АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443001, г. Самара ул. Самарская, 203 Б, тел.: (846) 207-55-15 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
августа 2021 года | Дело № | А55-3280/2021 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена: 24 августа 2021 года Полный текст решения изготовлен: 31 августа 2021 года | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе судьи: | ФИО1 | ||||||
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А., | |||||||
рассмотрев в судебном заседании августа 2021 года дело по иску, заявлению | |||||||
Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области к Управлению Федерального казначейства по Самарской области с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: -Администрация г.о. Октябрьск Самарской области, Муниципальное казённое учреждение городского округа Октябрьск самарской области "Комитет по архитектуре, строительству и транспорту Администрации городского округа Октябрьск Самарской области", ООО «Газсервис»,ООО «Стройконтроль» о признании | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от заявителя – ФИО2 по доверенности от заинтересованного лица–Миронов М.А. по доверенности от Администрация г.о. Октябрьск – ФИО3 по доверенности от Комитета по архитектуре, строительству и транспорту Администрации городского округа Октябрьск - ФИО4 по доверенности от ООО «Газсервис» - ФИО5 по доверенности от ООО «Стройконтроль» - ФИО6 по доверенности, | |||||||
УСТАНОВИЛ: | |||||||
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать недействительными пункты 3,4 представления Управления Федерального казначейства по Самарской области от 06.11.2020 № 4213-36/24-8084, а также пункт 1 требований вышеуказанного представления, касающиеся принятия мер по устранению нарушения, установленного в пункте 4 представления, путем возврата субсидий в доход федерального бюджета в размере 7 473 182,58 рублей. Управление Федерального казначейства по Самарской области в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация г.о. Октябрьск Самарской области, Муниципальное казённое учреждение городского округа Октябрьск Самарской области "Комитет по архитектуре, строительству и транспорту Администрации городского округа Октябрьск Самарской области", ООО «Газсервис»,ООО «Стройконтроль». Третьи лица - Администрация г.о. Октябрьск Самарской области, Муниципальное казённое учреждение городского округа Октябрьск самарской области "Комитет по архитектуре, строительству и транспорту Администрации городского округа Октябрьск Самарской области", ООО «Газсервис»,ООО «Стройконтроль» в отзыве на заявление требования Министерства поддержали. В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве. Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее. Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Самарской области (далее - УФК по Самарской области) проведена выездная внеплановая проверка (ревизия) использования субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, в рамках национального проекта «Экология» за 2019 год в соответствии с поручением Федерального казначейства от 22.07.2020 № 07-04-05/18-14356 (приказ УФК по Самарской области от 28.07.2020 № 149 «О назначении внеплановой выездной проверки в министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области»). Проверкой выявлены нарушения норм действующего законодательства Российской Федерации, а именно, абзаца 3 части 3 статьи 132, пункта 4 статьи 154, подпункта 3.1 пункта 2 статьи 158, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 (далее - правила формирования, предоставления и распределения субсидий, правила № 999), подпункта «б» пункта 8, подпункта «б» пункта 15 Порядка предоставления и распределения субсидий из областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета в рамках реализации федерального проекта «Оздоровление Волги», местным бюджетам на проведение мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод в рамках государственной программы Самарской области «Оздоровление Волги», утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 26.07.2019 № 514 (далее - Порядок № 514), а также пунктов 4.1.5 соглашений о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 23.10.2019 № 36701000-1 -2019-019, от 21.10.2019 № 36718000-1 -2019- 005, заключенных между министерством и администрацией городского округа Самара, администрацией городского округа Октябрьск соответственно. По результатам проверки УФК по Самарской области в отношении министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - министерство) вынесено представление от 06.11.2020 № 4213-36/24-8084, которое содержит требование рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению нарушений путем возврата субсидии в доход федерального бюджета в сумме 55 844 244, 25 рублей, принять меры по устранению их причин и условий в срок до 01.02.2022; о результатах исполнения представления проинформировать УФК по Самарской области в письменной форме в срок до 10.02.2022, а также до 22.02.2021. Министерство, не согласившись с вышеуказанными требованиями представления от 06.11.2020 № 4213-36/24-8084, обжаловало данный ненормативный правовой акт в вышестоящий орган, путем направления жалобы от 09.12.2020 № 15/7655 в Федеральное казначейство в установленный законом срок. Федеральное казначейство, рассмотрев жалобу министерства, приняло решение частично удовлетворить