ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-30187/20 от 25.05.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г. Самара ул. Самарская, 203 Б, тел.: (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июня 2021 года

Дело №

А55-30187/2020

Резолютивная часть решения объявлена: 25 мая 2021 года

Полный текст решения изготовлен: 02 июня 2021 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании 25 мая 2021 года дело по заявлению (иску)

Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" 

к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о признании

при участии в заседании

от заявителя –ФИО2 по доверенности

от заинтересованного лица– Ушакова Е.А. по доверенности

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором с учетом принятых судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ уточнений просит

-признать незаконным бездействие Средне-Поволжского управления Ростехнадзора, выразившееся в нарушении срока предоставления государственной услуги по регистрации сведений, характеризующих ОПО в государственный реестр об опасных производственных объектах ООО «Газпром трансгаз Саратов» в государственном реестре опасных производственных объектов, а также в направлении заявителю уведомлений об отказе по результатам предварительного рассмотрения заявлений и комплектов документов без приложения вторых экземпляров заявлений о предоставлении государственной услуги с отметкой Средне-Поволжского управления Ростехнадзора о входящих номерах заявлений общества исх. № 36-41/124-108 от 09.07.2020, исх. № 36- 41/124-045 от 06.07.2020, исх. № 36-41/124-051 от 06.07.2020, исх. № 36-41/124-068 от 07.07.2020, исх. № 36-41/124-069 от 07.07.2020, исх. № 36-41/124-070 от 07.07.2020, № 36-41/124-079 от 07.07.2020 и описей документов к ним с отметками о принятии; а также в направлении заявителю вторых экземпляров заявлений исх. № 36-41/124-001 от 26.06.2020, исх. № 36-41/124-039 от 06.07.2020, исх. № 36- 41/124-040 от 06.07.2020, исх. № 36-41/124-041 от 06.07.2020, исх. № 36-41/124- 042 от 06.07.2020, исх. № 36-41/124-048 от 06.07.2020 без описей документов к ним с отметками о принятии;

-обязать Средне-Поволжское управление Ростехнадзора устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Газпром трансгаз Саратов» путем передачи заявителю в течение 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда вторых экземпляров заявлений о предоставлении государственной услуги с отметкой Средне-Поволжского управления Ростехнадзора о входящих номерах заявлений общества исх. № 36-41/124-108 от 09.07.2020, исх. 36-41/124-045 от 06.07.2020, исх.№36-41/124-051 от 06.07.2020, исх. № 36-41/124-068 от 07.07.2020, исх. №36-41/124-069 от 07.07.2020, исх. № 36-41/124-070 от 07.07.2020, № 36-41/124-079 от 07.07.2020 и описей документов к ним, а также описей документов с отметкой о принятии к заявлениям исх. № 36-41/124-001 от 26.06.2020, исх. № 36-41/124-039 от 06.07.2020, исх. № 36-41/124-040 от 06.07.2020, исх. № 36-41/124-041 от 06.07.2020, исх. №36-41/124-042 от 06.07.2020, исх. № 36-41/124-048 от 06.07.2020;

-взыскать со Средне-Поволжского управления Ростехнадзора в пользу ООО «Газпром трансгаз Саратов» сумму госпошлины в размере 3 000 руб., уплаченной при подаче настоящего заявления».

Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в связи с необходимостью внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов ООО «Газпром трансгаз Саратов» 10.07.2020 направило в Средне - Поволжское управление Ростехнадзора заявления о внесении в Реестр соответствующих изменений относительно следующих ОПО:

- «Участки магистральных газопроводов Кирсановского ЛПУМГ» (per. №А51-01028-0145) (исх. № 36-41/124-108 от 09.07.2020).

В соответствии с информацией, содержащейся на сайте почты России, заявления получены адресатом 14.07.2020 (т.1 л.д.20-23).

