ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-36145/2021 от 17.02.2022 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

февраля 2022 года

Дело №

А55-36145/2021

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2022 года. Полный текст решения изготовлен 25 февраля 2022 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Коршиковой О.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой И.Ю.

рассмотрев в судебном заседании 17 февраля 2022 года  дело по заявлению

Федерального казенного предприятия "Самарский завод "Коммунар"

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям

о признании незаконным предписания

при участии в заседании

от заявителя – предст. Ермак А.А. по довер. от 12.01.2022 г., диплом,

от заинтересованного лица – предст. Плис В.В. по довер. от 10.01.2022 г., диплом,

установил:

       Федеральное казенное предприятие "Самарский завод "Коммунар" обратилось в Волжский районный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям №51-пл от 23.07.2021 г.

        В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.

        Представитель  заинтересованного лица в  судебное  заседание не явился,  требования  заявителя не  признает  по мотивам, изложенным в отзыве.

        Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает требования подлежащими удовлетворению.

        Как следует из материалов дела, на основании уведомления Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям №144-ПЛ от 23.06.2021 г. была проведена выездная, плановая проверка в отношении юридического лица - Федерального казенного предприятия "Самарский завод "Коммунар".

       По результатам проведенной плановой управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям в адрес ФКП «Самарский завод «Коммунар» было выдано предписание № 51-пл от 23.07.2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

       Считая  вынесенное  предписание  незаконным,  заявитель  обратился  в  суд  с настоящим заявлением.

        Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования  представленных  доказательств,  арбитражный  суд  находит  требования обоснованными  и  подлежащими  удовлетворению,  исходя  при  этом  из  следующих мотивов.

       Заявитель, считая вынесенное предписание незаконным  ссылается на тот факт, что перед проведением Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям плановой выездной проверки в адрес ФКП «Самарский завод «Коммунар» электронной почтой было направлено уведомление о проведении плановой выездной проверки № 144-ПЛ от 23 июня 2021 г. Датой начала проверки значилось 28 июня 2021 года. В уведомлении, в числе прочего, было указано, что при проведении проверки данный орган руководствуется требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

       В соответствии с п. 12 ст. 9 Федерального закона №294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном   реестре   индивидуальных  предпринимателей  либо  ранее  был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

       Однако в нарушение вышеуказанной нормы на полученном заявителем по электронной почте уведомлении отсутствовала усиленная квалифицированная электронная подпись, а сам адрес электронной почты в ЕГРЮЛ отсутствует.

       Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

        Таким образом, с даты направления уведомления - 23.06.2021 до даты начала проверки - 28.06.2021 прошло менее 3 рабочих дней, что противоречит п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

         Ч.1 ст. 20 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

            При этом согласно п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ в части срока уведомления о проведении проверки.

              Из материалов дела следует, что уведомление о начале проведения проверки, назначенной на 28.06.2021 г., было направлено по электронной почте 23.06.2021 г. и соответственно было получено юридическим лицом в этот день, т.е. с нарушением установленного трехдневного срока. У заявителя имелось только два рабочих дня – 24.06.2021 и 25.06.2021  г. для подготовки к проверке.

              Таким образом, Управление уведомило ФКП «Самарский завод «Коммунар» о проведении проверки менее чем за три рабочих дня до ее начала, что противоречит ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и является грубым нарушением законодательства при осуществлении государственного контроля, что отражено в п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона №294-ФЗ.

             Аналогичные выводы содержатся в решении Самарского областного суда от 09.12.2021 г. о рассмотрении жалобы на постановление о привлечении заявителя к административной ответственности, вынесенного по результатам проверки, начатой 28.06.2021 г.

             Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.

              С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что предписание Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям №51-пл от 23.07.2021 г. в оспариваемой части не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем заявление общества подлежит удовлетворению, с отнесением расходов по оплате государственной пошлины на заинтересованное лицо.

          Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить. Признать недействительным предписание Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям №51-пл от 23.07.2021 г.

Взыскать с Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям в пользу заявителя расходы по государственной пошлине в размере 2 000 рублей.

       Решение  может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

О.В. Коршикова