АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443001, г.Самара, ул. Самарская,203Б, тел. (846) 207-55-15 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
мая 2022 года | Дело № | А55-32632/2021 | |||||
Резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2022 года. Решение в полном объеме изготовлено 05 мая 2022 года. | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе | судьи Шаруевой Н.В. | ||||||
при ведении протокола судебного заседания до перерыва помощником судьи Тикай И.Э., после перерыва секретарем судебного заседания Тяжевой К.В., | |||||||
рассмотрев в судебном заседании дело по иску | |||||||
Общества с ограниченной ответственностью "Офисный мир" | |||||||
к Обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" | |||||||
об урегулировании разногласий | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от истца – директор ФИО1; от ответчика – ФИО2 по доверенности. | |||||||
В судебном заседании, открытом 21.04.2022, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 28.04.2022, информация о перерыве была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по веб-адресу: http://www.samara.arbitr.ru. Установил: Общество с ограниченной ответственностью "Офисный мир" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" о разрешении разногласий, возникших при заключении договора № ТКО-24969 от 12.04.2021 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Договор № ТКО-24969) просит: 1.Исключить пп.12-18 из Приложения 1 к Договору № ТКО-24969. Внести в приложение 1 соответствующие изменения в части расчёта общего объема образующегося ТКО в здании. 2.Пункт 6.1. Договора № ТКО-24969 читать в редакции Истца: «В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил коммерческого учета объема и массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 оплата услуг по настоящему договору производится расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО». 3.Обязать Ответчика предоставить Истцу закрывающийся контейнер с доступом представителю Истца для установления точного фактического объема ТКО по месту нахождения контейнерной площадки. 4.Исключить из расчета вывозимых ТКО апрель, май 2020 года, в связи с тем, что в указанный период деятельность не велась, объем принятых ТКО считать равными 0 м3 ежемесячно. Ответчик представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве. С 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором. Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО «ЭкоСтройРесурс» (далее - Региональный оператор, Ответчик) по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018 (далее – Соглашение). Обязанность заключения Договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также оплаты соответствующих услуг, предусмотрена ст.ст. 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), ст. 24.6, 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), пунктом 4 "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156). Согласно ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. Пунктом 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ установлено правило, в соответствии с которым Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО. Обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, закреплена п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ. Пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» определено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019. Единый тариф на услугу Регионального оператора Самарской области ООО «ЭкоСтройРесурс» установлен и введен в действие с 18.12.2018 Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 № 846, а также Приказами департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 № 95, от 19.12.2019 № 781, № 830 от 18.12.2020, № 719 от 15.12.2021. В зоне своей деятельности Региональный оператор обязан заключать Договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с Потребителями в соответствии с заключенным Соглашением, а также в соответствии с типовой формой Договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением № 1156. В силу своей правовой природы договор с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, обязанность его заключения установлена законом, а не волей контрагентов. В соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится. Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного Договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Согласно п.4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно п.1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами) действовавшими в момент его заключения. Договор с Региональным оператором также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными ст. 428 ГК РФ, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю и подготовленном на основании типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Постановлением № 1156, что следует из п. 5 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ. В силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи Потребителя (ст. 426 ГК РФ) с 01.01.2019, а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые Потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения Договора, подлежат оплате с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю, то есть с 01.01.2019. Данная позиция подтверждается письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 октября 2018 г. № 41963-АЧ/04, в котором указано, что договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками помещений и Региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО, а также сложившейся судебной практикой Регионального оператора (Решение Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2020 по делу № А55-24111/2019, Решение Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2021 по делу № А55-34348/2020, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 по делу № А55-20995/2020, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2021 по делу № А55-35991/2020). Процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является установление параметров обязательственных правоотношений сторон посредством определения в судебном акте условий Договора, по которым у сторон имелись разногласия. Условия, на которых суд обязывает заключить Договор, не могут противоречить законодательству, действующему на момент рассмотрения спора. Форма типового договора может быть дополнена, но не изменена и данные дополнения должны быть достигнуты соглашением сторон. То есть условия договора не могут быть установлены исключительно по требованию потребителя (п. 5 ст. 24.7 Закона № 89). С учетом действующих норм права в сфере оказания коммунальных услуг, в том числе услуг по обращению с ТКО, суд считает необоснованными требования истца об исключении пунктов 12-18 из Приложения № 1 к Договору № ТКО-24969. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами. В силу части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), установлен порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета Как указано в п.3 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2014)» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014), по смыслу ч. 1 ст. 153, ч. 4 ст. 154, ч. 11 ст. 155, ч.ч. 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ, федеральный законодатель, возлагая на граждан и организации обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги и определяя в связи с этим структуру платы за коммунальные услуги, одновременно предписывает, что размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием для невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время порядок расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе и порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется Правилами № 354. Согласно п. 1 Правил № 354 под нормативом потребления коммунальной услуги понимается количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. В силу пп. 86, 88, 90 и 97 Правил № 354 при временном, то есть более пяти полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу. Таким образом, действующим законодательством установлен порядок проведения перерасчета платы за коммунальные услуги (при способе коммерческого учета по нормативу), а также установлен срок обращения с заявлением о перерасчете и перечень документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет, в случае временного отсутствия потребителя. При этом, в Определении от 11.10.2021 № 310-ЭС21-17680 Верховного суда Российской Федерации суд согласился с выводами Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда (постановление от 26.02.2021) по делу № А08-2631/2020 о том, что неиспользование собственником жилого помещения (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах № 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения собственника жилого помещения от оплаты соответствующей коммунальной услуги по обращению с ТКО. Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами № 354, ни иными нормативными актами, не предусмотрен. Указанный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13.04.2020 № 301-ЭС20-4119 по делу № А43-24851/2019: в соответствии со статьями 154, 155, 191, 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормами федеральных законов от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, Правилами № 354, неиспользование собственником жилого помещения (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемом в Правилах № 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения собственника жилого помещения от оплаты соответствующей коммунальной услуги по обращению с ТКО. Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами № 354, ни иными нормативными актами, не предусмотрен. Доказательств заключения самостоятельного договора на вывоз мусора не представлено. Поскольку услуга по обращению с ТКО является коммунальной услугой и при ее оказании применяются нормы права, регулирующие оказание коммунальных услуг собственникам как жилых, так и нежилых помещений, то с учетом действующих норм права и судебной практики, является несостоятельным довод истца о неиспользовании помещений, принадлежащих истцу на праве собственности. Также является необоснованным требование истца исключить из расчета вывозимых ТКО за апрель - май 2020 года, в связи с тем, что в указанный период деятельность истцом не велась, объем принятых ТКО считать равными 0 м3 ежемесячно. Указанное требование не подлежит удовлетворению ввиду вышеуказанных норм права и судебной практики, а также с учетом нижеследующего. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 утвержден перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Согласно разъяснениям, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, нерабочие дни, объявленные Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 № 206 и от 2 апреля 2020 № 239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию ГК РФ. Кроме этого, установление нерабочих дней в данном случае являлось не всеобщим, а зависело от различных условий (таких как направление деятельности хозяйствующего субъекта, его местоположение и введенные в конкретном субъекте Российской Федерации ограничительные меры в связи с объявлением режима повышенной готовности). В сложившейся ситуации необходимо учитывать, что в ряде случаев в дни, объявленные Указами Президента Российской Федерации нерабочими, препятствия к исполнению обязательства могут отсутствовать. Доводы Истца о том, что он прекратил деятельность в апреле – мае 2020 г., не может быть принят, поскольку данные обстоятельства по смыслу ст. 401 ГК РФ, а также разъяснений, содержащихся в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, сами по себе не могут являться обстоятельствами непреодолимой силы либо иными обстоятельствами отсутствия вины Истца, нарушившего обязательства по оплате оказанных услуг по Договору. При этом в силу пункта 10 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №2, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020, одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней), процентов на период действия моратория. Как следует из разъяснений, изложенных в письме Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.03.2021 № 18/404-2021 (применяемого по аналогии к данным правоотношениям) положениями статьи 18 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», пунктов 1, 3, 4, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», ограничено право ресурсоснабжающих организаций и исполнителей коммунальных услуг на начисление и взыскание неустоек, предусмотренных за нарушение сроков оплаты коммунальных ресурсов и коммунальных услуг. Целью введения моратория, следующей из смысла разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 22 (ответ на вопрос № 7) и Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3 (ответ на