ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-3752/2012 от 26.04.2012 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

28 апреля 2012 года

Дело №

А55-3752/2012

Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2012 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Бойко С.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сачук И.А.

рассмотрев в судебном заседании 26 апреля 2012 года дело по иску, заявлению

Городского округа Новокуйбышевск Самарской области, в лице Главы городского округа Новокуйбышевск Самарской области

От 31 января 2012 года №

к Министерству управления финансами Самарской области

с участием третьих лиц:

1. Правительства Самарской области

2. Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области

о признании приказа от 26.12.2011 года №01-21/173 недействительным

при участии в заседании

от заявителя – ФИО1 по доверенности №542-вн от 20.12.2011

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности №455 от 28.12.2011

от Правительства Самарской области – не явился

от Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области – ФИО3 по доверенности №7-03-06/1 от 12.01.2012, ФИО4 по доверенности № 7-05/102 от 09.04.2012

Установил:

Городской округ Новокуйбышевск Самарской области, в лице Главы городского округа Новокуйбышевск Самарской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании приказа Министерства управления финансами Самарской области от 26.12.2011 №01-21/173 «О взыскании из бюджета городского округа Новокуйбышевск Самарской области в доход областного бюджета неиспользованных остатков денежных средств» признать недействительным.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора суд привлек к участию в деле Правительство Самарской области и Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Представитель Министерства управления финансами Самарской области просит производство по делу прекратить, полагая, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Представители Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области считают требования заявителя необоснованными.

Представитель Правительства Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, о чем в деле имеется почтовое уведомление № 54927.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области была проведена проверка целевого и эффективного использования Администрацией городского округа Новокуйбышевск средств федерального бюджета, выделенных в период с 01.01.2009 по 28.06.2010 на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

По результатам проверки был составлен акт от 29.10.2010, из которого следует, что в ходе проверки было выявлено нецелевое использование субвенции из областного бюджета, направленных с нарушением требований статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации на предоставление социальных выплат на приобретение жилого помещения ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 (т 1 л.д.166-176)

Письмом от 20.12.2011 № 7-16/3951 (т 1 л.д.76) Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области указало на необходимость взыскания в доход областного бюджета денежные средства, израсходованные Администрацией городского округа Новокуйбышевск не по целевому назначению. На основании данного обращения приказом Министерства управления финансами Самарской области от 26.12.2011 № 01-21/173 (т. 1 л.д. 80) из бюджета городского округа Новокуйбышевск Самарской области в доход областного бюджета взысканы остатки целевых средств в сумме 7 421 400 рублей.

Считая приказ от 26.12.2011 № 01-21/173 незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Из материалов дела и объяснений сторон следует, что взысканная оспариваемым приказом сумма является частью денежных средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Самарской области и перечисленной в бюджет городского округа Новокуйбышевск на обеспечение жильем инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, военнослужащих, проходивших военную службу в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лиц, работавших на военных объектах в период Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

В обоснование законности оспариваемого приказа представители Министерства управления финансами Самарской области и Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области указывают на то, что ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 намеренно ухудшили свои жилищные условия. С момента ухудшения жилищных условий прошло менее 5 лет, поэтому в силу требований статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации они не могут считаться нуждающимися в улучшении жилищных условий и не имеют права на получение субсидии.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах".

Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах". Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2. Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (подпункт 3 пункта 1 статьи 15).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

С учетом изложенного, существенное значение имеет: явились ли действия лиц, претендующих на получение субсидии, направленные на ухудшение жилищных условий умышленными и недобросовестными.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В нарушение вышеназванной нормы, ответчиком не представлено доказательств злонамеренного ухудшения ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 своих жилищных условий.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что указанные граждане являются ветеранами Великой Отечественной войны или членами семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, и нуждаются в улучшении жилищных условий. Следовательно, предоставление им субсидий на улучшение жилищных условий соответствует целям и задачам Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".

Судом также принимается во внимание то обстоятельство, что проведенной Главным управлением государственного финансового контроля аппарата Правительства Самарской области проверкой от 21 марта 2011 года нарушений законодательства при реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан администрацией городского округа не установлено.

По смыслу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств возможно лишь в случае нецелевого использования бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Оценивая представленные в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к выводу, что у Министерства управления финансами Самарской области отсутствуют основания для взыскания из бюджета городского округа Новокуйбышевск Самарской области в доход областного бюджета неиспользованных остатков денежных средств, т.к. городской округ Новокуйбышевск не допустил нецелевого использования денежных средств. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчиком нарушены требования статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, т.к. необоснованно лишает бюджет городского округа Новокуйбышевск Самарской области значительной суммы.

Указанные обстоятельства в силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для принятия судом решения о признании оспариваемого приказа недействительным.

Судом отвергается довод ответчика о том, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, т.к. он противоречит позиции, изложенной постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 года № 10340/10.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167-178,198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Приказ Министерства управления финансами Самарской области от 26.12.2011 №01-21/173 «О взыскании из бюджета городского округа Новокуйбышевск Самарской области в доход областного бюджета неиспользованных остатков денежных средств» признать недействительным.

Обязать Министерство управления финансами Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Городского округа Новокуйбышевск Самарской области.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.А. Бойко