АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
апреля 2016 года | Дело № | А55-30581/2015 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена: 05 апреля 2016 года Полный текст решения изготовлен: 12 апреля 2016 года | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе судьи | ФИО1 | ||||||
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А., | |||||||
рассмотрев в судебном заседании апреля 2016 года дело по иску, заявлению | |||||||
Общества с ограниченной ответственностью «Фактор успеха», 445037, <...>, к ИФНС России по Красноглинскому району г. Самара (Единый регистрационный центр), 443112, г. Самара, Красноглинский район, ул. С.Лазо, 2а с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: – ФИО2. о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от заявителя – представитель ФИО3, паспорт, от заинтересованного лица – представитель ФИО4 по доверенности от 19.08.2015 от третьего лица – ФИО2, паспорт, | |||||||
УСТАНОВИЛ: | |||||||
Общество с ограниченной ответственностью «Фактор успеха» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором в соответствии со ст.49 АПК РФ изменив предмет исковых требований, просит признать недействительной запись в ЕГРЮЛ ГРН 2156313831452 от 02.11.2015г. о прекращении деятельности ООО «ГК Техномет» в связи с ликвидацией. Данные изменения предмета исковых требований судом приняты в порядке ст. 49 АПК РФ. Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары в отзыве на заявление требования не признал, просит в удовлетворении исковых требований отказать. Третье лицо - ФИО2 против требований возражает, просит в удовлетворении исковых требований отказать. В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представители ответчика и третьего лица в судебном заседании требования истца не признали по мотивам, изложенным в отзыве. Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил. Как следует из материалов дела, 04.04.2013г. между ООО КБ «Эл банк» и ООО «Группа компаний Техномет» был заключен договор об оказании факторинговых услуг (с правом регресса) № 068 (далее - Договор факторинга). 10.02.2015г. Решением участников ООО «Группа компаний Техномет» принято решение о ликвидации общества, назначен ликвидатор ФИО2 26.02.2015г. между ООО КБ «Эл банк» и ООО «Фактор успеха» был заключен договор № 113/15 о переуступке денежных требований ООО КБ «Эл банк» к ООО «Группа компаний Техномет», по Договору факторинга. 21.04.2015 ликвидатором подано в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией. На основании указанного заявления и приложенных к нему документов 02.11.2015г. регистрирующий орган принял решение о государственной регистрации прекращения деятельности ООО «Группа компаний Техномет» в связи с ликвидацией и 02.11.2015г. внес в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись за государственным регистрационным номером 2156313831452. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями. ООО «Фактор успеха» оспаривает в ЕГРЮЛ ГРН 2156313831452 от 02.11.2015г., ссылаясь на то, что Ликвидационная комиссия не направила кредиторам уведомление о ликвидации в письменной форме, как это предусмотрено п. 1 ст. 63 ГК РФ. Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов. Ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей другим лицам в порядке правопреемства. В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном или принудительном порядке, а также в случае признания его несостоятельным (банкротом). Добровольный порядок предполагает ликвидацию юридического лица по решению его учредителей либо уполномоченного органа юридического лица. Таким образом, законодательство предусматривает возможность ликвидации общества с ограниченной ответственностью по решению его участников (добровольной ликвидации). Как следует из содержания п. 2 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами. В соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Таким образом, с момента принятия решения о добровольной ликвидации общества и о назначении ликвидатора полномочия по управлению деятельностью общества переходят к ликвидатору, а полномочия генерального директора прекращаются, при этом его увольнение для такого прекращения не обязательно. Кроме того по доводу заявителя об уведомлении кредиторов должника следует отметить, что Приказом ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации^ (далее - Приказ N САЭ-3-09/355@) установлено, что сведения, содержащиеся в Единое государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации". Ликвидационная комиссия публикует в журнале "Вестник государственной регистрации" сообщение о ликвидации компании, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Последний не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Это следует из п. 1 ст. 63 ГК РФ и п. 1 Приказа N САЭ-3- 09/355@. Согласно сообщению о ликвидации, опубликованному в журнале «Вестник государственной регистрации» (журнал № 7(519) Часть-1 от 25.02.2015/880) ООО «ГК Техномет» (ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 632401001, место нахождения: 445046, <...>, e-mail: leroqe@mail.ru) уведомляет о том, что общим собранием участников ООО «ГК Техномет» (Протокол №1 от 10.02.2015 года) принято решение о ликвидации OOО, «ГК Техномет». Требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2-х месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 445046, <...