ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-30805/2021 от 03.03.2022 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

11 марта 2022 года

Дело №

А55-30805/2021

Резолютивная часть решения объявлена: 03 марта 2022 года

Полный текст решения изготовлен: 03 марта 2022 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании 03 марта 2022 года дело по иску, заявлению

Департамента управления имуществом городского округа Самара

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,ФИО2

о признании

при участии в заседании

от заявителя –ФИО3 по доверенности

от заинтересованного лица– Владимирцева Н.Н. по доверенности,

от третьего лица – не явился, извещён,

УСТАНОВИЛ:

Департамент управления имуществом городского округа Самара обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором с учетом принятых судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ уточнений просит признать уведомление Управления Росреестра по Самарской области от 13 августа 2021 № КУВД-001/2021-18263716/4 об отказе в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение площадью 15,9 кв.м, расположенного по адресу: <...> этаж, коми. № 21, незаконным; обязать Управление Росреестра по Самарской области провести государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права муниципальной собственности на нежилое помещение площадью 15,9 кв.м, расположенного по адресу: <...> этаж, коми. № 21.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,ФИО2.

ФИО2 в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании протокола о результатах лесного конкурса от 01.06.2001 между государственным учреждением "Самарский лесхоз" и ФИО2 был заключен договор аренды участка лесного фонда от 01.06.2001 N 38, пунктом 7.2 которого предусмотрено, что договор вступает в силу с момента его государственной регистрации арендатором и действует в течение 5 лет. Договор был зарегистрирован 17.12.2005.

ФИО2 04.02.2010 обратился к Министерству с заявлением о продлении срока действия указанного выше договора аренды до 49 лет в связи с истечением срока его действия в ноябре 2010 г.

Министерством принято решение от 18.02.2011 N 3 о приведении договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, которым срок договора аренды лесного участка установлен по 17.12.2054.

Приказом Министерства от 22.02.2011 N 48 было утверждено решение от 18.02.2011 N 3 о приведении договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.

На основании данного приказа 22.02.2011 между Министерством (арендодатель) и ФИО2 (арендатор) заключен договор N 38/12 аренды лесного участка, общей площадью 0,24 га, кадастровый номер 63:01:0801001:2, имеющим местоположение: Самарская область, Самарский район, Самарское лесничество, квартал N 80, выдел N 2.

ФИО2 27.04.2011 обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации указанного договора аренды лесного участка от 22.02.2011 N 38/12.

ФИО2 в государственной регистрации договора аренды было отказано сообщением об отказе в государственной регистрации от 30.06.2011 N 01/116/2011-104.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2011 удовлетворены требования Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, регистрирующий орган) о признании недействительным отказа в государственной регистрации договора от 22.02.2011 N 38/12 аренды лесного участка общей площадью 0,24 га с кадастровым номером 63:01:0801001:2, имеющим местоположение: Самарская область, г.о. Самара, Самарский район, Самарское лесничество, квартал N 80, выдел N 2, изложенного в сообщении от 30.06.2011 N 01/116/2011-104, и обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды указанного земельного участка.

В отношении земельного участка в ЕГРН на основании решения Арбитражного суда Самарской области по делу А55-16086/2011 12.01.2012 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) была внесена запись о регистрации договора аренды лесного участка от 22.02.2011 № 38/12, запись регистрации № 63-01/116/201 1-104.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 решение суда от 07.11.2011 по делу N А55-16086/2011 отменено.

Постановлением ФАС Поволжского округа от 10.07.2012 по делу N А55-16086/2011 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 по делу N А55-16086/2011 оставлено без изменения.

В соответствии с Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.06.2018 № 462 «Об определении количества лесопарков на землях населенных пунктов городского округа Самара, занятых городскими лесами, и установлении их границ и внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 № 435 «Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ» между министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство) и Департаментом управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) 28.12.2018 подписан акт приема-передачи договоров аренды лесных участков, расположенных в границах городского округа Самара, прошедших процедуру постановки на государственный кадастровый учет с категорией «земли населенных пунктов».

На основании протокола совещания в Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по вопросу передачи договоров аренды земельных участков, расположенных в границах городского округа Самара от 17.10.2018, Министерство передало в соответствии с актом приема-передачи от 28.12.2018 все имеющиеся оригиналы документов: копию договора № 38/12 от 22.02.2011 г., выписку из оригинала протокола о результатах лесного конкурса от 01.06.2011 г., акт сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2018 г. по 30.09.2018 г. в Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Постановлением Администрации городского округа Самара № 1 от 11.01.2017 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) наделен полномочиями по контролю за соблюдением условий договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, предоставленных для целей, не связанных со строительством, ведению претензионной работы с арендаторами, иными пользователями земельных участков, используемых для целей, не связанных со строительством, освобождению таких земельных участков.

