АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
25 мая 2017 года
Дело №
А55-4356/2017
Резолютивная часть решения объявлена: 22 мая 2017 года
Полный текст решения изготовлен: 25 мая 2017 года
Арбитражный суд Самарской области
в составе судьи:
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи
секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А.,
рассмотрев в судебном заседании 22 мая 2017 года дело по иску, заявлению
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Оренбург"
к Управление Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ПФО РОСТРАНСНАДЗОР)
об оспаривании предписания №6 ОР-21 АВ/16 от 21.11.2016 г.
при участии в заседании
от истца - не явился, извещён,
от ответчика – ФИО2 по доверенности;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Оренбург" обратилось в суд с заявлением об оспаривании предписания №6 ОР-21 АВ/16 от 21.11.2016 г., вынесенного Управлением Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ПФО РОСТРАНСНАДЗОР).
Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Дело рассматривается в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил.
Как следует из материалов дела, в период с 24.10.2016 по 21.11.2016 УГАН НОТЕ ПФО Ространснадзора, на основании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2016 год, утверждённого руководителем Ространснадзора, согласованного с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Распоряжения начальника УГАН НОТЕ ПФО Ространснадзора ФИО3 от 21.09.2016 №817, была проведена плановая документарная проверка в отношении субъекта ООО «Газпром добыча Оренбург», по результатам которой составлен акт проверки № ОР-34АВ/16 от 21.11.2016 и выдано предписание №60Р-21АВ/16 от 21.11.2016, со сроком исполнения до 05.09.2017.
Выявленные в ходе плановой документарной проверки и закрепленные в Акте проверки №ОР-34 АВ/16 нарушения в сфере транспортной безопасности послужили основанием для возбуждения дела и привлечения ООО «Газпром добыча Оренбург» к административной ответственности, предусмотренной ч,1 ст. 11.15.1 КоАП РФ (Постановление УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора от 14.12.2016 № ОР 35-06/16).
21.11.2016 государственным транспортным инспектором (государственным инспектором отдела НОТБ УГАН НОТЕ ПФО Ространснадзора) ФИО4 по итогам плановой выездной проверки, проведенной с 24.10.2016 по 21.11.2016, было вынесено предписание № 6 ОР-21 АВ/16 (далее - Предписание), в котором ООО «Газпром добыча Оренбург» предписывалось в срок до 05.09.2017 совершить следующие действия:
1) назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в ООО «Газпром добыча Оренбург»;
2) назначить на ТС, которым приказами ФДА (Росавтодор) присвоена категория по транспортной безопасности, лиц из числа персонала ТС, ответственным за обеспечение транспортной безопасности ТС, при выполнении перевозок.
3) обеспечить проведение оценки уязвимости пятидесяти четырех ТС, которым Приказами ФДА (Росавтодор) присвоена категория, субъектом транспортной инфраструктуры, либо специализированными организациями в области обеспечения ТБ, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора, и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ТС компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее Закон о транспортной безопасности) субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 данного Федерального закона.
В ч. ч. 5, 9 ст. 1 Закона N 16-ФЗ установлено, что объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) или использующие их на ином законном основании.
Транспортная безопасность - состояние защищенности ОТИ и ТС от актов незаконного вмешательства (ч. 10 ст. 1 Закона N 16-ФЗ).
Целями обеспечения транспортной безопасности в силу положений ст. 2 Закона N 16-ФЗ являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Категорирование ОТИ и ТС - это отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий (п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона N 16-ФЗ).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 6 того же Закона категорирование ОТИ и ТС осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности ОТИ и ТС возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1).
Обязанность субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности предусмотрена п. 2 ч. 2 ст. 12 Закона N 16-ФЗ.
В силу ст. 11.1 Закона N 16-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе, о транспортной безопасности (п. 5.1.8 Положения), вправе проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связную с транспортным процессом деятельность (п. 6.1 Положения).
Согласно подп. "п" п. 4 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 г. N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций", государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей выдает юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств, и проверяет их исполнение.
Из представленных материалов дела следует, что с 24 октября 2016 года по 21 ноября 2016 года государственным инспектором отдела УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора ФИО5, на основании Распоряжения начальника УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора ФИО3 № 817 от 21 сентября 2016 года, была проведена плановая проверка в отношении ООО «Газпром добыча Оренбург», по результатам которой установлено, что ООО «Газпром добыча Оренбург» является юридическим лицом, основным видом его деятельности является добыча природного газа и газового конденсата. Предприятие осуществляет дополнительные виды деятельности, в том числе и перевозку опасных грузов специализированными автотранспортными средствами. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются Обществом.
