ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-4241/04-22 от 07.06.2004 АС Самарской области

                                      АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

                              Именем Российской Федерации

                                            РЕШЕНИЕ

07.06.2004г.

Дело №

А55-4241/04-22

Арбитражный суд Самарской области

в составе председательствующего                    А.И.Воеводина

Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Министерства управления финансами   Самарской области, г.Самара

к  Министерству финансов РФ, г.Москва

    Управлению федерального казначейства по Самарской области, г.Самара

об оспаривании действий

при участии в заседании

от заявителя-  ФИО1, ФИО2, ФИО3,

от ответчика 1- ФИО4,

от ответчика 2- ФИО5.

Министерство управления финансами Самарской области  обратилось с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконными действий Министерства финансов России и Управления федерального казначейства  Министерства финансов России по Самарской области, выразившихся в удержании денежных средств из бюджета Самарской области, а также о понуждении Министерства финансов России к возврату из федерального бюджета в бюджет Самарской области денежных средств в размере 1 095 450руб.

Минфин России отзыв на заявление не представило.

Управление федерального казначейства  МФ России по Самарской области заявленные требования в отзыве не признало по следующим основаниям.

В соответствии со ст.8 Федерального закона  №194-ФЗ от 30.12.2001г. «О федеральном бюджете на 2002г.», ст.7 Федерального закона №176-ФЗ от 24.12.2002г. «О федеральном бюджете на 2003г.», с Инструкцией о порядке ведения учета доходов федерального бюджета  и распределения  в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы  РФ, утвержденной приказом Министерства  финансов РФ от 14.12.99г. №91н и в целях обеспечения  полноты учета и распределения доходов, федеральные налоги и сборы, иные платежи, подлежат зачислению в полном объеме на счета органов федерального казначейства для осуществления  этими органами распределения доходов от их уплаты в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и бюджетами закрытых административно-территориальных образований, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На основании   сводных годовых отчетов Управления федерального казначейства  МФ РФ по Самарской области, Департамента  управления финансами администрации  Самарской области и управления  Министерства  России по налогам и сборам по Самарской области, в марте 2003г. была проведена сверка сумм доходов  поступивших  в федеральный бюджет  и консолидированный бюджет  Самарской области в 2002г. В результате сверки установлена  задолженность  консолидированного бюджета  Самарской области перед Федеральным бюджетом в сумме 1 095 450руб. По мнению  казначейства, задолженность перед федеральным бюджетом  образовалась в результате нарушения статьи  8 Федерального закона от 30.12.2001г. №194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002г.», Приказа Министерства финансов  РФ от 09.01.02г. №4 «О перечне доходов от уплаты налогов (сборов) и платежей, подлежащих учету и распределению  между уровнями бюджетной системы РФ на счетах органов федерального казначейства в 2002г.», выразившегося  в том , что в течении 2002г. в консолидированный бюджет Самарской области, минуя счета  казначейства, поступали платежи от продажи земли, земельный налог и арендная плата за земли.

По результатам сверки была оформлена справка «О доходах от уплаты федеральных налогов и сборов, земельного налога  и арендной платы  за земли городов и поселков, единого налога на вмененный доход для определенных  видов деятельности , поступивших в 2002году  в федеральный бюджет  и бюджет субъекта  Российской Федерации». Форма справки  соответствует приложению №17 к Инструкции о порядке составления и представления годовой  бухгалтерской отчетности об исполнении федерального бюджета и бюджета Союзного государства за2002г. территориальными органами федерального казначейства Минфина России, утвержденной  Приказом Минфина от 26 февраля 2003г. №18н.

Указанная справка была подписана и направлена в Министерство финансов РФ Департаментом  управления финансами Администрации Самарской области в виде приложения к годовому отчету об исполнении  бюджета Самарской области за 2002г. При этом заявитель руководствовался Приказом Министерства финансов РФ от 17.01.03г. №5н «О продлении на 2003г. срока действия инструкции о порядке  составления и представления  годового  бухгалтерского отчета об исполнении консолидированного  бюджета субъекта  РФ за 2002г., утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 15.03.01г. №23н, и внесении изменений в приложения к указанной инструкции». Следовательно,  по мнению ответчиков, данная задолженность была признана заявителем.

Согласно ст.8, 15 БК РФ бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет. При  этом, к полномочиям субъекта  РФ относятся, в том числе, организация и учет исполнения бюджета субъекта  РФ и консолидированного бюджета субъекта РФ.

Таким образом , на протяжении всего 2003г. Департамент управления финансами Администрации Самарской области, по мнению казначейства, был осведомлен о задолженности  перед федеральным бюджетом консолидированного бюджета области в размере 1095 450руб. и не принял никаких действий к ее погашению .

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Положением  о Министерстве  финансов РФ, утвержденным постановлением  Правительства РФ от 18.06.99г. №273, Министерством финансов  РФ определяется порядок осуществления расчетов между бюджетами, в случае образования задолженности одного бюджета перед другим.

