АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443001, г.Самара, ул. Самарская,203Б, тел. (846) 207-55-15 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ Резолютивная часть решения объявлена 20.05.21 Полный текст решения изготовлен 21.05.21 | |||||||
мая 2021 года | Дело № | А55-34827/2020 | |||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе | судьи Рысаевой С.Г. | ||||||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Альбах О.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарём Орешкиной Н.А. | |||||||
рассмотрев в судебном заседании 18.05.21-20.05.21 дело по иску ПАО «Т Плюс» | |||||||
к Обществу с ограниченной ответственностью "Самаратеплоресурсы" | |||||||
с участием в деле Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Администрации г.о. Самара в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора о обязании выполнить требования по подготовке к отопительному сезону, осуществить постановку на учет и регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов (трубопроводов тепловой сети), получить лицензию на эксплуатацию эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, II и III классов опасности | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от истца – ФИО1 по дов. от 13.04.2020. от ответчика – ФИО2 по дов. от 17.04.2019. от третьего лица 1- не явился, извещен. от третьего лица 2- ФИО3 по дов. от 09.01.2020. | |||||||
В судебном заседании 18.05.21 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 20.05.21 года до 15 часов 15 мин. Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по адресу: WWW.samara.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда. После перерыва заседание продолжено. Акционерное общество "Предприятие тепловых сетей" обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Самаратеплоресурсы", в котором просит: 1. Обязать ответчика в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную подготовить документы, информацию во исполнение требований, предусмотренных разделом III Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» и направить подготовленные документы и информацию в Комиссию по проверке теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду в целях подтверждения готовности ООО «Самаратеплоресурсы» к отопительному периоду, а именно: - соглашение об управлении системой теплоснабжения; - график тепловых нагрузок на отопительный сезон 2020-2021 и утвержденные режимные карты работы тепловых сетей в осенне-зимний период 2020-2021; - информацию о проведении противоаварийных тренировок по отработке взаимодействия персонала и администрации города по ликвидации аварий в условиях низких температур наружного воздуха, информацию об исполнении программы замены инженерных сетей; - положение о диспетчерской службе ТСО, оперативные актуализированные схемы тепловых сетей и ЦТП, схемы оперативных переключений тепловых сетей; - режимные карты тепловых сетей; - информацию об организации контроля режимов потребления тепловой энергии; - информацию о проведении работ по контролю за скоростью распространения коррозии на трубопроводах тепловых сетей и о восстановлении тепловой изоляции тепловых сетей; - информацию об обеспечении проверки качества строительства (перекладки, ремонта) тепловых сетей подрядными организациями, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при выполнении работ, в соответствии Законом о теплоснабжении; - заключение экспертизы промышленной безопасности на Тепловые сети; - разработать и утвердить график аварийных отключений потребителей; - подготовить расчеты допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов; - подготовить план ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения, согласованный с администрацией города; - информацию по устранению повреждений, влияющих на включение отопления потребителей после ГИ и капитального ремонта; о проведении технического освидетельствования трубопроводов, - информация о наличии не выполненных в установленные сроки предписаний Ростехнадзора, влияющих на надежность работы в отопительный период. 2. Обязать ответчика в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить постановку на учет и регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов, эксплуатируемых ООО «Самаратеплоресурсы» тепловых сетей, указанных в приложениях № 2/3, №2/5, №2/7, №2/8, №2/9 к Договору № 75/3200-FA057/02-014/0001-2019 от 14.01.2019. 