ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-33693/19 от 09.06.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г. Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июня 2020 года

Дело №

А55-33693/2019

Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2020 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Гордеевой С.Д.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шестало С.С.

рассмотрев в судебном заседании 09 июня 2020 года дело по заявлению

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Поволжский государственный университет сервиса»

к Администрации городского округа Тольятти в лице Межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и подлежащим сносу или реконструкции

о признании действий незаконными

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

при участии в заседании представителей:

от заявителя - не явился, извещен

от заинтересованного лица – Якунина А.А.

от третьего лица - не явился, извещен

Установил:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет сервиса» (заявитель, учреждение, ФГБОУ ВО «ПВГУС») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений заявленных требований от 24.12.2019, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным действия Администрации городского округа Тольятти в лице Межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (заинтересованное лицо, администрация), выразившееся в нарушении Порядка работы Межведомственной комиссии, утвержденным Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 8 декабря 2016 г. N 4205-п/1 и оставлении без рассмотрения заявления ФГБОУ ВО «ПВГУС» от 24.09.2019 года и в порядке части 5 статьи 201 АПК РФ обязать заинтересованное лицо рассмотреть заявление ФГБОУ ВО «ПВГУС» от 24.09.2019 года о признании жилых помещений здания общежития, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленинградская, д. 29, кадастровый номер 63:09:0301100:1311 пригодными для проживания и принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным или подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 г. № 47.

Заявитель и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Представитель Администрации городского округа Тольятти в отзыве на заявление и в пояснениях, данных в судебном заседании, заявленные требования считает необоснованными и просит в их удовлетворении отказать.

Третье лицо в отзыве на заявление поддерживает позицию заявителя.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, суд пришел к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Поволжский государственный университет сервиса» на праве оперативного управления принадлежит общежитие, расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленинградская, д.29. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право оперативного управления ФГБОУ ВО «ПВГУС» на здание (Лит.А) - общежитие, площадью 3823,1 кв.м. № 63­01/09-1/2003-51891 от 06.11.2003 г., кадастровый номер 63:09:0301100:1311.

Собственником указанного объекта является Российская Федерация, осуществляющая полномочия в лице Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Как указал заявитель, 26.09.2019 года ФГБ ОУ ВО «ПВГУС» обратилось с заявлением в Межведомственную комиссию о признании жилых помещений здания общежития пригодными для проживания.

Впоследствии 03.10.2019 в адрес ФГБОУ ВО «ПВГУС» Межведомственная комиссия направила письмо, в котором уведомила заявителя об оставлении комиссией без рассмотрения заявления ФГБОУ ВО «ПВГУС» от 24.09.2019.

Считая указанное бездействие Администрации городского округа Тольятти в лице Межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и подлежащим сносу или реконструкции нарушающим права и законные интересы учреждения в экономической сфере, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что оставление без рассмотрения заявления ФГБОУ ВО «ПВГУС» от 24.09.2019 препятствует исполнению университетом законодательства в части включения жилых помещений общежития, находящегося у университета на праве оперативного управления в специализированных жилищный фонд.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», а также приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 37н от 05.09.2018 г., жилые помещения общежития должны быть включены в специализированный жилищный фонд.

Для принятия Министерством науки и высшего образования РФ решения о включении в специализированный жилищный фонд Министерства жилых помещений ФГБОУ ВО «ПВГУС» обязано предоставить в составе пакета документов заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение), заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям на территории г.о. Тольятти Самарской области выдает Межведомственная комиссия по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Межведомственная комиссия, Комиссия). Порядок работы комиссии регламентирован Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 8 декабря 2016 г. N 4205-п/1.

В соответствии с п. 2.1. Порядка работы Межведомственной комиссии, утвержденным Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 8 декабря 2016 г. N 4205-п/1 данная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом и создается с целью рассмотрения вопросов по признанию помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании проводимой Комиссией оценки соответствия их требованиям, установленным Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. В соответствии с п. 3.1. Порядка состав комиссии утверждается постановлением администрации городского округа Тольятти.

В соответствии с п. 4.3. Порядка работы комиссии Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 4.15 настоящего Порядка, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В соответствии с решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 10.07.13 N 1271 утверждена структура мэрии г.о. Тольятти, межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным или подлежащим сносу или реконструкции, не входит в состав структуры мэрии г.о. Тольятти.

Согласно п. 4 постановления мэра г.о. Тольятти от 19.05.2006 г. N 3784-1/п «О межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом.

В соответствии с основными задачами в состав Комиссии включаются представители органов (структурных подразделений) мэрии городского округа Тольятти и по согласованию представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городском округе Тольятти, в необходимых случаях - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций (п. 7 постановления мэра г.о. Тольятти от 19.05.06 г. N 3784-1/п).

В настоящее время деятельность Комиссии регламентируется Постановлением Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 08.12.2016 N 4205-п/1 «Об утверждении Порядка работы межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно п. 12. Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В соответствии с п. 13 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления следующие документы:

а) заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда;

б) документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение;

в) технический паспорт жилого помещения;

г) заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным или подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений установленным в указанном Положении требованиям. Согласно тому же пункту Положения для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности, комиссию для оценки данного жилого фонда создает орган местного самоуправления в установленном им порядке.

Решение о признании помещения жилым помещением, в случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.

Учреждение сочло достаточными представленных документов для рассмотрения по существу его заявления.

Заинтересованное лицо в обоснование возражений на заявление ссылается на то, что комиссией правомерно возвращено заявление от 24.09.2019 без рассмотрения в связи с непредставлением заявителем необходимых правоустанавливающих документов.

