ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-34884/19 от 20.01.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Самара

27 января 2020 года

Дело №

А55-34884/2019

Резолютивная часть решения оглашена 20 января 2020 года. Полный текст решения изготовлен 27 января 2020 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Агеенко С.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жарковой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании 20 января 2020 года дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «ДЖКХ», Самарская область, г. Тольятти

от 05 ноября 2019 года

к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрации городского округа Тольятти Самарской области, Самарская область, г. Тольятти

об отмене Постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании

от заявителя – представитель Федулеева Е.О. по доверенности от 09.01.2020 года

от иных лиц – не явились, извещены

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ДЖКХ» обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления № 6040-р/2 о назначении административного наказания от 01.10.2019, вынесенное Государственной жилищной инспекцией Самарской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ДЖКХ».

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Государственная жилищная инспекция Самарской области явку представителя не обеспечила, о времени и месте судебного заседания административный орган извещен надлежащим образом. Согласно отзыву, представленному в материалы дела 02.12.2019 через сервис «МойАрбитр.ру», возражает против удовлетворения заявленных требований (л.д. 19-23).

Администрация городского округа Тольятти Самарской области явку представителя не обеспечила, о времени и месте судебного заседания административный орган извещен надлежащим образом. Отзыв в материалы дела не представлен.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованного и третьего лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Как следует из материалов дела, 02.08.2019 в 10 ч. 30 мин. в связи с обращением граждан, специалистом муниципального жилищного контроля администрации городского округа Тольятти проведена внеплановая проверка жилого дома № 4 по ул. Коммунистической г. Тольятти, в ходе которой выявлено ненадлежащее содержание крыши многоквартирного дома, а именно: неисправное состояние пожарных лестниц расположенных на торцах МКД с 1 по 16 этаж (ослабление крепления ограждений, отклонение конструкций от вертикали (отклонение ж/б плит ограждений пожарных лестниц от наружных торцевых стеновых панелей МКД на 1-5см), разрушение ограждений пожарных лестниц (краевое разрушение ж/б плит с оголением до арматуры, наличие многочисленных трещин на ж/б плитах); наличие волосяной трещины в плите перекрытия (между подвальным помещением и 1-м этажом левого крыла МКД) длиной до 2, чем нарушен п.4.8.1, 4.2.1.5, п.4.2.1.1., п.4.2.1.3, п.4.2.3.8, п.4.2 Постановления Госстроя РФ «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» №170 от 27.09.2003 (далее Правила №170), вследствие чего, в соответствии с требованиями ст. 28.2, ст. 28.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «ДЖКХ», составлен протокол об административном правонарушении №6040-р/2 от 30.08.2019 по ч.2 ст.14.1.3. КоАП РФ (л.д. 29).

На основании протокола об административном правонарушении №6040-р/2 от 30.08.2019 административным органом вынесено постановление № 6040-р/2 о назначении административного наказания от 01.10.2019, которым Общество с ограниченной ответственностью «ДЖКХ» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 125 000 рублей (л.д. 9-13).

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество с ограниченной ответственностью «ДЖКХ» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления № 6040-р/2 о назначении административного наказания от 01.10.2019.

Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Лицензионные требования к лицензиату установлены ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 28.10.2014 №1100 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» установлены дополнительные лицензионные требования, к которым отнесены:

-соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ;

-исполнение обязанностей по договору управления МКД, определенных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В силу п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома регламентируются п. 11 Правил № 491.

В соответствии с п. 11 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

- осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (подп. «а»);

- текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подп. «з»).

В соответствии с п. 4.2.1.1 п. 4.2.1.3, п. 4.2.1.5, п. 4.2.3.8, п. 4.2.1.4 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:

- исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность);

- устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.

- не допускать деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей.

Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация.

- не допускать ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов;

- участки стеновых панелей с обнаженной арматурой должны быть отштукатурены цементно-песчаным раствором. Отдельные стержни арматуры, выступающие из плоскости панелей, следует углубить в конструкции, предварительно вырубив под ними раствор. Отделку необходимо восстановить в соответствии с существующей;

В соответствии с п. 4.2.1.14 Правил №170 организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Судом установлено, что выявленные административным органов нарушения вызваны объективными причинами, поскольку МКД расположен на береговой линии водохранилища, разрушение панелей ограждения пожарных лестниц и их отклонение от стеновой панели, а также образование трещин стеновых панелей, отклонение железо-бетонных плит ограждений пожарных лестниц от наружных торцевых стеновых панелей МКД, наличие трещин в плитах перекрытия происходит вследствие появления конструктивных изменений МКД в связи с образованием вибраций во время массового сброса воды на Жигулевской ГЭС.

Согласно п. 4.2.1.14 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», Организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.

В настоящее время ООО «ДЖКХ» проводятся мероприятия по предотвращению аварийной ситуации на доме, а так же производится наблюдение, инженерный и геодезический контроль за динамикой развития трещин и деформации МКД.