Согласно Административному регламенту регистрация вышеуказанных заявлений общества от 09.07.2020 о внесении в Реестр соответствующих изменений относительно ОПО должна была быть произведена в территориальном органе Ростехнадзора в зависимости от времени получения заявления 14-15 июля 2020 г.; предварительное рассмотрение заявления и приложенных к нему документов - 21-22 июля 2020 г.; направление уведомления об отказе по результатам предварительного рассмотрения заявления и комплекта документов - 04-05 августа 2020 г. Однако уведомление об отказе по результатам предварительного рассмотрения заявлений о внесении в Реестр соответствующих изменений, датированное Средне - Поволжским управлением Ростехнадзора 02.09.2020, поступило в адрес общества лишь 10.09.2020.

Таким образом, по мнению заявителя, Средне - Поволжское управление Ростехнадзора нарушило срок, предоставленный Административным регламентом на предварительное рассмотрение заявления о внесении изменений в сведения об ОПО, не менее чем на 20 рабочих дней.

Кроме того, 08.07.2020 в связи с необходимостью внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, ООО «Газпром трансгаз Саратов» направило в Средне - Поволжское управление Ростехнадзора заявления о внесении в Реестр соответствующих изменений относительно следующих ОПО:

-«Станция газораспределительная с. Ивановка Мещерского ЛПУМГ»(per. №А51-01028-0192) (исх. № 36-41/124-045 от 06.07.2020);

-«Станция газораспределительная с-з Пятилетка Мещерского ЛПУМГ» (per. №А51-01028-0198) (исх. № 36-41/124-051 от 06.07.2020);

-«Станция газораспределительная с. Питерка Мокроусского ЛПУМГ» (per. №А51-01028-0037) (исх. № 36-41/124-068 от 07.07.2020);

-«Станция газораспределительная с. Алексашкино Мокроусского ЛПУМГ» (per. №А51-01028-0038 (исх. № 36-41/124-069 от 07.07.2020);

-«Станция газораспределительная с. Бородаевка Мокроусского ЛПУМГ» (per. №А51-01028-0039) (исх. № 36-41/124-070 от 07.07.2020);

-«Станция газораспределительная с. Ямское Мокроусского ЛПУМГ» (per. №А51-01028-0048) (исх. № 36-41/124-079 от 07.07.2020).

В соответствии с информацией, содержащейся на сайте почты России (т.1 л.д.30-34), заявления ООО «Газпром трансгаз Саратов» прибыли в место вручения 09.07.2020, однако получены адресатом были лишь 20.08.2020. Уведомления об отказе по результатам предварительного рассмотрения заявления и комплекта документов поступили в адрес общества 10.09.2020, т.е. через два месяца после направления в надзорный орган соответствующих заявлений и приложенных к ним комплектов документов.

ООО «Газпром трансгаз Саратов» полагает, что своим длительным бездействием по получению корреспонденции, направленной в адрес заинтересованного лица, Средне- Поволжское управление Ростехнадзора нарушило права ООО «Газпром трансгаз Саратов» на своевременное получение государственной услуги по регистрации сведений об ОПО.

Бездействие Средне-Поволжского управления Ростехнадзора, по мнению заявителя,  выражено в нарушении срока предоставления государственной услуги по регистрации сведений об опасных производственных объектах ООО «Газпром трансгаз Саратов» в государственном реестре опасных производственных объектов (при этом нарушение сроков подтверждено заявителем документально). Бездействие административного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а именно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и п. 41, п. 72, п. 99 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.04.2019 № 140). Права и охраняемые законом интересы заинтересованного лица нарушаются самим фактом несовершения юридически значимого действия по рассмотрению его заявлений уполномоченным государственным органом в установленные Административным регламентом сроки.

Нарушение Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора сроков регистрации в канцелярии и рассмотрения заявлений ООО «Газпром трансгаз Саратов» о внесении сведений об ОПО в государственный реестр опасных производственных объектов, установленных Административных регламентом, носят систематический характер: помимо заявлений, о которых указано в заявлении о признании незаконным бездействия Средне-Поволжского управления Ростехнадзора в предоставлении государственной услуги от 21.10.2021 № 28-6/536, обществом в декабре 2020 г. было направлено в надзорный орган 248 заявлений о внесении изменений в сведения об ОПО, из которых к настоящему моменту зарегистрировано в канцелярии Средне- Поволжского управления Ростехнадзора - лишь 21 (и это в период рассмотрения в суде настоящего дела о признании незаконным бездействия государственного органа).

