представил в налоговый орган возражения на акт, которые были удовлетворены в части:
- правомерности применения вычетов по контрагентам ООО ПКФ «Коллега», ООО «Промпродукт Урал», ООО «Метмаш» в сумме 404 076 рублей;
- исчисления сроков получения требования о предоставлении документов, направленного по почте, в сумме 48 400 рублей.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки с учетом возражений на акт 25.10.2011 г. приняты следующие решения:
1. №10-28/52 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Открытого акционерного общества «Росскат», в соответствии с которым ОАО «Росскат» привлечено к ответственности в виде штрафа по ст. 122 НК РФ в размере 17 835 994 руб., начислены пени за несвоевременную уплату НДС по сроку 25.10.2011 г. в размере 6 067 512 руб., начислен НДС в размере 93 761 834 руб.
2. №10-28/7 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в соответствии с которым признано обоснованным применение налоговой ставки 0 процентов по НДС по операции реализации товаров (работ, услуг) в сумме 80 198 271 руб. и признано необоснованным применение налоговых вычетов по НДС в сумме 146 989 274 руб.
Не согласившись с выводами проверяющих, ОАО «Росскат» направило 14.11.2011 г. в вышестоящий налоговый орган апелляционную жалобу.
Решение налогового органа №10-28/52 было частично изменено решением УФНС России по Самарской области №03-15/00762 от 17.01.2012 г. в части уменьшения суммы доначисленного НДС на 97 893 руб.
При этом налоговым органом отклонены остальные доводы ОАО «Росскат», изложенные в возражении на акт проверки и в апелляционной жалобе по эпизодам:
1) принятия к вычету суммы налога на добавленную стоимость в размере 945 667 рублей на основании счета-фактуры на строительно-монтажные работы для собственного потребления, исправленного путем его замены с указанием тех же реквизитов;
2) принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость в размере 145 945 714 рублей (146 349 790 - 404 076) с нарушением п.8 ст.171 НК РФ на основании счетов- фактур, выставленных на авансы (оплату, частичную оплату) в счет предстоящих поставок товаров, составленных, по мнению налогового органа, с нарушениями п.5, п.5.1 ст. 169 НК РФ и выставленных в адрес следующих контрагентов: ООО «Промсервис», ООО «Технотекс», ООО «Волга», ООО «Рыбинсккабель», ООО «Промкабель», ЗАО «Сибэлком», ЗАО «Электротехпром», ОАО «КЗАЭ», ООО «Архангельская сырьевая компания», ООО «Виплайн», ООО «ВолгаКабель-ЦветМет», ООО «МеталлПромСнаб», ЗАО «Уралкабель», ООО «Диарост», ООО «Трансмагистралькомплект», ООО «Индустрия», ООО КЗЭ «ДимАл», ООО НПК «Энергия», ООО «Паритет», ООО ПКФ «КИТ-П 2000», ООО «ЭТК «Содействие», ООО «Техпромкомплект», ООО «Техпромкомплект+», ООО ТД «Севкабель-Серанск», ЗАО «Алмет», ООО «Гальво Тех», ООО «ВЦМ», ООО ПФК «Желдорпром», ООО «Корунд», ООО «Энерготех», ООО ФЗК «Семья», ООО «Экцилер», ООО «РОССКАТ-Сырье», ООО «ФПГ - Нефтепромхим», ЗАО «Полимет», ЗАО «Томсккабель».
3) применения налоговых вычетов по НДС в сумме 146 989 274 руб., указанной в решении от 25.10.2011 г. №10-28/7 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
4) наличия в деятельности ОАО «Росскат» обстоятельств, смягчающих ответственность, с целью уменьшения начисленного штрафа по ст. 122 НК РФ на основании п.3 ст.114 НК РФ и п.3 ч.1 ст.112НК РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
По п.1 мотивировочной части Решения от 25.10.2011 г. №10-28/52 (стр.4 Решения).