На основании вывода суда апелляционной инстанции по делу № А55-16086/2011 о том, что договор аренды № 38/12 от 22.02.2011 является ничтожным, Департамент обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением об осуществлении государственной регистрации прекращения ограничения права и (или) обременения объекта недвижимости договором аренды лесного участка № 38/12 от 22.02.2011.

Уведомлением от 19.03.2021 № КУВД-001/2021-9345858/1 Управление Росреестра по Самарской области приостановило государственную регистрацию прекращения ограничения права договором аренды на земельный участок.

Уведомлением от 21.06.2021 № КУВД-001/2021-9345858/2 Управление Росреестра по Самарской области отказало в государственной регистрации прекращения ограничения права договором аренды на земельный участок, кадастровый номер 63:01:0801001:2.

Отказ Управления Росреестра по Самарской области мотивирован тем, что в суде не решен вопрос о повороте исполнения судебного акта в части прекращения договора аренды лесного участка от 22.02.2011 № 38/12.

Департамент управления имуществом городского округа Самара считает отказ в государственной регистрации прекращения договора аренды земельного участка не соответствующим требованиям закона, а также нарушающим права и законные интересы Заявителя.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

В силу Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, названный орган осуществляет государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке (ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ являются, в том числе, - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; - межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; - иные документы, предусмотренные Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости (п. 1 части 3 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно частям 1, 2 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, по решению государственного регистратора прав в случаях, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п. п. 7).

Отказ в государственной регистрации прав на имущество либо уклонение от государственной регистрации могут быть оспорены в суде (п. 8 ст. 8.1 ГК РФ.).

В силу пункта 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Как следует из материалов дела, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), в отношений земельного участка, с кадастровым номером: 63:01:0801001:2, по адресу: г. Самара, Самарский район, квартал 80, выдел 2 Пригородного лесничества Самарского лесхоза, содержится запись об ограничении - аренде в пользу ФИО2.

Указанная запись была внесена 12.01.2012 г. во исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2011 г. по делу № А55-16086/2011 с отметкой о вступлении в законную силу 08.12.2011 г. (т.1 л.д.108-111 на обороте).

Указанным решением арбитражный суд признал незаконным отказ Управления от 30.06.2011 г. № 01/116/2011-104 в государственной регистрации договора № 38/12 аренды лесного участка от 22.02.2011 г. из земель лесного фонда с кадастровым номером 63:01:0801001:2, площадью 0,24 га, расположенного по адресу: Самарская обл., г.о. Самара, Самарский район, Самарское лесничество, квартал № 80, выдел № 2, для осуществления рекреационной деятельности, и возложил на Управление обязанность по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав Министерства лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области путем государственной регистрации указанного договора аренды. Таким образом, вышеуказанная запись об аренде была внесена регистрирующим органом в ЕГРН во исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2011 г. по делу № А55-16086/2011.

16.03.2021 г. Департамент управления имуществом г.о. Самара, в лице представителя по доверенности Музыки Е.О., обратился в Управление с заявлением № КУВД-001/2021-9345858 о государственной регистрации прекращения аренды на земельный участок, с кадастровым номером: 63:01:0801001:2.

В качестве документа-основания для совершения заявленного регистрационного действия была представлена копия постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 г. по делу № А55-16086/2011, которым решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2011 г. отменено и в удовлетворении заявленных Министерством требований отказано.

Возражая против отказа Департамент указывает арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 10.04.2012 пришел к выводу о том, что договор аренды от 22.02.2011 № 38/12, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным в силу статьи 168 ГК РФ. Департамент, считает, что указанный судебный акт является основанием для государственной регистрации прекращения аренды на земельный участок, с кадастровым номером: 63:01:0801001:2.

Третье лицо ФИО2 в отзыве на заявление указал, что Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А55-16086/2011 не решен вопрос о повороте исполнения судебного акта в части прекращения спорного договора аренды (ст. 325, 326 АПК РФ). Так же Постановление не содержит указаний на применение к спорному договору аренды последствий недействительности ничтожной сделки. Фактически у заявителя и третьего лица ( ФИО2) имеется спор о праве, который может быть разрешен исключительно в порядке предусмотренном подразделом II ГПК РФ.

Возражая против заявленных требований Управление Росреестра по Самарской области указывает следующее.

Как установлено пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.07.1998 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действовавшего на момент обращения) копии вступивших в законную силу решений и определений судов в отношении прав на недвижимое имущество подлежат в трехдневный срок обязательному направлению судебными органами в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

Согласно Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов, утвержденных Приказом Росрегистрации от 07.06.2007 №112 (далее - Методические рекомендации), после проведения государственной регистрации прав государственный регистратор уведомляет заявителя и суд общей юрисдикции, вынесший решение о признании отказа в государственной регистрации прав незаконным, об исполнении судебного решения (Приложение 2,3,4)

Судебный акт поступил из арбитражного суда, оформленный надлежащим образом, с отметкой о вступлении в законную силу. Основания для приостановления и/или отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка на основании судебного акта о признании отказа в государственной регистрации прав от 30.06.2011 №01/116/2011- 104 незаконным - отсутствовали.