В соответствии с бюджетным законодательством  РФ Министерство финансов РФ осуществляет взаимные расчеты  по погашению  указанной задолженности , образовавшейся между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов  РФ,  в том числе по их  консолидированному бюджету.

Более того, бюджетным законодательством  РФ, в том числе Приказом Министерства финансов РФ от 26 февраля 2003г. №18н и Приказом Министерства  финансов  РФ от 17.01.03г. №5н, не предусмотрено  представление отчета в разрезе  местных бюджетов, а, следовательно, осуществление  Министерством финансов  РФ взаимных расчетов по погашению возникшей задолженности перед федеральным  бюджетом, между федеральным бюджетом и местными  бюджетами Самарской области.

Таким образом, для погашения задолженности  перед федеральным бюджетом , Министерство финансов  РФ направило  Департаменту управления финансами  Администрации Самарской области  и Управлению федерального  казначейства  МФ РФ по Самарской области уведомление №5222 от 08.12.2003г. по взаимным расчетам  на 2003г. на сумму 1095 450руб.

Управление федерального казначейства МФ РФ по Самарской области 29.12.03г. №03-66/7066 уведомило заявителя о необходимости  в срок до 31.12.03г. перечислить в федеральный бюджет суммы задолженности   в размере 1095 450руб.

В связи с тем, что Департаментом управления  финансами Администрации Самарской области не была перечислена  названная сумма, Управление  федерального казначейства МФ РФ по Самарской области  31.12.2003г. исполнило  уведомление  Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2003г. №5222 за счет общих сумм доходов, подлежащих зачислению в областной бюджет.

Таким образом, Управление федерального казначейства  МФ РФ по Самарской области  надлежащим  образом исполнило уведомление  Министерства финансов РФ №5222 от 08.12.2003г. по взаимным расчетам  на 2003г. на сумму  1095 450руб. в рамках  полномочий, предоставленных бюджетным законодательством РФ и указанным уведомлением. Вместе с тем, по мнению ответчиков,  и согласно разъяснений Министерства финансов РФ от 26.02.04г. №03-07-28/57 Самарская область вправе  осуществить взаимные расчеты  по погашению возникшей задолженности между областным бюджетом и каждым конкретным местным бюджетом. Кроме того, ответчики  считают, что утверждение заявителя о нарушении Управлением федерального казначейства  МФ РФ по Самарской области иммунитета бюджета Самарской области, выразившегося в списании денежных средств со счетов заявителя в бесспорном порядке не основано  на законе.

Так, согласно ст.48 БК РФ, ст.8 Федерального закона №194-ФЗ от 30.12.2001г. «О федеральном бюджете на 2002г.», ст.7 Федерального закона №176-ФЗ от 24.12.2002г. «О  федеральном бюджете на 2003г.» федеральные регулирующие налоги и сборы являются источниками  доходов федерального бюджета , передаваемых  в порядке  межбюджетного  регулирования субъектам РФ по нормативам, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. При этом объектом межбюджетного регулирования являются  не налоги и сборы, а доходы федерального бюджета от уплаты налогов и сборов.

 В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 14.12.99г. №91н «Об утверждении инструкции  о порядке ведения учета доходов федерального бюджета  и распределения в порядке регулирования доходов между  бюджетами разных уровней бюджетной системы  Российской Федерации», Указаниями Центрального банка России  от 19.11.97г. №26-у «О порядке нумерации лицевых счетов, открываемых  на балансовых счетах по учету доходов и средств бюджетов всех уровней», для учета поступления  и распределения  доходов  между бюджетами разных уровней  бюджетной системы РФ и учета доходов федерального бюджета  органам  федерального казначейства  в кредитных организациях  открывается счет  №40101 «Доходы, распределяемые  органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ».

При этом приказом Министерства финансов РФ от 09.01.02г. №4 утвержден  перечень доходов от уплаты налогов (сборов) и платежей, подлежащих учету и распределению между уровнями бюджетной системы  РФ на счетах органов федерального казначейства в 2002г.

Доходы, поступившие на счет  №40101, распределяются органами  федерального казначейства  между бюджетами разных уровней  в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством РФ, по нормативам отчислений(в процентах), устанавливаемых на соответствующий финансовый год федеральными законами  о федеральном бюджете,  законами субъектов РФ о бюджете на текущий  финансовый год.

Согласно платежного поручения №842 от 31.12.03г. Управление федерального казначейства МФ РФ по Самарской области  со счета №40101810200000010001 в ГРКЦ ГУ ЦБ по Самарской области перечислило на счет заявителя №40201810400000000001 в ЗАО АКБ «Газбанк» г.Самара суму в размере 4071 438,94руб.

Следовательно, Управление федерального  казначейства  не списывало денежные средства  со счетов заявителя в бесспорном порядке и не нарушало иммунитет бюджета Самарской области.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил.