требования министерства, что подтверждается приказом от 27.01.2021 № 29. Согласно решению Федерального казначейства от 28.01.2021 № 09-08-08/1458 требование по пункту 1 представления по возврату субсидии в доход федерального казначейства в сумме 55 844 244,25 рублей изменено и изложено в следующей редакции «по нарушениям, указанным в пункте 4 представления, принять меры по устранению нарушений путем возврата субсидии в доход федерального бюджета в сумме 7 473 182,58 рублей, а также принять меры по устранению их причин и условий в срок до 01.02.2022; о результатах исполнения представления проинформировать в письменной форме в срок до 10.02.2022». Таким образом, требование по возврату субсидии в доход федерального казначейства в сумме 48 371 061,67 по нарушениям, указанным в пунктах 1, 2 представления, отменено. Вместе с тем Министерство не согласно с нарушениями, установленными УФК по Самарской области в пунктах 3, 4 представления, и считает их необоснованными. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями. Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов. В силу ч. 3 ст. 265 БК РФ органы Федерального казначейства, в том числе Управление, осуществляют контрольную деятельность по внутреннему государственному финансовому контролю. Согласно ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования, а также направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания. Частью 3 ст. 269.2 БК РФ установлено, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. В соответствии с п. 12 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235 (далее - Стандарт № 1235), п. 4.4, п. 4.7 Стандарта внутренней организации контрольного мероприятия "Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия", утвержденного приказом Казначейства России от 01.03.2017 № 39(далее - Стандарт № 39), решение о назначении контрольного мероприятия оформляется приказом (распоряжением) органа контроля. В отношении Министерства в период с 03.08.2020 по 18.09.2020 Управлением на основании приказа УФК по Самарской области от 28.07.2020 № 149 "О назначении внеплановой выездной проверки в министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области" проведена внеплановая выездная проверка использования субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, в рамках национального проекта "Экология" за 2019 год, по результатам проведения которой составлен акт от 18.09.2020 № 42-22- 10/26 В. Согласно пунктам 6-8 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095 (далее - Стандарт № 1095), акт, заключение и иные материалы контрольного мероприятия подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) органа контроля в срок не более 50 рабочих дней со дня подписания акта, заключения. На основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля, принятого по результатам рассмотрения акта проверки, а также иных материалов проверки, о наличии оснований для направления представления объекту контроля, должностные лица органа контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия обеспечивают подготовку и направление представления объекту контроля. Орган контроля направляет объекту контроля представление не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения о его направлении. Согласно п. 9.7. Стандарта № 39, при принятии решений о направлении предписания, представления, о наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения, о направлении информации, документов и материалов о наличии в действиях должностных лиц объекта контроля, иных лиц признаков состава преступления или иного нарушения в правоохранительный или иной государственный орган руководитель Федерального казначейства (руководитель УФК) (иное уполномоченное лицо) руководствуется следующими критериями: наличие в материалах контрольного мероприятия достаточных оснований для принятия указанных решений; законность и обоснованность направления предписания и (или) представления объекту контроля и (или) уведомления о применении бюджетных мер принуждения; подтверждение факта выявленных нарушений материалами контрольного мероприятия. Решение руководителя Управления о вынесении обжалуемого Представления в отношении Министерства принято по результатам рассмотрения акта и иных материалов проверки. Указанное решение принято в рамках осуществляемых полномочий по осуществлению государственного финансового контроля с соблюдением установленного порядка и критериев принятия решения, оформлено и направлено в Министерство в установленные сроки. В своем заявлении Министерство указывает, что в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в случае выявления в процессе строительства необходимости внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, экспертиза изменений может не проводиться, если такие изменения отвечают требованиям, указанным в ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ. Администрацией г.