3. Обязать ООО «Самаратеплоресурсы» в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить пакет документов, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,11 и III классов опасности», федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и направить в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заявления о выдаче лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,11 и III классов опасности на осуществление работ - использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия. Определением суда от 11.02.2021 произведеназамена истца Акционерного общества "Предприятие тепловых сетей" на его правопреемника Публичное акционерное общество "Т Плюс", суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Администрацию г.о. Самара. Средне-Поволжского управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, извещённое о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явилось, в отзыве на иск указывает на то, что согласно ч.2 ст.2 ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством РФ, Администрация г.о. Самара, извещённая о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, в отзыве на иск указывает на то, что неисполнение Ответчиком обязанности по постановке на учёт и регистрации в государственном реестре ОПО не обеспечена безопасная эксплуатация опасных производственных объектов (эксплуатируемых ответчиком тепловых сетей) посредством которых Ответчик осуществляет по Договору №75 услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя конечным потребителям, подключённым к сетям ответчика. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие третьих лиц. Ответчик исковые требования истца не признаёт, при этом указывает на то, что по заключённому между сторонами договору по оказанию услуг по передаче тепловой энергии от 14.01.19 №75 у последнего отсутствует обязанность представления вышеуказанных документов, лицензирование имеет заявительный порядок, действующее законодательство не предусматривает способа защиты права как понуждение юридического лица к получению лицензии на осуществление какого –либо вида деятельности. Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, заслушав объяснения и доводы присутствовавшего в заседании представителей сторон, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: АО «ПТС» в силу статуса ЕГО отвечает за соблюдение параметров качества поставляемой тепловой энергии, теплоносителя потребителям на территории г.о. Самара и обеспечения надежности теплоснабжения указанных потребителей. ООО «Самаратеплоресурсы» является теплосетевой организацией. Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 19.12.2019 № 786 установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для ООО «Самаратеплоресурсы». Между Истцом, как ЕТО, и Ответчиком, как теплосетевой организации заключен Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя № 75/3200-FA057/02-014/0001-2019 от 14.01.2019 (далее - Договор № 75), в соответствии с которым Ответчик оказывает услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя конечным потребителям посредством тепловых сетей (далее - Тепловые сети), указанных в Приложениях к Договору № 75, а именно: -тепловая сеть от ТК-10 до ЦТП (включая ЦТП) по ул. Аврора, 110 в г. Самара (Приложение № 2/3); -тепловая сеть от ТК-5 до нежилого помещения по ул. Аврора, 114А в г. Самара (Приложение №2/4 к Договору № 75); -тепловая сеть от ТК-1 (включая ТК-1) до ТК-2 (включая ТК-2) по ул. Потапова, 78в (Приложение №2/5); -тепловая сеть от ТК-1 до внешней стены МКД по адресу: ул. Мяги, 24А и тепловая сеть от ТК-1 до внешне стены МКД по адресу: ул. Мяги 24Б (Приложение № 2/6); -тепловая сеть от УТ-2 до УТ-1 (включая УТ-1), от УТ-1 до внешней границы стены МКД по ул. Красноармейская, 99 (Приложение №2/7 в редакции дополнительного соглашения от 02.07.2019 № 75/1); -тепловая сеть от ТК-73 до ТК-74, от ТК-74 до внешней стены МКД по ул. Мичурина, 4 (Приложение №2/8 в редакции дополнительного соглашения от 02.07.2019 № 75/1); - тепловая сеть от УТ-13 до ЦТП по адресу: ул. Товарная, 5 (Приложение № 2/9). Указанные Тепловые сети эксплуатируются Ответчиком на основании договоров аренды: от 12.07.2018 № 0518 с ООО «ФинГруппИнвест», от 04.04.2018 №А-110 с ООО «АРД-Недвижимость», от 12.07.2018 б/н с ИП ФИО4, от 13.02.2018 № 01/18т с ООО «Строительная компания Сервис-Д», от 09.01.2018 №09/01/18 с ООО «Строительная компания ГРАД», от 01.01.2018 № 0618 с ООО «Премьер», от 10.05.2018 № 0718 с ООО «ФинГруппИнвест». Посредством Тепловых сетей, эксплуатируемых Ответчиком, тепловая энергия, теплоноситель поставляются конечным потребителям, с которыми у Истца заключены договора теплоснабжения: № 54407т от 29.11.2017 с ООО «Управляющая компания ПРОМСВЯЗЬ» (ул. Авроры, 110); № 54406т от 01.10.2017 с ООО «АРД-Недвижимость» (ул. Авроры, 110); № 