>, e-mail: leroqe@mail.ru. Довод заявителя о том, что ООО «Фактор успеха» как кредитору не направлено сообщение о ликвидации является несостоятельным, поскольку заявитель не представил доказательства надлежащего извещения ООО «ГК Техномет» о том, что ООО «Фактор успеха» является его кредитором. Кроме того, арбитражный суд принял во внимание следующие обстоятельства. ООО «Фактор успеха» считает, что у ООО «ГК Техномет» имелась кредиторская задолженность перед ним. Ссылки заявителя на ст.63-64 ГК РФ основаны на ошибочном толковании указанных правовых норм. В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Согласно ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. Указанная норма права не предусматривает обязанности учета ликвидатором требований кредиторов в реестре требований, в отличие от Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в процедуре ликвидации заявленные кредиторами требования отражаются в промежуточном балансе. Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 октября 2005 года по делу № А55-3364/2005-43. Промежуточный ликвидационный баланс, в силу п.2 ст.63 ГК РФ, содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных требований кредиторов и результатах их рассмотрения. В связи с вышеизложенным, отражение задолженности в промежуточном ликвидационном балансе может расцениваться в качестве признания её ликвидатором. Согласно п.4 ст.63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Однако доказательства того, что ООО «Фактор успеха», как кредитор, предъявил Ликвидатору Общества требования об уплате задолженности, а заявитель отказался её внести в промежуточный ликвидационный баланс либо уклонялся от признания задолженности в материалах дела отсутствуют. В соответствии с ч.4 ст. 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Налоговый орган не представил в материалы дела доказательства обращения кредитора до утверждения ликвидационного баланса в суд с иском к ликвидационной комиссии о взыскании какой-либо суммы задолженности. В силу положений п.1 ст.63, ч.4 и 5 ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица кредитор вправе предъявить требования ликвидационной комиссии, в том числе и в судебном порядке, лишь до утверждения ликвидационного баланса юридического лица. Согласно ч.6 ст. 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов,не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано. Указанная правовая норма применена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 марта 2009 г. по делу N А55-13000/2008. Между тем, доказательства того, что ликвидатору было известно кредиторе - ООО «Фактор успеха», а также доказательства обращения заявителя к ликвидатору и в арбитражный суд с требованиями о взыскании долга отсутствуют. При таких обстоятельствах у ликвидатора отсутствовали основания включать требования ООО «Фактор успеха» в промежуточный ликвидационный баланс, поскольку туда подлежат включению лишь предъявленные требования. Так, Инспекцией в ЕГРЮЛ внесены сведения о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО «ГК Техномет» ОГРН <***> 20.07.2015 за ГРН 2156313371223. Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее - Закон) для государственно^ регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орга представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины. г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». 26.10.2015 г. представителем заявителя Рождественской ЕН., действующей на основании доверенности, в регистрирующий орган через отделение МАУ «МФЦ» г Тольятти был представлен пакет документов для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Согласно действующему законодательству государственная регистрация носит заявительный характер. В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. При этом пп. 4.1 ст. 9 Закона установлено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Согласно п.4 статьи 20 Закона уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока: а) установленного для предъявления требований кредиторами; б) вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации; в) окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки. В силу положений п. 5 статьи 20 Закона в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к ЮЛ, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация ЮЛ в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению. Статья 23 Закона содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. Так, пп. м) п. 1 статьи 23 Закона, установлено, что если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий, то регистрирующим органом будет принято соответствующее решение с учетом данного обстоятельства. Однако на момент принятия решения в отношении ООО «ГК Техномет» ОГРН <***> в регистрирующий орган не поступала информация о наложении запрета на совершение регистрационных действий, а также решения судебных органов и иные судебные акты по такому исковому заявлению. При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что у МРИ ФНС России № 2 по Самарской области отсутствовали предусмотренные ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации ООО «ГК Техномет» в связи с его ликвидацией, поскольку Заявление по форме Р16001 было представлено ликвидатором, недостоверные сведения в нём отсутствуют, соблюдение порядка, установленного ст.61, 62, 63, 64 ГК РФ и ст.20, 21 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» со стороны заявителя отсутствует, заявитель не реализовал своё право кредитора на предъявление требований ликвидационной комиссии. В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что запись в ЕГРЮЛ ГРН 2156313831452 от 02.11.2015г. о прекращении деятельности ООО «ГК Техномет» в связи с ликвидацией является законной и обоснованной. При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. | |||||||
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
В удовлетворении заявленных требований отказать. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | ФИО1 | |||||