АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
16 мая 2018 года
Дело №
А55-3924/2018
Резолютивная часть решения объявлена 10 мая 2018 года. Полный текст решения изготовлен 16 мая 2018 года.
Арбитражный суд Самарской области
в составе
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания секретарем Цветиковым П.А.
рассмотрев 10 мая 2018 года в судебном заседании дело по исковому заявлению
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению высшего образования городского округа Тольятти "Тольяттинская консерватория"
об аннулировании лицензии
при участии в заседании
от истца – ФИО2 по доверенности от 25.12.2017 №01-226/11-01, ФИО3 по доверенности от 15.01.2018 №01-7/07-01
от ответчика – ФИО4 по доверенности от 11.04.2018 №2
установил:
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки просит аннулировать лицензию серии 90Л01 №0008911 от 20.01.2016, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Муниципальному бюджетному образовательному учреждению высшего образования городского округа Тольятти "Тольяттинская консерватория" на осуществление образовательной деятельности.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования городского округа Тольятти "Тольяттинская консерватория" возражает против заявленных требований согласно доводам, изложенным в отзыве и в уточненном отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования городского округа Тольятти "Тольяттинская консерватория" (далее – консерватория, ответчик) имеет лицензию серии 90Л01 №0008911 от 20.01.2016, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования на осуществление образовательной деятельности (л.д.11-15).
В соответствии с Положением о Федеральной службе но надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 594 (далее - Положение), Федеральная служба но надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор, истец) является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет следующие полномочия:
федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, а также принятие мер по устранению последствий нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений образовательным организациям и контроль за исполнением таких предписаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 5.1 Положения);
федеральный государственный контроль качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (пункт 5.2 Положения);
контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (пункт 5.9 Положения);
на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,
федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента
Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства
образования и науки Российской Федерации издает приказы и распоряжения
по вопросам, отнесенным к компетенции службы (пункт 9.6 Положения).
Согласно ч. 6 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с ч. 7 ст. 93 Закона об образовании в случае неисполнения предписания, в том числе, если представленный организацией отчет не подтверждает исполнение этого предписания в установленный им срок, орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично.
Согласно ч. 8 ст. 93 Закона об образовании установлено, в случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии.
Как следует из материалов дела, в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 № ОГ-П8-9429, от 21.01.2016 № ОГ-П8-222, от 13.07.2016 № ДМ-П8-4171 Рособрнадзором был издан приказ от 18.02.2015 № 188 «О
проведении внеплановых проверок организаций высшего образования» (далее - приказ от 18.02.2015 № 188) с изменениями, внесенными приказами Рособрнадзора от 01.02.2016 № 120, от 30.08.2016 № 1498 (л.д.16-25).
Согласно пункту 1 приказа от 18.02.2015 № 188 Рособрнадзору было необходимо провести мероприятия по контролю в отношении образовательных организаций, выполнивших менее 4 показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, а также не представивших сведения для оценки эффективности деятельности, согласно протоколу заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования от 03.06.2014 № ДЛ-25/05пр (далее - протокол заседания Межведомственной комиссии).
Согласно пункту 236 приложения № 2 протокола заседания Межведомственной комиссии консерватория была включена в перечень образовательных организаций высшего образования, которые признаны по результатам мониторинга неэффективными, так как выполнила менее 4 показателей мониторинга эффективности.
На основании приказа Рособрнадзора от 17.10.2016 № 1756 в период с 21.10.2016 по 18.11.2016 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении консерватории.
В ходе указанной проверки были выявлены нарушения лицензионных требований, законодательства Российской Федерации в сфере образования, несоответствие федеральным государственным образовательным стандартам и государственным образовательным стандартам содержания и качества подготовки обучающихся. Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 18.11.2016 № 432/ВП/Л/З/К/ЦП (л.д.26-28).
В соответствии с частью 6 статьи 93 Закона об образовании консерватории было выдано предписание от 18.11.2016 № 07-55-374/45-Л/3 об устранении выявленных нарушений (л.д.29). В связи с выявленными нарушениями в отношении консерватории было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях и составлен протокол об административном
правонарушении от 24.11.2016 № АП-432/ВП/Л/З/К/ЦП - 19.20.3 (л.д.30-31).