54339то от 01.10.2017 с ИП ФИО4 (ул. Авроры, 114А); №51034но от 01.06.2017 с ФИО5 (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Красноармейская, 99); № 51449но с ФИО6 (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Никитинская, 22); № 51280но от 01.08.2017 с ФИО7 (владелец нежилых помещений в МКД по ул. Мичурина, 4); № 51065 от 01.05.2017 с ФИО8. (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Мичурина, 4); № 50284ко от 01.11.2016 с ТСН «Мичурина, 4» (МКД по ул. Мичурина, 4); № ТЭ3000-00813 с ФИО9 (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Мичурина, 4); № ТЭ3000-00226 с ФИО10 (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Мичурина, 4); № ТЭ3000-00095 от 01.02.2018 с ФИО11 (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Мичурина, 4); непосредственная форма управления с населением в МКД: по ул. Красноармейская, 99, 101,103, по ул. Никитинская, 22, по ул. Аврора, 110. В г. Самара создана межведомственная комиссия по проверке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой, состав которой утв. Постановлением Администрации г.о. Самара от 17.06.2020 № 509 «О проверке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии на территории городского округа Самара и признании утроившими силу отдельных муниципальных правовых актов городского округа Самара», в состав которой включены представитель АО «ПТС». В обоснование исковых требований истец указывает на то, что в нарушение требований действующего законодательства Ответчиком не представлены документы, по исполнению им требований, предусмотренных разделом III Правил оценки готовности, на предмет соблюдения обязательных требований, установленных техническими регламентами и нормативными актами в сфере теплоснабжения, а именно: -отсутствует соглашение об управлении системой теплоснабжения (п.п.1 п. 13 Правил оценки готовности), -не представлен график тепловых нагрузок на отопительный сезон 2020-2021 и утвержденные режимные карты работы тепловых сетей в осенне-зимний период 2020-2021(п.п.2 ст. 13 Правил оценки готовности), -отсутствует информация о проведении противоаварийных тренировок по отработке взаимодействия персонала и администрации города по ликвидации аварий в условиях низких температур наружного воздуха, не представлена информация об исполнении программы замены инженерных сетей (п.п.З ст. 13 Правил оценки готовности), -отсутствует положение о диспетчерской службе ТСО, не представлены оперативные актуализированные схемы тепловых сетей и ЦТП, схемы оперативных переключений тепловых сетей (п.п.5 ст. 13 Правил оценки готовности), -отсутствуют утвержденные режимные карты тепловых сетей (п.п.6 ст. 13 Правил готовности), отсутствует информация об организации контроля режимов потребления тепловой энергии (п.п.7 ст. 13 Правил оценки готовности), -отсутствует информация о проведении работ по контролю за скоростью распространения коррозии на трубопроводах тепловых сетей и о восстановлении тепловой изоляции тепловых сетей (п.п.8 ст. 13 Правил оценки готовности), -отсутствует информация Обеспечение проверки качества строительства (перекладки, ремонта) тепловых сетей подрядными организациями, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при выполнении работ, в соответствии Законом о теплоснабжении (п.п. 10 ст. 13 Правил оценки готовности), -отсутствуют: результаты экспертизы промышленной безопасности; разработанный и утвержденный график аварийных отключений потребителей; расчеты допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов; план ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения, согласованный с администрацией города; информация по устранению повреждений, влияющих на включение отопления потребителей после ГИ и капитального ремонта; о проведении технического освидетельствования трубопроводов (п.п.11 ст. 13 Правил оценки готовности), -отсутствует информация о наличии не выполненных в установленные сроки предписаний Ростехнадзора, влияющих на надежность работы в отопительный период (п.