ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-29785/2023 от 14.12.2023 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г. Самара, ул. Самарская, 203 «Б», тел. (846) 226-56-17, (846) 207-55-15

http://www.samara.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

21 декабря 2023 года

Дело №

А55-29785/2023

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря2023 года

Полный текст решения изготовлен 21 декабря2023 года

Судья Арбитражного суда Самарской области Матюхина Т.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баловневым Р.И.,

рассмотрев 14 декабря 2023года в судебном заседании дело по исковому заявлению

Государственного унитарного предприятия Самарской области "Центр технической инвентаризации" (ИНН: 6318219797, ОГРН: 1026301519276, адрес: 443090, г. Самара, Самарская область, ул. Антонова-Овсеенко, д.44А)

к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (ИНН: 6317053595, ОГРН: 1046300581590, адрес: 443099, г. Самара, Самарская область, ул. Некрасовская, д.3)

с участием третьего лица - Спиченковой Натальи Георгиевны

об оспаривании

при участии:

от Заявителя – Дипер М.А., по доверенности 25.09.2023

иные лица не явились, извещены

Установил:

Заявитель - Государственное унитарное предприятие Самарской области "Центр технической инвентаризации" - обратился в арбитражный суд с заявлением, просит:

1. Признать реестровой ошибкой сведения ЕГРН в части площади 97,3 кв.м. объекта с кадастровым номером 63:31:0702002:901, расположенного по адресу: Самарская область, Сергиевский район, с. Сергиевск, ул. Петра Великого, д.5;

2. Установить площадь в размере 112,7 кв.м. объекта с кадастровым номером 63:31:0702002:901, расположенного по адресу: Самарская область, Сергиевский район, с. Сергиевск, ул. Петра Великого, д.5;

3. Обязать Ответчика:

- исключить из сведений ЕГРН площадь 97,3 кв.м. объекта с кадастровым номером 63:31:0702002:901, расположенного по адресу: Самарская область, Сергиевский район, с. Сергиевск, ул. Петра Великого, д.5;

- внести в сведения ЕГРН площадь в размере 112,7 кв.м. объекта с кадастровым номером 63:31:0702002:901, расположенного по адресу: Самарская область, Сергиевский район, с. Сергиевск, ул. Петра Великого, д.5.

Заявитель требования поддержал, просил удовлетворить.

Заинтересованное лицо явку представителя не обеспечило, извещено надлежащим образом. Предоставило в материалы дела отзыв, в соответствии с которым считает требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Третье лицо явку представителя не обеспечило, извещено надлежащим образом. Предоставило в материалы дела отзыв, в соответствии с которым считает требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 156 АПК РФ без участия заинтересованного и третьего лица, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании решения Самарского районного суда от 07.09.2022 по делу №2-988/2022 (далее - решение суда), в ЕГРН были внесены изменения в части площади недвижимого имущества с кадастровым номером 63:31:0702002:901, расположенного по адресу: Самарская область, Сергиевский район, с. Сергиевск, ул.Петра Великого, д.5 (далее - объект) - ранее установленная площадь объекта 112,7 кв.м. в соответствии с техническим планом, подготовленным кадастровым инженером ГУП «ЦТИ», изменена на 97,3 кв.м.

Между тем, решение суда вынесено на основании не действующей нормативно-правовой базы, а именно - на основании Приказа Минэкономразвития РФ от 30.09.2011г. №531 «Об утверждении требований к определению площадей здания, помещения», утратившего законную силу на дату вынесения решения суда, в связи с изданием Приказа Росреестра от 23.10.2020 №П/0393.

Ответчиком по вышеуказанному делу являлось Управление Росреестра по Самарской области (далее - Росреестр, Ответчик, регистрирующий орган), ГУП «ЦТИ» - третьим лицом.

В установленный законом срок данное решение суда Росреестром оспорено не было, в ГУП «ЦТИ» также отсутствовала возможность его обжалования, ввиду получения решения суда в последний день срока на обжалование.

В результате чего, вышеуказанное решение суда явилось основанием для исключения регистрирующим органом из ЕГРН имеющихся сведений в части площади объекта 112,7 кв.м. и внесения сведений об общей площади вышеуказанного жилого дома в размере 97,3 кв.м.

Указанное обстоятельство нарушает права ГУП «ЦТИ», ранее проводившего работы по подготовке технического плана объекта, т.к. собственником объекта Н.Г. Спиченковой, являвшейся истцом по делу №2-988/2022, предъявлен иск к ГУП «ЦТИ» о некачественно выполненных работах, повлекших за собой реестровую ошибку в сведениях ЕГРН (Сергиевский районный суд, дело №2-189/2023, судья И.А. Яковлев).

Также, недостоверные сведения об объекте, содержащиеся в ЕГРН в настоящее время, влекут за собой ряд негативных последствий для лиц, полагающихся на эти сведения как на достоверные (занижение налогооблагаемой базы объекта, неверное начисление тарифов по оплате коммунальных услуг и др.)

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Рассмотрев материалы дела, проверив доводы, приведенные в заявлении, отзывах, суд установил следующее.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.

В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.

К заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, в частности, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав (п.2 ч.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя в числе иных действий проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.

Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»),

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Федерального закона от 13 .07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Согласно пункту 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В силу положений пункта 4 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

Таким образом, при разрешении требований об исправлении кадастровой (реестровой) ошибки юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию заинтересованным лицом, является установление ошибочности сведений, внесенных в документ, на основании которого ошибочные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.

Заявитель, по сути, оспаривает решение Самарского районного суда г. Самары от 07.09.2022 №2-988/2022 в соответствии с которым было установлено наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о площади жилого дома, расположенного по адресу: Самарская область, Сергиевский р-н, с.Сергиевск, ул. Петра Великого, д. 5 с кадастровым номером 63:31:0702002:901 в части включения площади веранд 8.4.кв.м. и перегородок 7 кв.м.

Указанный судебный акт вступил в законную силу 15.10.2022, был представлен в Управление в качестве документа-основания с заявлением об исправлении реестровой ошибки от 20.12.2022.

Более того, судебным актом прямо указано, что он является основанием для внесения в ЕГРН указанных сведений в отношении ОКС 901. Таким образом, у Управления отсутствовали основания для приостановлении или отказа в осуществлении указанных действий. Положениями статьи 14 Закона о регистрации №218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты отнесены к основаниям осуществления учетно-регистрационных действий.

В рамках заявленных требований, Истец приводит доводы о незаконности решения Самарского районного суда г. Самары, указывает, что суд, устраняя ошибку, сам допустил ошибку, которую необходимо устранить в рамках настоящего судебного разбирательства.

В рамках судебного разбирательства в Самарском районном суде устанавливалось, что при подготовке технического плана в соответствии с приказом от 30.09.2011 №531 «Об утверждении требований к определению площади здания, помещения» в площадь здания была включена площадь веранды, в то время как в соответствии с Требованиями к подготовке технического плана помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 29 ноября 2010 г. №583 (далее - Требования к техническому плану помещения), Требованиями к подготовке технического плана здания, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 г. №403 (далее - Требования к техническому плану здания), под площадью помещения понимается сумма площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранди террас.

Таким образом, в настоящем иске оспаривается решение и обстоятельства, установленные по делу №2-988/2022, в то время, как положениями статьи 61 ГПК РФ, статьи 69 АПК РФ установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом не доказываются вновь.

Ввиду того, что Управлением не допущено каких-либо нарушений действующего законодательства при исполнении судебного акта и внесении в ЕГРН сведений о площади ОКС 901 в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на Заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Т.М. Матюхина