ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-29790/18 от 11.02.2019 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

февраля 2019 года

Дело №

А55-29790/2018

Резолютивная часть решения объявлена: 11 февраля 2019 года

Полный текст решения изготовлен: 18 февраля 2019 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании  февраля 2019 года   дело по иску, заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "СпецТранс" 

к  Прокуратуре Ставропольского района Самарской области;

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Прокуратура Самарской области

Администрацию сельского поселения Тимофеевка м.р. Ставропольский Самарской области, Администрацию м.р. Ставропольский Самарской области

о признании недействительным представления

при участии в заседании

от заявителя  – ФИО2 по доверенности

от заинтересованного лица  - ФИО3 удостоверение

от иных лиц – не явились, извещены

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «СпецТранс» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит суд признать представление прокуратуры Ставропольского района Самарской области от 10 сентября 2018 года № 779ж/18 об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле недействительным.

Прокуратура Ставропольского района Самарской области в отзыве на заявление требования не признала, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура Самарской области, Администрация сельского поселения Тимофеевка м.р. Ставропольский Самарской области, Администрация м.р. Ставропольский Самарской области.

В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Спецтранс» осуществляет деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг на территории г.о. Тольятти и м.р. Ставропольского района Самарской области. ООО «Спецтранс».

Прокуратурой Ставропольского района Самарской области проведена проверка в отношении ООО «Спецтранс» в рамках рассмотрения обращения главы сельского поселения Тимофеевка ФИО4, по результатам которой вынесено представление № 779ж/18 от 10.09.2018 об устранении нарушений законодательства о похоронном деле при осуществлении деятельности ООО «Спецтранс».

Согласно представлению прокуратурой в ходе проверки выявлены нарушении требований законодательства о похоронном деле, а именно осуществление захоронения граждан без соответствующего разрешения органа местного самоуправления - Администрация сельского поселения Тимофеевка м.р. Ставропольский Самарской области.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ) волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими; о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.

В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется в том числе выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти.

Согласно статье 7 Закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

В соответствии со статьей 6 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого- либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

На территории сельского поселения Тимофеевка расположены 2 кладбища по адресу: <...> <...> с кадастровыми номерами: 63:32:2601026:5156; 63:32:1204006:15037.

Земельные участки с КН 63:32:2601026:5156, 63:32:1204006:15037 находятся на стадии оформления права постоянного (бессрочного) пользования.

Указанные земельные участки входят в границы сельского поселения Тимофеевка, что подтверждается утвержденным Генеральным планом с.п. Тимофеевка.

27.07.2018 решением Собрания представителей с.п. Тимофеевка № 125 утверждено Положение об организации похоронного дела на территории сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области (далее по тексту Положение). Настоящее решение вступило в силу в день его опубликования 31.07.2018 (Ставрополь-на-Волге. Официальное опубликование, № 2(2) от 31.07.2018)

Положение устанавливает порядок погребения, порядок создания семейных (родовых) захоронений и порядок установки надмогильных сооружений на общественных кладбищах сельского поселения Тимофеевка.

Так, согласно п. 10.3 Положения ответственное лицо, обращается с заявлением о предоставлении места для захоронения (подзахоронения) умершего на кладбище, находящемся в собственности Администрации либо на ином вещном праве (приложение № 1). В заявлении отражаются характеристики испрашиваемого участка (адрес общественного кладбища, размер участка для нового захоронения, место расположения участка в случае подзахоронения); фамилия, имя, отчество и дата смерти умершего; фамилия, имя, отчество и дата смерти ранее захороненного на участке лица в случае подзахоронения. К заявлению прилагаются следующие документы:

-         свидетельство о государственной регистрации смерти либо медицинское свидетельство о смерти;

-     документ (паспорт), удостоверяющий личность лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, либо доверенность, если обязанность осуществить погребение взяло на себя юридическое лицо;

-    справка о кремации - при погребении урны с прахом;

-     свидетельство о государственной регистрации смерти ранее умершего, захороненного на родственном захоронении (для погребения на свободном участке родственного захоронения или подзахоронения умершего в существующую могилу);

-     документы, подтверждающие наличие родственных или супружеских отношений между умершим и ранее умершим, захороненным на родственном захоронении (для погребения на свободном участке родственного захоронения или подзахоронения умершего в существующую могилу).

По результатам рассмотрения заявления, поступивших с ним документов, а также осмотра существующего захоронения при рассмотрении заявления о предоставлении места для погребения умершего на свободном участке родственного захоронения (подзахоронения в существующую могилу) специалист обеспечивает организацию принятия решения. Срок рассмотрения заявления и принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) места для захоронения (подзахоронения) умершего на кладбище, находящемся в собственности сельского поселения Тимофеевка либо на ином вещном праве, составляет одни сутки после поступления заявления в Администрацию, (п. 10.4.4. Положения).

В соответствии с пунктом 10.1 Положения об организации похоронного дела на территории сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области Погребение в сельском поселении Тимофеевка осуществляется путем предания тела (останков) умершего земле, и иным установленным законом способом с учетом волеизъявления умершего или его близких родственников.

Истец утверждает, что во исполнение требований Положения ООО «Спецтранс» за август 2018 года подано 20 заявлений о предоставлении места для захоронения ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 с приложением копий свидетельств о смерти, копий паспортов лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, копий доверенностей, выданных ООО «Спецтранс». Вместе с тем, 19 заявлений администрацией сельского поселения оставлены без ответов, 1 заявление о предоставлении места захоронения ФИО24 рассмотрено, выдано разрешение на захоронение. Все 20 пакетов заявлений, поданных в администрацию с.п. Тимофеевка», ничем не отличались ни по содержанию, ни по объему приложенных документов.

Между тем, доказательства представления заявления о предоставлении места для захоронения и соответствующих документов в Администрацию сельского поселения Тимофеевка м.р. Ставропольский Самарской области заявителем не представлено.

Как указывает в отзыве Администрация сельского поселения Тимофеевка м.р. Ставропольский Самарской области, ООО «СпецТранс» к заявлениям о предоставлении мест для захоронения граждан не прикладывает доверенность, которая наделяла бы ООО «СпецТранс» обязанностью осуществить полномочия по погребению конкретного гражданина с учетом его волеизъявления.

ООО «СпецТранс» предоставляет доверенности на конкретного агента совершать от имени ООО «СпецТранс» заключать договора об оказании ритуальных услуг с физическими лицами с правом подписи, представлять общество в специализированной службе по вопросам захоронения, органах местного самоуправления, иных органах по вопросам похоронного дела и по осуществлению обязанностей, взятых на основании договора об оказании ритуальных услуг, по погребению умершего, организации, координации и контроля совершения всего процесса погребения.

Данные доверенности не содержат наделенные полномочия по погребению конкретного гражданина, что приводит к появлению незаконных захоронений на территории сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области.

При этом ООО «СпецТранс» в ходе рассмотрения настоящего дела не оспаривало перечисленные в представлении факты осуществления захоронений без надлежащего разрешения Администрации.

Арбитражный суд пришел к выводу, что у Прокуратуры Ставропольского района Самарской области имелись основания для применения мер прокурорского реагирования в виде вынесения оспариваемого представления.

В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.

В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что представление от 10 сентября 2018 года № 779ж/18 является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1