Таким образом, государственная регистрация договора аренды была проведена на основании вступившего в законную силу судебного акта, что свидетельствует об исполнении судебного акта в установленном законом порядке в рамках срока, предусмотренного Законом о регистрации №122-ФЗ.

Поскольку Департаментом подано заявление о прекращении аренды, то должны быть представлены документы, подтверждающие прекращение ограничения. Между тем, такие документы отсутствуют.

Так как исполненное регистрирующим органом решение арбитражного суда было отменено, то единственным основанием для прекращения аренды является определение Арбитражного суда Самарской области о повороте исполнения судебно акта в части прекращения договора аренды.

Поскольку Управление не может самостоятельно прекратить в ЕГРН сведения об аренде земельного участка, поворот исполнения судебного акта является единственно возможным способом погашения записи, имеющейся в ЕГРН.

В соответствии с ч. 1 ст. 325 АПК РФ если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту. Данная норма применима и в отношении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (ч. 1 ст. 189 указанного нормативного правового акта).

Согласно ч. 1 ст. 326 АПК РФ вопрос о повороте исполнения судебного акта разрешается арбитражным судом, принявшим новый судебный акт, которым отменён или изменён ранее принятый судебный акт.

Однако арбитражным судом апелляционной инстанции не был разрешен вопрос о повороте исполнения судебного акта в части прекращения договора аренды лесного участка от 22.02.2011 г. № 38/12.

Более того, права Департамента принятым решением об отказе в регистрации прекращения аренды не нарушаются, поскольку лицо, чьи права нарушены в результате исполнения судебного акта, вправе требовать их защиты путем предъявления заявления в порядке, предусмотренном ст. 325 АПК РФ.

Институт поворота исполнения судебного акта позволяет восстановить права лиц, которые были нарушены в результате исполнения судебного акта, впоследствии отменённого судом вышестоящей инстанции, в короткий срок без проведения дополнительных судебных процессов по обжалованию производных от отмененного решения судебных актов вернуть имущественное положение сторон в первоначальное состояние.

Действующим процессуальным законодательством предусмотрен единственный способ восстановления положения в случае отмены судебного акта, который уже исполнен - поворот исполнения в порядке ст. 325 АПК РФ.

Восстановление срока на апелляционное обжалование и возбуждение апелляционного производства не являются исключением из этого правила.

Таким образом, для погашения записи о государственной регистрации договора аренды необходим судебный акт, предписывающий возврат сторон в предыдущее положение, т.е. судебный акт об осуществлении поворота исполнения решения суда первой инстанции, признанного незаконным и указывающего что именно надлежит сделать сторонам.

В рассматриваемом случае, такой документ до настоящего времени - отсутствует, на государственную регистрацию по КУВД-001/2021-9345858 не представлялся. Соответственно, основания для погашения записи об ограничении (обременении) - аренде лесного участка №38/12 от 22.02.2011 у регистрирующего органа также отсутствовали.

Согласно ч. 1 ст. 325 АПК РФ, если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.

Порядок возврата ответчику всего того, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному судебному акту в делах, рассмотренных по правилам Главы 24 АПК РФ не идентичен такому же возврату по делам искового производства, что в свою очередь связано с функциями и полномочиями государственного органа при осуществлении государственной регистрации прав, государственного кадастрового учета.

С Управления ничего не истребовалось и не взималось, регистрирующий орган не лишался каких-либо средств или имущества. Вступившим в законную силу судебным актом на заинтересованное лицо была возложена соответствующая обязанность, которая и была исполнена в порядке ст. 16 АПК РФ. С отменой судебного акта эта обязанность прекращена, и если бы это действие носило длительный характер, то безусловно с момента вынесения постановления 11ААС обязанность и прекратилась бы. В данном случае, обязанность уже была исполнена и отменить ее возможно только на основании соответствующего решения суда.

Действующее законодательство ограничивает круг лиц, которые могут обратиться с заявлением о повороте исполнения судебного акта теми, чьи интересы были затрону при исполнении решения суда (например: сторона с которой были взысканы судебные расходы по отменному судебному акту "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019)"). После исполнения решения от 07.11.2011 по делу А55-16086/2011 с соответствующим заявлением о повороте вправе были обратиться и ФИО2, Управление Росреестра по Самарской области и Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

В связи с тем, что в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.06.2018 №462 между Министерством и Департаментом управления имуществом г.о. Самара был подписан акт приема-передачи договоров аренды лесных участков, расположенных в границах г.о. Самара, прошедших процедуру постановки на государственный кадастровый учет с категорией «земли населенных пунктов», то начиная с 28.12.2018 право на обращение с заявлением о повороте исполнения решения по делу А55-16086/2011 возникло и у Департамента.

