АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
24 апреля 2018 года
Дело №
А55-3781/2018
Резолютивная часть решения объявлена: 17 апреля 2018 года
Полный текст решения изготовлен: 24 апреля 2018 года
Арбитражный суд Самарской области
в составе судьи:
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А.,
рассмотрев в судебном заседании 17 апреля 2018 года дело по иску, заявлению
Администрации сельского поселения Домашка муниципального района Кинельский Самарской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
-ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области,
об аннулировании сведений
при участии в заседании
от истца - не явился, извещён,
от ответчика - не явился, извещён,
от третьего лица – не явился, извещён,
УСТАНОВИЛ:
Администрация сельского поселения Домашка муниципального района Кинельский Самарской области обратилась в суд с заявлением, в котором просит:
Признать подлежащими аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках:
63:22:1205001:9337, <...> площадью, 5000 кв. м.,
63:22:1205002:9290, <...> площадью 1200 кв. м.,
63:22:1302002:9295, <...>, площадью 900 кв. м.,
63:22:1203001:24, Самарская область, Кинельский район, п. Нижне-Никольский, ФИО2 37, площадью 2485 кв. м.,
63:22:1203002:34, Самарская область, Кинельский район п. Нижне-Никольский, Школьная 3, площадью 2797 кв. м.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отзыв на заявление не представило.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "ФКП Росреестра" –филиал по Самарской области.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Дело рассматривается в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя истца, ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, арбитражный суд установил.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения о ранее учтенных земельных участках:
- с кадастровым номером 63:22:1205001:9337, расположенном: <...>, площадью - 5000 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, правообладатель - ФИО3.
Сведения о данном земельном участке внесены в ЕГРН 13.02.2009г. по заявлению ФИО4 от 23.01.2009 № 63-22-118/09а-176 о внесении сведений о ранее учтенном объекте на основании представленных документов: свидетельства о праве собственности на землю от 01.08.1992 № 675, распоряжения Администрации с.п. Домашка м.р. Кинельский Самарской области от 02.06.2008 № 128 «О технической ошибке в свидетельстве на право собственности на землю».
- с кадастровым номером 63:22:1205002:9220, расположенном: <...>, площадью - 1004 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, собственность - Российская Федерация (рег.запись № 63-22,03-1/2001-4608.1 от 16.07.2001).
Сведения о данном земельном участке внесены в ЕГРН 16.07.2001г. по результатам проведения работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
- с кадастровым номером 63:22:1302002:9295, расположенном: <...>, площадью - 900 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
Сведения о данном земельном участке внесены в ЕГРН 29.09.2009г. по заявлению представителя ФИО5 ФИО4 от 28.09.2009 № 63-22- 118/09-79 о внесении сведений о ранее учтенном объекте на основании представленной выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 01.09.2009.
- с кадастровым номером 63:22:1203001:24, расположенном: Самарская область, Кинельский район, пос. Нижне-Никольский ФИО2 дом 37, площадью - 2485 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, правообладатель -
ФИО6 на основании постановления сельской администрации от 03.11.1992 № 85.
Сведения о данном земельном участке внесены в ЕГРН 22.12.2003г. по результатам проведения работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
- с кадастровым номером 63:22:1203002:34, расположенном: <...>, площадью - 2797,26 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, правообладатель - ФИО7 на основании свидетельства от 01.08.1992 №67.
Сведения о данном земельном участке внесены в ЕГРН 20.12.2003г. по результатам проведения работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Согласно из государственного кадастра недвижимости о земельных участках и уведомлениям об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности на вышеуказанные земельные участки не зарегистрированы.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно статье 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
В силу пункта 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном этим Кодексом.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и не является исчерпывающим. Так, согласно абзацу 13 указанной нормы права, защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом. При этом использование других способов защиты права допускается ГК РФ только при наличии прямого указания закона.
Таким образом, действующее законодательство не ограничивает субъектов в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица в силу статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.
