АРБИТРАЖНЫЙ СУД CАМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
01 марта 2022 года
Дело №
А55-29689/2020
Резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 01 марта 2022 года.
Арбитражный суд Самарской области
в составе
судьи Шабанова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Магалимовой Р.Х.
рассмотрев в судебном 22 февраля 2022 года заседании дело по иску
Индивидуального предпринимателя ФИО1
к Администрации городского округа Тольятти,
об урегулировании разногласий
при участии в заседании
от истца – представителя ФИО2, доверенность от 10.01.2021, удостоверение адвоката от 18.03.2015 № 2996;
от ответчика – представителя ФИО3, доверенность от 30.12.2021 № 10588/1, диплом от 18.06.2009 № 66015;
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с иском к Администрации городского округа Тольятти об урегулировании разногласий, возникшие при заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта, площадью 218 кв.м., с местоположением: г. Тольятти, Центральный район, ул. Баныкина, в районе домов № 36 и 38, заключаемого без проведения аукциона, в следующей редакции:
пункт 3.1 договора: «Годовой размер платы за размещение НТО составляет 75 000 рублей (семьдесят пять тысяч рублей 00 копеек) в год. Указанный размер годовой платы за размещение НТО установлен в соответствии с отчетом об оценке № 010.9.03/1, подготовленным ООО «Автоэксперт». В соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации операции по предоставлению организациям и физическим лицам прав не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость»
подпункт 6 пункта 7.2 договора «В случае поступления информации о неоднократных (два и более раз в течение одного календарного года) нарушениях законодательства Российской Федерации после вступления в установленном порядке в законную силу решения уполномоченного органа и (или) суда о привлечении хозяйствующего субъекта к административной ответственности при условии неустранения административного нарушения, связанного с нарушением земельного законодательства Российской Федерации, с нарушением правил торговли и других требований, регламентирующих торговую деятельность и оказание услуг населению, правил благоустройства и санитарного содержания нестационарного торгового объекта, установленных действующим законодательством».
Ответчик представил отзыв на исковое заявление, дополнение к отзыву, с иском не согласен по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, дополнении к нему, просит урегулировать спорные пункты в своей редакции:
пункт 3.1 договора: «Годовой размер платы за размещение НТО составляет 352 700 рублей (Триста пятьдесят две тысячи семьсот рублей 00 копеек) в год. В соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации операции по предоставлению организациям и физическим лицам прав не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость».
подпункт 6 пункта 7.2 договора: «В случае поступления информации о неоднократных (два и более раз в течение одного календарного года) нарушениях законодательства Российской Федерации после вступления в установленном порядке в законную силу решения уполномоченного органа и (или) суда о привлечении хозяйствующего субъекта к административной ответственности при условии неустранения административного нарушения, связанного с нарушением земельного законодательства Российской Федерации, с нарушением правил торговли и других требований, регламентирующих торговую деятельность и оказание услуг населению, правил благоустройства и санитарного содержания нестационарного торгового объекта, установленных действующим законодательством; в случае реализации в нестационарном торговом объекте товаров, реализация которых запрещена действующим законодательством Российской Федерации, в том числе с нарушением требований к розничной продаже алкогольной продукции, утвержденных Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», с нарушением законодательства о запрете курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, предусмотренных Федеральным законом «Об охране здоровья граждан от воздействий окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Определением суда от 26.05.2021 удовлетворено ходатайство истца о назначении по делу № А55-29689/2020 экспертизы, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Эстимейшн" ФИО4, с постановкой перед экспертом следующего вопроса: Какова рыночная стоимость годового размера платы за размещение (арендной платы) несезонного нестационарного торгового объекта размещаемого на основании договора на размещение несезонного нестационарного торгового объекта, заключаемого без проведения аукциона на земельном участке площадью 218кв.м., с местоположением: г. Тольятти, Центральный район, ул. Баныкина, в районе домов № 36 и № 38, установлен срок предоставления экспертного заключения не позднее 17.06.2021, производство по делу приостановлено.
