ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-34827/20 от 20.05.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул. Самарская,203Б, тел. (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 20.05.21

Полный текст решения изготовлен 21.05.21

мая 2021 года

Дело №

А55-34827/2020

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Рысаевой  С.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Альбах О.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарём Орешкиной Н.А.

рассмотрев в судебном заседании  18.05.21-20.05.21  дело по иску ПАО «Т Плюс»

к  Обществу с ограниченной ответственностью "Самаратеплоресурсы"

с участием в деле Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Администрации г.о. Самара в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора

о обязании выполнить требования по подготовке к отопительному сезону, осуществить постановку на учет и регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов (трубопроводов тепловой сети), получить лицензию на эксплуатацию эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, II и III классов опасности

при участии в заседании

 от истца – ФИО1 по дов. от 13.04.2020.

от ответчика – ФИО2 по дов. от 17.04.2019.

от третьего лица 1- не явился, извещен.

от третьего лица 2- ФИО3 по дов. от 09.01.2020.

       В судебном заседании 18.05.21 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 20.05.21 года до 15 часов 15 мин.  Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по адресу: WWW.samara.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда. После перерыва заседание продолжено.

Акционерное общество "Предприятие тепловых сетей" обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Самаратеплоресурсы", в котором просит:

1. Обязать ответчика в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную подготовить документы, информацию во исполнение требований, предусмотренных разделом III Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» и направить подготовленные документы и информацию в Комиссию по проверке теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду в целях подтверждения готовности ООО «Самаратеплоресурсы» к отопительному периоду, а именно:

- соглашение об управлении системой теплоснабжения;

- график тепловых нагрузок на отопительный сезон 2020-2021 и утвержденные режимные карты работы тепловых сетей в осенне-зимний период 2020-2021;

- информацию о проведении противоаварийных тренировок по отработке взаимодействия персонала и администрации города по ликвидации аварий в условиях низких температур наружно­го воздуха, информацию об исполнении программы замены инженерных сетей;

- положение о диспетчерской службе ТСО, оперативные актуализированные схемы тепловых сетей и ЦТП, схемы оперативных переключений тепловых сетей;

- режимные карты тепловых сетей;

- информацию об организации контроля режимов потребления тепловой энергии;

- информацию о проведении работ по контролю за скоростью распространения коррозии на трубопроводах тепловых сетей и о восстановлении тепловой изоляции тепловых сетей;

- информацию об обеспечении проверки качества строительства (перекладки, ремонта) теп­ловых сетей подрядными организациями, в том числе предоставление гарантий на работы и мате­риалы, применяемые при выполнении работ, в соответствии Законом о теплоснабжении;

- заключение экспертизы промышленной безопасности на Тепловые сети;

- разработать и утвердить график аварийных отключений потребителей;

- подготовить расчеты допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснаб­жения жилых домов;

- подготовить план ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения, согласо­ванный с администрацией города;

- информацию по устранению повреждений, влияющих на включение отопления потребите­лей после ГИ и капитального ремонта; о проведении технического освидетельствования трубопро­водов,

- информация о наличии не выполненных в установленные сроки предписаний Ростехнадзора, влияющих на надежность работы в отопительный период.

2. Обязать ответчика в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить постановку на учет и регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов, эксплуатируемых ООО «Самаратеплоресурсы» тепловых се­тей, указанных в приложениях № 2/3, №2/5, №2/7, №2/8, №2/9 к Договору № 75/3200-FA057/02-014/0001-2019 от 14.01.2019.

3. Обязать ООО «Самаратеплоресурсы» в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить пакет документов, предусмотренный Постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,11 и III классов опасности», фе­деральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и направить в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заявления о выдаче лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опас­ных производственных объектов 1,11 и III классов опасности на осуществление работ - использова­ние (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.

          Определением суда от 11.02.2021 произведеназамена истца Акционерного общества "Предприятие тепловых сетей" на его правопреемника Публичное акционерное общество "Т Плюс", суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Администрацию г.о. Самара.

        Средне-Поволжского управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, извещённое о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явилось, в отзыве на иск указывает на то, что согласно ч.2 ст.2 ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством РФ,

      Администрация г.о. Самара, извещённая о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, в отзыве на иск указывает на то, что неисполнение Ответчиком обязанности по постановке на учёт и регистрации в государственном реестре ОПО не обеспечена безопасная эксплуатация опасных производственных объектов (эксплуатируемых ответчиком тепловых сетей) посредством которых Ответчик осуществляет по Договору №75 услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя конечным потребителям, подключённым к сетям ответчика. 

        Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие третьих лиц.

       Ответчик исковые требования истца не признаёт, при этом указывает на то, что по заключённому между сторонами договору по оказанию услуг по передаче тепловой энергии от 14.01.19 №75 у последнего отсутствует обязанность представления вышеуказанных документов, лицензирование имеет заявительный порядок, действующее законодательство не предусматривает способа защиты права как понуждение юридического лица к получению лицензии на осуществление какого –либо вида деятельности.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении,  заслушав объяснения и доводы присутствовавшего в заседании представителей сторон, суд считает исковые требования подлежащими  удовлетворению по следующим основаниям:

АО «ПТС» в силу статуса ЕГО отвечает за соблюдение параметров качества поставляемой тепловой энергии, теплоносителя потребителям на территории г.о. Самара и обеспечения надежности теплоснабжения указанных потребителей.

ООО «Самаратеплоресурсы» является теплосетевой организацией. Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 19.12.2019 № 786 установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для ООО «Самаратеплоресурсы».

Между Истцом, как ЕТО, и Ответчиком, как теплосетевой организации заключен Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя № 75/3200-FA057/02-014/0001-2019 от 14.01.2019 (далее - Договор № 75), в соответствии с которым Ответчик оказывает услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя конечным потребителям посредством тепловых сетей (далее - Тепловые сети), указанных в Приложениях к Договору № 75, а именно:

-тепловая сеть от ТК-10 до ЦТП (включая ЦТП) по ул. Аврора, 110 в г. Самара (Приложение № 2/3);

-тепловая сеть от ТК-5 до нежилого помещения по ул. Аврора, 114А в г. Самара (Приложение №2/4 к Договору № 75);

-тепловая сеть от ТК-1 (включая ТК-1) до ТК-2 (включая ТК-2) по ул. Потапова, 78в (Приложение №2/5);

-тепловая сеть от ТК-1 до внешней стены МКД по адресу: ул. Мяги, 24А и тепловая сеть от ТК-1 до внешне стены МКД по адресу: ул. Мяги 24Б (Приложение № 2/6);

-тепловая сеть от УТ-2 до УТ-1 (включая УТ-1), от УТ-1 до внешней границы стены МКД по ул. Красноармейская, 99 (Приложение №2/7 в редакции дополнительного соглашения от 02.07.2019 № 75/1);

-тепловая сеть от ТК-73 до ТК-74, от ТК-74 до внешней стены МКД по ул. Мичурина, 4 (Приложение №2/8 в редакции дополнительного соглашения от 02.07.2019 № 75/1);

- тепловая сеть от УТ-13 до ЦТП по адресу: ул. Товарная, 5 (Приложение № 2/9).

Указанные Тепловые сети эксплуатируются Ответчиком на основании договоров аренды: от 12.07.2018 № 0518 с ООО «ФинГруппИнвест», от 04.04.2018 №А-110 с ООО «АРД-Недвижимость», от 12.07.2018 б/н с ИП ФИО4, от 13.02.2018 № 01/18т с ООО «Строительная компания Сервис-Д», от 09.01.2018 №09/01/18 с ООО «Строительная компания ГРАД», от 01.01.2018 № 0618 с ООО «Премьер», от 10.05.2018 № 0718 с ООО «ФинГруппИнвест».

Посредством Тепловых сетей, эксплуатируемых Ответчиком, тепловая энергия, теплоноситель поставляются конечным потребителям, с которыми у Истца заключены договора теплоснабжения: № 54407т от 29.11.2017 с ООО «Управляющая компания ПРОМСВЯЗЬ» (ул. Авроры, 110); № 54406т от 01.10.2017 с ООО «АРД-Недвижимость» (ул. Авроры, 110); № 54339то от 01.10.2017 с ИП ФИО4 (ул. Авроры, 114А); №51034но от 01.06.2017 с ФИО5 (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Красноармейская, 99); № 51449но с ФИО6 (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Никитинская, 22); № 51280но от 01.08.2017 с ФИО7 (владелец нежилых помещений в МКД по ул. Мичурина, 4); № 51065 от 01.05.2017 с ФИО8. (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Мичурина, 4); № 50284ко от 01.11.2016 с ТСН «Мичурина, 4» (МКД по ул. Мичурина, 4); № ТЭ3000-00813 с ФИО9 (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Мичурина, 4); № ТЭ3000-00226 с ФИО10 (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Мичурина, 4); № ТЭ3000-00095 от 01.02.2018 с ФИО11 (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Мичурина, 4); непосредственная форма управления с населением в МКД: по ул. Красноармейская, 99, 101,103, по ул. Никитинская, 22, по ул. Аврора, 110.