Как усматривается из оспариваемого решения налогового органа, основанием для доначисления НДС послужил вывод налогового органа о неправомерном применении ОАО «Росскат» налогового вычета по счету-фактуре на выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления № 4433 от 31.12.2010г. на сумму 6 601 092 рубля, в том числе НДС, 18% - 1 006 946 рублей, которая была исправлена путем замены на счет-фактуру с аналогичными реквизитами (№4433 от 31.12.2010 г.), где сумма НДС уменьшена на 41 603 рубля и составила 965 343 рубля в отсутствие указания на исправление в графе «Сумма налогов».
В ходе камеральной налоговой проверки Требованием №3807 от 24.01.2011г. исх.№10-25/3807 (том 1 л.д.51-55) налоговый орган запросил у ОАО «Росскат» документы по строке 160 «Сумма налога, исчисленная при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления и уплаченная в бюджет, подлежащая вычету» (том 1 л.д.16).
В ответ на указанное Требование №3807 ОАО «Росскат» Письмом №08.1-0244/Н от 10.02.2011г. (том 1 л.д.49-50) направил запрошенные документы в адрес налогового органа в подтверждение обоснованности вычетов сумм НДС по строительно-монтажным работам для собственного потребления по строке 160 за 3,4 квартал.
В числе указанных документов была предоставлена и счет-фактура №4433 от 31.12.2010г., которая была исправлена путем замены на счет-фактуру с аналогичными реквизитами (№4433 от 31.12.2010 г.) (том 27 л.д.215,217), где сумма НДС уменьшена на 41 603 рубля, в связи с выявлением налогоплательщиком счетной ошибки, и составила 965 343 рубля.
Объем выполненных строительно-монтажных работ для собственных нужд подтверждается требованиями-накладными, актами о приемке выполненных работ формы КС-2, локальными ресурсными сметными расчетами, сметами затрат, актами о приеме- передаче (том 17 л.д.2-277).
11.08.2011г. Сообщением № 3668 (том 1 л.д.76-77) налоговый орган выявил несоблюдение порядка внесения исправления в счет-фактуру, составленного по результатам выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Письмом от 16.05.2011г. №08-0231/Н (том 1 л.д.73) ОАО «Росскат» пояснил, что замена счета-фактуры №4433 была произведена в связи с уменьшением строки 060 на сумму 41.603 руб. за счет уменьшения строительно-монтажных работ, выполненных хозспособом, что явилось одной из причин составления и подачи Уточненной декларация за 4 квартал 2010г.
Налоговый орган, отразив данное обстоятельство в Акте №65 камеральной налоговой проверки от 15.09.2011г. (т. 1 л.д.88-106) и в Решении №10-28/52 от 25.10.2011г. (том 1 л.д.107-130), отказал в возмещении НДС по уточненной налоговой декларации №5 за 4 квартал 2010г. (том 1 л.д.14-18) в размере 945 667 рублей.
При этом, по мнению налогового органа, не допускается исправление указанного счета-фактуры путем замены с указанием тех же реквизитов.
Инспекция и Управление считают, что статья 169 НК РФ не содержит положений, регулирующих порядок внесения исправлений в счета-фактуры, поэтому исправления счета-фактуры могут быть приняты налоговым органом, лишь в случае соответствия исправлений п.29 Правил ведения учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 (далее – Правила).
В п. 29 Правил указано, что исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Положений о возможности замены счета-фактуры, оформленного с нарушениями, НК РФ и Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 не содержат.
Арбитражный суд считает указанный довод налоговых органов необоснованным по следующим основаниям.
Согласно ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
Заявителем в ходе камеральной проверки на основании требования N 1651 от 14.05.2009 г. были представлены исправленные счета-фактуры на сумму НДС 760 183,45 руб.
Положения пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации не исключают право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение налога в случае устранения нарушений, допущенных поставщиками при составлении и выставлении счетов-фактур на приобретенные покупателем товары (работы, услуги). Иные положения главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации также не содержат запрета на внесение изменений в неправильно оформленный счет-фактуру или замену такого счета-фактуры на документ, оформленный в соответствии с действующими нормами.
