АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ | ||
Именем Российской Федерации | ||
РЕШЕНИЕ | ||
07.06.2004г. | Дело № | А55-4241/04-22 | |
Арбитражный суд Самарской области | |||
в составе председательствующего А.И.Воеводина | |||
Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Министерства управления финансами Самарской области, г.Самара | |||
к Министерству финансов РФ, г.Москва Управлению федерального казначейства по Самарской области, г.Самара | |||
об оспаривании действий | |||
при участии в заседании | |||
от заявителя- ФИО1, ФИО2, ФИО3, | |||
от ответчика 1- ФИО4, от ответчика 2- ФИО5. Министерство управления финансами Самарской области обратилось с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконными действий Министерства финансов России и Управления федерального казначейства Министерства финансов России по Самарской области, выразившихся в удержании денежных средств из бюджета Самарской области, а также о понуждении Министерства финансов России к возврату из федерального бюджета в бюджет Самарской области денежных средств в размере 1 095 450руб. Минфин России отзыв на заявление не представило. Управление федерального казначейства МФ России по Самарской области заявленные требования в отзыве не признало по следующим основаниям. В соответствии со ст.8 Федерального закона №194-ФЗ от 30.12.2001г. «О федеральном бюджете на 2002г.», ст.7 Федерального закона №176-ФЗ от 24.12.2002г. «О федеральном бюджете на 2003г.», с Инструкцией о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 14.12.99г. №91н и в целях обеспечения полноты учета и распределения доходов, федеральные налоги и сборы, иные платежи, подлежат зачислению в полном объеме на счета органов федерального казначейства для осуществления этими органами распределения доходов от их уплаты в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и бюджетами закрытых административно-территориальных образований, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. На основании сводных годовых отчетов Управления федерального казначейства МФ РФ по Самарской области, Департамента управления финансами администрации Самарской области и управления Министерства России по налогам и сборам по Самарской области, в марте 2003г. была проведена сверка сумм доходов поступивших в федеральный бюджет и консолидированный бюджет Самарской области в 2002г. В результате сверки установлена задолженность консолидированного бюджета Самарской области перед Федеральным бюджетом в сумме 1 095 450руб. По мнению казначейства, задолженность перед федеральным бюджетом образовалась в результате нарушения статьи 8 Федерального закона от 30.12.2001г. №194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002г.», Приказа Министерства финансов РФ от 09.01.02г. №4 «О перечне доходов от уплаты налогов (сборов) и платежей, подлежащих учету и распределению между уровнями бюджетной системы РФ на счетах органов федерального казначейства в 2002г.», выразившегося в том , что в течении 2002г. в консолидированный бюджет Самарской области, минуя счета казначейства, поступали платежи от продажи земли, земельный налог и арендная плата за земли. По результатам сверки была оформлена справка «О доходах от уплаты федеральных налогов и сборов, земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков, единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности , поступивших в 2002году в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации». Форма справки соответствует приложению №17 к Инструкции о порядке составления и представления годовой бухгалтерской отчетности об исполнении федерального бюджета и бюджета Союзного государства за2002г. территориальными органами федерального казначейства Минфина России, утвержденной Приказом Минфина от 26 февраля 2003г. №18н. Указанная справка была подписана и направлена в Министерство финансов РФ Департаментом управления финансами Администрации Самарской области в виде приложения к годовому отчету об исполнении бюджета Самарской области за 2002г. При этом заявитель руководствовался Приказом Министерства финансов РФ от 17.01.03г. №5н «О продлении на 2003г. срока действия инструкции о порядке составления и представления годового бухгалтерского отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ за 2002г., утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 15.03.01г. №23н, и внесении изменений в приложения к указанной инструкции». Следовательно, по мнению ответчиков, данная задолженность была признана заявителем. Согласно ст.8, 15 БК РФ бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет. При этом, к полномочиям субъекта РФ относятся, в том числе, организация и учет исполнения бюджета субъекта РФ и консолидированного бюджета субъекта РФ. Таким образом , на протяжении всего 2003г. Департамент управления финансами Администрации Самарской области, по мнению казначейства, был осведомлен о задолженности перед федеральным бюджетом консолидированного бюджета области в размере 1095 450руб. и не принял никаких действий к ее погашению . В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.06.99г. №273, Министерством