В г. Самара создана межведомственная комиссия по проверке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой, состав которой утв. Постановлением Администрации г.о. Самара от 17.06.2020 № 509 «О проверке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии на территории городского округа Самара и признании утроившими силу отдельных муниципальных правовых актов городского округа Самара», в состав которой включены представитель АО «ПТС».

В обоснование исковых требований истец указывает на то, что в нарушение требований действующего законодательства Ответчиком не представлены документы, по исполнению им требований, предусмотренных разделом III Правил оценки готовности, на предмет соблюдения обязательных требований, установленных техническими регламентами и нормативными актами в сфере теплоснабжения, а именно:

-отсутствует соглашение об управлении системой теплоснабжения (п.п.1 п. 13 Правил оценки готовности),

-не представлен график тепловых нагрузок на отопительный сезон 2020-2021 и утвержденные режимные карты работы тепловых сетей в осенне-зимний период 2020-2021(п.п.2 ст. 13 Правил оценки готовности),

-отсутствует информация о проведении противоаварийных тренировок по отработке взаимодействия персонала и администрации города по ликвидации аварий в условиях низких температур наружного воздуха, не представлена информация об исполнении программы замены инженерных сетей (п.п.З ст. 13 Правил оценки готовности),

-отсутствует положение о диспетчерской службе ТСО, не представлены оперативные актуализированные схемы тепловых сетей и ЦТП, схемы оперативных переключений тепловых сетей (п.п.5 ст. 13 Правил оценки готовности),

-отсутствуют утвержденные режимные карты тепловых сетей (п.п.6 ст. 13 Правил готовности), отсутствует информация об организации контроля режимов потребления тепловой энергии (п.п.7 ст. 13 Правил оценки готовности),

-отсутствует информация о проведении работ по контролю за скоростью распространения коррозии на трубопроводах тепловых сетей и о восстановлении тепловой изоляции тепловых сетей (п.п.8 ст. 13 Правил оценки готовности),

-отсутствует информация Обеспечение проверки качества строительства (перекладки, ремонта) тепловых сетей подрядными организациями, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при выполнении работ, в соответствии Законом о теплоснабжении (п.п. 10 ст. 13 Правил оценки готовности),

-отсутствуют: результаты экспертизы промышленной безопасности; разработанный и утвержденный график аварийных отключений потребителей; расчеты допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов; план ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения, согласованный с администрацией города; информация по устранению повреждений, влияющих на включение отопления потребителей после ГИ и капитального ремонта; о проведении технического освидетельствования трубопроводов (п.п.11 ст. 13 Правил оценки готовности),

-отсутствует информация о наличии не выполненных в установленные сроки предписаний Ростехнадзора, влияющих на надежность работы в отопительный период (п.п. 13 ст. 13 Правил оценки готовности).

В связи с отсутствием указанных документов, Ответчиком не получен паспорт готовности к отопительному сезону.

Следовательно, готовность тепловых сетей Ответчика к отопительному сезону в установленном законом порядке не подтверждена.

 Истец мотивирует исковые требования тем, что обладая статусом ЕТО не может гарантировать исполнение своих обязательств по соблюдению параметров качества поставляемой тепловой энергии, теплоносителя в точке поставки тепловой энергии, теплоносителя, расположенной на границе сетей Ответчика и Потребителя и по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей. За несоблюдение параметров качества ЕТО несет ответственность перед потребителем.

Таким образом, неисполнение Ответчиком требований действующего законодательства в форме бездействия со стороны Ответчика по предоставлению информации и документов, подтверждающих соответствие Тепловых сетей Ответчика, требованиям, предусмотренных Правилами оценки готовности, и влечет риск несоблюдением ЕТО и потребителем условий договоров теплоснабжения, а также ведет к снижению надежности и безопасности теплоснабжения потребителей.