Постановлением судьи Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 26.12.2016 консерватория признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Во исполнение предписания Рособрнадзора Консерватория письмом от 27.12.2016 № 403 представила в Рособрнадзор отчет с приложением
подтверждающих документов, анализ которых не позволил Рособрнадзору сделать обоснованный вывод об устранении в полном объеме нарушений, выявленных в ходе проверки.
В связи с невозможностью установить факта исполнения или неисполнения предписания Рособрнадзора в полном объеме и в связи с истечением срока выполнения предписания Рособрнадзора был издан приказ от 13.04.2017 № 598 «О проведении внеплановой документарной проверки в
отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения высшего
образования городского округа Тольятти «Тольяттинская консерватория» (л.д.34-35).
На основании указанного приказа Рособрнадзора была проведена внеплановая документарная проверка Консерватории с 17.04.2017 по 17.05.2017, предметом которой являлась проверка исполнения предписания Рособрнадзора. По результатам данной проверки установлен факт неисполнения консерваторией вышеназванного предписания Рособрнадзора, что отражено в акте проверки от 17.05.2017 № 100/ВП/КП/Л/З (л.д.36-37).
На основании акта проверки от 17.05.2017 и в связи с неисполнением предписания Рособрнадзора консерватории было выдано повторно предписание от 17.05.2017 № 07-55-45/45-Л/ПП (л.д.44) с установленным сроком устранения выявленных нарушений - 19.06.2017. В связи с неисполнением данного предписания было издано распоряжение Рособрнадзора от 26.06.2017 №1300-07 «О запрете приема в муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования городского округа Тольятти «Тольяттинская консерватория» (л.д.46).
В отношении ректора консерватории ФИО5 было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, составлен протокол от административном правонарушении от 20.06.2017 № АП-19.5-100/ВП/КП/Л/З (л.д.38-40) и постановлением мирового судьи судебного участка № 115 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области от 28.09.2017 по делу № 5-577/2017 (л.д.41-43) ректор консерватории ФИО5 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Письмом от 31.05.2017 № 522 (вх. № 07-55-686 от 02.06.2017) от консерватории поступил отчет во исполнение повторного предписания, по итогам рассмотрения которого составлен акт по результатам проверки документов и сведений юридического лица Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 09.06.2017 № 07-55-686 (л.д.45), согласно которому установлен факт неисполнения консерваторией повторного предписания.
В соответствии с частью 8 статьи 93 Закона об образовании, на основании постановления мирового судьи судебного участка № 115 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области от 28.09.2017 по делу № 5-577/2017 и в связи с неисполнением повторного предписания Рособрнадзором было издано распоряжение от 19.01.2018 № 46-07 «О приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности муниципальному бюджетному образовательному учреждению высшего образования городского округа Тольятти «Тольяттинская консерватория» (л.д.47).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Рособрнадзора в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование возражений консерватория ссылается на предпринятые ею все возможные меры по устранению нарушений и выполнению предписаний и направленные в адрес Рособрнадзора в электронном виде и на бумажном носителе отчеты об устранении выявленных нарушений по актам от 18.11.2016 и от 17.05.2017 и документы к ним, которые не были учтены Рособрнадзором (л.д.57).
Однако из представленных отчетов не следует выполнение вышеназванных предписаний в полном объеме, устранение выявленных нарушений. Факт выполнения предписаний Рособрнадзора консерваторией в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказан. Тогда как указанное в предписании (повтором) нарушение подпункта «к» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (у лицензиата, осуществляющего образовательную деятельность по программам высшего и дополнительного профессионального образования, отсутствуют научные работники, соответствующие установленным требованиям) - относится к грубым нарушениям лицензионных требований.
Учитывая то, что факт неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания материалами дела подтверждается, лицензию следует аннулировать.
Расходы по оплате госпошлины в сумме 6000 руб. в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить. Аннулировать лицензию серии 90Л01 №0008911 от 20.01.2016, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Муниципальному бюджетному образовательному учреждению высшего образования городского округа Тольятти "Тольяттинская консерватория" на осуществление образовательной деятельности.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения высшего образования городского округа Тольятти "Тольяттинская консерватория" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
ФИО1