АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | ||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | ||||||
июня 2019 года | Дело № | А55-36744/2018 | ||||
Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Филатова М.В. | ||||||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Храменковой А.А. | ||||||
рассмотрев в судебном заседании мая 2019 года дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Капитал Деволомпмент», ОГРН 1157847109463, ИНН 7801276902 | ||||||
к Правительству Самарской области, к Департаменту градостроительства городского округа Самара третье лицо: Администрация городского округа Самара об оспаривании распоряжения, действий и об обязании при участии в заседании: от заявителя – ФИО1, ФИО2, доверенность, от Правительства Самарской области – ФИО3, доверенность, от Департамента градостроительства городского округа Самара – ФИО4, доверенность, от Администрация городского округа Самара – ФИО5, доверенность, | ||||||
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Капитал Деволопмент» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать недействительным со дня его издания распоряжение Правительства Самарской области от 19.11.2015 № 946-р «Об утверждении документации по внесению изменений в проекты по планировке территории и межеванию территории, утвержденные отдельными распоряжениями Правительства Самарской области» в части установления точек прохождения красных линии с изложенными в заявлении координатами, по земельным участкам 63:01:0000000:31065, 63:01:0000000:31066, 63:01:0802004:543, 63:01:0803001:737, 63:01:0811001:740, 63:01:0802004:544, обязать Правительство Самарской области в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу исключить из документации по внесению изменений в проекты по планировке территории и межеванию территории, утвержденные отдельными распоряжениями Правительства Самарской области, сведения о координатах точек прохождения красной линии по вышеуказанным земельным участкам; признать незаконными действия Департамента градостроительства городского округа Самара по внесению в базу данных ИСОГД сведений о принадлежности частей вышеуказанных земельных участков к территориям общего пользования и прохождения красной линии по данным земельным участкам, обязать Департамент градостроительства городского округа Самара устранить нарушения и исключить из базы данных ИСОГД сведения о принадлежности частей вышеуказанных земельных участков к территориям общего пользования и прохождения красной линии по данным земельным участкам. В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования. Представители заинтересованных лиц, третьего лица возражали против удовлетворения заявленных требований. Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы представителей сторон, в совокупности и в соответствии со ст. 71 АПК РФ оценив обстоятельства дела, суд установил следующее. Из материалов дела усматривается, что в 2016 году земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:331 (л.д. 15) по заявлению собственника - ООО «Капитал Девелопмент» был разделен на несколько земельных участков, в результате чего были образованы восемь земельных участков с кадастровыми номерами: 63:01:0811001:737, площадью 21701 кв.м., 63:01:0802004:543, площадью 4241 кв.м., 63:01:0000000: 31065, площадью 2153 кв.м., 63:01:0000000:31066, площадью 31066 кв.м., 63:01:0802004:544, площадью 537 кв.м., 63:01:0811001:738, площадью 2134 кв.м., 63:01:0811001:739, площадью 11607 кв.м., 63:01:0811001:740, площадью 23 кв.м. (л.д. 16-23). Общая площадь всего земельного участка и его внешние границы не изменились. Распоряжением Правительства Самарской области от 21.04.2014 № 251-р утвержден проект планировки территории исторического центра г. Самары в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары. Сам проект планировки территории является Приложением к Распоряжению Правительства № 251-р. Распоряжением Правительства Самарской области от 19.11.2015 № 946-р «Об утверждении документации по внесению изменений в проекты по планировке территории и межеванию территории, утверждение отдельными распоряжениями Правительства Самарской области» утверждена документация по внесению изменений в проект по планировке территории, утвержденной распоряжением Правительства Самарской области от 21.04.2014 № 251-р «Об утверждении проекта планировки территории исторического центра г. Самары в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары» и документацию по межеванию территории, утвержденной распоряжением Правительства Самарской области от 22.07.2015 № 587-р «Об утверждении проекта межевания территории исторического центра г. Самары в границах улици Комсомольской, улица Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары. Указанной документацией установлены, в том числе, координаты точек прохождения красной линии. Согласно представленному заявителем Градостроительному обоснованию использования земельных участков в части установления прохождения красной линии в документации по внесению изменений в проекты по планировке территории и межеванию территории, утвержденные отдельными распоряжениями Правительства Самарской области от 19.11.2015 № 946-р (л.д. 85-109), выполненному ООО Проектно-строительная компания «Стройсила» 16.04.2019, красные линии в настоящее время проходят по принадлежащим ООО «Капитал Деволопмент» земельным участкам с кадастровыми номерами 63:01:0000000:31065, 63:01:0000000:31066, 63:01:0803004:543, 63:01:0803001:737, 63:01:0803001:740, 63:01:0803004:544. В соответствии с нанесенными, согласно документации по внесению изменений в проект планировки, красными линиями, земельные участки, находящиеся в пользовании заявителя на праве собственности, выходят за пределы красных линий квартала, то есть оказываются на территории общего пользования. Распоряжение Правительства № 946-р от 19.11.2015 послужило основанием для внесения в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности департамента Градостроительства г.о. Самара сведений о наличии на принадлежащих Обществу на праве собственности восьми земельных участках красных линий. Об этом достоверно заявителю стало известно после нескольких запросов в Департамент строительства г.