ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-30385/19 от 25.11.2019 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Самара

02 декабря 2019 года

Дело №

А55-30385/2019

Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 02 декабря 2019 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Мехедовой В.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абдрафиковой Л.Н.

рассмотрев в судебном заседании 25 ноября 2019 дело, возбужденное по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Гермес", (ОГРН <***> ИНН <***>), Россия 445012, г. Тольятти, Самарская область, ул. 40 лет Победы <...>; Россия 445012, г.Тольятти, Самарская область, ул.Коммунистическая, д.8, оф.4

к Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по Красноглинскому району г. Самары, Россия 443112, г. Самара, п. Управленческий, Самарская область, ул. Сергея Лазо д. 2А

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления ФНС по Самарской области

о признании недействительным решения № 37586 А об отказе в государственной регистрации от 14.08.2019

при участии в заседании

от заявителя - ФИО1, доверенность от 22.07.2019, диплом;
от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность № 2 от 20.03.2019 (диплом);

от третьего лица - ФИО3, доверенность № 12-09/042 от 04.09.2019;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ГЕРМЕС" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит:

признать недействительным решение вх. 37586 А от 14.08.2019 Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары об отказе в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ в отношении ООО «Гермес»;

обязать Инспекцию Федеральной Налоговой Службы России по Красноглинскому району г. Самары устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем проведения государственной регистрации, заявленных изменений.

Определением суда от 01.10.2019 указанное заявление принято к производству суда и назначено к рассмотрению по правилам Главы 24 АПК РФ.

Определением суда от 29.10.2019 дело назначено к судебному разбирательству, к участию в деле в соответствии со ст. 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ФНС по Самарской области.

Представитель заявителя в судебном заседании 25.11.2019 поддержал заявленные требования по мотивам, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, приобщенном к материалам дела.

Представитель УФНС в судебном заседании поддержал позицию налоговой инспекции и просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 156, 200 АПК РФ с участием представителей сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Как следует из материалов дела, ООО «Гермес» (ОГРН <***>) зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары 10.08.2017г. Единственным участником и генеральным директором данного общества являлся ФИО4

05.04.2019 г. в состав участников ООО «Гермес», согласно выписки из ЕГРЮЛ, вошли ФИО5 и ООО «Пронто-консалт».

22.06.2019г. от генерального директора ООО «Гермес» ФИО4 в адрес участников - ФИО5 и ООО «Пронто-консалт» поступило заявление от 20.06.2019г. об освобождении с 22.06.2019г. от занимаемой должности генерального директора ООО «Гермес» и переводе на должность заместителя генерального директора ООО «Гермес» по снабжению и сбыту.

Общим собранием учредителей ООО «Гермес», проведенному по инициативе участника - ФИО4, 24.06.2019г. единогласно было принято решение о прекращении полномочий генерального директора ООО «Гермес» ФИО4 и передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО «Гермес» управляющей организации (одному из участников) - ООО «Пронто-консалт». Полномочия по подписанию договора №1-ГД от 24.06.2019г. о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО «Гермес» делегированы председателю собрания учредителей - ФИО5

Для реализации обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, в части внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ об органе управления, от имени единоличного исполнительного органа ООО «Гермес» - управляющей организации ООО «Пронто-консалт», в соответствии с распиской вх.№ 35201А от 26.06.2019г. были направлены, а Инспекцией Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары были приняты: заявление по форме 14001, протокол общего собрания учредителей ООО «Гермес» от 24.06.2019г., паспорт заявителя - директора ООО «Пронто-консалт» ФИО6, заверенные ЭЦП.

03.07.2019г. решением Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары отказано в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ на основании пп. «а» п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

08.07.2019г. в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары, повторно, от ООО "Гермес" по телекоммуникационным каналам связи были направлены документы вх. 37586А для государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы в части возложения полномочий единоличного исполнительного органа на управляющую организацию в связи с единогласным принятием общим собранием учредителей ООО "Гермес" Решения б/н от 24.06.2019 г. о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО "Гермес" управляющей организации - ООО "Пронто-консалт", а именно были представлены следующие документы, подписанные усиленной квалифицированной подписью:

1. заявление по форме Р14001 (далее - заявление);

2. протокол общего собрания участников (решение общего собрания б/н от
24.06.2019).

3. Письменные пояснения об ошибочности предъявления регистрирующим органом
требований наличия в ЭЦП заявителя полномочий представления интересов ООО
«Гермес».

15.07.2019г. решением Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары приостановлена государственная регистрация изменений до проведения проверки поданных сведений. Предмет проверки - наличие договорных отношений с управляющей организацией.