Данная правовая позиция сформулирована в определениях ВАС РФ от 28.01.2011 N ВАС-202/11, от 23.09.2010 N ВАС-12696/10 по делу N А58-9742/2009, от 12.04.2010 N ВАС-3895/10 по делу N А-32-5864/2009-63/84, от 15.10.2009 N ВАС-13121/09 по делу N А81-2818/2008, постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.12.2011 по делу N А72-2252/2011, от 03.06.2011 по делу N А55-16324/2010, от 25.01.2011 по делу N А55-11058/2010, от 20.01.2011 по делу N А55-3692/2010, от 17.11.2010 по делу N А55-2699/2010, от 18.05.2010 по делу N А65-21720/2009, от 11.05.2010 по делу N А12-19205/2009, от 26.01.2010 по делу N А65-8600/2009, от 07.09.2009 по делу N А57-20762/2008, от 31.08.2009 по делу N А55-17076/2008, от 28.08.2009 по делу N А57-58/2009, от 21.08.2009 по делу N А57-59/2009, от 20.08.2009 по делу N А57-57/2009, от 16.09.2010 по делу N А55-30158/2009.
Инспекция и Управление указывают, что из анализа налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2011 года, представленной Обществом 20.10.2011г., установлено: налоговый вычет по счету-фактуре на выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления №4433 от 31.12.2010 на сумму 945 667 руб. предъявлен к вычету дважды, по уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2010 года и по налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2011 года.
Возражая против указанного довода, заявитель представил справку № 0112 от 27 марта 2012г., согласно которой сумма НДС, исчисленная ОАО «Росскат» при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежащая вычету по счет-фактуре № 4433 от 31.12.2010., в размере 945 667, а также сумма НДС, исчисленная ОАО «Росскат» с сумм оплаты, частичной оплаты, подлежащая вычету у продавца с даты отгрузки соответствующих товаров по исправленным счетам-фактурам на отгрузку за 4 квартал 2010г., представленных в УФНС России по Самарской области вместе с апелляционной жалобой на решение МИФНС по КПН по Самарской области от 25.10.2011г. № 10-28/52 и №10-28/7, в корректировочной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 года не заявлены.
Таким образом, вывод Инспекции о неправомерности возмещения заявителем в 4 квартале 2010 года НДС в сумме 945 667 руб. по исправленному счету-фактуре противоречит ст. 169, 171 - 173 Налогового кодекса Российской Федерации.
По п.2 мотивировочной части Решения от 25.10.2011 г. №10-28/52 (стр.5 Решения).
Как усматривается из оспариваемого решения налогового органа, основанием для доначисления НДС послужил вывод налогового органа о неправомерном применении ОАО «Росскат» налогового вычета по счетам-фактурам, представленным для подтверждения вычетов по суммам налога, исчисленным с сумм оплаты, частичной оплаты (авансов), подлежащих вычету с даты отгрузки соответствующих товаров по следующим контрагентам (покупателям): ООО «Промсервис», ООО «Технотекс», ООО «Волга», ООО «Рыбинсккабель», ООО «Промкабель», ЗАО «Сибэлком», ЗАО «Электротехпром», ОАО «КЗАЭ», ООО «Архангельская сырьевая компания», ООО «Виплайн», ООО «ВолгаКабель-ЦветМет», ООО «МеталлПромСнаб», ЗАО «Уралкабель», ООО «Диарост», ООО «Трансмагистралькомплект», ООО «Индустрия», ООО КЗЭ «ДимАл», ООО НПК «Энергия», ООО «Паритет», ООО ПКФ «КИТ-П 2000», ООО «ЭТК «Содействие», ООО «Техпромкомплект», ООО «Техпромкомплект+», ООО ТД «Севкабель-Серанск», ЗАО «Алмет», ООО «Гальво Тех», ООО «ВЦМ», ООО ПФК «Желдорпром», ООО «Корунд», ООО «Энерготех», ООО ФЗК «Семья», ООО «Экцилер», ООО «РОССКАТ-Сырье», ООО «ФПГ - Нефтепромхим», ЗАО «Полимет», ЗАО «Томсккабель».