Так, на основании статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона, действующего на дату подачи рассматриваемого иска) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 1 статьи 25 указанного Закона (утратила силу с 01.01.2017) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные части 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре.
Частью 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре (утратила силу с 01.01.2017) установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о государственном кадастре вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре было предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществлялся до вступления в силу Закона о государственном кадастре (до 01.03.2008), статус "временный" не присваивался.
Из имеющегося в материалах дела документов кадастрового учета следует, что спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет до принятия Закона о государственном кадастровом учете, и имеют статус "ранее учтенный" либо «архивный».
Согласно части 1 статьи 45 Закона о государственном кадастре (утратила силу с 01.01.2017) государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу этого Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 этого Федерального закона особенностей, признается юридически действительным.
Приведенные выше ранее действующие нормы права устанавливали исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим до 01.01.2017 законодательством предусмотрены не были.
Аналогичная позиция изложена в пункте 25 "Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016.
Между тем в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342 разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона о государственном кадастре, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могли быть исключены (аннулированы) из государственного кадастра лишь в случае, если по прошествии пяти лет с момента постановки его на учет не имеется зарегистрированных прав на этот участок и при условии отсутствия иных притязаний (споров о правах) в отношении такого участка.
Вместе с тем 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости), который согласно его статье 1 регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных этим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 1).
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (пункт 2).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (пункт 7).
Соответствующие изменения о ведении порядка государственного кадастрового учета с 01.01.2017 внесены также в Закон о государственном кадастре, который с указанной даты именуется Законом о кадастровой деятельности и регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
При этом пунктом 4 статьи 69 Закона о регистрации недвижимости технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Закона о государственном кадастре, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Однако в силу пункта 3 статьи 70 Закона о регистрации недвижимости орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Однако заявлений от Администрации с.п. Домашка м.р. Кинельский Самарской области о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 63:22:1205002:9220, 63:22:1203001:24, 63:22:1203002:34 в орган регистрации прав не поступало.
В этой связи судом учтено, что на момент вынесения обжалуемого решения заявитель не лишен возможности удовлетворить преследуемый им законный интерес в распоряжении спорными земельными участками во внесудебном порядке путем обращения в кадастровую палату с соответствующим заявлением.
Между тем, имеющиеся в ГКН сведения о нахождении земельных участков в собственности физических лиц свидетельствуют о том, что уполномоченным органом принимались решения о предоставлении земельных участков в собственность, а следовательно, постановка их на кадастровый учет осуществлялась при наличии правовых оснований и правоудостоверительных документов.
Сведения о вышеперечисленных земельных участках внесены в ЕГРН на основании документов, предусмотренных ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", пунктом 21 ранее действовавшего Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 № 42.
Заявитель доказательства, опровергающие данные сведения государственного кадастра недвижимости, в материалы дела не представил и не подтвердил, что спорные земельные участки свободны от правопритязаний других лиц. Сведения о том, что вышеуказанные лица, их наследники (правопреемники) утратили права на спорные земельные участки, арбитражному суду не представлены.
При таких обстоятельствах снятие с государственного кадастрового учета вышеперечисленных земельных участков может привести к нарушению законных прав вышеуказанных физических лиц, их наследников (правопреемников).
Тем самым, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд считает недоказанным наличие у заявителя имущественного интереса, подлежащего судебной защите в рамках настоящего спора применительно к статье 12 ГК РФ и статьям 2 и 4 АПК РФ, что исключает возможность удовлетворения исковых требований и снятия земельного участка с кадастрового учета на основании судебного акта.
В то же время судом отмечено, что истец не лишен возможности реализовать свои права распорядителя землями, расположенными на территории Приморского края, иным предусмотренным действующим законодательством способом.
Учитывая изложенное, предусмотренные законом основания для удовлетворения требований заявителя у суда отсутствуют.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Настоящее решение арбитражного суда не затрагивает прав иных лиц.
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
ФИО1