17.07.2019г. сопроводительным письмом, нарочно, в адрес Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары был предоставлен заверенный надлежащим образом испрашиваемый договор №1-ГД от 24.06.2019г. о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО «Гермес» управляющей организации.

14.08.2019г. решением вх. 37586А Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары отказано в государственной регистрации изменений по иному основанию (не по основанию приостановления), на основании пп. «а» и «д» п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

16.08.2019г. в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, в соответствии с п.1 ст.25.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", была подана жалоба на решение 37586А от 14.08.2019г. Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары.

Решением УФНС России по Самарской области от 19.09.2019г. №20-15/33323@ жалоба ООО "ГЕРМЕС" на решение Инспекции от 14.08.2019 г. №37586А об отказе в государственной регистрации в отношении ООО "ГЕРМЕС", оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с вышеуказанным решением Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением о признании его недействительным.

Исходя из смысла части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Статьей 1 Закона N 129-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона N 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством государственная регистрация носит заявительный порядок. Так согласно пункта 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Согласно пункту 2 статьи 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ в регистрирующий орган документы могут быть направлены, в том числе в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В целях государственной регистрации юридического лица не требуется нотариальное свидетельствование подписи в случае направления документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (абзац 5 пункта 1.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ).

Отношения по использованию электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также при совершении иных юридически значимых действий регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Закон № 63-ФЗ).

Федеральным Законом от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее Закон 63-ФЗ) предусмотрено, что владельцем сертификата ключа проверки электронной подписи может быть как физическое лицо, так и юридическое лицо.

В соответствии со статьями 14 и 17 Федерального закона № 63-ФЗ и ст. 6 Приказа ФСБ России № 795 от 27.12.2011, квалифицированный сертификат должен содержать следующую информацию:

уникальный номер сертификата ключа проверки электронной подписи, дату начала и окончания срока действия такого сертификата;

фамилия, имя, отчество (если имеется) владельца квалифицированного сертификата - для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, либо фамилия, имя, отчество (если имеется) и основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя - владельца квалифицированного сертификата - для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, либо наименование, место нахождения и основной государственный регистрационный номер владельца квалифицированного сертификата - для российского юридического лица, либо наименование, место нахождения владельца квалифицированного сертификата, а также идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) - для иностранной организации (в том числе филиалов, представительств и иных обособленных подразделений иностранной организации);

страховой номер индивидуального лицевого счета и идентификационный номе, налогоплательщика владельца квалифицированного сертификата - для физического лица либо идентификационный номер налогоплательщика владельца квалифицированного сертификата - для юридического лица;

основной государственный регистрационный номер (далее - ОГРН) владельца квалифицированного сертификата- для юридического лица;

ключ проверки ЭП;

наименования средств электронной подписи и средств аккредитованного удостоверяющего центра, которые использованы для создания ключа электронной подписи, ключа проверки электронной подписи, квалифицированного сертификата, а также реквизиты документа, подтверждающего соответствие указанных средств требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом;

иная информация, предусмотренная Федеральным законом N 63-ФЗ для квалифицированного сертификата

наименование и место нахождения аккредитованного УЦ, который выдал квалифицированный сертификат;

номер квалифицированного сертификата аккредитованного УЦ;

ограничения использования квалифицированного сертификата (если такие ограничения установлены).

Федеральным законом № 63-ФЗ и Требованиями к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, утвержденными приказом ФСБ России от 27.12.2011 № 795 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.01.2012 N 23041) установлено, что по требованию лица, обратившегося за получением квалифицированного сертификата (далее - заявитель), в квалифицированный сертификат может дополнительно включаться иная информация о владельце квалифицированного сертификата.

Таким образом, по смыслу перечисленных выше норм, электронная цифровая подпись выдается (привязывается) конкретному юридическому (или физическому) лицу. В связи с чем, отражение в электронной цифровой подписи сведений обо всех юридических лицах, а также полномочиях, исполнительном органе являются допустимыми и обязательными.

Согласно ст. 18 Закон 63-ФЗ при выдаче квалификационного сертификата ключа проверки электронной подписи аккредитованный удостоверяющий центр осуществляет проверку достоверности документов и сведений, представленных заявителем, в том числе, в отношении заявителя - юридического лица, запрашивает и получает выписку из ЕГРЮЛ (пп.1 п. 2.2. ст. 18 Закон 63-ФЗ)

Следовательно, по смыслу вышеуказанных норм, если заявителем при государственной регистрации юридического лица выступает физическое лицо - руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, либо управляющая организация, то из сертификата ключа проверки электронной подписи должно следовать, что данное физическое лицо (управляющая организация) обладает полномочиями выступать от имени этого юридического лица. В случае выдачи сертификата ключа проверки электронной подписи юридическому лицу, в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо (управляющая организация), действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов юридического лица, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ.