Налоговый орган указал, что счета-фактуры составлены продавцом - ОАО «Росскат» с нарушением подпункта 4 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ, поскольку в них не заполнена графа «к платежно-расчетному документу». Налоговый орган указал, что положения абз.2 п.2 ст. 169 НК РФ в данной ситуации не применимы, так как допущенные обществом нарушения пп.4 п.5 ст. 169 НК РФ не позволяют налоговому органу идентифицировать счета-фактуры, составленные при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, со счетами-фактурами, выставленными при отгрузке данных товаров, и платежными поручениями. В результате налоговый орган сделал вывод о том, что невозможно подтвердить суммы НДС, исчисленные с сумм оплаты, частичной оплаты, полученные в счет предстоящих поставок товаров.
Ввиду изложенного, ссылаясь на п.3 ст. 168, п.2, 5, 5.1 и 6 ст. 169, пп. 4 п. 5 ст. 169, пп. 3 п. 5.1 ст. 169, п. 1 и п.6 ст. 172, п.8 ст. 171 НК РФ, п. 13 и п.18 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. №914 и признав правомерными вычеты в сумме 404 076 рублей по счетам-фактурам, выставленным в адрес контрагентов (покупателей) - ООО ПКФ «Коллега», ООО «Промпродукт Урал» и ООО «Метмаш» налоговый орган признал неправомерным применение налоговых вычетов в сумме 146 349 790 рублей, в то время как следовало указать сумму в размере 145 945 714 рублей (146 349 790 - 404 076) на том основании, что инспекция не имеет возможности идентифицировать счета-фактуры на полученную предоплату со счетами-фактурами на отгрузку, а также с платежными поручениями.
Арбитражный суд считает, что налоговый орган необоснованно не принял во внимание следующие обстоятельства дела.
Абзацем 2 п. 1 ст. 154 НК РФ установлено, что при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база по НДС определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом НДС.
В соответствии с п.1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Соответственно, поставщик с полученной предоплаты в любом случае должен заплатить НДС. При этом налоговую базу также следует определять и на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) (п. 14 ст. 167 НК РФ).
В то же время с даты отгрузки соответствующих товаров (работ, услуг) исчисленный налог с сумм аванса подлежит вычету (п.8 ст. 171 и п.6 ст. 172 НК РФ).
В соответствии с п.8 ст. 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров. Согласно пункту 6 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в пункте 8 статьи 171 НК РФ, производятся с даты отгрузки соответствующих товаров.
Таким образом, для получения вычета по НДС с сумм частичной оплаты предстоящих поставок, в соответствии с требованиями пункта 8 статьи 171 НК РФ, пункта 6 статьи 172 НК РФ, необходимы исчисление налога с поступившего в счет будущей поставки аванса и наступление даты отгрузки соответствующего товара.
В соответствии с указанными положениями, ОАО «Росскат» исчислил НДС со всех полученных авансов в счет предстоящих поставок, а в момент отгрузки воспользовался вычетом сумм НДС. Указанные факты отражены в разделе 3 уточненной налоговой декларации по НДС №5 за 4 квартал 2010 г.: строка 120 и строка 220 соответственно (т.1 л.д.16).
Положения пункта 1 статьи 172 НК РФ об обязательном наличии счетов-фактур и о соответствии этих счетов-фактур требованиям статьи 169 НК РФ в данном случае неприменимы, поскольку вычет заявлен продавцом (ОАО «Росскат») на основании собственных счетов-фактур.
В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятии покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.
Законом №318-Ф3 п. 2 ст. 169 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных п. п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ. Таким образом, п.2 ст. 169 НК РФ прямо устанавливает правила содержания счета-фактуры, на основании которой вычет заявляет покупатель. Ошибки в счетах- фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона №318-Ф3 данный Закон вступает в силу со дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» 22.12.2009 г., №5070), за исключением положений, для которых ст. 4 Закона №318-Ф3 установлен иной порядок вступления их в силу.
Пунктом 5 ст. 4 Закона №318-Ф3 установлено, что положения п. 2 ст. 169 НК РФ (в ред. Закона №318-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2010 г.