Заявитель считает, что отказ в удовлетворении требований ООО «Газпром трансгаз Саратов» приведет к еще большим нарушениям сроков и порядка рассмотрения заявлений о предоставлении государственной услуги со стороны государственного органа и соответственно к нарушению прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному Федеральному закону. Опасные производственные объекты (далее - ОПО) подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно Правилам регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утв. постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. № 1371) (далее - Реестр) регистрацию ОПО в Реестре, а также ведение Реестра осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Основанием для предоставления государственной услуги является направление (представление) заявителем в территориальный орган Ростехнадзора (по адресу места нахождения заявителя) заявления о предоставлении государственной услуги, а также документов, определенных требованиями Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.04.2019 № 140) (далее - Административный регламент).

Регистрация заявления о предоставлении государственной услуги, поступившего в территориальный орган Ростехнадзора, осуществляется в день его получения территориальным органом Ростехнадзора в порядке, установленном пунктом 41 Административного регламента.

Срок регистрации заявлений и комплекта документов в территориальном органе Ростехнадзора:

1)    при подаче заявлений о предоставлении государственной услуги до 15:00 - в день обращения;

2)     при подаче заявлений о предоставлении государственной услуги после 15:00 - на следующий день после обращения до 10:00 (п. 41 Административного регламента).

В соответствии с п. 72 Административного регламента при наличии оснований для отказа по результатам предварительного рассмотрения заявления и комплекта документов, указанных в пункте 70 Административного регламента, Исполнитель в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней с даты регистрации заявления в системе делопроизводства, осуществляет подготовку уведомления об отказе по результатам предварительного рассмотрения заявления и комплекта документов, которое подписывается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Ростехнадзора.

Уведомление об отказе по результатам рассмотрения заявления и комплекта документов с указанием причины отказа в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней с даты регистрации заявления, передается должностному лицу, ответственному за работу с заявителями структурного подразделения территориального органа Ростехнадзора, для выдачи заявителю в порядке, установленном пунктом 99 Административного регламента, или направляется заявителю в порядке, установленном пунктами 95, 100 Административного регламента.

Из п. 99 Административного регламента следует, что в случае, если заявитель в течение 10 (десяти) рабочих дней не обратился в территориальный орган Ростехнадзора для получения документа, оформленного по результату предоставления государственной услуги, должностное лицо, ответственное за работу с заявителями структурного подразделения территориального органа Ростехнадзора, направляет уведомление и комплект документов почтовым отправлением по адресу, указанному в заявлении.

Как следует из материалов дела, Управлением 14.07.2020 получено заявление о внесении в Реестр соответствующих изменений относительно следующих ОПО: «Участки магистральных газопроводов Кирсановского ЛПУМГ» (per. №А51-01028-0145) (исх. № 36-41/124-108 от 09.07.2020).

Указанное заявление зарегистрировано Управлением 27.08.2020г. вх.№ ОПО-301/35859. По результатам рассмотрения вынесено Уведомление № 301-23153 от 02.09.2020г.

Таким образом, Средне - Поволжское управление Ростехнадзора нарушило срок, предоставленный Административным регламентом на предварительное рассмотрение заявления о внесении изменений в сведения об ОПО, не менее чем на 20 рабочих дней.

20.08.2020г. Управлением получены заявления о внесении в Реестр соответствующих изменений относительно следующих ОПО:

-«Станция газораспределительная с. Ивановка Мещерского ЛПУМГ»(per. №А51-01028-0192) (исх. № 36-41/124-045 от 06.07.2020);

-«Станция газораспределительная с-з Пятилетка Мещерского ЛПУМГ» (per. №А51-01028-0198) (исх. № 36-41/124-051 от 06.07.2020);

-«Станция газораспределительная с. Питерка Мокроусского ЛПУМГ» (per. №А51-01028-0037) (исх. № 36-41/124-068 от 07.07.2020);

-«Станция газораспределительная с. Алексашкино Мокроусского ЛПУМГ» (per. №А51-01028-0038 (исх. № 36-41/124-069 от 07.07.2020);

-«Станция газораспределительная с. Бородаевка Мокроусского ЛПУМГ» (per. №А51-01028-0039) (исх. № 36-41/124-070 от 07.07.2020);

-«Станция газораспределительная с. Ямское Мокроусского ЛПУМГ» (per. №А51-01028-0048) (исх. № 36-41/124-079 от 07.07.2020).