Истец обосновывает также свои требования тем, что Тепловые сети Ответчика, подключенные к сетям АО «ПТС» в точках поставки (тепловые камеры) не имеют оборудования позволяющее снизить параметры теплоносителя (температура, давление) до критериев которые исключают попадание тепловых сетей под действие Закона №116. Таким образом, у Ответчика находятся в эксплуатации Тепловые сети, посредством которых оказываются услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя конечным потребителям, с параметрами, превышающими установленные Законом № 116 и ФНП (температура и давление) и имеющие диметр более 100 мм, что подтверждается (Приложениями № 2/3, №2/5, №2/7, №2/8, №2/9 к Договору № 75, договорами аренды Тепловых сетей, заключение экспертизы промышленной безопасности на сети Истца).

Ответчиком, в отношении указанных Тепловых сетей, обязанность по постановке на учет и регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, не исполнена.

Таким образом, неисполнение Ответчиком обязанности по постановке на учет и регистрации в государственном реестре ОПО не обеспечена безопасная эксплуатация опасных производственных объектов (эксплуатируемых Ответчиком тепловых сетей), посредством которых Ответчик осуществляет по Договору № 75 услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя конечным потребителям, подключенным к сетям Ответчика.

       Ответчик исковые требования истца не признаёт, при этом указывает на то, что по заключённому между сторонами договору по оказанию услуг по передаче тепловой энергии от 14.01.19 №75 у последнего отсутствует обязанность представления вышеуказанных документов, лицензирование имеет заявительный порядок, действующее законодательство не предусматривает способа защиты права как понуждение юридического лица к получению лицензии на осуществление какого –либо вида деятельности.

 В    соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 20.10.2014 «Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа Самара» на период с 2014  по 2029 года» АО «ПТС» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в зонах деятельности источников теплоснабжения на территории г.о. Самара.

ПАО «ПТС» в силу статуса ЕТО отвечает за соблюдение параметров качества поставляемой тепловой энергии, теплоносителя потребителям на территории г.о. Самара обеспечения надежности теплоснабжения указанных потребителей. ООО «Самаратеплоресурсы» является теплосетевой организацией, Приказом Департаментаценового и тарифного регулирования Самарской области от 19.12.2019 установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для ООО «Самаратеплоресурсы».

Между Истцом, как ЕТО, и Ответчиком, как теплосетевой организации заключен Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя № 75/3200-FA057/02-014/0001-2019 от 14.01.2019 (далее - Договор № 75), в соответствии с которым Ответчик оказывает услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя конечным потребителям посредством тепловых сетей (далее - Тепловые сети), указанных в Приложениях к Договору № 75, а именно:

-тепловая сеть от ТК-10 до ЦТП (включая ЦТП) по ул. Аврора, 110 в г. Самара (Приложение № 2/3);

-тепловая сеть от ТК-5 до нежилого помещения по ул. Аврора, 114А в г. Самара (Приложение №2/4 к Договору № 75);

-тепловая сеть от ТК-1 (включая ТК-1) до ТК-2 (включая ТК-2) по ул. Потапова, 78в (Приложение №2/5);

-тепловая сеть от ТК-1 до внешней стены МКД по адресу: ул. Мяги, 24А и тепловая сеть от ТК-1 до внешне стены МКД по адресу: ул. Мяги 24Б (Приложение № 2/6);

-тепловая сеть от УТ-2 до УТ-1 (включая УТ-1), от УТ-1 до внешней границы стены МКД по ул. Красноармейская, 99 (Приложение №2/7 в редакции дополнительного соглашения от 02.07.2019 № 75/1);

-тепловая сеть от ТК-73 до ТК-74, от ТК-74 до внешней стены МКД по ул. Мичурина, 4 (Приложение №2/8 в редакции дополнительного соглашения от 02.07.2019 № 75/1);

- тепловая сеть от УТ-13 до ЦТП по адресу: ул. Товарная, 5 (Приложение № 2/9).

