ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-34358/19 от 20.05.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

мая 2020 года

Дело №

А55-34358/2019

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2020 года

Полный текст решения изготовлен 27 мая 2020 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

Шехмаметьевой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калимулиной Н.Г.

рассмотрев в судебном заседании   20 мая 2020 года  дело по иску

Акционерного общества "Самарская ППК"

к  Обществу с ограниченной ответственностью "Компаньон"

о взыскании 417 850 руб. штрафа

при участии в заседании

от истца  - Кожеваткиной А.А., доверенность от 24.12.2019

от ответчика – директора Меркульцевой С.И., паспорт

Установил:

         Акционерное общество "Самарская Пригородная Пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Компаньон" о взыскании 417 850 руб. штрафа на основании условий агентских договоров № 30/12-16(2) от 30.12.2016, № 11/12-17(3) от 11.12.2017, № 28/12-18(1) от 28.12.2018, а также 11 358 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

      Истец поддержал заявленные требования в полном объеме.

      Ответчик возражал относительно удовлетворения предъявленных истцом требований по доводам, изложенным в письменных пояснениях к иску, обоснованным считает начисление штрафа в сумме 18 800 руб., представил контррасчет.

         Исследовав письменные материалы дела, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

В период с 2017 года по 30 июня 2019 года ООО "Компаньон"  оказывало АО «Самарская ППК» услуги по оформлению и продаже пассажирам проездных билетов, а также осуществлению контроля за наличием, действительностью и правильностью оформления документов у пассажиров в поездах пригородного сообщения. Услуги за указанный период оказывались на основании заключенных между сторонами агентских договоров: № 30/12-16(2) от 30.12.2016, № 11/12-17(3) от 11.12.2017, № 28/12-18(1) от 28.12.2018 (далее - агентские договоры).

            В силу пункта 57 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473, безбилетное лицо, совершившее посадку в поезд пригородного сообщения на железнодорожной станции, имеющей билетные кассы, обязано приобрести проездной документ (билет) с внесением платы за проезд и сбора за оказание услуги по его оформлению.

           Согласно ст. 2 «Устава железнодорожного транспорта», утвержденного Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ, сбор - не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы.

         Приказами АО «Самарская ППК» от 28.04.2016 № 062/НПО, от 11.12.2018 №098/НПО установлен размер платы дополнительного сбора при оформлении проездных билетов в поездах пригородного сообщения, в 2017-2018 годах в размере 40 рублей, в 2019 году - 41 рубль. В поездах повышенной комфортности «Волжский экспресс» - 100 и 102 рубля соответственно.

Истец указывает, что в нарушение пунктов 2.1.1. и 2.1.2. агентских договоров, билетными кассирами ответчика в 2017-2018 годах и первом полугодии 2019 года не в полном объеме производилось взимание дополнительного сбора с пассажиров, осуществляющих посадку без билета в пригородные поезда на станциях, имеющих билетную кассу, т.е. при покупке билета непосредственно у кассира в поезде. Из сплошной проверки кассовых лент терминалов продажи билетов восьмидесяти трех кассиров ответчика за 3 дня работы (17.07.2017, 15.10.2018, 17.05.2019) истец считает подлежащим уплате пассажирами дополнительного сбора с 8 735 билетов в размере                  356  900 руб. Кассирами ответчика дополнительный сбор взыскан в 4,3 % случаев за 378 билетов в сумме 15 400 руб.

Приложением № 4 к агентским договорам установлен перечень штрафных санкций за нарушения, допущенные Агентом при оказании услуг.

Согласно пункту 9 Приложения № 4 к агентским договорам, за не взимание дополнительного сбора с пассажиров, совершающих посадку в поезд пригородного сообщения на железнодорожной станции, имеющей билетные кассы, установлен штраф в размере 50 рублей за каждый выявленный случай.

Считая, что за три дня работы недополучил доходы в виде недобора дополнительного сбора, истец  предъявил ответчику требование об уплате штрафа                   417 850 руб. (8 357 билетов х 50 руб.) В рамках агентского договора № 30/12-16(2) от 30.12.2016 размер штрафных санкций составил 114 300 руб. В рамках агентского договора № 1 1/12-17(3) от 1 1.12.2017 размер штрафных санкций составил 142 700 руб. В рамках агентского договора № 28/12-18(1) от 28.12.2018 размер штрафных санкций составил                160 850 руб.