Таким образом, ошибка в строке 5 счета-фактуры, сама по себе, при указании номера платежно-расчетного документа в случае получения авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (в результате технической или иной ошибки), если при этом остальные требования, установленные для применения налоговых вычетов, соблюдены применительно к правоотношениям, возникшим после 01.01.2010 г., не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, учитывая положения п. 2 ст. 169 НК РФ.
Учитывая, что проверяемый период в ОАО «Росскат» охватывает 4 квартал 2010 г., т.е. период после 01.01.2010 г. ошибка в строке 5 счета-фактуры при указании номера платежно-расчетного документа в случае получения авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (в результате технической ошибки), при условии, что остальные требования, установленные для применения налоговых вычетов, соблюдены, не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Согласно ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
Материалами проверки подтверждается, что ОАО «Росскат» сопроводительным письмом № 08-0746/Н от 22.08.2011г.(т.1 л.д.75), в ответ на сообщение №3668 от 11.08.2011 г. о представлении пояснений (т.1 л.д.76-77) о составлении счетов-фактур с нарушением требований подпункта 4 пункта 5 ст. 169 НК РФ указал, что данная строка не заполнена ошибочно, в связи с чем, Открытым Акционерным Обществом «РОССКАТ» представлена информация в виде таблицы (т.22 л.д.88-102) о соответствии платежных поручений, полученных в качестве авансовых платежей в счет предстоящих поставок, по счетам-фактурам, выставленным при реализации продукции. Сведения из указанной таблицы использованы налоговым органом в акте проверки (стр. 12-16) для вывода о невозможности идентификации сумм предоплаты.
При этом налоговый орган не учел правовую позицию Минфина РФ, изложенную в письме от 09.04.2009 г. № 03-07-11/103, в соответствии с которой статьей 169 НК РФ норма об отказе в вычете продавцу товаров НДС, уплаченного им по предварительной оплате (частичной оплате), на основании составленных им же счетов-фактур с нарушением порядка, установленного п. 5.1 ст. 169 НК РФ, не предусмотрена. Таким образом, после отгрузки товаров поставщик имеет право принять к вычету исчисленные им суммы НДС по полученной от покупателей этих товаров предварительной оплате (частичной оплате), указанные в составленном им счете-фактуре».
О наличии вышеуказанных обстоятельств ОАО «Росскат» указал в своих возражениях на акт проверки (т.7 л.д.57-61), сославшись на абз.2 п.2 ст. 169 НК РФ, письмо Минфина РФ №03-02-07/1-159 от 06.05.2011 года. ОАО «Росскат» указал на наличие у налогоплательщика документов, а именно: спецификаций, товарных накладных, аналитических данных бухгалтерского учета, на основании которых налоговому органу с целью идентификации продавца, покупателя товаров (работ, услуг) имущественных прав, была представлена информация в виде таблицы, с указанием номеров платежных поручений, счетов-фактур на полученные авансы, а так же счетов-фактур соответствующих отгрузке под полученные авансы. В счетах-фактурах, оформленных на полученные авансы, строка к платежно-расчетному документу заполнена, и она соответствует данным платежных поручений.
ОАО «Росскат» также указал, что авансовому счету-фактуре соответствуют платежные поручения, в которых отсутствует ссылка на то, что данный платеж является предоплатой по счету-фактуре, выписанному на аванс по следующим контрагентам: ООО «Рыбинсккабель» - НДС в сумме 57 203,37 руб. (стр.8), ООО «Промпродукт Урал» - НДС в сумме 430 843,96 руб., ООО «Корунд» - НДС в сумме 701 694,91 руб., 000 «Метмаш» - НДС в сумме 227 779,64 руб. (стр.9), ООО КЗЭ «ДимАл» - НДС в сумме 17 348,64 руб., ООО «Паритет» - НДС в сумме 54 512,70 руб., ООО «НПК Энергия» - НДС в сумме 25 924,58 руб. (стр.11).