п. 13 ст. 13 Правил оценки готовности). В связи с отсутствием указанных документов, Ответчиком не получен паспорт готовности к отопительному сезону. Следовательно, готовность тепловых сетей Ответчика к отопительному сезону в установленном законом порядке не подтверждена. Истец мотивирует исковые требования тем, что обладая статусом ЕТО не может гарантировать исполнение своих обязательств по соблюдению параметров качества поставляемой тепловой энергии, теплоносителя в точке поставки тепловой энергии, теплоносителя, расположенной на границе сетей Ответчика и Потребителя и по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей. За несоблюдение параметров качества ЕТО несет ответственность перед потребителем. Таким образом, неисполнение Ответчиком требований действующего законодательства в форме бездействия со стороны Ответчика по предоставлению информации и документов, подтверждающих соответствие Тепловых сетей Ответчика, требованиям, предусмотренных Правилами оценки готовности, и влечет риск несоблюдением ЕТО и потребителем условий договоров теплоснабжения, а также ведет к снижению надежности и безопасности теплоснабжения потребителей. Истец обосновывает также свои требования тем, что Тепловые сети Ответчика, подключенные к сетям АО «ПТС» в точках поставки (тепловые камеры) не имеют оборудования позволяющее снизить параметры теплоносителя (температура, давление) до критериев которые исключают попадание тепловых сетей под действие Закона №116. Таким образом, у Ответчика находятся в эксплуатации Тепловые сети, посредством которых оказываются услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя конечным потребителям, с параметрами, превышающими установленные Законом № 116 и ФНП (температура и давление) и имеющие диметр более 100 мм, что подтверждается (Приложениями № 2/3, №2/5, №2/7, №2/8, №2/9 к Договору № 75, договорами аренды Тепловых сетей, заключение экспертизы промышленной безопасности на сети Истца). Ответчиком, в отношении указанных Тепловых сетей, обязанность по постановке на учет и регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, не исполнена. Таким образом, неисполнение Ответчиком обязанности по постановке на учет и регистрации в государственном реестре ОПО не обеспечена безопасная эксплуатация опасных производственных объектов (эксплуатируемых Ответчиком тепловых сетей), посредством которых Ответчик осуществляет по Договору № 75 услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя конечным потребителям, подключенным к сетям Ответчика. Ответчик исковые требования истца не признаёт, при этом указывает на то, что по заключённому между сторонами договору по оказанию услуг по передаче тепловой энергии от 14.01.19 №75 у последнего отсутствует обязанность представления вышеуказанных документов, лицензирование имеет заявительный порядок, действующее законодательство не предусматривает способа защиты права как понуждение юридического лица к получению лицензии на осуществление какого –либо вида деятельности. В соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 20.10.2014 «Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа Самара» на период с 2014 по 2029 года» АО «ПТС» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в зонах деятельности источников теплоснабжения на территории г.о. Самара. ПАО «ПТС» в силу статуса ЕТО отвечает за соблюдение параметров качества поставляемой тепловой энергии, теплоносителя потребителям на территории г.о. Самара обеспечения надежности теплоснабжения указанных потребителей. ООО «Самаратеплоресурсы» является теплосетевой организацией, Приказом Департаментаценового и тарифного регулирования Самарской области от 19.12.2019 установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для ООО «Самаратеплоресурсы». Между Истцом, как ЕТО, и Ответчиком, как теплосетевой организации заключен Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя № 75/3200-FA057/02-014/0001-2019 от 14.01.2019 (далее - Договор № 75), в соответствии с которым Ответчик оказывает услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя конечным потребителям посредством тепловых сетей (далее - Тепловые сети), указанных в Приложениях к Договору № 75, а именно: -тепловая сеть от ТК-10 до ЦТП (включая ЦТП) по ул. Аврора, 110 в г. Самара (Приложение № 2/3); -тепловая сеть от ТК-5 до нежилого помещения по ул. Аврора, 114А в г. Самара (Приложение №2/4 к Договору № 75); -тепловая сеть от ТК-1 (включая ТК-1) до ТК-2 (включая ТК-2) по ул. Потапова, 78в (Приложение №2/5); -тепловая сеть от ТК-1 до внешней стены МКД по адресу: ул. Мяги, 24А и тепловая сеть от ТК-1 до внешне стены МКД по адресу: ул. Мяги 24Б (Приложение № 2/6); -тепловая сеть от УТ-2 до УТ-1 (включая УТ-1), от УТ-1 до внешней границы стены МКД по ул. Красноармейская, 99 (Приложение №2/7 в редакции дополнительного соглашения от 02.07.2019 № 75/1); -тепловая сеть от ТК-73 до ТК-74, от ТК-74 до внешней стены МКД по ул. Мичурина, 4 (Приложение №2/8 в редакции дополнительного соглашения от 02.07.2019 № 75/1); - тепловая сеть от УТ-13 до ЦТП по адресу: ул. Товарная, 5 (Приложение № 2/9). Указанные Тепловые сети эксплуатируются Ответчиком на основании договоров аренды: от 12.07.2018 № 0518 