АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
июня 2016 года | Дело № | А55-3642/2016 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена: 01 июня 2016 года Полный текст решения изготовлен: 08 июня 2016 года | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе судьи | ФИО1 | ||||||
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Максимовой В.А. | |||||||
рассмотрев в судебном заседании июня 2016 года дело по иску, заявлению | |||||||
Заместителя прокурора Самарской области в защиту интересов муниципального образования - сельского поселения Большое Ермаково муниципального района Кошкинский в лице главы сельского поселения Большое Ермаково к Администрации сельского поселения Большое Ермаково муниципального района Кошкинский Самарской области при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – -ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области -Администрация муниципального района Кошкинский Самарской области, -ООО «ОКТОГОН» Негосударственное учреждение науки «Совет по комплексным правовым исследованиям» о признании незаконным бездействия | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от заявителя (истца) – ФИО2, удостоверение; от заинтересованного лица (ответчика) – не явился, извещен. от третьего лица (НУН) – ФИО3 по доверенности, | |||||||
УСТАНОВИЛ: | |||||||
Прокуратура Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит: - признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Большое Ермаково муниципального района Кошкинский Самарской области - обязать администрацию сельского поселения Большое Ермаково При обращении в арбитражный суд заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Большое Ермаково муниципального района Кошкинский Самарской области. В судебном заседании представитель заявителя требования и ходатайство о восстановлении срока для обращения в арбитражный суд поддержала. Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области явка представителя в судебное заседание не обеспечена; позиция изложена в письменных пояснениях, требования заявителя считает обоснованными. Дело рассматривается в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства. Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении срока для обращения в арбитражный суд, суд считает возможным в данном конкретном случае восстановить заявителю срок подачи заявления о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Большое Ермаково муниципального района Кошкинский Самарской области. Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1998 г. «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод» обязательными для Российской Федерации являются как юрисдикция Европейского суда по правам человека, так и решения этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии и закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия. Исходя из содержания ст. 2 АПК РФ и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. № 367-О, суды не должны формально относиться к рассмотрению дел и в каждом конкретном случае выяснять причины пропуска срока и если эти причины являются уважительными - восстанавливать срок. Карта (план) объекта землеустройства - территории сельского поселения Большое Ермаково с учетом требований федерального законодательства должна быть направлена в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области не позднее 24.06.2014. В соответствии с п. 3.2.2 решения коллегии прокуратуры Самарской области от 29.01.2015 «Об итогах работы прокуратуры Самарской области в 2014 г. и задачах по укреплению законности в 2015 г.» предписано проверить исполнение федерального законодательства органами местного самоуправления при информационном взаимодействии с уполномоченными органами государственного кадастра недвижимости. Во исполнение п. 3.2.2 решения коллегии прокуратурой Самарской области городским и районным прокурорам было направлено поручение о проведении проверок исполнение федерального законодательства органами местного самоуправления при информационном взаимодействии с уполномоченными органами государственного кадастра недвижимости на поднадзорных территориях. В связи с заданием прокуратуры области от 11.03.2015 № ИсРАЙнд-9297- 2015/07-33-15 прокуратурой района проверено исполнение органами местного самоуправления законодательства о государственном кадастре недвижимости. Таким образом, прокуратурой района была соблюдена досудебная процедура подачи настоящих заявлений, были приняты иные меры прокурорского реагирования, получены результаты их рассмотрения, как того требует п. 9.8 решения коллегии прокуратуры Самарской области от 17.09.2015 «О результатах проверки в прокуратуре Самарской области достоверности показателей государственной и ведомственной статистической отчетности, а также деятельности оперативного контроля за формированием и обработкой в правоохранительных органах документов в сфере правовой статистики». Вместе с тем прокуратурой района в соответствии с п. 16 обозначенного выше приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 исполнение требований прокурора органами местного самоуправления было взято на контроль. Во исполнение пункта 1.1 решения коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.07.2015 «Об итогах работы органов прокуратуры в первом полугодии 2015 г. и задачах по повышению эффективности прокурорской деятельности во втором полугодии 2015 г.», которым было предписано провести проверку исполнения законодательства о государственном кадастре недвижимости, включая вопросы осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, а также оценки недвижимости, прокуратурой области вновь была инициирована указанная проверка. Горрайпрокурорам 09.12.2015 было направлено задание, согласно разделу 3 которого предписано проверить исполнение органами местного самоуправления законодательства о государственном кадастре недвижимости. В силу ст.