При этом в соответствии с информацией, содержащейся на сайте АО "Почта России" (т.1 л.д.30-34), заявления ООО «Газпром трансгаз Саратов» прибыли в место вручения 09.07.2020, однако получены адресатом были лишь 20.08.2020. Уведомления об отказе по результатам предварительного рассмотрения заявления и комплекта документов вынесены 02.09.2020г. и поступили в адрес общества 10.09.2020, т.е. через два месяца после направления в надзорный орган соответствующих заявлений и приложенных к ним комплектов документов.

Управление в отзыве на заявление указывает, что в адрес Управления поступило порядка 137 шт. заявлений о предоставлении государственной услуги от ООО «Газпром Трансгаз Саратов».

Заявления регистрировались с 08.07.2020г., согласно прилагаемого реестра. Заявление с исходящим № 36-41/124-001 от ООО «Газпром Трансгаз Саратов» зарегистрировано от 27.08.2020г. №ОПО-301/35846, согласно Регламента, документы рассматривались в течение 5 рабочих дней, результатом рассмотрения по заявлению стало уведомление об отказе по предварительному рассмотрению документов № 301-23151 от 02.09.2020г., соответственно срокам Регламента.

В связи с отсутствием финансирования, отправка уведомлений почтой России не представлялась возможным, о чем 01.09.2020г. был предупрежден представитель ООО «Газпром Трансгаз Саратов» ФИО3 при личном посещении Ростехнадзора. Была достигнута договоренность о возможности отправки уведомлений по результатам рассмотрения государственной услуги по электронной почте. Уведомление по данному заявлению было направлено организации 10.09.2020г.

Заявления от ООО «Газпром Трансгаз Саратов» с исходящими №№ 36-41/124-093, 36- 41/124-094, 36-41/124-108 были зарегистрированы 27.08.2020, согласно регламента документы рассматривались в течение 5 рабочих дней, результатом рассмотрения по заявлению стали уведомления об отказе №№ 301-23152, 301-23153, 301-23154, соответственно от 02.09.2020г., согласно срокам Регламента. Уведомления по данным заявлениям были направлены организации 10.09.2020г.

Документы, поступившие на почту России 09.07.2020 с исходящими №№ 36- 41/124-039, 36-41/124-040, 36-41/124-041, 36-41/124-042, 36-41/124-043, 36-41/124-045, 36- 41/124-048, 36-41/124-051, 36-41/124-068, 36-41/124-070, были получены Управлением сразу после получения уведомления от почты России, канцелярией. Зарегистрированы 27.08.2020, согласно регламента, документы рассматривались в течение 5 рабочих дней, результатом рассмотрения по заявлению стали уведомления об отказе от 02.09.2020г. Уведомления по данным заявлениям были направлены организации 10.09.2020г.

Всего от ООО «Газпром Трансгаз Саратов» в период с 01.07.2020г. по 24.09.2020г. поступило 260 входящих заявлений о предоставлении государственной услуги по ОПО.

В связи с отсутствием финансирования, отправка корреспонденции по средствам связи Почта России (в период с 01.07.2020 по настоящее время) - была невозможна.

Данный факт подтверждается гарантийным письмом Управления от 22.07.2020 №301- 17144, уведомлением о наличии дебиторской задолженности от 05.10.2020 №МР63-15/6507, актом сверки взаимных расчетов за январь 2020г. - август 2020г.

Таким образом, учитывая значительный объем поступивших заявлений о предоставлении государственной услуги от ООО «Газпром трансгаз Саратов», у Управления отсутствовала реальная возможность отправки уведомлений по средствам связи Почта России, в связи с чем, в действиях Управления не усматривается бездействие, следовательно, заявленные требования Общества удовлетворению не подлежат.

Возражая против доводов Управления, заявитель указал следующее.