03 сентября 2019 года была направлена претензия от 02.09.2019 № НЮ/1733 об оплате штрафа. 01 октября 2019 года в адрес истца поступил ответ на претензию № 156 от 01.10.2019, с признанием требований в размере 20 200 рублей и возражениями в оставшейся части.

Неисполнение претензии послужило основанием для предъявления исковых требований.

Оценив условия, установленные пунктами 2.1.1 и 2.1.2 агентских договоров, пунктом 9 Приложения № 4 к агентским договорам, суд считает неправомерным начисление штрафных санкций в отношении следующих категорий оформленных ответчиком билетов.

1.         Технология оформления проездных документов не предусматривает взимание дополнительного сбора из-за технических особенностей терминалов для оплаты билетов посредством транспортной карты. Оформлено проездных документов по терминалу посредством транспортной карты - 469 шт.

2.         Предварительная продажа билетов исключает взимание дополнительного сбора. Осуществлена предварительная продажа проездных документов - 666 шт.

3.         Оформлено проездных документов гражданам-получателям социальных услуг (федерального значения) - 701 шт. Согласно Технологии оформления проездных документов (билетов) в поездах пригородного сообщения АО «Самарская ППК», сбор не взыскивается при оформлении проезда лицам, имеющим право льготы по оплате проезда в соответствии с Законодательством РФ (федеральным льготникам).

4.         Оформлено проездных документов на продление пути, непосредственно в электропоезде, по просьбе пассажира, имеющего изначально проездной документ до станции, где имеется стационарная касса, но пассажир не осуществлял на данной станции высадку/посадку и изъявил желание увеличить свой путь следования - 3677 шт.

5.         Продажа проездных документов на обратный путь следования исключает взимание дополнительного сбора, поскольку пассажир, имея на руках проездной документ изъявил желание приобрести билет на обратный путь. Оформление билетов на обратный путь следования, по просьбе пассажиров исходя из диалога «кассир - пассажир» - 482 шт.

6.         В соответствии с п. 13 Приложения к Агентскому договору, согласованными с АО «Самарская ПИК» мероприятиями и утвержденными графиками работы. Оформлено билетов на станциях с билетными кассами, во время проведения усиленного перронного контроля (ст. Самара, ст. Ягодная) - 1274 шт.;

7.         Билеты, оформленные со станции, где на момент проследования поезда продажа билетов в билетных кассах АО «Самарская ПИК» не осуществлялась в соответствии с утвержденным режимом работы билетных касс - 445 шт.

8.         На основании Распоряжений ОАО «РЖД» от 09.02.2005 № 152р и от 09.03.2010 № 452р сотрудники имеют право на 100% льготу по оплате проезда. Взыскание дополнительного сбора при оформлении проездного документа в поездах пригородного сообщения изначально лишает данную категорию бесплатного проезда. Билеты, оформленные по транспортным требованиям ОАО «РЖД» с начальных станций - 69 шт.

Доводы ответчика о неправомерности взыскания дополнительного при оформлении билетов учащимся образовательных учреждений судом не принимаются.

Наличие 50% скидки оплаты проезда в поездах пригородного сообщения у обучающихся в образовательных учреждениях, а также стоимость проезда ниже размера дополнительного сбора, правового значения для разрешения вопроса о правомерности штрафа за  невзимание дополнительного сбора с таких пассажиров, не имеет. Факт их посадки в поезд пригородного сообщения на железнодорожной станции, имеющей билетные кассы, без билета, ответчиком подтверждается.

Таким образом, правомерными, являются требования истца о взыскании штрафа в сумме 28 700 руб. в отношении билетов, оформленных обучающимся образовательных учреждений с начальных станций - 198 шт. (117 шт. по агентскому договору № 11/12-17(3) от 11.12.2017, 81 шт. – по агентскому договору № 28/12-18(1) от 28.12.2018), а также в отношении билетов, оформленных с начальных станций, по которым ответчиком требования признаны и в претензионном порядке, и представителем в судебном заседании, - 376 шт. (132 шт. по агентскому договору № 30/12-16(2) от 30.12.2016, 142 шт. по агентскому договору № 11/12-17(3) от 11.12.2017, 201 шт. – по агентскому договору №28/12-18(1) от 28.12.2018).

В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

 В соответствии с частью 1  статьи  110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь ст. 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

       Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Компаньон" в пользу Акционерного общества "Самарская ППК" 28 700 руб. штрафа, а также 780 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

       В остальной части в иске отказать.

       Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Е.В. Шехмаметьева