АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г. Самара, ул. Авроры,148, тел. (846)207-55-15, факс (846)226-55-26 http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru | ||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | ||||||
мая 2016 года | Дело № | А55-3639/2016 | ||||
Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Филатова М.В., | ||||||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сизоковой М.А., | ||||||
рассмотрев 27 апреля 2016 года в судебном заседании по заявлению Первого заместителя прокурора Самарской области, г. Самара, к Администрации сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский Самарской области, с.Покровка, Самарская область, с участием третьих лиц – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, г.Самара, Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области, о признании незаконным бездействия и обязании | ||||||
при участии в заседании: от заявителя – представитель не вился, извещен, от заинтересованного лица – представитель не явился, извещен, от третьих лиц – представители не явились, извещены, | ||||||
установил: Первый заместитель прокурора Самарской области обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский Самарской области по исполнению Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме», выразившегося в непредставлении в установленные законом сроки в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области карты (плана) объекта землеустройства – территории сельского поселения Русская Васильевка и обязании Администрации сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский Самарской области предоставить карту (план) объекта землеустройства территории сельского поселения в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области. Не явившиеся в заседание суда участвующие лица, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах, арбитражный суд в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам в их отсутствие. ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области в имеющемся в материалах дела отзыве считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. Глава сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский Самарской области в имеющемся в материалах дела отзыве с заявленными требованиями согласен. Администрация муниципального района Кошкинский Самарской области в представленном отзыве сообщила, что Администрация сельского поселения Русская Васильевка не передавала муниципальному району Кошкинский полномочия по составлению карты (плана) объекта землеустройства территории сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский. Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении срока для обращения в арбитражный суд, суд считает возможным, в данном конкретном случае, восстановить заявителю срок подачи заявления о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский Самарской области. В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Согласно разъяснениям, данными в пункте 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 (редакции от 25.01.2013) "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", применительно к части 4 статьи 198 АПК РФ течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта, затрагивающего интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы, начинается со дня издания такого акта. Пропущенный прокурором срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора, если причины пропуска срока были уважительными, в частности, если прокурор до истечения указанного срока или в иной разумный срок предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов либо не имел возможности, действуя в пределах своих полномочий, выявить указанные нарушения в установленный срок. Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1998 г. «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод» обязательными для Российской Федерации являются как юрисдикция Европейского суда по правам человека, так и решения этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии и закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия. Исходя из содержания ст. 2 АПК РФ и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. № 367-О, суды не должны формально относиться к рассмотрению дел и в каждом конкретном случае выяснять причины пропуска срока и если эти причины являются уважительными - восстанавливать срок. Нарушения выявлены прокуратурой района 05.11.2015. В соответствии с п. 3.2.2 решения коллегии прокуратуры Самарской области от 29.01.2015 «Об итогах работы прокуратуры Самарской области в 2014 г. и задачах по укреплению законности в 2015 г.» предписано проверить исполнение федерального законодательства органами местного самоуправления при информационном взаимодействии с уполномоченными органами государственного кадастра недвижимости. Во исполнение п. 3.2.2 решения коллегии прокуратурой Самарской области городским и районным прокурорам было направлено поручение о проведении проверок исполнения федерального законодательства органами местного самоуправления при информационном взаимодействии с уполномоченными органами государственного кадастра недвижимости на поднадзорных территориях. По результатам настоящей проверки прокуратурой выявлены указанные нарушения, что подтверждается информацией Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 05.11.2015 и опросом в прокуратуре района главы сельского поселения Русская Васильевка от 17.12.2015. В Арбитражный суд Самарской области с рассматриваемым заявлением Первый заместитель прокурора Самарской области обратился 18 февраля 2016 года. Учитывая позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, для осуществления субъективного права на судебную защиту, принимая во внимание позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 06 марта 2007 г. № 1911/2007, о том, что оценка обстоятельств и конкретных доказательств, послуживших основанием для восстановления пропущенного срока, является прерогативой суда, и, принимая во внимание, что заявитель обосновал наличие уважительных причин пропуска им срока на обращение в арбитражный суд с заявлением, суд, в данном конкретном случае, восстанавливает заявителю процессуальный срок на подачу в арбитражный суд рассматриваемого заявления. Исследовав материалы дела, выслушав пояснения заявителя, оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований об оспаривании бездействия. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Собрания представителей сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский Самарской области от 23.12.2013 № 129 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский Самарской области. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с данной статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об утверждении правил землепользования и застройки, представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения согласно ст. 10 Закона о кадастре. Частью 5 статьи 15 Закона № 221-ФЗ установлено, что обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета в случае принятия органом местного самоуправления решения об утверждении правил землепользования и застройки, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве». С учетом положений части 6 статьи 15 Закона № 221-ФЗ органы местного самоуправления карту (план) объекта землеустройства направляют в орган кадастрового учета в течение шести месяцев с даты принятия правил землепользования и застройки. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица. Согласно ст. 20 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» к объектам землеустройства отнесены, в частности, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, за исключением зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также части указанных территорий и зон. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с данной нормой Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» утверждены форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что до настоящего времени карта (план) объектов землеустройства - территории поселения не разработана и не представлена в орган кадастрового учета - в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, что подтверждается сведениями из Администрации сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский Самарской области. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме» утверждены Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме. Пунктом 17 указанных Правил установлено, что обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства. Направляемая в орган кадастрового учета карта (план) должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации. В силу положений пункта 18 Правил карта (план) объекта землеустройства представляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Пунктом 18 Правил установлено, что при отсутствии у органов местного самоуправления технической возможности использовать единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия органы местного самоуправления представляют документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости, в орган кадастрового учета с использованием официального сайта органа кадастрового учета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или на электронных носителях. Указанные выводы согласуются с правовым подходом, содержащимся в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 № 11АП-16200/2015 по делу № А55-18217/2015. Таким образом, заинтересованным лицом - Администрацией сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский Самарской области допущено бездействие по исполнению Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме», выразившееся в не представлении в установленные законом сроки в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области карты (плана) объекта землеустройства территории сельского поселения Русская Васильевка. В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя. Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными, подтверждены материалами дела и подлежат удовлетворению. При этом, учитывая позиции участвующих лиц, в том числе заинтересованного лица, с учетом необходимых к проведению мероприятий, сроков, установленных п. 6 ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», о необходимости предоставления достаточного времени для устранения допущенного бездействия, суд находит обоснованным установление шестимесячного срока со дня вступления решения суда в законную силу в целях устранения допущенного бездействия. | ||||||
Руководствуясь ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд | ||||||
Р Е Ш И Л: | ||||||
Заявленные требования удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский Самарской области по неисполнению Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме», выразившееся в непредставлении в установленные законом сроки в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области карты (плана) объектов землеустройства - территории сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский Самарской области. Обязать Администрацию сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский Самарской области в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенное бездействие путем представления в электронной форме карты (плана) объектов землеустройства - территории сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский Самарской области в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области. | ||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | ||||||
Судья | / | М.В. Филатов | ||||