о. Октябрьск представлен протокол выездного совещания по ведению работ на объекте капитального строительства, в котором присутствующими лицами в количестве 5 человек принято единогласное решение о необходимости внесения соответствующих изменений в сметную документацию на изменение объемов работ с целью предотвращения негативного влияния на годность и прочность результатов выполняемых работ, улучшения качества используемых материалов и завершения работ в установленный контрактом срок. Данный протокол подписан в том числе уполномоченным лицом на проведение строительного контроля - ФИО7, являющимся членом саморегулируемой организации, специалистом по строительству. К протоколу приложен акт об изменении объемов работ №1, который был утвержден заказчиком и согласован подрядчиком, уполномоченным лицом на проведение строительного контроля. Работы, представленные акты были оценены согласно представленным локально-сметным расчетам. Локально-сметные расчеты были утверждены заказчиком. Дополнительным соглашением № 3 к муниципальному контракту № 20 от 16.09.2019 заказчиком и подрядчиком внесены изменения в проектно-сметную документацию по объекту, согласно которым изменены объемы работ и применяемые материалы, а также произведена замена отдельных элементов конструкций (основание под фундамент). При этом в заявлении Министерство указывает, что вышеуказанные изменения не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, а также соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование. На основании изложенного, Министерство приходит к выводу, что совокупность условий, при одновременном наступлении которых экспертиза проектной документации может не проводиться по решению застройщика в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, соблюдена, следовательно, Министерством в полной мере реализованы полномочия, возложенные на главного распорядителя бюджетных средств. Арбитражный суд считает вышеуказанный довод Министерства необоснованным и не подтвержденным соответствующими доказательствами, в том числе, материалами проверки. В частности, указанный в качестве подтверждения изложенных выводов Министерством протокол выездного совещания от 01.10.2019 с приложенным актом об изменении объемов работ №1 подтверждает лишь необходимость внесения изменений в ранее установленные объемы работ и применяемые материалы, однако не указывает на соответствие внесенных изменений требованиям, указанным в части 3.8 ст. 49 ГрК РФ. Аналогично, представленные в Министерство документы, подтверждающие объем и стоимость выполненных работ, в том числе документ о приемке товаров (работ, услуг), содержащий экспертизу результатов работ, предусмотренных контрактом, а также заключение строительного контроля № 1 от 20.12.2019, подтверждают только соответствие выполненных работ измененной технической документации, но не дают оценку данным изменениям. Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с ГрК РФ, в том числе в порядке, предусмотренном ч. 3.8 и ч. 3.9 ст. 49 ГрК РФ. Подпунктом «б» п.44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145, установлено, что проектная документация (часть проектной документации) направляется повторно на государственную экспертизу при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, не предусмотренных ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ. Согласно ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации по решению застройщика может не проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения одновременно соответствуют всем требованиям, указанным в данной статье. Вместе с тем, согласно письму Минстроя России от 14.09.2019 № 34072- ДВ/08 "О порядке подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ" застройщик вправе утвердить изменения, внесенные в проектную документацию в соответствии с ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ, только при наличии Подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ, выданного проектной организацией и подписанного главным инженером проекта. Однако данное Подтверждение соответствия изменений в проектную документацию в части изменения технических решений, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, при строительстве объекта "Корректировка рабочего проекта и строительство городских канализационных очистных сооружений г.о. Октябрьск" по муниципальному контракту от 16.09.2019 № 20 требованиям, указанным в ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ, ни Министерством ни заказчиком - МКУ г.о. Октябрьск Самарской области "Комитет по архитектуре, строительству и транспорту Администрации городского округа Октябрьск Самарской области" в ходе контрольного мероприятия представлено не было. Тем самым вывод Министерства о том, что совокупность условий, при одновременном наступлении которых экспертиза проектной документации может не проводиться по решению застройщика в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, соблюдена, является необоснованным и не подтвержденным соответствующей документаций. В соответствии с п. 14 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод, установленных приложением № 15(1) к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 (далее - Правила № 1710), предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, заключаемого в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. Пунктом 4.3.9 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Самарской области от 13.02.2019 № 069-09-2019-209 установлена обязанность Самарской области в лице Министерства выполнять обязательства, установленные бюджетным законодательством РФ. Согласно пп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении. В соответствии с пп. б п. 8 Порядка предоставления, распределения и расходования субсидий из областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета в рамках реализации федерального проекта "Оздоровление Волги", местным бюджетам на проведение мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод в рамках государственной программы Самарской области "Оздоровление Волги. Строительство и реконструкция (модернизация) очистных сооружений централизованных систем водоотведения" на 2019 - 2024 годы, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 26.07.2019 № 514 (далее - Порядок № 514), муниципальным образованием в целях получения субсидии предоставляется копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки этой проектной документации. В силу пп. е) п. 3.2 Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации от 21.10.2019 № 36718000-1-2019-005, заключенного между Министерством и Администрацией г.