В соответствии со ст. 189 ЖК РФ, проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

До сведения собственников была донесена информация относительно технического состояния дома и о необходимости проведения срочных работ. Кроме того, было предложено так же по решению собственников направить средства текущего ремонта на выполнение необходимого перечня работ по восстановлению конструктивных элементов. От собственников МКД поступил отказ о включении в перечень необходимых работ на 2019 г., восстановление конструктивных элементов, что подтверждается протоколом общего собрания № 1 /р/19 от 28.05.2019г. В компетенцию управляющей организации не входит единоличное принятие решении по вопросам такого рода в соответствии с ЖК РФ.

ООО «ДЖКХ» произведена установка гипсовых маяков внутренней стены жилого дома №4 места общего пользования на основании осмотра МКД по вопросу разрушения стены, о чем свидетельствуют акты установки маяков и наблюдения за динамикой раскрытия трещин ограждающих конструкций жилого дома (л.д.36-40).

Как указывает заявитель, ООО «ДЖКХ» «25» июня 2019г. руководителю Департамента городского хозяйства г. Тольятти В.А. Ерину от ООО «ДЖКХ» было направлено обращение в котором подробно изложена ситуация относительно МКД № 4 по ул. Коммунистическая. Из смысла данного обращения следует, что для осуществления комплексных работ по восстановлению конструктивных элементов, требуется как разработка проектной документации, так и определение источника финансирования, а так же организация выездной комиссии на объект с привлечением специалистов (сейсмологов).

Из ответа на данное обращение (вх. 1900 от 06.08.2019г.) следует, что вопрос признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может быть рассмотрен межведомственной комиссией, на основании заявления собственников жилых помещений МКД, либо на основании заключения органов государственного надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции. Межведомственная комиссия признает МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции только по результатам, изложенным в заключение специализированной организации, проводящей обследование данного многоквартирного дома.

Кроме того, в ответе идет прямое указание на постановление Администрации г.о. Тольятти об утверждении муниципальной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов г.о. Тольятти на 2019-2023г.». Мероприятиями программы предусмотрено проведение работ по восстановлению поврежденных конструктивных элементов. Однако следует учитывать тот факт, что проведение капитального ремонта в МКД № 4по ул. Коммунистической запланировано на 2023 г., а проведение аварийных работ по восстановлению конструктивных элементов требуют безотлагательного рассмотрения и проведения.

ООО «ДЖКХ» 07.10.2019 направило главе городского округа Тольятти С.А. Анташеву, заместителю руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области обращения, в которых подробно изложена ситуация относительно МКД № 4 по ул. Коммунистическая, с просьбой рассмотреть вопрос о создании межведомственной комиссии по признанию аварийным МКД №4 по ул. Коммунистическая г. Тольятти и подлежащим реконструкции (л.д. 47-50).

Администрацией городского округа Тольятти Самарской области 10.10.2019 проведено выездное совещание по вопросу текущего состояния МКД при участии представителей управляющей организации, ФГБОУ ВО «ПГУАС», департамента градостроительной деятельности и городского хозяйства Администрации г.о. Тольятти. А результате проведенного обследования, состав комиссии рекомендовал ФГБОУ ВО «ПГУАС» совместно с ООО «ДЖКХ» разработать и согласовать конструктивное решение по усилению точек крепления торцевых панелей пожарных лестниц многоквартирного дома по адресу: ул. Коммунистическая, д. 4 (л.д. 51-52).

Кроме того, между ООО «ДЖКХ» и ООО «АкадемПроект» заключен Договор №АП/Д-1154 от 01.11.2019 на осуществление проектных работ по усилению строительных конструкций балконов по адресу: г. Тольятти, ул. Коммунистическая, д. 4 (л.д. 57-63).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявителем предпринимаются все необходимые действия по предотвращению аварийной ситуации на доме.

Учитывая вышеизложенное, в действиях Общества с ограниченной ответственностью «ДЖКХ» отсутствует такой элемент состава административного правонарушения, как вина.

В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Для наступления административной ответственности необходимо наличие
полного состава правонарушения, включающего объект, субъект, объективную сторону,
субъективную сторону. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков исключает
состав правонарушения.

Обязательным элементом состава административного правонарушения является вина. Исходя из принципа презумпции невиновности, лицо подлежит административной ответственности, только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Принимая во внимание все установленные обстоятельства по делу, судом заявление Общества с ограниченной ответственностью «ДЖКХ» признается обоснованным, а постановление Государственной жилищной инспекции Самарской области № 6040-р/2 о назначении административного наказания от 01.10.2019, которым Общество с ограниченной ответственностью «ДЖКХ» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 125 000 рублей, незаконным и подлежащим отмене.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление № 6040-р/2 о назначении административного наказания от 01.10.2019 года признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.В. Агеенко