Налоговый орган, ссылаясь на невозможность идентифицировать платежи, было предложил налогоплательщику представить счета-фактуры с исправлениями, касающиеся графы 5 «к платежно-расчетному документу». После чего, по мнению налогового органа, у налогоплательщика не будет препятствий для признания налогового вычета обоснованным по авансовым счетам-фактурам в 4 квартале 2010 г.
Заявителем вместе с апелляционной жалобой в Управление были представлены исправленные счета-фактуры на сумму НДС 145 945 714 руб., которые были отклонены налоговым органом, считающим, что вычет по таким счетам-фактурам может быть заявлен не ранее 3 квартала 2011 г.
Инспекция и Управление в своих отзывах мотивируют указанный довод тем, что в соответствии с действующим порядком применения налоговых вычетов по НДС при внесении продавцом изменений в счет-фактуру исправленный счет-фактура регистрируется покупателем в книге покупок, и, соответственно, суммы НДС предъявляются покупателем к вычету в том налоговом периоде, в котором исправленный счет-фактура получен, при одновременном соблюдении иных условий, предусмотренных гл.21 НК РФ.
Однако пункт 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает возможность возмещения налогоплательщиком сумм НДС при превышении налоговых вычетов, указанных в декларации, над суммами налога, исчисленными в связи с реализацией товаров (работ, услуг), в пределах установленного этим пунктом срока - трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Следовательно, вычет НДС производится в периоде совершения хозяйственной операции при соблюдении требований пункта 1 статьи 171 Кодекса. Право на вычет может быть реализовано только после получения надлежаще оформленного счета-фактуры.
Согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. Налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения), корректируются только в случае невозможности определения конкретного периода.
Поскольку операции относятся к конкретным, фиксированным и заведомо известным налоговым периодам, вычеты по этим операциям должны производиться по декларациям соответствующих налоговых периодов.
Данная правовая позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.2005 N 1321/05 и 08.11.2006 N 6631/06, постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.06.2011 по делу N А55-16324/2010, от 25.01.2011 по делу N А55-11058/2010, от 20.01.2011 по делу N А55-3692/2010, от 30 сентября 2010 г. по делу N А55-38512/2009, Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 июля 2010 г. по делу N А64-6646/09, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 января 2011 г. N Ф09-10824/10-С2 Дело N А50-13172/2010, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июня 2011 г. по делу N А32-5051/2010, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2011 г. по делу N А21-4414/2010, Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 сентября 2011 г. по делу N А40-136255/10-129-436, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 февраля 2010 г. по делу N А45-12838/2008, Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 сентября 2011 г. по делу N А17-4441/2010.
Ссылка ответчика на то, что вышеуказанная судебная практика распространяется лишь на случаи предъявления налоговых вычетов по приобретению товаров, работ и услуг, является необоснованной, поскольку указанная правовая позиция основана не на формальном, а принципиальном толковании положений Налогового кодекса РФ. Данное обстоятельство позволяет применять её на все случаи, когда НК РФ предусматривает право предъявления налогового вычета на основании выставленного счета-фактуры.
При рассмотрении настоящего дела суд также руководствовался Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 июля 2003 г. N 12-П, в соответствии с которым, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы , право на судебную защиту , закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным (постановления от 6 июня 1995 года по делу о проверке конституционности положения статьи 19 Закона РСФСР "О милиции", от 13 июня 1996 года по делу о проверке конституционности части пятой статьи 97 УПК РСФСР, от 28 октября 1999 года по делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"). Данная правовая позиция имеет более общий характер и касается любых правоприменителей .
Заявитель представил справку № 0112 от 27 марта 2012г., согласно которой сумма НДС, исчисленная ОАО «Росскат» с сумм оплаты, частичной оплаты, подлежащая вычету у продавца с даты отгрузки соответствующих товаров по исправленным счетам-фактурам на отгрузку за 4 квартал 2010г., представленных в УФНС России по Самарской области вместе с апелляционной жалобой на решение МИФНС по КПН по Самарской области от 25.10.2011г. № 10-28/52 и №10-28/7, в корректировочной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 года не заявлены.