финансов РФ определяется порядок осуществления расчетов между бюджетами, в случае образования задолженности одного бюджета перед другим. В соответствии с бюджетным законодательством РФ Министерство финансов РФ осуществляет взаимные расчеты по погашению указанной задолженности , образовавшейся между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, в том числе по их консолидированному бюджету. Более того, бюджетным законодательством РФ, в том числе Приказом Министерства финансов РФ от 26 февраля 2003г. №18н и Приказом Министерства финансов РФ от 17.01.03г. №5н, не предусмотрено представление отчета в разрезе местных бюджетов, а, следовательно, осуществление Министерством финансов РФ взаимных расчетов по погашению возникшей задолженности перед федеральным бюджетом, между федеральным бюджетом и местными бюджетами Самарской области. Таким образом, для погашения задолженности перед федеральным бюджетом , Министерство финансов РФ направило Департаменту управления финансами Администрации Самарской области и Управлению федерального казначейства МФ РФ по Самарской области уведомление №5222 от 08.12.2003г. по взаимным расчетам на 2003г. на сумму 1095 450руб. Управление федерального казначейства МФ РФ по Самарской области 29.12.03г. №03-66/7066 уведомило заявителя о необходимости в срок до 31.12.03г. перечислить в федеральный бюджет суммы задолженности в размере 1095 450руб. В связи с тем, что Департаментом управления финансами Администрации Самарской области не была перечислена названная сумма, Управление федерального казначейства МФ РФ по Самарской области 31.12.2003г. исполнило уведомление Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2003г. №5222 за счет общих сумм доходов, подлежащих зачислению в областной бюджет. Таким образом, Управление федерального казначейства МФ РФ по Самарской области надлежащим образом исполнило уведомление Министерства финансов РФ №5222 от 08.12.2003г. по взаимным расчетам на 2003г. на сумму 1095 450руб. в рамках полномочий, предоставленных бюджетным законодательством РФ и указанным уведомлением. Вместе с тем, по мнению ответчиков, и согласно разъяснений Министерства финансов РФ от 26.02.04г. №03-07-28/57 Самарская область вправе осуществить взаимные расчеты по погашению возникшей задолженности между областным бюджетом и каждым конкретным местным бюджетом. Кроме того, ответчики считают, что утверждение заявителя о нарушении Управлением федерального казначейства МФ РФ по Самарской области иммунитета бюджета Самарской области, выразившегося в списании денежных средств со счетов заявителя в бесспорном порядке не основано на законе. Так, согласно ст.48 БК РФ, ст.8 Федерального закона №194-ФЗ от 30.12.2001г. «О федеральном бюджете на 2002г.», ст.7 Федерального закона №176-ФЗ от 24.12.2002г. «О федеральном бюджете на 2003г.» федеральные регулирующие налоги и сборы являются источниками доходов федерального бюджета , передаваемых в порядке межбюджетного регулирования субъектам РФ по нормативам, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. При этом объектом межбюджетного регулирования являются не налоги и сборы, а доходы федерального бюджета от уплаты налогов и сборов. В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 14.12.99г. №91н «Об утверждении инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации», Указаниями Центрального банка России от 19.11.97г. №26-у «О порядке нумерации лицевых счетов, открываемых на балансовых счетах по учету доходов и средств бюджетов всех уровней», для учета поступления и распределения доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ и учета доходов федерального бюджета органам федерального казначейства в кредитных организациях открывается счет №40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ». При этом приказом Министерства финансов РФ от 09.01.02г. №4 утвержден перечень доходов от уплаты налогов (сборов) и платежей, подлежащих учету и распределению между уровнями бюджетной системы РФ на счетах органов федерального казначейства в 2002г. Доходы, поступившие на счет №40101, распределяются органами федерального казначейства между бюджетами разных уровней в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством РФ, по нормативам отчислений(в процентах), устанавливаемых на соответствующий финансовый год федеральными законами о федеральном бюджете, законами субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год. Согласно платежного поручения №842 от 31.12.03г. Управление федерального казначейства МФ РФ по Самарской области со счета №40101810200000010001 в ГРКЦ ГУ ЦБ по Самарской области перечислило на счет заявителя №40201810400000000001 в ЗАО АКБ «Газбанк» г.Самара суму в размере 4071 438,94руб. Следовательно, Управление федерального казначейства не списывало денежные средства со счетов заявителя в бесспорном порядке и не нарушало иммунитет бюджета Самарской области. Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил. Уведомлением №5222 от 08.12.2003г., адресованным Департаменту финансов Администрации Самарской области и УФК МФ России по Самарской области, Министерство финансов России сообщило, что из бюджета Самарской области подлежит передаче в федеральный бюджет в связи с погашением задолженности по состоянию на 01.01.2003г. по доходам от уплаты федеральных налогов и сборов, земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков, единого налога на вмененный доход, поступлений от продажи земельных участков всего 1 095 450руб.(л.д.16). Платежным поручением №842 от 31.12.2003г. Управление финансового казначейства МФ России по Самарской области перечислило в бюджет Самарской области денежные средства в сумме 4071438руб.99коп. по доходам от уплаты федеральных налогов и сборов, земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков, ЕНВД для определенных видов деятельности, поступлений от продажи земельных участков. При этом , во исполнение названного уведомления бюджетом Самарской области были недополучены денежные средства на сумму 1095 450руб. Оценив имеющиеся в деле материалы, а также доводы сторон, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.84 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003г.», на которую сослалось Министерство финансов России в своем уведомлении от 08.12.2003г., остатки средств федерального бюджета, образовавшиеся на 01.01.2003г. за счет регулирующих доходов, направляются на осуществление взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов России в порядке межбюджетного регулирования . Следовательно, данная правовая норма определяет размер средств, направляемых на межбюджетные расчеты, но без предоставления права на удержание денежных средств, подлежащих зачислению в бюджет Самарской области, что по существу произведено казначейством при выставлении платежного поручения №842 от 31.12.2003г., на сумму 4071438руб.94коп., но без учета суммы 1095 450руб. Более того, в соответствии со статьями 12.13 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002г.» плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков перечисляют данные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы России по следующим нормативам: -федеральный бюджет-15%; -бюджеты субъектов России- 35%; -бюджеты муниципальных образований-50%. Средства от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности или права их аренды… зачисляются на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступления между уровнями бюджетной системы России в соответствии с указанными нормативами. При таком распределении в бюджет Самарской области подлежали поступлению в 2002г. средства от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности или их аренды в сумме 35 150 400руб. Вместе с тем, анализ доходной части местных бюджетов за этот же период свидетельствует о том, что размер поступлений превышает нормативно установленный на 3413000руб. Таким образом, задолженность перед федеральным бюджетом образовалась в результате нарушения условий формирования доходной части федерального бюджета, установленных ст.8 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002г.», и выразившихся в не проведении межбюджетного регулирования прямых поступлений в бюджеты муниципальных образований Самарской области. Заместитель министра финансов России исх.№03-07-28/57 от 26.02.2004г. констатировал осуществление Минфином взаимных расчетов по погашению взаимной задолженности между Федеральным бюджетом и консолидированным бюджетом Самарской области(л.д.24). Указав при этом на право субъекта России осуществить в аналогичном порядке взаимные расчеты между бюджетом области и местными бюджетами муниципальных образований, Минфин России, по существу , признал тот факт, что межбюджетное регулирование прямых поступлений в бюджеты муниципальных образований не было произведено. Данное обстоятельство подтверждает отсутствие нарушений при формировании доходной части бюджета Самарской области, недополучившего нормативно причитавшиеся поступления на сумму 2389200руб. Поскольку субъект России, в отсутствие нарушения бюджетного законодательства России, не может нести ответственность за действия по межбюджетному регулированию поступлений в бюджеты соответствующих муниципальных образований, то списание (аналогично и удержание) средств со счетов бюджетов субъектов России без распоряжения органов, исполняющих соответствующие бюджеты ( в настоящем случае заявителя) недопустимо. В силу ст.286 БК такое списание возможно только по решению арбитражного суда. Последнее обстоятельство , а также подведомственность арбитражному суду дел по экономическим спорам, как это предусмотрено ст.27 АПК России, предопределяют непринятие судом доводов казначейства о необходимости прекращения производства по настоящему делу. Учитывая изложенное, и руководствуясь ст.ст.167,201,174 АПК России, арбитражный суд | |||
РЕШИЛ: Заявление удовлетворить. Действия ответчиков, выразившиеся в удержании из бюджета Самарской области и передаче в федеральный бюджет денежных средств в сумме 1095 450руб., признать незаконными. Министерству финансов России в месячный срок со дня принятия настоящего решения возвратить из федерального бюджета в бюджет Самарской области денежные средства в сумме 1095 450руб. | |||
Судья А.И.Воеводин | |||