В отзыве приводится противоречивая информация: на стр. 2 указано, что в адрес Управления поступило от ООО «Газпром трансгаз Саратов» 137 заявлений о предоставлении государственной услуги, а на стр. 3 - 260. При этом необходимо отметить, что сколько бы заявлений общества не поступило в адрес Средне-Поволжского управления Ростехнадзора - ни одно из них не было рассмотрено надзорным органом в срок, предусмотренный Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.04.2019 № 140) (далее - Административный регламент), что, несомненно, нарушило права юридического лица, т.к. по итогам проверок в режиме постоянного государственного надзора ООО «Газпром трансгаз Саратов» были выданы предписания об устранении нарушений, связанных в т.ч. с внесением изменений в сведения об опасном производственном объекте, в Кирсановском ЛПУМГ (срок исполнения предписания был установлен 02.10.2020). Несмотря на то, что Средне-Поволжское управление Ростехнадзора получило заявление о внесении сведений об ОПО «Участки магистральных газопроводов Кирсановского ЛПУМГ» (per. №А51-01028-0145) 14.07.2020, оно направило уведомление об отказе по результатам предварительного рассмотрения заявления и комплекта документов лишь 02.09.2020 (поступило в адрес общества 10.09.2020), поэтому ООО «Газпром трансгаз Саратов» не имело возможности в срок, установленный надзорным органом, исполнить предписание, что могло повлечь привлечение общества к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.

Средне-Поволжское управление Ростехнадзора ссылается в своем отзыве на то, что отсутствие финансирования не позволило направить в адрес ООО «Газпром трансгаз Саратов» уведомления об отказе по результатам предварительного рассмотрения заявлений общества и комплектов документов, приложенных к ним, почтой России, а также на то, что 01.09.2020 об этом был предупрежден представитель общества, после чего была достигнута договоренность об электронном документообороте по данному поводу. Однако необходимо отметить то обстоятельство, что с июля по сентябрь в адрес общества регулярно поступала иная почтовая корреспонденция от надзорного органа, а урегулировать вопрос об отправлении уведомлений по средствам электронной почты надзорному органу необходимо было не в сентябре, а значительно раньше, не ущемляя тем самым права юридического лица и не нарушая сроки, установленные Административным регламентом.

Кроме того, уведомления об отказе могли быть переданы нарочно представителю общества; возможны были и иные варианты решения проблемы своевременного получения уведомлений без значительных финансовых затрат государственного органа. Но должностные лица Средне-Поволжского управления Ростехнадзора бездействовали и даже не пытались каким-то образом связаться с поднадзорным юридическим лицом и предоставить государственную услугу по внесению сведений в Реестр опасных производственных объектов в установленный срок.

Из отзыва Средне-Поволжского управления Ростехнадзора следует, что заявления общества рассматривались в течение 5 дней с момента их регистрации в территориальном органе Ростехнадзора, из чего следует, что срок, установленный Административным регламентом для рассмотрения заявлений, был пропущен в связи с их поздней регистрацией, что не умаляет вины надзорного органа в бездействии, т.к. срок регистрации заявлений также строго регламентирован п.п. 40-41 Административного регламента.

Также, в нарушение Административного регламента Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора были затребованы документы, указанные в письме от 06.10.2020 № 301-27211, не входящие в «Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем».

Из п. 62 Административного регламента следует, что при наличии оснований, указанных в пункте 32 Административного регламента (представление заявления (при личном приеме) о предоставлении государственной услуги представителем заявителя без представления документа, удостоверяющего личность, либо без представления доверенности, оформленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или иных документов, подтверждающих основания для представления интересов заявителя при подаче заявления и документов), должностное лицо, ответственное за работу с заявителями структурного подразделения территориального органа Ростехнадзора, возвращает заявителю комплект документов в день их поступления либо направляет уведомление об отказе в их приеме с приложением комплекта документов почтовым отправлением или через ЕПГУ. Поскольку одним из оснований отказа во внесении сведений в Реестр опасных производственных объектов, как указано в уведомлениях, являлось отсутствие надлежаще оформленной доверенности, заявителю должен был быть возвращен один комплект документов, однако он не был возвращен в адрес общества.

Арбитражный суд считает доводы заявителя обоснованными.

Почтовые отправления с объявленной ценностью (отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения относятся к регистрируемым почтовым отправлениям (пункты 9 и 10 Правил N 234).