ст. 6, 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета составляется и рассматривается на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Представленный для изучения в прокуратуру района проект Решения о бюджете сельского поселения Большое Ермаково на 2016 год не содержит расходов на финансирование работ по изготовлению карты (плана) объекта землеустройства. Требования Федерального закона № 221-ФЗ не выполнены. Поскольку прокуратурой района из ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области 05.11.2015 и опроса в прокуратуре района Главы сельского поселения Большое Ермаково была получена информация, что карта (план) объекта землеустройства - территории сельского поселения Большое Ермаково с учетом требований федерального законодательства не изготавливалась и не поступала в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, прокуратурой области было направлено в Арбитражный суд Самарской области данное заявление. В Арбитражный суд Самарской области с рассматриваемым заявлением Первый заместитель прокурора Самарской области обратился 18.02.2016 года. Учитывая позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, для осуществления субъективного права на судебную защиту, принимая во внимание позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 06 марта 2007 г. № 1911/2007, о том, что оценка обстоятельств и конкретных доказательств, послуживших основанием для восстановления пропущенного срока, является прерогативой суда, и, принимая во внимание, что заявитель обосновал наличие уважительных причин пропуска им срока на обращение в арбитражный суд с заявлением, суд, в данном конкретном случае, восстанавливает заявителю процессуальный срок на подачу в арбитражный суд рассматриваемого заявления. Исследовав материалы дела, выслушав пояснения заявителя, оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований об оспаривании бездействия. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Собрания представителей сельского поселения Большое Ермаково муниципального района Кошкинский Самарской области от 24.12.2013 № 108 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Большое Ермаково муниципального района Кошкинский Самарской области. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с данной статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об утверждении правил землепользования и застройки, представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения согласно ст. 10 Закона о кадастре. Частью 5 статьи 15 Закона № 221-ФЗ установлено, что обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета в случае принятия органом местного самоуправления решения об утверждении правил землепользования и застройки, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве». С учетом положений части 6 статьи 15 Закона № 221-ФЗ органы местного самоуправления карту (план) объекта землеустройства направляют в орган кадастрового учета в течение шести месяцев с даты принятия правил землепользования и застройки. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица. Согласно ст. 20 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» к объектам землеустройства отнесены, в частности, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, за исключением зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также части указанных территорий и зон. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с данной нормой Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» утверждены форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что до настоящего времени карта (план) объектов землеустройства - территории поселения не разработана и не представлена в орган кадастрового учета – в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, что подтверждается сведениями из Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области, Администрации сельского поселения Большое Ермаково. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме» утверждены Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме. Пунктом 17 указанных Правил установлено, что обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства. Направляемая в орган кадастрового учета карта (план) должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации. В силу положений пункта 18 Правил карта (план) объекта землеустройства представляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Пунктом 18 Правил установлено, что при отсутствии у органов местного самоуправления технической возможности использовать единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия органы местного самоуправления представляют документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости, в орган кадастрового учета с использованием официального сайта органа кадастрового учета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или на электронных носителях. Указанные выводы согласуются с правовым подходом, содержащимся в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 № 11АП-16200/2015 по делу № А55-18217/2015. Доводы заинтересованного лица о том, что он не несет ответственности за непредставление в установленные законом сроки в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области карты (плана) объектов землеустройства - территории сельского поселения Большое Ермаково муниципального района Кошкинский Самарской области суд считает несостоятельными. Как следует из отзыва Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области, того Администрация сельского поселения Большое Ермаково не передавала муниципальному району Кошкинский полномочия по составлению вышеуказанной карты( плана) объекта землеустройства территории сельского поселения Большое Ермаково муниципального района Кошкинский. Муниципальному району Кошкинский передавались полномочия 27.01.2011г. по решению вопросов местного