При этом, в исковом заявлении ДУИ г.о Самара по делу А55-30805/2021 не приводится норм, которые обязывали бы или устанавливали срок для обращения с заявлениями о повороте или обуславливали невозможность обращения с указанных заявлением Заявителя. Данный вопрос решается лицами, чьи права затронуты исполненным и отмененным судебным решением самостоятельно.

Арбитражный суд считает доводы регистрирующего органа обоснованными по следующим мотивам.

Частью 1 статьи 325 АПК РФ предусмотрено, что если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.

Согласно части 2 статьи 326 АПК РФ если в постановлении об отмене или изменении судебного акта нет указаний на поворот его исполнения, ответчик вправе подать соответствующее заявление в арбитражный суд первой инстанции.

Таким образом, поворот исполнения производится при условии, что судебное решение исполнено, но впоследствии оно отменено и вынесено новое решение, которым в удовлетворении иска отказано. Отмена судебного акта, принятого арбитражным судом, влечет прекращение обязательности его исполнения.

Отмена судебного решения о признании недействительным отказа в государственной регистрации прекращения права собственности влечет поворот исполнения судебного акта применительно к положениям статьи 325 АПК РФ, в связи с чем регистрационная запись, основанная на отмененном судебном решении, не может быть сохранена. По смыслу поворота исполнения судебного акта должны быть отменены принятые во исполнение ранее действовавшего судебного акта акты несудебных органов, в том числе погашены соответствующие записи в специальных реестрах.

Судебная практика подтверждает применение института поворота исполнения судебного акта к отношениям в сфере государственной регистрации прав и ведения ЕГРН (определение Высшего арбитражного суда РФ от 23.11.2012 г. № ВАС-11052/09. постановлениями Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.10.2008 г. по делу № А55-221/2006. от 29.07.2010 г. по делу № А12-2621/2009. от 16.02.2012 г. по делу № А12-15307/2008. определениями Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2016 г. по делу № А55- 4951/2015 и от 14.12.2016 г. по делу № А55-19857/2014).

Так, в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.02.2012 г. по делу № А12-15307/2008 и от 29.07.2010 г. по делу № А12-2621/2009 прямо указано на то, что по смыслу поворота исполнения судебного акта должны быть отменены принятые во исполнение ранее действующего судебного акта акты несудебных органов, в том числе, аннулированы соответствующие записи в специальных реестрах, в данном случае - запись ЕГРН.

Таким образом, приведение ЕГРН в соответствие с установленными вступившими в законную силу судебными актами обстоятельствами, правами и обязанностями осуществляется в установленном ст.325-326 АПК РФ порядке.

Арбитражный суд считает обоснованным довод Управления о том, что разрешение вопросов о повороте исполнения отмененных судебных актов относится к компетенции не регистрирующего органа, а арбитражного суда.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о правомерности доводов государственного регистратора и отсутствии оснований для осуществлении государственной регистрации прекращения ограничения права договором аренды на земельный участок, кадастровый номер 63:01:0801001:2.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку заявитель не представил в регистрирующий орган документы, позволяющие совершить регистрационные действия, суд признает оспариваемое Уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 13 августа 2021 № КУВД-001/2021-18263716/4 законным и обоснованным.

Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске срока обращения заявителя в суд.

Департаментом было заявлено ходатайство о восстановлении срока обращения в суд по следующим основаниям.

Департаментом не было подано заявление в суд в установленный законом срок в связи с действующими ограничительными мерами, связанными с новой коронавирусной инфекцией. Сроки совершения процессуальных действий, пропущенные в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций), подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством. Кроме того, срок подачи заявления в суд об оспаривании действий Управления Росреестра по Самарской области пропущен незначительно.

Как указывает Управление Росреестра, действия регистрирующего органа по отказу датированы 21.06.2021 г. В связи с этим, срок для возможного обжалования действий Управления истек ещё 21.09.2021 г. Согласно информации, размещенной на официальном сайте, заявление поступило в арбитражный суд 15.10.2021 г. При этом, приводимая Департаментом причина пропуска срока «в связи с действующими ограничительными мерами, связанными с новой коронавирусной инфекцией» не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд в соответствии с процессуальным законодательством. Необходимо отметить, что ограничений по подаче заявления в арбитражный суд в указанный период установлено не было.

Арбитражный суд считает, что указанные заявителем причины носят субъективный характер и не свидетельствуют о наличии объективных обстоятельств, препятствующих подаче заявления в суд в установленный процессуальным законодательством срок.

Пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным и безусловным обстоятельством для отказа в удовлетворении требований по существу.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1