вопрос № 6), является полное освобождение собственников жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирных ломах, а также лиц, приобретающих коммунальные ресурсы в целях оказания коммунальных услуг, от уплаты неустоек за соответствующий мораторию период путем приостановления порядка их начисления (взыскания). В соответствии с правовой позицией, сформулированной в последнем абзаце ответа на вопрос № 6 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021, установленный Постановлением № 424 мораторий на начисление неустоек распространяется и на собственников и пользователей нежилых помещений в многоквартирном доме. В силу ст. ст. 154, 155 ЖК РФ услуга по обращению с ТКО относится к коммунальной услуге и подлежит ежемесячной оплате. Статьей 1 Закона № 89-ФЗ определено, что твердыми коммунальными отходами являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях, в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Действующим законодательством в рамках осуществления мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) было предусмотрено прекращение начисление неустоек (штрафов, пени) за коммунальные услуги, но не установлено полное освобождение потребителя от внесения платы за коммунальные услуги, к которым в том числе относится услуга по обращению с ТКО. Кроме этого, как пояснил ответчик, принимая во внимание необходимость поддержки субъектов предпринимательской деятельности в условиях снижения экономической активности вследствие распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), 01.06.2020 Региональным оператором разработан порядок перерасчета размера платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) в отношении потребителей, относящихся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, оказавшихся в зоне риска в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Самарской области, определенных в соответствии с Постановлением Губернатора Самарской области № 77 от 08.04.2020, применительно к основному виду деятельности субъекта предпринимательской деятельности, деятельность которых на территории Самарской области приостановлена в соответствии с Постановлением Губернатора Самарской области № 39 от 16.03.2020. Из пояснений ответчика следует, что перерасчет осуществляется Региональным оператором по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО с условием коммерческого учета ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО в заявительном порядке на основании письменного обращения потребителя в адрес Регионального оператора. Перерасчет осуществляется за период прекращения предпринимательской деятельности потребителя в соответствии с требованиями законодательства Самарской области о приостановлении предпринимательской деятельности при соблюдении следующих условий: 1. Потребитель относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. 2. Основной ОКВЭД потребителя включен в перечень отдельных сфер деятельности, оказавшихся в зоне риска в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Приложением к Постановлению Губернатора Самарской области № 77 от 08.04.2020. 3. Договором на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрено условие 4. Потребителем предоставлены документы, подтверждающие исполнение субъектом малого и среднего предпринимательства (потребителем) требований законодательства Самарской области о приостановлении предпринимательской деятельности (справка оператора фискальных данных о движении денежных средств за период прекращения предпринимательской деятельности), заверенные потребителем. 5. Обращение потребителя о перерасчете поступило в адрес Регионального оператора не позднее одного календарного месяца с даты публикации нормативно-правового акта Самарской области об отмене ограничительных мер ведения предпринимательской деятельности в связи с риском распространения коронавирусной инфекции (применительно к основному виду деятельности отдельного субъекта предпринимательской деятельности). При этом Региональный оператор имеет право оставить обращение потребителя о перерасчете без рассмотрения в следующих случаях: 1. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО со стороны потребителя не подписан или экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подписанный потребителем, не возвращен в адрес Регионального оператора. 2. Потребитель по договору на оказание услуг по обращению с ТКО имеет задолженность перед Региональным оператором по договору на оказание услуг по обращению с ТКО по состоянию на 01.03.2020 (за периоды с января 2019 г. по февраль 2020 г.). 3. Потребителем не предоставлены запрошенные Региональным оператором документы, подтверждающие исполнение субъектом малого и среднего предпринимательства (потребителем) требований законодательства Самарской области о приостановлении предпринимательской деятельности. Как указал ответчик и не опровергнуто истцом, истец не обращался в установленном порядке к Региональному оператору с заявлением и подтверждающими документами для перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО. При этом, с учетом требований законодательства и применения мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения деятельность Регионального оператора и ресурсоснабжающих организаций осуществлялась бесперебойно, коммунальные услуги потребителям оказывались в полном объеме. Доказательств обратного в материалы дела истцом не предоставлено. При таких обстоятельствах не подлежит удовлетворению требование истца об исключении из расчета объема ТКО за апрель-май 2020 года. Суд также признает необоснованными требования истца изложить пункт 6.1. Договора № ТКО-24969 в редакции: «В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил коммерческого учета объема и массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 оплата услуг по настоящему договору производится расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО». Правилами № 1156 утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования ТКО, которым установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Документом, регулирующим обращение с отходами, образующимися на территории субъекта Российской Федерации, является Территориальная схема, ориентированная на вовлечение всех отходов в хозяйственный оборот. Территориальная схема обязательна для соблюдения всеми участниками, осуществляющими обращение с отходами, в том числе, лицами, в деятельности которых