АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
апреля 2017 года | Дело № | А55-31879/2016 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена: 31 марта 2017 года Полный текст решения изготовлен: 07 апреля 2017 года | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе судьи: | ФИО1 | ||||||
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А., | |||||||
рассмотрев в судебном заседании марта 2017 года дело по иску, заявлению | |||||||
Акционерного общества "Транснефть-Дружба" Куйбышевское районное управление (филиал), Акционерное общество "Транснефть-Дружба" к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области Управлению Росреестра по Самарской области о признании незаконным ненормативного акта | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от заявителя – ФИО2 по доверенности от кадастровой палаты - не явился, извещен от Управлению Росреестра – ФИО3 по доверенности | |||||||
УСТАНОВИЛ: | |||||||
Акционерное общество "Транснефть-Дружба" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение об отказе в осуществлении кадастрового учета №63-00-119/16-148136 от 04.10.2016 г. и обязать заинтересованное лицо осуществить постановку на кадастровый учет сооружения участок ВЛ-6кВ «Лопатино-Красноселки» 21-57 км (фидер 5), расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, Волжский район, г.о. Новокуйбышевск, г.о. Чапаевск. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отзыв на заявление не представило. Дело рассматривается в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя ФГБУ «ФКП Росреестра», надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства. В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве. Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил. Как следует из материалов дела, 01.07.2016 в ФГБУ «ФКП Росреестра» с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет здания № 35-3915813 обратился представитель заявителя, представив к данному заявлению технический план. По заявлению от 01.07.2016 № 35-3915813 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости (ОКС) - сооружения, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), в ред. действовавшей до 01.01.2017, принято решение о приостановлении в осуществлении кадастрового учета 04.07.2016 № 63-00-119/16-101875) и об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета (от 15.07.2016 № 63-00-119/16-109649), в связи с тем, что необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре, так как технический план составлен на основании декларации. 04.10.2016 Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, Отдел кадастрового учета №2 (далее - Росреестр) отказано АО «Транснефть - Дружба» (далее - Общество) в осуществлении кадастрового учета сооружения Участок ВЛ-6кВ "Лопатино-Красноселки" 21-57 км (фидер 5), расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, Волжский район, г.о. Новокуйбышевск, г.о. Чапаевск (далее - Объект) (решение об отказе в осуществлении кадастрового учета №63-00-119/16-148136), в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), так как не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении. Основаниями для отказа, по мнению Росреестра, послужили следующие обстоятельства: Представленный технический план по содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 №693: - технический план составлен на основании декларации, однако сведения о сооружении указываются на основании декларации, если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие проектной документации сооружения, разрешения на ввод в эксплуатацию сооружения или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта сооружения, что не соответствует пункту 14 Требований; - в представленном техническом плане, сооружение расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 63:12:0801001:2663, 63:12:0000000:2, 63:12:0000000:9075, 63:12:0803003:33, 63:12:0000000:148, 63:12:0803003:116, 63:12:0808001:30, 63:12:0803002:57 и др. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 63:12:0808001:30, 63:12:0803002:57 имеют статус архивный, что не соответствует пункту 40 Требований; - представленный XML-документ (технический план в форме электронного документа) не обеспечивает считывание и контроль данных, так как при автоматической загрузке файла в формате XMLвозникла ошибка: «Объект, КН 63:12:0803002:57. Объект данного типа не найден в БД среди актуальных сведений. Элемент: TP/Construction/Package/NewConstruction/ParentCadastralNumbers/CadastralNumber[14];Объект, КН 63:12:0808001:30. Объект данного типа не найден в БД среди актуальных сведений. Элемент: TP/Construction/Package/NewConstruction/ParentCadastralNumbers/CadastralNumber[17]». Указанные доказательства в материалы дела не представлены в связи с их отсутствием у регистрирующего органа. Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов. В части 1 статьи 198 АПК РФ закреплено право организаций обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для удовлетворения таких требований необходима совокупность (одновременное наличие) двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного акта, решения, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса). Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре). Согласно части 3 статьи 1 Закона о кадастре Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона о кадастре). Частью 5 статьи 4 Закона о кадастре установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов. В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. Состав необходимых для кадастрового учета документов предусмотрен статьей 22 Закона о кадастре. Согласно пункта 3 части 1 статьи 22 Закона о кадастре необходимыми для кадастрового учета документами являются, в частности, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства). При этом, копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ. Из материалов дела видно, что орган кадастрового учета в своих ненормативных правовых актах указал на замечания в отношении технического плана. Представленный к указанному заявлению технический план подготовлен на основании декларации об объекте недвижимого имущества на сооружение, имеющего наименование - Участок ВЛ-6кВ "Лопатино-Красноселки" 21-57 км (фидер 5), расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, Волжский район, г.о. Новокуйбышевск, г.