Как следует из материалов дела, 08.07.2019г (вх.№ 37586А) в Инспекцию в электронном виде (номер заявки -U01907086528993) представлен пакет документов для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица в отношении ООО "ГЕРМЕС", подписанный квалифицированной электронной подписью принадлежащей ФИО6 руководителю ООО "ПРОНТО-КОНСАЛТ",

Представленным на государственную регистрацию заявлением по форме Р14001 в ЕГРЮЛ вносились сведения о прекращении полномочий руководителя ФИО4, а так же о возложении полномочий на управляющую компанию ООО "ПРОНТО-КОНСАЛТ" ОГРН <***>.

Согласно п. 4.4. ст. 9 Закона № 129-ФЗ в случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.

В связи с указанным, 15.07.2019г. Инспекцией принято решение о приостановлении государственной регистрации на основании п. 4.2 ст.9 Закона № 129-ФЗ в отношении ООО "ГЕРМЕС" для проверки достоверности включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц сведений, с целью подтверждения (опровержения) информации о наличии договорных отношений с управляющей организацией.

Кроме того, следует отметить, что от учредителя и руководителя ООО "ГЕРМЕС" ФИО4, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, поступили возражения заинтересованного лица по форме Р38001 (от 27.06.2019г. за вх. 35342А,от 10.07.2019г. за вх. 37926А и от 26.07.2019г за вх. № 41491А), относительно государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы в отношении ООО "ГЕРМЕС".

В силу пп. 8 п. 5 Приказа ФНС России от 11.02.2016 г. № ММВ-7-14/72@ (далее -Основания и порядок), указанные в п.2 и 4 Оснований и порядка обстоятельства не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ. в случае если в поступившем в регистрирующий орган возражении относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ или заявлении о недостоверности сведений ЕГРЮЛ в качестве обстоятельства, на котором основаны такие возражение или заявление, указывается на оспоримость решения органа юридического лица.

Из содержания представленных возражений по форме Р38001 за вх.№ 35342А, вх. 37926А и вх. № 41491А следует, что в ООО "ГЕРМЕС" имеется корпоративный спор о праве управления им.

Однако, необходимо отметить, что в компетенцию регистрирующего органа не входит оценка законности решений органов управления юридических лиц, сделок и иных обусловивших государственную регистрацию оснований возникновения прав и обязанностей. Споры о признании недействительными решений органов управления юридических лиц, сделок и иных обусловивших государственную регистрацию оснований возникновения прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в судебном порядке.

В связи с изложенным, возражения заинтересованного лица по форме Р38001 от 27.06.2019г. за вх. 35342А, от 10.07.2019г. за вх. 37926А и от 26.07.2019г за вх. № 41491А, в отношении ООО "ГЕРМЕС" оставлены регистрирующим органом без рассмотрения.

В последующем, Инспекцией принято решение от 14.08.2019 № 37586А об отказе в государственной регистрации на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ - непредставление заявителем определенных Законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов и основании подпункта «д» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ - подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации, в связи с тем, что документы представлены в регистрирующий орган по телекоммуникационным каналам связи и подписаны электронной цифровой подписью, отражающей факт подписи ФИО6 в качестве заявителя директора ООО «Пронто-Консалт».

Так, перечень оснований для отказа в государственной регистрации закреплен статьей 23 Закона № 129-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов (подпункт «а»); подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (подпункт «д»).

Как указано выше, документы для государственной регистрации были представлены в регистрирующий орган в электронном виде, заявителем выступает управляющая организация ООО «Пронто-Консалт» в лице ее директора ФИО6 При этом, заявление по форме № Р14001 подписано усиленной квалифицированной электронной подписью директора управляющей организации, однако в данной электронной подписи отсутствует указание на юридическое лицо, от имени которого выступает данная управляющая организация, в частности ООО "ГЕРМЕС". Следовательно, заявление было подписано неуполномоченным лицом.

При отсутствии доказательств, подтверждающих наличие полномочий у заявителя действовать от имени управляющей организации при подаче заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган, руководствуясь пунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, имеет право принять решение об отказе в регистрации спорных изменений.

Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2017 № 11АП-5528/2017 по делу № А65-17545/2016 и Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 05.04.2017 № Ф06-19256/2017 по делу № А65-10701/2016.

При изложенных обстоятельствах, суд, оценив имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем исследовании материалов дела, как требует того часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что Инспекцией правомерно было принято решение об отказе в государственной регистрации, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в арбитражном суде в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

В.В. Мехедова