образуются отходы (стр. 5 постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020 по делу А55-24111/2019, стр. 4 постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 26.04.2021 по делу № А55-20473/2020). Для организации надлежащего накопления ТКО от их собственников уполномоченным органом субъекта (Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области) приказом от 23.09.2016 № 228 утверждена территориальная схема Самарской области (далее - территориальная схема). В развитие территориальной схемы к вопросам местного значения отнесены участие в организации сбора, ТКО, а также создание мест накопления в соответствии с санитарными нормами и правилами и ведение их реестра. Созданные органами местного самоуправления в установленном порядке места накопления укомплектованы контейнерами для сбора отходов. Учитывая общедоступность контейнеров для сбора отходов и обязанность собственников ТКО утилизировать отходы одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов, Истец не лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО. Оказание Региональным оператором услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям Самарской области предполагает, пока не доказано иное, что данной услугой пользуются все потребители Самарской области. Услуга по обращению с ТКО по договору № ТКО-24969 фактически оказывалась с 01.01.2019. При этом, поскольку Договором № ТКО-24969 установлено осуществление коммерческого учета объема и массы ТКО исходя из нормативов накопления ТКО, то Потребитель (Истец) не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, включенных в территориальную схему Самарской области. Коммерческий учет ТКО, осуществляемый расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, является единственным возможным способом расчета стоимости оказываемых услуг по договору № ТКО-24969, данный способ расчета соответствует действующим нормам права в сфере обращения с ТКО. Соответственно, истец с 01.01.2019 имеет возможность получения коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования ближайших контейнерных площадок, расположенных на территории общего пользования, находящихся в непосредственной близости от объектов Истца. Поскольку у Истца имелся доступ получения услуги посредством использования контейнеров, расположенных на территории общего пользования, Договор № ТКО-24969 подлежит заключению с 01.01.2019 (с даты начала оказания услуг Региональным оператором на территории Самарской области) на условиях, предложенных Региональным оператором (со способом коммерческого учета объема и массы ТКО исходя из нормативов накопления ТКО). Ссылка истца на заключенный им с ООО УК «ПЖРТ № 11» договор № 37-2017 от 01.07.2017 на оказание услуг является несостоятельным, противоречит требованиям действующего законодательства в сфере обращения с ТКО. Согласно п.1.1. договора № 37-2017 от 01.07.2017 ООО УК «ПЖРТ № 11» принимает на себя обязательства по организации предоставления во временное пользование мусорного контейнера, вывоза ТБО и уборки мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу: <...>. Однако, нормами действующего законодательства в сфере обращения с ТКО императивно установлено лицо, осуществляющее с 01.01.2019 деятельность по оказанию потребителям услуги по обращению с ТКО – региональный оператор Самарской области ООО «ЭкоСтройРесурс». Иные региональные операторы на территории Самарской области не установлены. ООО УК «ПЖРТ № 11» не наделено статусом регионального оператора на территории Самарской области, не имеет утвержденных тарифов на оказание услуг в сфере обращения с ТКО. Договор № 37-2017 от 01.07.2017 заключен между истцом и ООО УК «ПЖРТ № 11» до даты наделения ответчика статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области. В связи с этим, с 01.01.2019 договор на оказание эксплуатационных услуг, заключенный между Истцом и ООО УК «ПЖРТ № 11», не действует в части оказания услуг по обращению с ТКО, как противоречащий действующему законодательству в сфере обращения с отходами. Кроме этого, у истца отсутствует отдельное место накопления ТКО, закрытое от доступа третьих лиц, соответствующее требованиям действующего законодательства, отвечающее санитарно-эпидемиологическим нормам, внесенное в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов городского округа Самара, внесенного в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Самарской области. Контейнерная площадка, расположенная по адресу: <...>, указанная в договоре № 37-2017 от 01.07.2017, внесена в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Самарской области, является открытой, общедоступной для всех потребителей. В связи с этим, является несостоятельной ссылка Истца на наличие у него отдельных контейнеров и отдельной контейнерной площадки по договору № 37-2017 от 01.07.2017. Представленный истцом договор № 37-2017 от 01.07.2017 подтверждает, что истец пользуется общедоступной, открытой контейнерной площадкой, расположенной по адресу: <...>. Таким образом, в Договоре № ТКО-24969 Региональный оператор правомерно установил учет объема принимаемых ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, а ссылка Истца о применении способа учета объема ТКО по количеству и объему контейнеров (которые у Истца отсутствуют) является несостоятельной. С учетом положений Правил № 1156 Договором № ТКО-24969 установлено, что стороны производят учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с «Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 «Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО. Пунктом 9 постановления Правительства РФ № 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами. Пунктом 14.1. Договора установлено, что потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами. В случае осуществления коммерческого учета объема и массы ТКО исходя из нормативов накопления ТКО потребитель не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, включенных в территориальную схему. Указанная позиция подтверждается судебной практикой: - решение Арбитражного суда Самарской области от 10.12.2020 по делу № А55-12827/2020: «По смыслу п. 2.1 постановления Правительства Самарской области № 449 от 06.08.2019 (действующего на территории Самарской области в спорный период), учитывая общедоступность контейнеров для сбора отходов и обязанность Потребителя осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО (контейнерных