Порядок доставки почтовых отправлений в адрес юридического лица в соответствии с пунктом 32 Правил N 234 определяется настоящими Правилами, а также соответствующим договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.

По общему правилу, предусмотренному в подпункте "б" пункта 32 Правил N 234, извещения о регистрируемых почтовых отправлениях опускаются в ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.

В соответствии с пунктом 10.2.2.1 приказа ФГУП "Почта России" от 07.03.2019 N 98-п "Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений" (далее - Порядок N 98-п) регистрируемые почтовые отправления с объявленной ценностью, пересылаемые с описью вложения, выдаются в объекте почтовой связи. Исключение составляют отправления EMS, а также отправления, подлежащие курьерской доставке (раздел 10.4 настоящего Порядка).

При этом данными нормами составление каких-либо документов (актов приема-передачи, вручение под роспись адресату) не предусмотрено, учитывая, что какие-либо относимые и допустимые доказательства (список (журнал) входящих извещений о поступлении (не поступлении) почтовых отправлений за период с 09.07.2020 по 27.08.2020, объяснения сотрудника, отвечающего за прием и регистрацию входящих почтовых отправлений, в том числе извещений о поступлении (не поступлении) регистрируемого почтового отправления), материалы дела не содержат, о наличии таких доказательств Управлением не заявлено, суд соглашается с выводом заявителя о наличии оснований для удовлетворения требований общества.

Доказательства того, что несвоевременное получение корреспонденции произошло по вине третьих лиц (почтового работника), в материалы арбитражного дела не представлены.

Ссылка Управления на непредставление обществом каких-либо доказательств уклонения от получения поступившей в его адрес корреспонденции или об отказе в ее получения основана на ошибочном толковании положений статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ о том, что бремя доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия) лежит на отделе судебных приставов.

Объём почтовой корреспонденции со сведениями об ОПО, поступающей от заявителя, а также недостаточное финансирование оплаты почтовых услуг не освобождают административный орган от обязанности своевременного оказания услуг.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органа государственной власти могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии двух условий: если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.

Права и охраняемые законом интересы заинтересованного лица нарушаются самим фактом несовершения юридически значимого действия по рассмотрению его заявлений уполномоченным государственным органом в установленные Административным регламентом сроки.

Как указано в Постановлении Президиума Суда по интеллектуальным правам от 04.07.2019 № СИП-799/2017, оставленном без изменения Определением Верховного Суда РФ от 28.10.2019 № 300-ЭС19-19081 восстановление нарушенных прав не является единственной целью судебной проверки законности принимаемых государственными органами ненормативных правовых актов, решений, совершаемых ими действий (бездействия). В ряде случаях признание соответствующих действий (бездействия) государственного органа незаконными преследует превентивные, профилактические цели, выполняет функцию предупреждения повторного совершения государственным органом противоправных действий (бездействия).Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Суда по интеллектуальным правам от 05.04.2019 № С01-710/2018 по делу № СИП-798/2017, оставленном без изменения Определением Верховного Суда РФ от 30.07.2019 № 300-ЭС19-11589.

Бездействие Средне-Поволжского управления Ростехнадзора выражено в нарушении срока предоставления государственной услуги по регистрации сведений об опасных производственных объектах ООО «Газпром трансгаз Саратов» в государственном реестре опасных производственных объектов. Бездействие административного органа не соответствует закону, а именно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и п. 41, п. 72, п. 99 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.04.2019 № 140).

В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд , установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что бездействие Средне-Поволжского Управления Ростехнадзора, выразившееся в нарушении срока предоставления государственной услуги по регистрации сведений, характеризующих ОПО в государственный реестр об опасных производственных объектах ООО «Газпром трансгаз Саратов» в государственном реестре опасных производственных объектов в отношении заявлений и комплектов документов исх. № 36-41/124-108 от 09.07.2020, исх. №36-41/124-045 от 06.07.2020, исх. № 36-41/124- 051 от 06.07.2020, исх. №36-41/124-068 от 07.07.2020, исх. 36-41/124-069 от 07.07.2020, исх. №36-41/124-070 от 07.07.2020, №36-41/124-079 от 07.07.2020 является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования в указанной части подлежат удовлетворению.