Определением суда от 18.06.2021 назначено судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по делу № А55-29689/2020.
От индивидуального предпринимателя ФИО1 поступило ходатайство о назначении экспертизы, проведение которой просил поручить эксперту общества с ограниченной ответственностью "Бюро оценочных технологий" ФИО5.
Определением суда от 27.07.2021 по делу № А55-29689/2020 удовлетворено ходатайство индивидуального предпринимателя ФИО1 о замене экспертной организации общества с ограниченной ответственностью "Эстимейшн" на общество с ограниченной ответственностью "Бюро оценочных технологий".
Проведение экспертизы поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Бюро оценочных технологий" ФИО5.
Определением суда от 10.11.2021 назначено судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства.
От общества с ограниченной ответственностью "Бюро оценочных технологий" поступило заключение эксперта от 29.11.2021 № 2021.11-12 (вх. № 337225 от 01.12.2021), где эксперт указал, что рыночная стоимость годового размера платы за размещение (арендной платы) несезонного нестационарного торгового объекта размещаемого на основании договора на размещение несезонного нестационарного торгового объекта, заключаемого без проведения аукциона на земельном участке площадью 218кв.м., с местоположением: г. Тольятти, Центральный район, ул. Баныкина, в районе домов № 36 и № 38, округленно составляет 69 800руб. 00коп.
Определением суда от 09.12.2021 производство по делу возобновлено.
Ответчик представил пояснения по делу с учетом экспертного заключения.
Истец представил заявление об изменении предмета исковых требований, просит урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора № 52-БА/2020 на размещение нестационарного торгового объекта, площадью 218 кв.м., с местоположением: г. Тольятти, Центральный район, ул. Баныкина, в районе домов № 36 и 38, заключаемого без проведения аукциона, между администрацией городского округа Тольятти и индивидуальным предпринимателем ФИО1, в следующей редакции: Пункт 3.1 договора: «Годовой размер платы за размещение НТО составляет 69 800руб. 00коп. в год. Указанный размер годовой платы за размещение НТО установлен в соответствии с отчетом об оценке № 2021.11-12, подготовленным обществом с ограниченной ответственностью "Бюро оценочных технологий". В соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации операции по предоставлению организациям и физическим лицам прав не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.»; п.п.6 п. 7.2 договора «В случае поступления информации о неоднократных (два и более раз в течение одного календарного года) нарушениях законодательства Российской Федерации после вступления в установленном порядке в законную силу решения уполномоченного органа и (или) суда о привлечении хозяйствующего субъекта к административной ответственности при условии неустранения административного нарушения, связанного с нарушением земельного законодательства Российской Федерации, с нарушением правил торговли и других требований, регламентирующих торговую деятельность и оказание услуг населению, правил благоустройства и санитарного содержания нестационарного торгового объекта, установленных действующим законодательством».
В порядке ч. 1 ст. 49 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление истца об изменении предмета исковых требований следует принять судом.
В обоснование заявленных исковых требований истец указывает, что при заключении договора № 52-БА/2020 на размещение несезонного нестационарного торгового объекта, заключаемого без проведения аукциона между администрацией г.о. Тольятти и индивидуальным предпринимателем ФИО1 возник ряд разногласий. Так, 04.09.2020 индивидуальным предпринимателем ФИО1 в адрес руководителя отдела развития потребительского рынка направлен протокол разногласий к договору № 52-БА/2020 на размещение несезонного нестационарного торгового объекта, заключаемого без проведения аукциона, с просьбой изложить в следующей редакции: Пункт 3.1 договора: «Годовой размер платы за размещение НТО составляет 75 000рублей 00 копеек в год. Указанный размер годовой платы за размещение НТО установлен в соответствии с отчетом об оценке № 010.9.03/1, подготовленным ООО «Автоэксперт». В соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации операции по предоставлению организациям и физическим лицам прав не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость». П.п.6 п. 7.2 договора: «В случае поступления информации о неоднократных (два и более раз в течение одного календарного года) нарушениях законодательства Российской Федерации после вступления в установленном порядке в законную силу решения уполномоченного органа и (или) суда о привлечении хозяйствующего субъекта к административной ответственности при условии неустранения административного нарушения, связанного с нарушением земельного законодательства Российской Федерации, с нарушением правил торговли и других требований, регламентирующих торговую деятельность и оказание услуг населению, правил благоустройства и санитарного содержания нестационарного торгового объекта, установленных действующим законодательством»
При этом 28.09.2020 начальником отдела развития потребительского рынка администрации г.о. Тольятти дан ответ, из которого следует, что вышеуказанный договор может быть заключен только в первоначальном виде, без протокола разногласий.