площадках) в соответствии с Территориальной схемой Самарской области, Потребитель не был лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО.», «Кроме того, в случае осуществления коммерческого учета объема и массы ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, потребитель не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, включенных в Территориальную схему». - решение Арбитражного суда Самарской области от 25.06.2020 по делу № А55-6713/2020: «В случае осуществления коммерческого учета объема и массы ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, потребитель не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, включенных в территориальную схему. Соответственно, у Ответчика имелась возможность получения коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования ближайших контейнерных площадок, расположенных на территории общего пользования, находящихся в непосредственной близости от объектов недвижимости, используемых ответчиком в процессе своей коммерческой деятельности». Следовательно, истец имеет возможность получения услуги по обращению с ТКО посредством использования любой, в том числе ближайшей, контейнерной площадки, включенной в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Самарской области, расположенной на территории общего пользования, и как установлено при рассмотрении дела Истец получает услуги по обращению с ТКО в том числе посредством использования общедоступной, открытой контейнерной площадкой, расположенной по адресу: <...>, включенной в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Самарской области. Исходя из анализа вышеуказанных норм следует, что истец не вправе самостоятельно изменять условия договора № ТКО-24969, соответствующие нормам действующего федерального и регионального законодательства в сфере обращения с отходами, а также Соглашению. Доводы истца основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм права, регулирующих отношения в сфере оказания услуг по обращению с ТКО. Истец в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не представил суду доказательств, подтверждающих несоответствие спорных пунктов Договора действующему законодательству, а также доказательств, что указанные пункты Договора нарушают права и законные интересы истца. В связи с этим, возникшие между истцом и ответчиком разногласия при заключении Договора № ТКО-24969 подлежат урегулированию в редакции, предложенной ответчиком (региональным оператором). Между тем, требование обязать ответчика предоставить истцу закрывающийся контейнер с доступом представителю истца для установления точного фактического объема ТКО по месту нахождения контейнерной площадки не подлежит удовлетворению как противоречащее действующим нормам права, поскольку предоставление истцу закрывающегося контейнера в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не относится. В соответствии п. 2.6 постановления Правительства Самарской области от 06.08.2018 № 449 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области» (далее - постановлением Правительства Самарской области № 449) количество, объем и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяются ответственными за содержание контейнерных площадок лицами с учетом установленных нормативов накопления ТКО и в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека и иного законодательства Российской Федерации. В п. 13. постановления Правительства РФ № 1156 и п. 2.12 постановления Правительства Самарской области № 449 указано, что Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Допускается приобретение контейнеров и бункеров непосредственно региональными операторами. Указанное следует из положений Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее - Основы). Основами предусмотрено, что расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования. Таким образом, региональный оператор вправе приобрести контейнеры и бункеры, в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы. Однако, в тарифе на услугу Регионального оператора, установленном Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, не учтены расходы на приобретение контейнеров, бункеров и (или) емкостей, в том числе предназначенных для раздельного накопления ТКО. Основы определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, критерии их применения и не могут устанавливать обязательные требования для регионального оператора требования в части обязанности приобретения контейнеров и бункеров для ТКО. Таким образом, контейнеры, бункеры и (или) емкости, в том числе предназначенные для раздельного накопления ТКО могут приобретаться и устанавливаться в местах накопления ТКО, включая места раздельного накопления ТКО, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими управление МКД, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора. Аналогичная позиция изложена в письмах Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 12-29/32906 от 25.12.2018, № 12-29/511 от 15.01.2019, №12-47/501 от 15.01.2019, № 12-47/928 от 18.01.2019, № 08-25-53/5268 от 07.03.2019, Письме Минстроя России от 03.04.2019 N 11696-АО/06 «По вопросам, связанным с системой по обращению с ТКО». В соответствии с п. 3 р. 2 «Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее - постановление Правительства РФ № 1039) места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом место накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований. То есть, для создания мест накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованному лицу необходимо обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой. В связи с этим, требования истца к Региональному оператору предоставить ему закрывающийся контейнер являются не обоснованными. | |||||||
Руководствуясь ст. ст. 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
Урегулировать разногласия, возникшие между обществом с ограниченной ответственностью «Офисный мир» и Обществом с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» при заключении Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № ТКО-24969: Приложение № 1 к Договору № ТКО-24969, пункт 6.1. Договора № ТКО-24969 принять в редакции, направленной обществом с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» в адрес общества с ограниченной ответственностью «Офисный мир». В остальной части отказать. Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | Н.В. Шаруева | |||||