Свои возражения Администрация городского округа Тольятти обосновало ссылкой на п. 45 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Как указывает заинтересованное лицо в отзыве на заявление, основанием для оставления заявления без рассмотрения послужило непредставление учреждением правоустанавливающих документов на жилые помещение в отношении, которых подано заявление, что, по мнению Межведомственное комиссией, является нарушением пункта 45 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Следовательно, Администрацией городского округа Тольятти не оспаривается отказ в рассмотрении заявления от 24.09.2019.

Отказ в рассмотрении заявления учреждения по существу поставленных в нем вопросов должен быть мотивирован, то есть из него должно быть поняты причины, которые послужили основанием для нерассмотрения заявления. Заявитель должен был быть поставлен в известность о том, какие недостатки он должен будет устранить в будущем для того, чтобы его последующее обращение было рассмотрено по существу.

Как указала администрация в том случае, если бы в заявлении, адресованном в комиссию, содержалось указание на рассмотрение вопроса о признании пригодным для проживания здания общежития, необходимо представление правоустанавливающего документа на здание.

Между тем, как следует из материалов дела, учреждением к заявлению приложены правоустанавливающие документы на здание общежития, права федеральной собственности и оперативного управления на которое, зарегистрированы в целом на всё здание как на объект недвижимости, что является достаточным для рассмотрения по существу вопроса о признании жилых помещений, расположенных в общежитии, пригодными для проживания.

Указанное обстоятельство заинтересованным лицом не опровергнуто.

По существу отказ в рассмотрении соответствующего заявления ФГБОУ ВО «ПВГУС» сводится к неправильной формулировке объектов жилищных прав.

Таким образом, у Администрации городского округа Тольятти в лице соответствующей Комиссии не было оснований не рассматривать заявление учреждения, формально соответствующего требованиям, установленным соответствующим Порядком.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы учреждения.

Довод заинтересованного лица о неверном определении заявителем подсудности настоящего спора является несостоятельным на основании положений статьи 27, а также главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Нарушение прав и законных интересов заявителя напрямую следует из факта установленного бездействия, поскольку препятствует исполнению университетом законодательства в части включения жилых помещений общежития, находящегося у университета на праве оперативного управления в специализированных жилищный фонд.

Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришел к выводу о том, что бездействие Комиссии, созданной при Администрации г.о. Тольятти, выразившееся в нерассмотрении заявления ФГБОУ ВО «ПВГУС» от 24.09.2019 и не принятии решения по существу, является незаконным и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку при отсутствии заключения Межведомственной комиссии невозможно принятие соответствующего решения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества.

Выводы суда согласуются со сложившейся в арбитражных судах правоприменительной практикой (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.12.2017 N Ф06-27726/2017 по делу N А57-30978/2016, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.11.2017 N Ф06-25543/2017 по делу N А65-28422/2016, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2017 N 11АП-5088/2017 по делу N А55-25069/2016, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2016 по делу N А79-11424/2015).

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При указанных обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений при удовлетворении требований должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Заявителем в качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов общества предлагается обязать заинтересованное лицо рассмотреть заявление ФГБОУ ВО «ПВГУС» от 24.09.2019 года о признании жилых помещений здания общежития, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленинградская, д. 29, кадастровый номер 63:09:0301100:1311 пригодными для проживания и принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным или подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 № 47.

По смыслу главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.

Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.

Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу.

При этом, исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд должен определить насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела, а также будет способствовать эффективному восстановлению нарушенного права лица, обратившегося в суд с заявлением.

Предложенный ФГБОУ ВО «ПВГУС» способ устранения нарушенных прав учреждения судом не принимается, поскольку фактически предрешает судьбу рассмотрения заявления соответствующей Комиссией.

В рамках настоящего дела учреждением оспаривается лишь отказ в рассмотрении заявления, т.е. бездействие органа местного самоуправления, а не отказ, положенный в основу рассмотренного по существу заявления.

Выбирая восстановительную меру, суд должен исходить из конкретной ситуации, применяемая восстановительная мера должна: соответствовать существу спора и касаться именно его предмета; быть адекватной возможностям и потребностям каждой из сторон; способствовать реальному восстановлению прав лица, чьи права были нарушены и быть направленной на устранение именно того нарушения, которое обсуждалось в ходе судебного спора.

При этом суд не вправе подменять компетентный административный орган, при устранении нарушения прав и законных интересов выигравшей стороны.

Исходя из того, что оспариваемым отказом нарушено право учреждения на своевременное рассмотрение по существу его заявления от 24.09.2019, суд пришел к выводу, что в данном случае в качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя возможно путем обязания Администрации городского округа Тольятти рассмотреть по существу заявление ФГБОУ ВО «ПВГУС» о признании жилых помещений здания общежития, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленинградская, д. 29, кадастровый номер 63:09:0301100:1311 пригодными для проживания от 24.09.2019.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заинтересованное лицо.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 180-181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить полностью.

Признать незаконными действия Администрации городского округа Тольятти в лице Межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, выразившиеся в оставлении без рассмотрения заявления ФГБОУ ВО «ПВГУС» от 24.09.2019.

Обязать Администрацию городского округа Тольятти рассмотреть по существу заявление ФГБОУ ВО «ПВГУС» о признании жилых помещений здания общежития, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленинградская, д. 29, кадастровый номер 63:09:0301100:1311 пригодными для проживания от 24.09.2019.

Взыскать с Администрации городского округа Тольятти в пользу ФГБОУ ВО «ПВГУС» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара в течение месяца со дня его принятия с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.Д. Гордеева