с ООО «ФинГруппИнвест», от 04.04.2018 №А-110 с ООО «АРД-Недвижимость», от 12.07.2018 б/н с ИП ФИО4, от 13.02.2018 № 01/18т с ООО «Строительная компания Сервис-Д», от 09.01.2018 №09/01/18 с ООО «Строительная компания ГРАД», от 01.01.2018 № 0618 с ООО «Премьер», от 10.05.2018 № 0718 с ООО «ФинГруппИнвест». Посредством Тепловых сетей, эксплуатируемых Ответчиком, тепловая энергия, теплоноситель поставляются конечным потребителям, с которыми у Истца заключены договора теплоснабжения: № 54407т от 29.11.2017 с ООО «Управляющая компания ПРОМСВЯЗЬ» (ул. Авроры, 110); № 54406т от 01.10.2017 с ООО «АРД-Недвижимость» (ул. Авроры, 110); № 54339то от 01.10.2017 с ИП ФИО4 (ул. Авроры, 114А); №51034но от 01.06.2017 с ФИО5 (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Красноармейская, 99); № 51449но с ФИО6 (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Никитинская, 22); № 51280но от 01.08.2017 с ФИО7 (владелец нежилых помещений в МКД по ул. Мичурина, 4); № 51065 от 01.05.2017 с ФИО8. (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Мичурина, 4); № 50284ко от 01.11.2016 с ТСН «Мичурина, 4» (МКД по ул. Мичурина, 4); № ТЭ3000-00813 с ФИО9 (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Мичурина, 4); № ТЭ3000-00226 с ФИО10 (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Мичурина, 4); № ТЭ3000-00095 от 01.02.2018 с ФИО11 (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Мичурина, 4); непосредственная форма управления с населением в МКД: по ул. Красноармейская, 99, 101,103, по ул. Никитинская, 22, по ул. Аврора, 110. Существенными условиями договора теплоснабжения явлется обеспечение теплоснабжающей организацией перед потребителем параметров качества теплоснабжения (п.п.1, ч.2 ч.7 п.п.6,7 ч.8 ст.15 Закона о теплоснабжении, п.21,21(1), п.124 (4) Правил организации теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.12 №308. | |||||||
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети. Таким образом, место исполнение обязательств Истцом перед потребителями тепловой энергии расположено на границе балансовой принадлежности тепловых сетей Ответчика и указанных потребителей. Согласно п. 17 ст. 2 Закона о теплоснабжении надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения. Из вышеизложенного следует, что от исполнения Ответчиком требований действующего законодательства по обеспечению надежности и безопасности тепловых сетей в границах балансовой принадлежности Ответчика, зависит исполнение Истцом своих обязательств по качеству теплоснабжения перед конечным потребителем. Проверка теплосетевой организации осуществляется комиссией, образованной органами устного самоуправления (п.2, 3 ст.20 Закона о теплоснабжении, п. 5 раздела II Правил оценки готовности); Участие единой теплоснабжающей организации в осуществлении проверки готовности теплосетевой организации к отопительному периоду прямо предусмотрена Законом о теплоснабжении ч. 2 ст. 20, п. 4 ст.23.ll); Проверка теплосетевых организаций в г. Самара осуществляется комиссией с участием АО «ПТС» (член комиссии) (приложение № 1 к постановлению Администрации г.о. Самара от 07.06.2020 № 509); В целях проведении проверки комиссия рассматривает документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, предусмотренной главой III Правил оценки готовности, а при необходимости проводит осмотр объектов (п. 6 Правил оценки готовности, п.4.8. Приложения № 11к Постановлению № 509); По итогам проверки комиссией принимается решение, в виде Акта с оформлением и выдачей паспорта готовности к отопительному сезону (п.7 Правил оценки готовности, п. 4.9, 4.11 Приложения № И к Постановлению № 509); Выдача паспорта готовности осуществляется не позднее 1 ноября ежегодно (п. 10 Правил щенки готовности, п. 14 Постановления № 509). Таким образом. Истец, являющийся членом комиссии по проверке готовности сетевой организации к отопительному сезону вправе обратиться с требованием о предоставлении документов, о исполнении требований по готовности, предусмотренных разделом III Правил оценки готовности. Кроме того, паспорт готовности полученный теплосетевой организацией на предыдущий отопительный период не подтверждает соблюдение сетевой организацией обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативно-правовыми актами в сфере теплоснабжения на текущий отопительный период. Договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии является публичным договором и обязателен для заключения как теплоснабжающей, так и теплосетевой организацией (п. 4 ст. 15, п.