АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
июля 2016 года | Дело № | А55-32111/2015 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена: 08 июля 2016 года Полный текст решения изготовлен: 15 июля 2016 года | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе судьи | ФИО1 | ||||||
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Максимовой В.А. | |||||||
рассмотрев в судебном заседании июля 2016 года дело по иску, заявлению | |||||||
Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара к Государственной жилищной инспекции Самарской области при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: -Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара -ООО «Газпром межрегионгаз Самара» -Департамента управления имуществом г.о. Самара о признании недействительным предписания в части | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от заявителя – ФИО2 по доверенности от заинтересованно лица – ФИО3 по доверенности от Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара – ФИО4 по доверенности от ООО «Газпром межрегионгаз Самара» - ФИО5 по доверенности от Департамента управления имуществом г.о. Самара – ФИО6 по доверенности | |||||||
УСТАНОВИЛ: | |||||||
Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным п. 6 предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области от 29.09.2015 № ССов-2141353. Государственная жилищная инспекция Самарской области в отзыве на заявление требования не признала, просит в удовлетворении исковых требований отказать. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара и ООО «Газпром межрегионгаз Самара». Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил. Как следует из материалов дела, ГЖИ Самарской области на основании распоряжения № ССов-2141353 от 18.09.2015года проведена проверка в отношении Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара (далее по тексту МП ЭСО г.Самары), с целью проверки исполнения предписания об устранении выявленных нарушений № ССов-217342 от 14.07.2015г, со сроком исполнения 23.09.2015год. На основании выявленных обстоятельств, установленных предписанием № ССов-217342 от 14.07.2015, выявлено несоответствие необходимым требованиям обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дом - общежития являющегося специализированным жилым фондом. Выданным предписанием было указано на устранение нарушений требований нормативных правовых актов, в том числе п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491. Пунктом 6 предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области от 29.09.2015 № ССов-2141353 Заявителю предписано устранить неисправность общедомового прибора учета газа в срок до 29.12.2015г. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями. Заявитель ссылается на то, что находящийся в здании общежития прибор учета природного газа был установлен за счет средств бюджета городского округа Самара по муниципальному контракту от 29.11.2011 г. № 122-Пр/11, заключенному между Департаментом ЖКХ Администрации городского округа Самара и ООО «Теплопроект», о чем свидетельствуют письмо Департамента ЖКХ Администрации городского округа Самара от 18.06.2013 г. № 27-07/3716. МП ЭСО стороной контракта не является, на баланс и обслуживание указанное оборудование и техническая документация МП ЭСО по акту переданы не были, соответственно, производить какие-либо работы по замене, ремонту данного оборудования МП ЭСО не вправе. Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара и ООО «Газпром межрегионгаз Самара» считают, что в рамках муниципального контракта 13.12.2011 прибор учета потребления природного газа по адресу: <...> (здание общежития) был принят в эксплуатацию, что подтверждается актом приемки модернизации газораспределительной системы от 13.12.2011. МП ЭСО до момента выхода из строя прибора учета потребления природного газа по адресу: <...>, производило расчеты с поставщиком газа на основании показаний прибора учета, что свидетельствует о его фактической приемке МП ЭСО в эксплуатацию и на обслуживание. ГЖИ Самарской области считает, что организацией не выполнены обязательные требования, и не обеспечено постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме. Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов. Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отношения в области организации и осуществления государственного контроля надзора регулируются, в том числе, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении Государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований" установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Пунктом 2.2 Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 N 150, в ведении жилищной инспекции находится осуществление государственного жилищного надзора за соблюдением порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги. Должностные лица органов государственного жилищного надзора управомочены на выдачу предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (часть 5 статьи 20 ЖК РФ). Согласно статье 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль. Согласно пункту 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. В соответствии с пунктом 2ст.162ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. МП «СЭО г. Самары» является специализированной организацией осуществляющая деятельность по управлению многоквартирными домами. Осуществление предпринимательской деятельности подтверждается лицензией № 23 от 19.06.2015г. В силу п.п. 11 ст. 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона № 261-ФЗ) лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом. Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 данных правил содержание имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). Инспекция утверждает, что в ходе деятельности МП «СЭО г. Самары» не выполнены обязательные требования, и не обеспечено постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме. Между тем, заинтересованное лицо в рассматриваемом случае не приняло во внимание следующие существенные для дела обстоятельства. МП «СЭО г. Самары» собственником общежития не является. Данное здание является муниципальной собственностью, о чем свидетельствует выписка из реестра муниципального имущества от 18.12.2013 г. № 15-07-06/58423. Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, от имени которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления (п. 1, 2 ст. 215 ГК). От имени муниципального образования - городского округа Самара - полномочиями в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара наделен Департамент управления имуществом городского округа Самара (ст. 27 Устава городского округа Самара, принятого Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 г. № 294). Третье лицо - Департамент управления имуществом городского округа Самара в отзыве указало, что в целях наиболее рационального содержания и эксплуатации жилищного и нежилого фонда, на основании Постановления Главы города Самара № 1319 от 04.10.2001 «О принятии муниципальную собственность г. Самары общежитий от открытого акционерного общества «Самарская подшипниковая корпорация «Шар», Решения от 18.10.2011 № 544 Комитета по управлению имуществом городского округа Самара (далее - Комитет, в настоящее время Департамент), объекты, находящиеся на балансе ОАО СПК «Шар», а именно: - общежития с объектами благоустройства, в том числе по адресу: <...>, переданы в хозяйственное ведение МП «СЭО г. Самары»; -объекты газоснабжения переданы в оперативное управление Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Самары (в настоящее время - Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара). Между Комитетом и Заявителем заключен договор № 000308Х от 30.12.2005 о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в соответствии с которым Заявителю передано нежилое помещение, расположенное по адресу: <...> этаж: комнаты №№ 14,16,17,19,20,22-24,26,27, 65-76. В соответствии с пунктом 2.3. договора № 000308Х от 30.12.2005 Заявитель обязан содержать переданное имущество в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации, обеспечивать его сохранность; производить капитальный и текущий ремонт помещений и других основных фондов за счет собственных средств; воспроизводить закрепленное за Заявителем муниципальное имущество в соответствии с установленными нормами амортизации. В рамках договора от 01.05.2008 № 1, заключенного между Департаментом и Заявителем, в целях обеспечения, надлежащего содержания, обслуживания и ремонта специализированного жилищного фонда, на эксплуатацию и содержание Заявителю переданы жилые помещения, расположенные по адресу: <...>. Согласно пункту 3.2.2. договора от 01.05.2008 № 1 Заявитель обязуется выполнять работы по технической эксплуатации, содержанию, обслуживанию, ремонту объектов специализированного жилищного фонда, прилегающей территории с элементами благоустройства в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя от 27.09.2002 № 170. 29.11.2011 между Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара и ООО «ТЕПЛОПРОЕКТ» заключен муниципальный контракт № 122-ПР/11 на выполнение работ по замене и модернизации узлов учета потребления природного газа, установленных на объектах газопотребления муниципальной собственности, в том числе и по адресу: <...>. Согласно сведениям с сайта www.zakupki.gov.ruдоговор № 122-ПР/11 от 29.11.2011 находится на стадии исполнения, дата фактического исполнения контракта отсутствует; приборы учета потребления природного газа в установленном порядке для учета в реестре муниципального имущества не передавались. Таким образом, прибор учета потребления природного газа, который Инспекция сочла неисправным, от подрядчика заказчиком работ не принят, в эксплуатацию не введен, в реестр муниципального имущества не внесен, и, соответственно, заявителю для содержания, ремонта и обслуживания не передавался. Ссылка Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара на акт приемки модернизации газораспределительной системы от 13.12.2011 является несостоятельной, поскольку представители заказчика - Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара и управляющей организации - МП «СЭО г. Самары» в составлении акта участия не принимали. Ссылки на фактическое принятие заявителем прибора учета в эксплуатацию являются несостоятельными и не основаны на законе. Для начала осуществления эксплуатации прибора учета газа необходимо его приведение в соответствие с требованиями Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», новым правилам учета газа (утв. Приказом Минэнерго РФ от 30.12.2013 г. № 961) с последующим оформлением аккредитованной организацией акта проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ. Между тем, пока прибор учета не получил статуса муниципального имущества и не передан управляющей организации для эксплуатации, МП «СЭО г. Самары» не праве осуществлять в отношении его вышеуказанные действия. При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу, что Инспекция предъявила предписание (п.6) на устранение неисправности объекта, не являющегося муниципальной собственностью, лицу, которому указанный прибор учета для эксплуатации не передавался представителем собственника. Таким образом, Инспекцией не полностью установлены существенные для дела обстоятельства, а предписание предъявлено неуполномоченному лицу. С учетом этого суд считает, что у Государственной жилищной инспекции Самарской области отсутствовали законные основания для выдачи МП «СЭО г. Самары» оспариваемых предписаний. В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд , установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области от 29.09.2015 № ССов-2141353 являются незаконными. При таких обстоятельствах, суд считает требования заявителя обоснованными, подтвержденными материалами дела и подлежащими удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст. 110, 112 АПК РФ на ответчика относятся расходы по государственной пошлине в размере 3000 руб. | |||||||
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
Заявленные требования удовлетворить. Признать недействительным п.6 Предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области от 29.09.2015 № ССов-2141353. Обязать Государственную жилищную инспекцию Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Взыскать с Государственной жилищной инспекции Самарской области в пользу Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара расходы на уплату госпошлины в сумме 3000 руб. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | ФИО1 | |||||