о. Самара из ответа последнего за № Д05-01-01/10494-0-1 на запрос заявителя от 18.09.2018 с приложением схем красных линий на земельных участках. Заявитель указывает, что распоряжением от 19.11.2015 № 946-р специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и документа по установлению красных линий на указанных земельных участках, принадлежащих ООО «Капитал Девелопмент», утверждены не были, так как таковые документы отсутствуют. При отсутствии названных документов по установлению красных линий на территории, принадлежащей ООО «Капитал Девелопмент», названное распоряжение Правительства, по мнению заявителя, не может служить основанием для принятия департаментом и его должностными лицами решения по внесению в ИСОГД данных об установлении красных линий и совершении действий по внесению в базу данных ИСОГД информации об установлении красных линий на названных земельных участках. Заявитель считает, что незаконные действия Правительства Самарской области по принятию распоряжения от 19.11.2015 № 946-р, а также решение Департамента градостроительства и его должностных лиц по незаконному внесению в базу данных ИСОГД информации об установлении на названных земельных участках, принадлежащих ООО «Капитал Девелопмент» красных линий, повлекло, по мнению заявителя, нарушении законных прав и интересов ООО «Капитал Девелопмент», создало препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности и полноценному использованию земельных участков и другого недвижимого имущества по их целевому назначению в соответствии с Генеральным планом развития города. Решения и действия Департамента градостроительства г.о. Самара и его должностных лиц по внесению в базу данных ИСОГД сведений о наличии красных линий на земельных участках с кадастровыми номерами63:01:0000000:31065, 63:01:0000000:31066, 63:01:0803004:543, 63:01:0803001:737, 63:01:0803001:740, 63:01:0803004:544 совершены, по мнению заявителя, в нарушение ст. 15 Конституции РФ, ст.ст. 41, 42, 45 Градостроительного кодекса РФ. Заявитель считает, что оспариваемым актом Правительства Самарской области и действиями Департаментам градостроительства установлены в одностороннем порядке ограничения для собственника в пользовании земельными участками. Указанные обстоятельства послужили для общества «Капитал Девелопмент» основанием обратиться в суд с рассматриваемым заявлением. При этом представители заявителя указали, что считают данные требования подлежащими рассмотрению в арбитражном суде. Вместе с тем, при рассмотрении настоящего заявления, суд считает необходимым принять во внимание следующее. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ). Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17 ноября 1997 г. N 17-П и от 31 марта 2015 г. N 6-П). В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" содержатся разъяснения, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации). Деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий (статья 1 ГрК РФ). Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (статья 41 ГрК РФ). Документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 статьи 45 ГрК РФ утверждают уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района (часть 4 статьи 45 ГрК РФ). Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа (глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа) утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 статьи 45 ГрК РФ, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 статьи 45 ГрК РФ (часть 5 статьи 45, часть 13 статьи 46 ГрК РФ). Проект планировки территории и проект межевания подлежат обязательному опубликованию, что предусмотрено частями 15 и 16 статьи 45 ГрК РФ. Распоряжение Правительства Самарской области от 21.04.2014 N 251-р официально опубликовано в газетах «Волжская коммуна», N 104(28956), 23.04.2014, 2Самарская Газета», N 91а(5355а), 09.08.2014 Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, среди которых выделены принципы: обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (статья 3 ГрК РФ). Как указано в статье 4 ГрК РФ, законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения, в том числе, по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 ГрК РФ). Под устойчивым развитием территорий понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ). Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 ГрК РФ). Отношения, возникающие при подготовке и принятии проекта планировки территории, направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положениях статей 42 - 46 ГрК РФ, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории. Из названных норм также следует вывод, что проект планировки территории затрагивает интересы неопределенного круга лиц, поскольку распространяет свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определенной территории), касаются соответствующего круга государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц. Так, проект планировки территории включает положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры (статья 42 ГрК РФ). Проект межевания территории содержит: перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ; целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков). На чертежах межевания территории отображаются среди прочего: границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 указанной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы публичных сервитутов. Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются: границы существующих земельных участков; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы особо охраняемых природных территорий; границы территорий объектов культурного наследия; границы лесничеств, лесопарков, участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов или частей лесотаксационных выделов (статья 43 ГрК РФ). О направленности документации по планировке территории на регулирование общественных отношений с участием неопределенного круга лиц свидетельствует и то обстоятельство, что проект планировки территории и проект межевания территории подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (статья 5.1, части 4 и 6 статьи 46 ГрК РФ). При определении документации по планировке территории как нормативного правового акта следует также учесть, что она рассчитана на неоднократное применение, так как не носит разовый характер, не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда возникают обстоятельства, предусмотренные данной документацией, не содержит указания на конкретное событие, с наступлением которого связано издание правового акта. Названная документация определяет правила поведения, является обязательной к исполнению участниками данных правоотношений (например, обязанность выкупа объектов недвижимости для государственных либо муниципальных нужд, определение местоположения объектов федерального, регионального, местного значения). Таким образом, проект планировки территории и утверждающие, изменяющие его акты отвечает признакам нормативного правового акта. Аналогичная позиция изложена в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.01.2019 № 45-АПГ18-22. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в части требований о признании недействительным со дня его издания распоряжения Правительства Самарской области от 19.11.2015 № 946-р «Об утверждении документации по внесению изменений в проекты по планировке территории и межеванию территории, утвержденные отдельными распоряжениями Правительства Самарской области» в части установления точек прохождения красных линии с изложенными в заявлении координатами, по земельным участкам 63:01:0000000:31065, 63:01:0000000:31066, 63:01:0802004:543, 63:01:0803001:737, 63:01:0811001:740, 63:01:0802004:544. Что касается требований ООО «Капитал Деволопмент» об оспаривании действий департамента градостроительства, то суд отмечает следующее. Требования к содержанию и оформлению плана красных линий установлены в Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30. Данная инструкция обязательна для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации. В соответствии с пунктом 4.1 Инструкции проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000. Красные линии разрабатываются в составе: - плана красных линий в масштабе исходного проекта; - разбивочного чертежа красных линий в масштабе 1:2000. Положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки и расположенных на них объектов в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 06.11.2003, от 15.07.2010, от 25.02.2016 № 242-0). Оспариваемые проекты планировки территории не создают препятствий заявителю для использования принадлежащего ему объекта недвижимости и земельного участков по назначению, реализация проектов планировки, в том числе последующее строительство инфраструктуры в интересах города, предполагает соблюдение действующих норм и правил (Определение Верховного Суда РФ от 26.11.2018 № 306-КГ18-19118 по делу № А57-5878/2017). В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов. Таким образом, целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры. По смыслу норм Градостроительного кодекса РФ документация по планировке территории (проект планировки территории и (или) проект межевания территории) призвана обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов муниципальных образований при разработке и утверждении документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса. Департамент в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава городского округа Самара наделен полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара. Информационная система обеспечения градостроительной деятельности согласно пункту 1 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ представляет собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Согласно сведениям из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара (далее - ИСОГД): - часть земельного участка с кадастровым номером 63:01:0802004:543, площадью 4241,00 кв.м. расположена в границах красных линий. Границы территории общего пользования в районе испрашиваемого земельного участка установлены в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной распоряжением Правительства Самарской области от 19.11.2015 № 946-р «Об утверждении документации по внесению изменений в проекты по планировке территории и межеванию территории, утвержденные отдельными распоряжениями Правительства Самарской области»; - часть земельного участка с кадастровым номером 63:01:0802004:544, площадью 537,00 кв.м. расположена в границах красных линий. Границы территории общего пользования в районе испрашиваемого земельного участка установлены в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной распоряжением Правительства Самарской области от 19.11.2015 № 946-р «Об утверждении документации по внесению изменений в проекты по планировке территории и межеванию территории, утвержденные отдельными распоряжениями Правительства Самарской области»; - земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:31065, площадью 2153,00 кв.м расположен в границах красных линий. Границы территории общего пользования в районе испрашиваемого земельного участка установлены в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной распоряжением Правительства Самарской области от 19.11.2015 № 946-р «Об утверждении документации по внесению изменений в проекты по планировке территории и межеванию территории, утвержденные отдельными распоряжениями Правительства Самарской области»; - часть земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:31066, площадью 1855,00 кв.м. расположена в границах красных линий. Границы территории общего пользования в районе испрашиваемого земельного участка установлены в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной распоряжением Правительства Самарской области от 19.11.2015 № 946-р «Об утверждении документации по внесению изменений в проекты по планировке территории и межеванию территории, утвержденные отдельными распоряжениями Правительства Самарской области»; - часть земельного участка с кадастровым номером 63:01:0811001:737, площадью 21701,00 кв.м. расположена в границах красных линий. Границы территории общего пользования в районе испрашиваемого земельного участка установлены в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной распоряжением Правительства Самарской области от 19.11.2015 № 946-р «Об утверждении документации по внесению изменений в проекты по планировке территории и межеванию территории, утвержденные отдельными распоряжениями Правительства Самарской области»; - часть земельного участка с кадастровым номером 63:01:0811001:738, площадью 2134,00 кв.