З ст. 17 Закона о теплоснабжении); Действующим законодательством не обусловлено заключение договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии соблюдением теплосетевой организацией требований действующего законодательства в части подготовки к отопительному сезону или постановкой на учет и регистрацией тепловых сетей в государственном реестре опасных производственных объектов, получению лицензии на осуществление работ - использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия. Таким образом, Ответчик обязан выполнять предусмотренные законодательством требования по получению ежегодно паспорта готовности к отопительному сезону, по постановке на учет и регистрации тепловых сетей, по получению лицензии получению лицензии на осуществление работ - использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия, независимо от заключения договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии. Перечень документов, необходимых для постановки трубопроводов на учет в Росгехнадзоре предусмотрен п. 224 раздела IV Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536. Ответчиком представлен только один из документов по одной из тепловой сети, а именно экспертиза промышленной безопасности по тепловой сети в <...>. Ответчиком не предоставлено документов, подтверждающих как подготовку необходимых для постановки тепловых сетей на учет, так и обращение в Ростехнадзор с заявлением о постановке на учет. Из материалов дела следует, что Истцом в Ростехнадзор направлен запрос о предоставлении перечня участков трубопроводов, которые эксплуатируются Ответчиком и зарегистрированы в реестре ОПО (исх от 10.08.2020 № 711100-13/3-09335). Получен ответ от 17.09.2020 №301-25086 о том, что сведения зарегистрированные в территориальном разделе государственного реестра опасных производственных объектов неявляется общедоступным, получение выписки из реестра ОПО возможно только при наличии разрешения Ответчика. | |||||||
В соответствии с приложением 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее по тексту - ФЗ-116), к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия. Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ-116, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Согласно требований п. 224, с учётом п. 223 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. №536 (далее - ФНП-536), трубопроводы горячей воды эксплуатационных категорий Пэ, Шэ, 1Уэ с внутренним диаметром более 100 мм. подлежат учету в территориальных органах Ростехнадзора, эксплуатирующей данное оборудование организацией в установленном порядке В соответствии с п.227 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. №536 объекты, в составе которых используется оборудование под давлением, подлежащее учёту в территориальных органах Ростехнадзора или иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, идентифицируемые по признакам, указанным в пункте 3 настоящих ФНП- 536 и пункте 2 приложения к Федеральному закону № 116-ФЗ, подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Ростехнадзором представлен отзыв (том 2 л.д. 58,59) из которого следует, что лицензий ответчику не выдавалось. Письмом от 29.03.21 №1-03/2-01-03/3730 Администрация г.о. Самара в лице Департамента городского хозяйства и экологии сообщила, что паспорт и акт готовности к отопительному сезону 2020-2021 г.г. не выдался. В судебном заседании 18.05.21 ответчиком в материалы дела были представлены следующие документы: соглашение об управлении системой теплоснабжения в зоне деятельности ЕТО от 15.04.21, график противопожарных тренировок на 2020 год, нормативный аварийный запас материалов ООО "Самаратеплоресурсы", инструкцию по ликвидации аварий на тепловых сетях вкладыш в паспорт средств измерений на манометр технический, протокол измерений разности потенциалов при определении наличия постоянных блуждающих токов в земле, расчёты допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов. заявление от 18.03.21 №6/ПБ в Ростехнадзор. В нарушении ст. 65 АПК РФ ответчиком не представлено доказательств обращения в Комиссию по проверке теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии, не представлен паспорт и акт готовности к отопительному сезону 2020-2021 г.