о. Чапаевск. Орган кадастрового учета указал на то, что во всех случаях, когда требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, технический план объекта капитального строительства не может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию требуется во всех случаях, когда строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществлялись в соответствии с разрешением на строительство. Суд счел указанные доводы несостоятельными, исходя из следующего. Требования к техническому плану предусмотрены статьей 41 Закона о кадастре. Согласно части 1 статьи 4 ГК РФ акты законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие и обратной силы не имеют. Правоотношения между ФГБУ "ФКП Росреестра" и АО "Транснефть-Дружба" возникли с момента подачи заявления "Транснефть-Дружба" об осуществлении кадастрового учета нежилого здания, а именно, с 01.07.2016. Редакции части 8 статьи 41 Закона о кадастре, действующие до 03.07.2016, предусматривали возможность подготовки технического плана на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, а не только на основании проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта объекта недвижимости, как это предусмотрено в ныне действующей редакции. Пунктом 4 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости, являющихся приложением N 2 к приказу Минэкономразвития РФ от 13.12.2010 N 628 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке", также предусмотрено, что декларация заполняется в случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости или технического паспорта на объект недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в связи с отсутствием на объект недвижимости технического паспорта, изготовленного до 01.01.2013, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и проектной документации спорный Технический план составлен на основании декларации. Обратного суду не представлено. Таким образом, указание органа кадастрового учета о том, что декларация об объекте недвижимости не является документом, на основании которого составляется технический план, противоречит положениям названного Закона, который прямо предусматривает, что в случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 16.06.2016 по делу N А65-22403/2015. Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", сделал вывод, что представление обществом в кадастровую палату технического плана, сведения в котором указаны на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, соответствует положениям статьи 22 Закона о кадастре. Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Однако, несмотря на указанные обстоятельства, основания для удовлетворения требований отсутствуют по следующим мотивам. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре в связи с тем, что истек срок приостановления осуществления государственного кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения приостановлении, принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 04.10.2016 №63-00-119/16-148136. Представленный технический план по содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011г. № 693 (далее - Требования): - технический план составлен на основании декларации, однако сведения о сооружении указываются на основании декларации, если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие проектной документации сооружения, разрешения на ввод в эксплуатацию сооружения или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта сооружения, что не соответствует пункту 14 Требований. - в представленном техническом плане, сооружение расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 63:12:0801001:2663, 63:12:0000000:2, 63:12:0000000:9075, 63:12:0803003:33,63:12:0000000:148, 63:12:0803003:116, 63:12:0808001:30, 63:12:0803002:57 и др. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 63:12:0808001:30, 63:12:0803002:57 имеют статус «Архивный», что не соответствует пункту 40 Требований. В силу части 1.1 статьи 21 Закона о кадастре технический план направляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. При этом технический план оформляется в виде файлов в формате XML(далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных. XML-схемы, использующиеся для формирования XML-документов, считаются введенными в действие с момента размещения на официальном сайте органа кадастрового учета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.rosreestr.ru. Обществом представлен технический план сооружения, подготовленный в соответствии с XML- схемой, размещенной на сайте Росреестра в сети «Интернет», утвержденной Приказом от 25.06.2015 №П/338. Представленный XML-документ не обеспечивает считывание и контроль данных, так как при автоматической загрузке файла в формате XMLвозникла ошибка: «Объект, КН 63:12:0803002:57. Объект данного типа не найден в БД среди актуальных сведений. Элемент: TP/Construction/Package/NewConstructions/NewConstruction/ParentCadastral Numbers/CadastralNumber[14]; Объект, КН 63:12:0808001:30. Объект данного типа не найден в БД среди актуальных сведений. Элемент: TP/Construction/Package/NewConstructions/NewConstruction/ParentCadastralNumbers/CadastralNumber[17]». ФГБУ "ФКП Росреестра" предлагало заявителю доработать технический план сооружения с уточнением местоположения сооружения на земельном участке, с отображением в разделе "Схема расположения на земельном участке границ земельных участков, в соответствии с актуальными сведениями государственно кадастра недвижимости, устранив разночтение в части указания контура сооружения, а также в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера в соответствии с приказом Росреестра от 25.06.2015 № П/338. Между тем, указанные недостатки технического плана не были устранены заявителем, в связи с чем представленный документ содержал недостоверные сведения в отношении земельных участков, на которых располагается линейный объект, а электронная форма технического плана технически не могла быть интегрирована в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, у регистрирующего органа имелись основания для отказа в постановке спорного объекта на кадастровый учет. В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено. В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости №63-00-119/16-148136 от 04.10.2016 г. является законным и обоснованным. При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. | |||||||
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
В удовлетворении заявленных требований отказать. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | ФИО1 | |||||