Таким образом, вывод Инспекции о неправомерности возмещения заявителем в 4 квартале 2010 года НДС в сумме 145 945 714 руб. по исправленным счетам-фактурам противоречит ст. 54, 169, 171 - 173 Налогового кодекса Российской Федерации.
По Решению№10-28/7 от25.10.2011 г. об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению и Требованию об уплате налога, сбора, пени и штрафа № 2 по состоянию на 23.01.2012 г.
Как усматривается из материалов проверки, одновременно с Решением №10-28/52 от 25.10.2011 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО «Росскат» по результатам камеральной налоговой проверки Межрайонной Инспекцией ФНС России по КНП по Самарской области вынесено Решение от 25.10.2011г. №10-28/7 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
В соответствии с указанным решением по результатам камеральной налоговой проверки, проведенной в период с 01.06.2011г. по 01.09.2011г. налоговый орган установил:
1. применение налоговой ставки 0 процентов по НДС по операции реализации товаров (работ, услуг) в сумме 80 198 271 руб. обоснованно;
2. применение налоговых вычетов по НДС в сумме 146 989 274 руб. необоснованно,
в связи с чем, налоговый орган отказал ОАО «Росскат» в возмещении НДС в сумме 53 227 440 рублей.
В решении об отказе в возмещении полностью суммы НДС указана ссылка на решение о привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое было вынесено с ним одновременно, в связи с чем, решение инспекции от 25.10.2011 № 10-28/7 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость является производным от решения от 25.10.2011 № 10-28/52.
В соответствии с пунктом 3 статьи 176 Кодекса решение о возмещении или об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость из бюджета принимается одновременно с решением о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки. При этом положения названной статьи не предусматривают самостоятельной процедуры принятия решения о возмещении или об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость, а соотносятся со статьей 101 Кодекса.
Следовательно, решение о возмещении либо об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость основано на решении о привлечении либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности, содержащем основания для возмещения или отказа, поэтому такое решение не является самостоятельным результатом камеральной налоговой проверки налоговой декларации, в которой налогоплательщиком было заявлено право на возмещение налога.
Требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области об уплате налога, сбора, пени и штрафа № 2 по состоянию на 23.01.2012 г. также является производным от решения от 25.10.2011 № 10-28/52.
Учитывая признание судом не соответствующими закону оснований для принятия решения от 25.10.2011 № 10-28/52 в оспариваемой части, заявленные требования в отношении решения инспекции от 25.10.2011 № 10-28/7 об отказе в возмещении НДС и Требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа № 2 по состоянию на 23.01.2012 г. также подлежат удовлетворению.
Согласно требованиям п.6 ст.108 НК РФ, п.1 ст.65 и п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд пришел к выводу, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 25.10.2011 г. №10-28/52 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Открытого акционерного общества «Росскат» в части: привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 17 805 218 руб.; предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 93 663 941 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 6 067 512 руб.; требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа № 2 по состоянию на 23.01.2012 г. в части взыскания штрафа в сумме 17 805 218 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 93 663 941 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 6 067 512 руб., а также Решение от 25.10.2011 г. №10-28/7 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению в размере 146 989 274 руб., не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст.110 АПК РФ судебные расходы подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167- 170, 176, 177, 180, 181, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и гл.25.3 Налогового кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 25.10.2011 г. №10-28/52 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Открытого акционерного общества «Росскат» в части:
- привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 17 805 218 руб.,
- предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 93 663 941 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 6 067 512 руб.
Признать недействительным требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области об уплате налога, сбора, пени и штрафа № 2 по состоянию на 23.01.2012 г. в части взыскания штрафа в сумме 17 805 218 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 93 663 941 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 6 067 512 руб.
Признать недействительным Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 25.10.2011 г. №10-28/7 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению в размере 146 989 274 руб.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области в пользу Открытого акционерного общества «Росскат» расходы на уплату госпошлины в сумме 4000 руб.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области
в течение месяца со дня его принятия.
Судья
/
Медведев А.А.