г., не представлено доказательств рассмотрения заявления от 18.03.21 №6/ПБ Ростехнадзором, не представлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,11 и III классов опасности на осуществление работ - использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия. Учитывая, отсутствие у Ответчика подтверждения готовности к отопительному периоду, отсутствие регистрации в установленном порядке технического устройства опасного производственного объекта - трубопроводов тепловой сети, работающих под избыточным давлением более 0,07 Мпа и температурой нагрева воды более 115 градусов Цельсия и условным проходом (диаметром) более 100 мм в государственном реестре ОПО, а также отсутствие лицензии на использование эксплуатацию) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением 0,07 Мпа: воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия, нарушает права АО «ПТС», как ЕТО, на осуществление теплоснабжения жителей с установленными параметрами качества теплоснабжения и течение надежности и безопасности теплоснабжения, а также угрожает безопасности граждан, суд считает, что истцом избран надлежащий способ защиты права. Учитывая вышеизложенное и в соответствии с ст.12 ГК РФ суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению. Согласно ст.110 АПК РФ расходы по госпошлине в сумме 18 000 руб. относятся на ответчика и подлежат взысканию в доход федерального бюджета. В соответствии с ст.104 АПК РФ следует возвратить ПАО «Т Плюс» из федерального бюджета госпошлину в сумме 28 198 руб. и выдать справку на её возврат. | |||||||
Руководствуясь ст.ст. 110,156,163,167-171,176,259 Арбитражного процессуального кодекса РФ | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Самаратеплоресурсы" в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную подготовить документы, информацию во исполнение требований, предусмотренных разделом III Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» и направить подготовленные документы и информацию в Комиссию по проверке теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду в целях подтверждения готовности ООО «Самаратеплоресурсы» к отопительному периоду, а именно: - соглашение об управлении системой теплоснабжения; - график тепловых нагрузок на отопительный сезон 2020-2021 и утвержденные режимные карты работы тепловых сетей в осенне-зимний период 2020-2021; - информацию о проведении противоаварийных тренировок по отработке взаимодействия персонала и администрации города по ликвидации аварий в условиях низких температур наружного воздуха, информацию об исполнении программы замены инженерных сетей; - положение о диспетчерской службе ТСО, оперативные актуализированные схемы тепловых сетей и ЦТП, схемы оперативных переключений тепловых сетей; - режимные карты тепловых сетей; - информацию об организации контроля режимов потребления тепловой энергии; - информацию о проведении работ по контролю за скоростью распространения коррозии на трубопроводах тепловых сетей и о восстановлении тепловой изоляции тепловых сетей; - информацию об обеспечении проверки качества строительства (перекладки, ремонта) тепловых сетей подрядными организациями, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при выполнении работ, в соответствии Законом о теплоснабжении; - заключение экспертизы промышленной безопасности на Тепловые сети; - разработать и утвердить график аварийных отключений потребителей; - подготовить расчеты допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов; - подготовить план ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения, согласованный с администрацией города; - информацию по устранению повреждений, влияющих на включение отопления потребителей после ГИ и капитального ремонта; о проведении технического освидетельствования трубопроводов, - информация о наличии не выполненных в установленные сроки предписаний Ростехнадзора, влияющих на надежность работы в отопительный период. 2. Обязать ООО «Самаратеплоресурсы» в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить постановку на учет и регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов, эксплуатируемых ООО «Самаратеплоресурсы» тепловых сетей, указанных в приложениях № 2/3, №2/5, №2/7, №2/8, №2/9 к Договору № 75/3200-FA057/02-014/0001-2019 от 14.01.2019. 3. Обязать ООО «Самаратеплоресурсы» в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить пакет документов, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,11 и III классов опасности», федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и направить в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заявления о выдаче лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,11 и III классов опасности на осуществление работ - использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия. Взыскать с ООО «Самаратеплоресурсы» в пользу ПАО «Т Плюс» госпошлину в сумме 18 000 руб. Возвратить ПАО «Т Плюс» из федерального бюджета госпошлину в сумме 28 198 руб. и выдать справку на её возврат. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | С.Г. Рысаева | |||||