о. Октябрьск Самарской области, наличие положительных заключений государственной экспертизы по проектной, сметной документации, сводного сметного расчета стоимости работ по мероприятию: "Корректировка рабочего проекта и строительство городских канализационных очистных сооружений г.о. Октябрьск", является одним из условий предоставления субсидии. При этом п. 4.1.2 Соглашения от 21.10.2019 № 36718000-1-2019-005 установлена обязанность Министерства осуществлять контроль за соблюдением муниципалитетом условий предоставления субсидии. Таким образом, на основании вышеизложенного Министерство как главный распорядитель бюджетных средств обязано было обеспечить соблюдение получателем средств субсидии - Администрацией г.о. Октябрьск Самарской области всех условий предоставления субсидий, в том числе и наличия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Однако положительное заключение государственной экспертизы изменений в проектную документацию при строительстве объекта "Корректировка рабочего проекта и строительство городских канализационных очистных сооружений г.о. Октябрьск" по муниципальному контракту от 16.09.2019 № 20, либо Подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ, в Министерство не было представлено. С учетом изложенного, изложенные в пунктах 3, 4 обжалуемого Представления нарушения объекта контроля подтверждаются материалами проверки и выводами акта от 18.09.2020 № 42-22-10/26 В. Позиция заявителя и третьих лиц о неправомерности действий Управления по направлению обжалуемого Представления заключается в том, что изменения в проектно-сметную документацию по объекту, согласно которым изменены объемы работ и применяемые материалы, а также произведена замена отдельных элементов конструкций (основание под фундамент), не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, а также соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование. На основании изложенного, Министерство и третьи лица приходят к выводу, что совокупность условий, при одновременном наступлении которых экспертиза проектной документации может не проводиться по решению застройщика в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, соблюдена, прохождение повторной экспертизы проектной документации не требовалось. Кроме того, Министерство впоследствии получило положительное заключение государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения, содержащее вывод о том, что все принципиальные конструктивные решения, отраженные в ранее выданных положительных заключениях, корректировке не подвергались. На основании изложенного заявитель и третьи лица приходят к выводу, что Управлением не доказан факт бюджетного нарушения. Вместе с тем, с указанным выводом нельзя согласиться, поскольку он основан на неверных предпосылках. В частности, факт нарушения или не нарушения Министерством бюджетного законодательства в отзыве ООО "Стройконтроль" связан с фактом соответствия или несоответствия внесенных в проектную документацию изменений требованиям технической и нормативной документации. Однако требования обжалуемого Представления связаны не с нарушением Министерством градостроительных норм, а с нарушением норм бюджетного законодательства Российской Федерации. В частности, пунктом 4.3.9 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Самарской области от 13.02.2019 № 069-09- 2019-209 установлена обязанность Самарской области в лице Министерства выполнять обязательства, установленные бюджетным законодательством РФ. Согласно пп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении. В соответствии с пп. б п. 8 Порядка предоставления, распределения и расходования субсидий из областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета в рамках реализации федерального проекта "Оздоровление Волги", местным бюджетам на проведение мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод в рамках государственной программы Самарской области "Оздоровление Волги. Строительство и реконструкция (модернизация) очистных сооружений централизованных систем водоотведения" на 2019 - 2024 годы, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 26.07.2019 № 514 (далее - Порядок № 514), муниципальным образованием в целях получения субсидии предоставляется копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки этой проектной документации. В силу пп. е) п. 3.2 Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации от 21.10.2019 № 36718000-1-2019-005, заключенного между Министерством и Администрацией г.о. Октябрьск Самарской области, наличие положительных заключений государственной экспертизы по проектной, сметной документации, сводного сметного расчета стоимости работ по мероприятию: "Корректировка рабочего проекта и строительство городских канализационных очистных сооружений г.