В соответствии с частью 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с ч.3 ст. 10 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации» схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 № 76-ГД «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области» Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования в порядке, установленном "уполномоченным органом.
Во исполнение данной нормы Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области принят Приказ от 28.10.2016 № 240 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области и о признании утратившими силу отдельных приказов министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области».
Пункт 3.1 указанного Приказа наделяет юридические лица правом инициативы изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 3.2 указанного приказа предложения, направленные для включения в Схему нестационарных торговых объектов заинтересованным лицом, должны включать: 1)адрес или адресное обозначение предлагаемого места расположения нестационарного торгового объекта с указанием границ улиц, дорог, проездов, иных ориентиров (при наличии); 2)вид и специализацию нестационарного торгового объекта; 3)площадь места, которое необходимо для расположения нестационарного торгового объекта.
Пункт 3.3 Приказа устанавливает, что решение о включении в Схему нестационарного торгового объекта по результатам рассмотрения предложения, внесенного в орган местного самоуправления заинтересованным лицом, принимается органом местного самоуправления с учетом факторов, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Порядка.
В свою очередь, пункт 2.1 Приказа называет одним из факторов, которые должны приниматься в расчет при разработке схемы создание дополнительных условий для развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговой деятельности.
Постановлением Правительства Самарской области от 02.08.2016 № 426 «О реализации отдельных полномочий в области государственного регулирования торговой деятельности» был утвержден «Порядок заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта...», а также «Порядком определения размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, заключаемому без проведения аукциона».
Решением Думы г. о. Тольятти от 07.06.2017 № 1473, во исполнение Постановления Правительства Самарской области от 02.08.2016 № 426, определено, что размер платы по договору на размещение НТО на землях или земельных участках, заключаемому без проведения аукциона, считать равным рыночной стоимости платы по договору на размещение НТО в месте размещения такого объекта согласно схеме размещения НТО г.о. Тольятти, определяемой на основании отчета об оценке.
Согласно заключения общества с ограниченной ответственностью "Бюро оценочных технологий" от 29.11.2021 № 2021.11-12, рыночная стоимость годового размера платы за размещение (арендной платы) несезонного нестационарного торгового объекта размещаемого на основании договора на размещение несезонного нестационарного торгового объекта, заключаемого без проведения аукциона на земельном участке площадью 218кв.м., с местоположением: г. Тольятти, Центральный район, ул. Баныкина, в районе домов № 36 и № 38, округленно составляет 69 800руб. 00коп.
Заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу (часть 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. В силу положений статьи 16 указанного Закона, эксперт обязан провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.
В заключении, должны быть отражены объекты исследований, содержание и результаты исследований (пункты 6, 7 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), оценка результатов исследований, выводы и их обоснование (пункт 8 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Представленное заключение эксперта от 29.11.2021 № 2021.11-12 содержит сведения об эксперте, описание объекта исследования, методы оценки объектов, является полным, ясным, содержит однозначные выводы и их обоснование в связи с чем является надлежащим доказательством по делу и соответствует ст.ст. 82,83,86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд отмечает, что ни решением Думы N 1473, ни иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г.о. Тольятти не предусмотрена методика расчета размера платы за размещение НТО.