Уведомлением  №5222 от 08.12.2003г., адресованным Департаменту финансов Администрации Самарской области  и УФК МФ России по Самарской области, Министерство финансов России сообщило, что из бюджета Самарской области подлежит передаче в федеральный бюджет в связи с погашением задолженности по состоянию на 01.01.2003г. по доходам от уплаты федеральных налогов  и сборов, земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков, единого налога на вмененный доход, поступлений от продажи земельных участков всего 1 095 450руб.(л.д.16).

Платежным поручением №842 от 31.12.2003г. Управление финансового казначейства МФ России по Самарской области перечислило в бюджет Самарской области  денежные средства  в сумме 4071438руб.99коп. по доходам от уплаты федеральных налогов и сборов, земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков, ЕНВД для определенных  видов деятельности, поступлений  от продажи  земельных участков. При этом , во исполнение  названного уведомления бюджетом  Самарской области были недополучены денежные средства на сумму 1095 450руб.

Оценив  имеющиеся в деле материалы, а также доводы сторон, арбитражный суд находит заявленные требования  подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.84 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003г.», на  которую сослалось Министерство финансов  России в своем  уведомлении  от 08.12.2003г., остатки средств федерального бюджета, образовавшиеся  на 01.01.2003г. за счет регулирующих доходов, направляются  на осуществление  взаимных расчетов  между  федеральным бюджетом  и бюджетами субъектов России в порядке межбюджетного регулирования .

Следовательно, данная правовая норма определяет размер средств, направляемых на межбюджетные расчеты, но без предоставления права на удержание денежных средств, подлежащих зачислению в бюджет Самарской области, что по существу произведено казначейством при выставлении платежного поручения №842 от 31.12.2003г., на сумму  4071438руб.94коп., но без учета  суммы 1095 450руб.

Более того,  в соответствии со статьями 12.13 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002г.» плательщики земельного налога  и арендной платы за земли  городов  и поселков перечисляют  данные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим  распределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы России по следующим нормативам:

-федеральный бюджет-15%;

-бюджеты субъектов России- 35%;

-бюджеты муниципальных образований-50%.

Средства от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности или права их аренды… зачисляются на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступления между уровнями бюджетной системы России в соответствии  с указанными нормативами.

При таком распределении  в бюджет Самарской области подлежали поступлению в 2002г. средства от продажи  земельных участков, находящихся в государственной собственности или их аренды в сумме 35 150 400руб.

Вместе с тем, анализ доходной части местных бюджетов за этот же период свидетельствует о том, что размер  поступлений  превышает нормативно установленный на 3413000руб.

Таким образом, задолженность перед федеральным бюджетом образовалась в результате  нарушения условий формирования  доходной части федерального бюджета, установленных ст.8 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002г.», и выразившихся в не проведении межбюджетного регулирования прямых поступлений в бюджеты муниципальных образований Самарской области.

Заместитель министра финансов России исх.№03-07-28/57 от 26.02.2004г. констатировал осуществление Минфином взаимных расчетов  по погашению взаимной  задолженности между  Федеральным бюджетом и консолидированным бюджетом  Самарской области(л.д.24). Указав  при этом  на право субъекта  России осуществить в аналогичном порядке взаимные расчеты между бюджетом области и местными бюджетами муниципальных образований, Минфин России, по существу , признал тот факт, что межбюджетное регулирование  прямых поступлений  в бюджеты  муниципальных образований  не было произведено. Данное обстоятельство подтверждает  отсутствие  нарушений при формировании доходной части  бюджета Самарской области, недополучившего нормативно причитавшиеся поступления на сумму 2389200руб.

Поскольку субъект России, в отсутствие  нарушения бюджетного законодательства  России, не может нести ответственность за действия по межбюджетному регулированию поступлений в бюджеты соответствующих муниципальных образований, то  списание (аналогично и удержание) средств со счетов бюджетов субъектов России без распоряжения органов, исполняющих соответствующие бюджеты ( в настоящем случае заявителя) недопустимо. В силу ст.286 БК такое списание возможно только по решению арбитражного суда.

Последнее обстоятельство , а также  подведомственность арбитражному суду  дел по экономическим спорам, как это предусмотрено ст.27 АПК России, предопределяют  непринятие судом доводов казначейства о необходимости  прекращения производства по настоящему делу.

Учитывая изложенное, и руководствуясь ст.ст.167,201,174 АПК России, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Действия ответчиков, выразившиеся  в удержании  из бюджета Самарской области и передаче в федеральный бюджет  денежных средств в сумме 1095 450руб., признать незаконными.

Министерству финансов России в месячный срок  со дня принятия  настоящего решения возвратить  из федерального  бюджета в бюджет Самарской области денежные средства  в сумме 1095 450руб.

           Судья                                           А.И.Воеводин