м. расположена в границах красных линий. Границы территории общего пользования в районе испрашиваемого земельного участка установлены в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной распоряжением Правительства Самарской области от 19.11.2015 № 946-р «Об утверждении документации по внесению изменений в проекты по планировке территории и межеванию территории, утвержденные отдельными распоряжениями Правительства Самарской области»; - земельный участок с кадастровым номером 63:01:0811001:739, площадью 11607,00 кв.м. расположен вне границ красных линий; - часть земельного участка с кадастровым номером 63:01:0811001:740, площадью 23,00 кв.м. расположена в границах красных линий. Границы территории общего пользования в районе испрашиваемого земельного участка установлены в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной распоряжением Правительства Самарской области от 19.11.2015 № 946-р «Об утверждении документации по внесению изменений в проекты по планировке территории и межеванию территории, утвержденные отдельными распоряжениями Правительства Самарской области» (л.д. 70-77). Таким образом, ссылка заявителя о том, что оспариваемый акт принят без учета обеспечения прав и законных интересов правообладателя земельных участков, а также фактического использования земельного участка, судом отклоняется. В силу пункта «в» части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в том числе о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию. Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов путем сбора,документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности; органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, применительно к территории которого принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещают их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (части 1 и 2 статьи 57). Согласно пункту 6 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», информационная система имеет 9 основныхразделов, в том числе раздел III «Документы территориального планирования муниципального образования, материалы по их обоснованию», содержащий сведения, предусмотренные частью «в» пункта 4 статьи 56 Градостроительного Кодекса РФ, состоит из общей и специальной части. Специальная часть раздела III содержит, в том числе и ссылки на подраздел, содержащий актуализированные карты (схемы), раздела «Геодезические и картографические материалы». Распоряжением Департамента от 11.11.2011 № Д05-01-06/93 утверждено Положение об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, устанавливающее разделы, подразделы информационной системы, ее структуру, порядок формирования и ведения, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе. Согласно пункту 2.4 Положения основные разделы ИСОГД формируются путем размещения поступающих в Департамент от органов государственной власти или органов местного самоуправления копий документов применительно к территории городского округа Самара, содержащих сведения, которые подлежат размещению в ИСОГД. Таким образом, Департамент не наделен полномочиями по утверждению либо изменению красных линий. В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Департамент не совершал действия по отнесению частей вышеуказанных спорных земельных участков к территориям общего пользования и прохождения красной линии по данным земельным участкам. Действия Департамента градостроительства городского округа Самара по внесению в базу данных ИСОГД сведений о принадлежности частей вышеуказанных земельных участков к территориям общего пользования и прохождения красной линии по данным земельным участкам совершены Департаментом в рамках предоставленных ему Уставом городского округа Самара полномочий, то есть отсутствует совокупность условий, необходимых для признания оспариваемых действий Департамента незаконными. Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают прав и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Суд, оценив представленные доказательства, считает, что требования заявителя к Департаменту градостроительства удовлетворению не подлежат, в остальной части производство по делу подлежит прекращению. Расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ и подлежат отнесению на заявителя в размере 3 000 руб. Госпошлина в размере 3 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. Руководствуясь ст.ст. 110, 150, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | ||||||
Р Е Ш И Л: | ||||||
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий Департамента градостроительства городского округа Самара по внесению в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара сведений о принадлежности частей земельных участков 63:01:0000000:31065, 63:01:0000000:31066, 63:01:0803004:543, 63:01:0803001:737, 63:01:0803001:740, 63:01:0803004:544 к территориям общего пользования и прохождении красной линии по земельным участкам 63:01:0000000:31065, 63:01:0000000:31066, 63:01:0803004:543, 63:01:0803001:737, 63:01:0803001:740, 63:01:0803004:544, расположенным по адресу: <...> и об обязании Департамента градостроительства городского округа Самара устранить допущенные нарушения и исключить сведения о принадлежности частей земельных участков 63:01:0000000:31065, 63:01:0000000:31066, 63:01:0803004:543, 63:01:0803001:737, 63:01:0803001:740, 63:01:0803004:544 к территориям общего пользования и прохождении красной линии по земельным участкам 63:01:0000000:31065, 63:01:0000000:31066, 63:01:0803004:543, 63:01:0803001:737, 63:01:0803001:740, 63:01:0803004:544, расположенным по адресу: <...> из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, отказать. В остальной части производство по делу прекратить. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Капитал Деволомпмент» справку на возврат госпошлины из федерального бюджета в размере 3 000 руб. | ||||||
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | ||||||
Судья | / | М.В. Филатов | ||||