Кроме того, заявитель указывал, что отсутствие в распоряжении общества вторых экземпляров заявлений с приложенным комплектом документов препятствует и в судебном обжаловании отказов о внесении сведений в Реестр опасных государственных объектов, поскольку причиной отказов зачастую служило отсутствие приложенных документов, необходимых для получения государственной услуги, тогда как данные документы в действительности были приложены к заявлениям, о чем имеется отметка в описи вложения, которая также не была возвращена Средне- Поволжским управлением Ростехнадзора.

Согласно п. 50 Административного регламента основными показателями доступности и качества предоставления государственной услуги являются, в т.ч. степень информированности заявителей о порядке предоставления государственной услуги (доступность информации о государственной услуге) (п. 1); возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий (п. 4). С целью получения информации о регистрации заявлений и комплектов документов, приложенных к нему, а также проверки достоверности причин отказа во внесении сведений в Реестр опасных производственных объектов, обществу необходимы вторые экземпляры заявлений о внесении сведений в Реестр опасных производственных объектов и приложения к ним с отметкой о входящей регистрации в территориальном органе Ростехнадзора.

Общество просило признать незаконным бездействие Средне-Поволжского управления Ростехнадзора, выразившееся в направлении заявителю уведомлений об отказе по результатам предварительного рассмотрения заявлений и комплектов документов без приложения вторых экземпляров заявлений о предоставлении государственной услуги с отметкой Средне-Поволжского управления Ростехнадзора о входящих номерах заявлений общества.

Управление указывает, что Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в части предоставления государственных услуг, осуществляет свою деятельность в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2019 года № 140, а так же Приказом № 771 от 19.12.2018г. «Об утверждении инструкции по делопроизводству Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», в соответствии с которыми не предусмотрено направление оригиналов документов Заявителя (вторых экземпляров заявлений с отметками Управления).

11.09.2020 (исх. №36-40/219) в адрес Управления от Общества поступило письмо «О необходимости разъяснений по замечаниям», согласно которого в адрес Заявителя не направлены вторые экземпляры описи документов, приложенных к заявлениям.

В ответ на указанное письмо Общества, Управлением 06.10.2020 (исх. №301-27211) был дан ответ, что документы были направлены в адрес Общества курьерской службой 02.10.2020, что подтверждается курьерской накладной.

Арбитражный суд считает возражения заинтересованного лица обоснованными.

В соответствии с п.103 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Приказ Ростехнадзора от 08.04.2019 N 140, результатом исполнения административной процедуры является оформление и вручение структурным подразделением территориального органа Ростехнадзора, ответственным за работу с заявителями, заявителю либо направление в его адрес почтовым отправлением копии заявления и комплекта документов (подлинники).

Согласно п.26 Административного регламента заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, перечисленные в пунктах 20 и 23, 24, 28 Административного регламента (далее - комплект документов), представляются в соответствующий территориальный орган Ростехнадзора непосредственно либо направляются почтовым отправлением или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через ЕПГУ.

Указанные правовые нормы не устанавливают обязанность Управления возвращать вторые экземпляры заявлений с отметками Управления.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования в указанной части удовлетворению не подлежат.

В соответствии с п.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд должен указать обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Расходы по госпошлине в сумме 3000 руб. согласно ст. 110 АПК РФ следует возложить на ответчика.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Средне-Поволжского Управления Ростехнадзора, выразившееся в нарушении срока предоставления государственной услуги по регистрации сведений, характеризующих ОПО в государственный реестр об опасных производственных объектах ООО «Газпром трансгаз Саратов» в государственном реестре опасных производственных объектов в отношении заявлений и комплектов документов исх. № 36-41/124-108 от 09.07.2020, исх. №36-41/124-045 от 06.07.2020, исх. № 36-41/124- 051 от 06.07.2020, исх. №36-41/124-068 от 07.07.2020, исх. 36-41/124-069 от 07.07.2020, исх. №36-41/124-070 от 07.07.2020, №36-41/124-079 от 07.07.2020.

Обязать Средне-Поволжское Управление Ростехнадзора устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Средне-Поволжское Управление Ростехнадзора в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Саратов» расходы на уплату госпошлины в сумме 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1