Указанные Тепловые сети эксплуатируются Ответчиком на основании договоров аренды: от 12.07.2018 № 0518 с ООО «ФинГруппИнвест», от 04.04.2018 №А-110 с ООО «АРД-Недвижимость», от 12.07.2018 б/н с ИП ФИО4, от 13.02.2018 № 01/18т с ООО «Строительная компания Сервис-Д», от 09.01.2018 №09/01/18 с ООО «Строительная компания ГРАД», от 01.01.2018 № 0618 с ООО «Премьер», от 10.05.2018 № 0718 с ООО «ФинГруппИнвест».

Посредством Тепловых сетей, эксплуатируемых Ответчиком, тепловая энергия, теплоноситель поставляются конечным потребителям, с которыми у Истца заключены договора теплоснабжения: № 54407т от 29.11.2017 с ООО «Управляющая компания ПРОМСВЯЗЬ» (ул. Авроры, 110); № 54406т от 01.10.2017 с ООО «АРД-Недвижимость» (ул. Авроры, 110); № 54339то от 01.10.2017 с ИП ФИО4 (ул. Авроры, 114А); №51034но от 01.06.2017 с ФИО5 (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Красноармейская, 99); № 51449но с ФИО6 (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Никитинская, 22); № 51280но от 01.08.2017 с ФИО7 (владелец нежилых помещений в МКД по ул. Мичурина, 4); № 51065 от 01.05.2017 с ФИО8. (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Мичурина, 4); № 50284ко от 01.11.2016 с ТСН «Мичурина, 4» (МКД по ул. Мичурина, 4); № ТЭ3000-00813 с ФИО9 (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Мичурина, 4); № ТЭ3000-00226 с ФИО10 (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Мичурина, 4); № ТЭ3000-00095 от 01.02.2018 с ФИО11 (владелец нежилого помещения в МКД по ул. Мичурина, 4); непосредственная форма управления с населением в МКД: по ул. Красноармейская, 99, 101,103, по ул. Никитинская, 22, по ул. Аврора, 110.

      Существенными условиями договора теплоснабжения явлется обеспечение теплоснабжающей организацией перед потребителем параметров качества теплоснабжения (п.п.1, ч.2 ч.7 п.п.6,7 ч.8 ст.15 Закона о теплоснабжении, п.21,21(1), п.124 (4) Правил организации теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.12 №308.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжаю­щей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.

Таким образом, место исполнение обязательств Истцом перед потребителями тепловой энергии расположено на границе балансовой принадлежности тепловых сетей Ответчика и указанных потребителей.

Согласно п. 17 ст. 2 Закона о теплоснабжении надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.

Из вышеизложенного следует, что от исполнения Ответчиком требований действующего законодательства по обеспечению надежности и безопасности тепловых сетей в границах балансовой принадлежности Ответчика, зависит исполнение Истцом своих обязательств по качеству теплоснабжения перед конечным потребителем.

Проверка теплосетевой организации осуществляется комиссией, образованной органами устного самоуправления (п.2, 3 ст.20 Закона о теплоснабжении, п. 5 раздела II Правил оценки готовности);

       Участие единой теплоснабжающей организации в осуществлении проверки готовности теплосетевой организации к отопительному периоду прямо предусмотрена Законом о теплоснабжении ч. 2 ст. 20, п. 4 ст.23.ll);

     Проверка теплосетевых организаций в г. Самара осуществляется комиссией с участием АО «ПТС» (член комиссии) (приложение № 1 к постановлению Администрации г.о. Самара от 07.06.2020 № 509);

      В целях проведении проверки комиссия рассматривает документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, предусмотренной главой III Правил оценки готовности, а при необходимости проводит осмотр объектов (п. 6 Правил оценки готовности, п.4.8. Приложения № 11к Постановлению № 509);

       По итогам проверки комиссией принимается решение, в виде Акта с оформлением и выдачей паспорта готовности к отопительному сезону (п.7 Правил оценки готовности, п. 4.9, 4.11 Приложения № И к Постановлению № 509);

       Выдача паспорта готовности осуществляется не позднее 1 ноября ежегодно (п. 10 Правил щенки готовности, п. 14 Постановления № 509).

       Таким образом. Истец, являющийся членом комиссии по проверке готовности сетевой организации к отопительному сезону вправе обратиться с требованием о предоставлении документов, о исполнении требований по готовности, предусмотренных разделом III Правил оценки готовно­сти.