В отсутствие такой методики определение размера платы за размещение НТО на территории г.о. Тольятти сводится лишь к определению рыночной стоимости оценщиком, который в силу Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" вправе самостоятельно выбирать методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.
Пунктом 7.2 договора установлены основания для досрочного и одностороннего расторжения договора со стороны администрации.
По общему правилу (Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах запрещена. Розничная реализация алкоголя через нестационарный торговый объект возможна только в том случае, если этот объект отвечает понятию предприятия питания.
Оборот табачных изделий в Российской Федерации регулируется Федеральным законом РФ от 23.02.2013 №15 "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
Действующее законодательство запрещает открытую демонстрацию любой табачной продукции покупателям любым образом. Это касается как рекламных изображений сигарет, сигаретных пачек или иной табачной продукции, так и непосредственной выкладки табачных изделий на витрине. Покупатели могут ознакомляться с ассортиментом табачных изделий только посредством таблиц с указанием наименования и цены сигарет, выполненных одинаковым шрифтом в алфавитном порядке.
Одним из наиболее известных запретов является абсолютное ограничение продажи табачных изделий и никотинсодержащей продукции, а также безникотиновых курительных средств и смесей несовершеннолетним лицам.
Касательно места продажи, законодательство строго ограничивает возможность реализации сигарет ближе, чем в 100 метрах от учебных заведений, спортивных учреждений или организаций здравоохранения.
В связи с чем, ссылка на нарушения, в том числе и вышеназванных федеральных законов, как основания для расторжения договора на размещение НТО без проведения аукциона, не может расцениваться, как нарушение прав истца.
В соответствии со статьей 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дела в арбитражных судах» при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку (например, требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок), расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.
Учитывая, что исковые требования имеют неимущественный характер, расходы по государственной пошлине по иску следует отнести на ответчика, и взыскать в пользу истца. Расходы по оплате экспертных изысканий возлагаются на истца, поскольку именно им инициировано ходатайство о проведении экспертных изысканий.
Руководствуясь ст. 49, ч. 1 ст. 110, ст.ст. 167-174, 180-182, ч.1 ст. 259, ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
Заявление истца об изменении предмета исковых требований принять судом.
Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора № 52-БА/2020 на размещение нестационарного торгового объекта, площадью 218 кв.м., с местоположением: г. Тольятти, Центральный район, ул. Баныкина, в районе домов № 36 и 38, заключаемого без проведения аукциона, между администрацией городского округа Тольятти и индивидуальным предпринимателем ФИО1, изложив в следующей редакции:
Пункт 3.1 договора: «Годовой размер платы за размещение НТО составляет 69 800руб. 00коп. в год. Указанный размер годовой платы за размещение НТО установлен в соответствии с отчетом об оценке № 2021.11-12, подготовленным обществом с ограниченной ответственностью "Бюро оценочных технологий". В соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации операции по предоставлению организациям и физическим лицам прав не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.».
Подпункт 6 пункта 7.2 договора: «В случае поступления информации о неоднократных (два и более раз в течение одного календарного года) нарушениях законодательства Российской Федерации после вступления в установленном порядке в законную силу решения уполномоченного органа и (или) суда о привлечении хозяйствующего субъекта к административной ответственности при условии неустранения административного нарушения, связанного с нарушением земельного законодательства Российской Федерации, с нарушением правил торговли и других требований, регламентирующих торговую деятельность и оказание услуг населению, правил благоустройства и санитарного содержания нестационарного торгового объекта, установленных действующим законодательством; в случае реализации в нестационарном торговом объекте товаров, реализация которых запрещена действующим законодательством Российской Федерации, в том числе с нарушением требований к розничной продаже алкогольной продукции, утвержденных Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», с нарушением законодательства о запрете курения табака на отдельных территориях, помещениях и на объектах, предусмотренных Федеральным законом «Об охране здоровья граждан от воздействий окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Взыскать с администрации городского округа Тольятти в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 000руб. 00коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
А.Н. Шабанов