о. Октябрьск", является одним из условий предоставления субсидии. При этом п. 4.1.2 Соглашения от 21.10.2019 № 36718000-1-2019-005 установлена обязанность Министерства осуществлять контроль за соблюдением муниципалитетом условий предоставления субсидии. Таким образом, на основании вышеизложенного Министерство как главный распорядитель бюджетных средств обязано было обеспечить соблюдение получателем средств субсидии - Администрацией г.о. Октябрьск Самарской области всех условий предоставления субсидий, в том числе и наличия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Тем самым, нарушение Министерства связано именно с неосуществлением контроля за соблюдением муниципалитетом условий предоставления субсидии. При этом соответствие или несоответствие внесенных в проектную документацию изменений нормативным и техническим требованиям, а также проведение или непроведение повторной экспертизы проектной документацией само по себе при рассмотрении данного спора является несущественным, поскольку данная обязанность возложена на заказчика - МКУ г.о. Октябрьск Самарской области "Комитет по архитектуре, строительству и транспорту администрации городского округа Октябрьск Самарской области". Обязанностью Министерства было осуществление контроля за соблюдением получателем средств субсидии - Администрацией г.о. Октябрьск Самарской области всех условий предоставления субсидий, в том числе и наличия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Как установлено материалами проверки на момент перечисления субсидии положительное заключение государственной экспертизы изменений в проектную документацию при строительстве объекта "Корректировка рабочего проекта и строительство городских канализационных очистных сооружений г.о. Октябрьск" по муниципальному контракту от 16.09.2019 № 20, либо Подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ, в Министерство представлено не было. При этом Министерству из представленной для перечисления субсидии документации было известно о внесенных изменениях в проектную документацию, Министерство в силу п. 4.2.1 Соглашения от 21.10.2019 № 36718000-1-2019-005 наделено правом запрашивать у Администрации г.о. Октябрьск Самарской области документы и материалы, необходимые для осуществления контроля за соблюдением муниципалитетом условий предоставления субсидии, однако никаких действий по контролю предпринято не было. Таким образом, доводы заявителя и третьих лиц о соответствии изменений в проектную документацию градостроительным нормам, технической и нормативной документации, являются несущественными, поскольку не опровергают факт неосуществлением Министерством надлежащего контроля за соблюдением получателем условий предоставления субсидии. Кроме того, выводы о том, что прохождение повторной экспертизы не требовалось, до получения положительного заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения (в том числе на момент перечисления средств субсидии) по существу не были ничем подтверждены и основывались на личном мнении заказчика и подрядчика. Вместе с тем, согласно письму Минстроя России от 14.09.2019 № 34072-ДВ/08 "О порядке подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ" застройщик вправе утвердить изменения, внесенные в проектную документацию в соответствии с ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ, только при наличии Подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ, выданного проектной организацией и подписанного главным инженером проекта. Таким образом, за исключением положительного заключения государственной экспертизы, надлежащим подтверждением соответствия изменений проектной документации требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ, является Подтверждение, выданное проектной организацией, которое у заказчика отсутствовало и не было представлено в Министерство. Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к выводу, что Управлением Федерального казначейства по Самарской области выявлен факт ненадлежащего осуществления контроля и проверки документов, подтверждающих произведённые расходы, на возмещение которых предоставляется субсидия МКУ г.о. Октябрьск «Комитет по архитекторе, строительству и транспорту Администрации городского округа Октябрьск Самарской области» за выполненные работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией прошедшей государственную экспертизу, а так же при отсутствии согласованных в установленном порядке изменений проектную документацию, на сумму 7 473 182,58 рублей. При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования в части оспаривания пунктов 3,4 представления Управления Федерального казначейства по Самарской области от 06.11.2020 № 4213-36/24-8084 не подлежат удовлетворению. В силу пп. 1, 3 п. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетными нарушениями признаются в том числе и нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, допущенные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно пп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении. Пунктом 4.1.2 Соглашения от 21.10.2019 № 36718000-1-2019-005 установлена обязанность Министерства осуществлять контроль за соблюдением муниципалитетом условий предоставления субсидии. Таким образом, неосуществление Министерством контроля за соблюдением получателем субсидии условий предоставления субсидии является бюджетным нарушением по смыслу пп. 1, 3 п. 1 ст. 306.1 БК РФ. В соответствии с пп. 1, 3 п. 1 ст. 306.1 БК РФ нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, допущенные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, признаются бюджетными нарушениями, за совершение которых ст. 306.2 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения, в том числе бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. В силу абз. 3 п. 5 ст. 306.2 БК РФ прежде применения бюджетных мер принуждения орган внутреннего государственного финансового контроля направляет объекту контроля представление с указанием бюджетного нарушения, предусмотренного главой 30 БК РФ, и требованием устранить данное бюджетное нарушение. Между тем, арбитражный суд принимает во внимание следующие существенные обстоятельства дела. 05.03.2021 измененная документация была направлена на повторную экспертизу. МКУ г.о. Октябрьск Самарской области «Комитет по архитектуре, строительству и транспорту Администрации городского округа Октябрьск Самарской области» получено положительное заключение государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения № 63-1-1-2-011191-2021. На странице 9 Положительного заключения в главе П.3.1.2.2. «Конструктивные решения» экспертным учреждением сделан вывод: «Все принципиальные конструктивные решения, отраженные в ранее выданных положительных заключениях, корректировке не подвергались», что указывает на правильность принятия решения МКУ г.о. Октябрьск Самарской области «Комитет по архитектуре, строительству и транспорту Администрации городского округа Октябрьск Самарской области» об отсутствии необходимости повторного получения положительного заключения государственной экспертизы. Изменение объемов и видов работ по муниципальному контракту № 20 от 16.09.2019 не повлияло на изменение целевой направленности, предоставления субсидии, не повлияло на нарушение графика выполнения мероприятий, достижение установленных целевых показателей, что могло являться основанием для отказа в перечислении субсидии муниципальному образованию, а также для принятия мер по возврату денежных ассигнований. Мероприятия «Корректировка рабочего проекта и строительство городских канализационных очистных сооружений г.о. Октябрьск» осуществлены в рамках реализации государственной программы Самарской области «Оздоровление Волги. Строительство и реконструкция (модернизация) очистных сооружений централизованных систем водоотведения» на 2019 - 2024 годы» в рамках региональной составляющей федерального проекта «Оздоровление Волги» в составе национального проекта "Экология". Непосредственно целью государственной программы является улучшение экологического состояния реки Волги за счет сокращения к концу 2024 года в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу. Все выполненные работы были направлены исключительно на цели, указанные в соглашении от 21.10.2019 № 36718000-1-2019-005, а именно на реализацию мероприятий «Корректировка рабочего проекта и строительство городских канализационных очистных сооружений г.о. Октябрьск». Как указывает Министерство, в настоящее время объект капитального строительства «Корректировка рабочего проекта и строительство городских канализационных очистных сооружений г.о. Октябрьск» введен в эксплуатацию, поставлен на кадастровый учет, работы выполнены полностью, в соответствии с условиями муниципального контракта и предусмотренным им нормативной и технической документацией, выполненные работы и их качество соответствуют законодательству Российской Федерации. Реализация данного объекта позволила ликвидировать сброс недостаточно очищенных сточных вод в Волгу на 460,4 тыс. куб. м ежегодно. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получателем бюджетных средств обеспечена результативность, целевой характер использования бюджетных ассигнований. Доказательства обратного суду не представлены. Таким образом, субсидия в размере 7 473 182,58 рублей израсходована по целевому назначению, поставленные при реализации федерального проекта «Оздоровление Волги» цели и показатели на проведение мероприятий по сокращению доли загрязнения сточных вод достигнуты, в связи с чем арбитражный суд не усматривает оснований для принятия мер по устранению нарушения, установленного в пункте 4 представления, путем возврата субсидий в доход федерального бюджета в размере 7 473 182,58 руб. Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд считает подлежащими удовлетворению требования Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в части оспаривания пункта 1 требований представления Управления Федерального казначейства по Самарской области от 06.11.2020 № 4213-36/24-8084, касающиеся принятия мер по устранению нарушения, установленного в пункте 4 представления, путем возврата субсидий в доход федерального бюджета в размере 7 473 182,58 руб. | |||||||
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
Заявленные требования удовлетворить частично. Признать недействительным пункт 1 требований представления Управления Федерального казначейства по Самарской области от 06.11.2020 № 4213-36/24-8084, касающиеся принятия мер по устранению нарушения, установленного в пункте 4 представления, путем возврата субсидий в доход федерального бюджета в размере 7 473 182,58 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | ФИО1 | |||||