Кроме того, паспорт готовности полученный теплосетевой организацией на предыдущий отопительный период не подтверждает соблюдение сетевой организацией обязательных требова­ний, установленных техническими регламентами и иными нормативно-правовыми актами в сфере теплоснабжения на текущий отопительный период.

Договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии является публичным договором и обязателен для заключения как теплоснабжающей, так и теплосетевой организацией (п. 4 ст. 15, п.З ст. 17 Закона о теплоснабжении);

       Действующим законодательством не обусловлено заключение договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии соблюдением теплосетевой организацией требований действующего законодательства в части подготовки к отопительному сезону или постановкой на учет и регистра­цией тепловых сетей в государственном реестре опасных производственных объектов, получению лицензии на осуществление работ - использование (эксплуатация) на объектах оборудования, ра­ботающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.

Таким образом, Ответчик обязан выполнять предусмотренные законодательством требова­ния по получению ежегодно паспорта готовности к отопительному сезону, по постановке на учет и регистрации тепловых сетей, по получению лицензии получению лицензии на осуществление ра­бот - использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия, независимо от заключения договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии.

Перечень документов, необходимых для постановки трубопроводов на учет в Росгехнадзоре предусмотрен п. 224 раздела IV Правил промышленной безопасности при использовании оборудо­вания, работающего под избыточным давлением, утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536.

Ответчиком представлен только один из документов по одной из тепловой сети, а именно экспертиза промышленной безопасности по тепловой сети в <...>.

Ответчиком не предоставлено документов, подтверждающих как подготовку необходимых для постановки тепловых сетей на учет, так и обращение в Ростехнадзор с заявлением о постанов­ке на учет.

Из материалов дела следует, что Истцом в Ростехнадзор направлен запрос о предоставлении перечня участков трубопроводов, кото­рые эксплуатируются Ответчиком и зарегистрированы в реестре ОПО (исх от 10.08.2020 № 711100-13/3-09335). Получен ответ от 17.09.2020 №301-25086 о том, что сведения зарегистриро­ванные в территориальном разделе государственного реестра опасных производственных объектов неявляется общедоступным, получение выписки из реестра ОПО возможно только при наличии разрешения Ответчика.

В соответствии с приложением 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее по тексту - ФЗ-116), к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.

Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ-116, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно требований п. 224, с учётом п. 223 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. №536 (далее - ФНП-536), трубопроводы горячей воды эксплуатационных категорий Пэ, Шэ, 1Уэ с внутренним диаметром более 100 мм. подлежат учету в территориальных органах Ростехнадзора, эксплуатирующей данное оборудование организацией в установленном порядке

В соответствии с п.227 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности   "Правила   промышленной   безопасности   опасных   производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. №536 объекты, в составе которых используется оборудование под давлением, подлежащее учёту в территориальных органах Ростехнадзора или иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, идентифицируемые по признакам, указанным в пункте 3 настоящих ФНП- 536 и пункте 2 приложения к Федеральному закону № 116-ФЗ, подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

Ростехнадзором представлен отзыв (том 2 л.д. 58,59) из которого следует, что лицензий ответчику не выдавалось.

     Письмом от 29.03.21 №1-03/2-01-03/3730 Администрация г.о. Самара в лице Департамента городского хозяйства и экологии сообщила, что паспорт и акт  готовности к отопительному сезону 2020-2021 г.г. не выдался.

       В судебном заседании 18.05.21 ответчиком в материалы дела были представлены следующие документы: соглашение об управлении системой теплоснабжения в зоне деятельности ЕТО от 15.04.21, график противопожарных тренировок на 2020 год, нормативный аварийный запас материалов ООО "Самаратеплоресурсы", инструкцию по ликвидации аварий на тепловых сетях вкладыш в паспорт средств измерений на манометр технический, протокол измерений разности потенциалов при определении наличия постоянных блуждающих токов в земле, расчёты допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов. заявление от 18.03.21 №6/ПБ в Ростехнадзор.

        В нарушении ст. 65 АПК РФ ответчиком не представлено доказательств обращения в Комиссию по проверке теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии, не представлен паспорт и акт  готовности к отопительному сезону 2020-2021 г.г., не представлено доказательств рассмотрения заявления от 18.03.21 №6/ПБ  Ростехнадзором, не представлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опас­ных производственных объектов 1,11 и III классов опасности на осуществление работ - использова­ние (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.