значения сельского поселения Русская Васильевка по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, подготовке и утверждению градостроительных планов земельных участков при осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, капитального ремонта объектов капитального строительства, переводу жилых(нежилых) помещений в нежилые (жилые) и согласование переустройства и (или) перепланировки жилых (нежилых) помещений, расположенных на территории поселения, предусмотренных статьями 44,51,55 Градостроительного кодекса РФ, по подготовке проекта генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения Большое Ермаково. Передача финансирования исполнения обязанности заинтересованными лицом не подтверждена. Как следует из отзыва Негосударственного учреждения науки «Совет по комплексным правовым исследованиям», по результатам проведения открытого конкурса на право выполнения Генеральных планов и Правил землепользования и застройки сельских поселений муниципального района Кошкинский Самарской области 10.11.2011 между Администрацией муниципального района Кошкинский Самарской области и Негосударственным учреждением науки «Совет по комплексным правовым исследованиям» заключен муниципальный контракт на выполнение Правил землепользования и застройки поселений муниципального района Кошкинский Самарской области № 4 (далее также - муниципальный контракт №4 от 10.10.2011). Предметом муниципального контракта № 4 от 10.10.2011 являлось выполнение Правил землепользования и застройки муниципального района Кошкинский Самарской области, в том числе, Правила землепользования и застройки сельского поселения Большое Ермаково муниципального района Кошкинский Самарской области. Согласно пункту 1.2. муниципального контракта № 4 от 10.10.2011 требования к содержанию работ определены Градостроительным заданием на проектирование (Приложение № 2 к муниципальному контракту № 4 от 10.10.2011). В соответствии с Разделом 8 Градостроительного задания на проектирование (Приложение № 2 к муниципальному контракту № 4 от 10.10.2011) результатом выполнения Правил землепользования и застройки с.п. Большое Ермаково муниципального района Кошкинский Самарской области является: 1) пояснительная записка к проекту Правил землепользования и застройки с.п. Большое Ермаково муниципального района Кошкинский Самарской области; 2) порядок применения и внесения изменений в Правила землепользования и застройки с.п. Большое Ермаково муниципального района Кошкинский Самарской области; 3) карта градостроительного зонирования; 4) градостроительные регламенты; 5) демонстрационные материалы для публичных слушаний, в том числе слайдовая презентация проекта Правил. Таким образом, муниципальный контракт № 4 от 10.11.2011 содержит исчерпывающий перечень документов, которые Негосударственное учреждение науки «Совет по комплексным правовым исследованиям» обязался подготовить в рамках обязательств по муниципальному контракту, обязанность по выполнению карты (плана) объекта землеустройства - территории сельского поселения в обязанности Негосударственного учреждения науки «Совет по комплексным правовым исследованиям» не входило. Работы по муниципальному контракту № 4 от 10.10.2011 выполнены Негосударственным учреждением науки «Совет по комплексным правовым исследованиям» и приняты Администрацией муниципального района Кошкинский Самарской области без претензий по качеству выполненных работ, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ № 1 по муниципальному контракту на выполнение Правил землепользования и застройки поселений муниципального района Кошкинский Самарской области, актом сдачи-приемки выполненных работ № 2 по муниципальному контракту на выполнение Правил землепользования и застройки поселений муниципального района Кошкинский Самарской области. Таким образом, заинтересованным лицом – Администрацией сельского поселения Большое Ермаково муниципального района Кошкинский Самарской области допущено бездействие по исполнению Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме», выразившееся в не представлении в установленные законом сроки в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области карты (плана) объекта землеустройства территории сельского поселения Большое Ермаково. В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя. Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными, подтверждены материалами дела и подлежат удовлетворению. Учитывая позиции участвующих лиц, в том числе заинтересованного лица, с учетом необходимых к проведению мероприятий, сроков, установленных п. 6 ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», о необходимости предоставления достаточного времени для устранения допущенного бездействия, суд находит обоснованным установление шестимесячного срока со дня вступления решения суда в законную силу в целях устранения допущенного бездействия. | |||||||
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
Заявленные требования удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Большое Ермаково муниципального района Кошкинский Самарской области по исполнению Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме», выразившееся в непредставлении в установленные законом сроки в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области карты (плана) объектов землеустройства - территории сельского поселения Большое Ермаково муниципального района Кошкинский Самарской области. Обязать Администрацию сельского поселения Большое Ермаково муниципального района Кошкинский Самарской области в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенное бездействие путем представления в электронной форме карты (плана) объектов землеустройства - территории сельского поселения Большое Ермаково муниципального района Кошкинский Самарской области в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | ФИО1 | |||||