       Учитывая, отсутствие у Ответчика подтверждения готовности к отопительному периоду, отсутствие регистрации в установленном порядке технического устройства опасного производственного  объекта - трубопроводов тепловой сети, работающих под избыточным  давлением более 0,07 Мпа и температурой нагрева воды более 115 градусов   Цельсия   и   условным   проходом   (диаметром)   более   100   мм   в государственном реестре ОПО, а также отсутствие лицензии на использование эксплуатацию) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением 0,07 Мпа: воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия, нарушает  права  АО  «ПТС»,  как  ЕТО,  на  осуществление  теплоснабжения жителей   с   установленными   параметрами   качества   теплоснабжения   и течение надежности и безопасности теплоснабжения, а также угрожает безопасности граждан,  суд считает, что истцом избран надлежащий способ защиты права.

        Учитывая вышеизложенное  и  в соответствии с ст.12 ГК РФ суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.  

       Согласно ст.110 АПК РФ расходы по госпошлине в сумме 18 000 руб. относятся на ответчика и подлежат взысканию в доход федерального бюджета.

        В соответствии с ст.104 АПК РФ следует   возвратить ПАО «Т Плюс» из федерального бюджета госпошлину в сумме 28 198 руб. и выдать справку на её возврат.

Руководствуясь ст.ст. 110,156,163,167-171,176,259 Арбитражного процессуального кодекса РФ

Р Е Ш И Л:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Самаратеплоресурсы" в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную подготовить документы, информацию во исполнение требований, предусмотренных разделом III Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» и направить подготовленные документы и информацию в Комиссию по проверке теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду в целях подтверждения готовности ООО «Самаратеплоресурсы» к отопительному периоду, а именно:

- соглашение об управлении системой теплоснабжения;

- график тепловых нагрузок на отопительный сезон 2020-2021 и утвержденные режимные карты работы тепловых сетей в осенне-зимний период 2020-2021;

- информацию о проведении противоаварийных тренировок по отработке взаимодействия персонала и администрации города по ликвидации аварий в условиях низких температур наружно­го воздуха, информацию об исполнении программы замены инженерных сетей;

- положение о диспетчерской службе ТСО, оперативные актуализированные схемы тепловых сетей и ЦТП, схемы оперативных переключений тепловых сетей;

- режимные карты тепловых сетей;

- информацию об организации контроля режимов потребления тепловой энергии;

- информацию о проведении работ по контролю за скоростью распространения коррозии на трубопроводах тепловых сетей и о восстановлении тепловой изоляции тепловых сетей;

- информацию об обеспечении проверки качества строительства (перекладки, ремонта) теп­ловых сетей подрядными организациями, в том числе предоставление гарантий на работы и мате­риалы, применяемые при выполнении работ, в соответствии Законом о теплоснабжении;

- заключение экспертизы промышленной безопасности на Тепловые сети;

- разработать и утвердить график аварийных отключений потребителей;

- подготовить расчеты допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснаб­жения жилых домов;

- подготовить план ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения, согласо­ванный с администрацией города;

- информацию по устранению повреждений, влияющих на включение отопления потребите­лей после ГИ и капитального ремонта; о проведении технического освидетельствования трубопро­водов,

- информация о наличии не выполненных в установленные сроки предписаний Ростехнадзора, влияющих на надежность работы в отопительный период.

2. Обязать ООО «Самаратеплоресурсы» в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить постановку на учет и регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов, эксплуатируемых ООО «Самаратеплоресурсы» тепловых се­тей, указанных в приложениях № 2/3, №2/5, №2/7, №2/8, №2/9 к Договору № 75/3200-FA057/02-014/0001-2019 от 14.01.2019.

3. Обязать ООО «Самаратеплоресурсы» в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить пакет документов, предусмотренный Постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,11 и III классов опасности», фе­деральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и направить в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заявления о выдаче лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опас­ных производственных объектов 1,11 и III классов опасности на осуществление работ - использова­ние (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.

         Взыскать с ООО «Самаратеплоресурсы» в пользу ПАО «Т Плюс» госпошлину в сумме 18 000 руб.

         Возвратить ПАО «Т Плюс» из федерального бюджета госпошлину в сумме 28 198 руб. и выдать справку на её возврат.

       Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.Г. Рысаева