В соответствии с выпиской из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Общество имеет в собственности 54 грузовых автомобиля, используемых для перевозки опасных грузов, на осуществление которых требуется специальное разрешение, и которым в соответствии со ст. 6 Федерального закона № 16- ФЗ присвоена категория по транспортной безопасности. Проверкой также выявлено, что Обществом:
- в нарушение п. 5, п.п. 1 п. Требования АВ, не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в субъекте транспортной инфраструктуры;
- в нарушение п. 5, п.п. 2 п. 7 Требований АВ, на транспортных средствах, которым присвоена категория по транспортной безопасности, не назначены лица, из числа персонала ТС, ответственными за обеспечение транспортной безопасности ТС, при выполнении перевозок;
- в нарушение п. 2.1 ст. 5 Федерального закона № 16-ФЗ, п. 5, п.п. 5 п. 7 Требований АВ, не обеспечено проведение оценки уязвимости пятидесяти четырех транспортных средств, используемых ООО «Газпром добыча Оренбург» для перевозки опасных грузов, которым Приказами Федерального дорожного агентства (далее - ФДА) от 28 августа 2014 года № 227, от 12 марта 2015 года № 165, от 10 ноября 2015 года № 1060, от 10 июня 2016 № 894, от 08 августа 2016 № 1232, присвоена третья категория, и предоставление её результатов на утверждение в установленном порядке в ФДА в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте ФДА сведений о присвоении категории транспортным средствам.
ООО «Газпром добыча Оренбург» не оспаривалось то, что не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в субъекте транспортной инфраструктуры; не назначены лица, из числа персонала ТС, ответственными за обеспечение транспортной безопасности ТС, при выполнении перевозок; не обеспечено проведение оценки уязвимости 54 транспортных средств, используемых ООО «Газпром добыча Оренбург» для перевозки опасных грузов, которым присвоена третья категория, и предоставление её результатов на утверждение в установленном порядке в ФДА в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте ФДА сведений о присвоении категории транспортным средствам.
На момент проверки было установлено, что 49 транспортным средствам, которым присвоена категория по транспортной безопасности, истек трехмесячный срок исполнения Требования АВ по обеспечению проведения оценки уязвимости категорированных транспортных средства.
У 5-ти транспортных средств, принадлежащих Обществу и имеющих идентификационные номера (VIN) <***>, XTC651164F1331330, XTC651174F1331006, XTC65U74F1331002, ХТС651174F1331004, которым присвоена третья категория, срок ответственности, предусмотренный п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, за не обеспечение проведения оценки уязвимости ТС (до 08 января 2017 года) не истёк.
Таким образом, по результатам проверки, процедура которой была соблюдена должностным лицом в соответствии с действующим законом, было установлено, что ООО «Газпром добыча Оренбург»:
- в нарушении п. 5, п.п. 1 п. 7 Требований АВ, не назначило лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС в субъекте транспортной инфраструктуры;
- в нарушении п. 5, п.п.2 п. 7 Требований АВ, на транспортных средствах, которым присвоена категория по транспортной безопасности, не назначило лиц из числа персонала ТС, ответственными за обеспечение транспортной безопасности ТС, при выполнении перевозок;
- в нарушении п. 2.1 ст. 5 Федерального закона № 16-ФЗ, п. 5, пп. 5 п. 7 Требований АВ, не обеспечено проведение оценки уязвимости и предоставление её результатов на утверждение в установленном порядке в ФДА в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте ФДА сведений о присвоении категории 5-ти транспортным средствам, имеющим идентификационные (VIN) <***>, ХТС651164F1331330, ХТС651174F1331006, ХТС651174F1331002, ХТС651174F1331004, которым приказом ФДА от 08 августа 2016 года № 1232 присвоена третья категория.
Ссылка Общества на то обстоятельство, что ООО «Газпром добыча Оренбург» не относится к субъектам транспортной инфраструктуры, и в связи с этим, требования законодательства Российской Федерации об обеспечении транспортной безопасности не распространяются на деятельность Общества ошибочно.
В соответствии с положениями действующей редакции Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон №16-ФЗ) четко определены основные положения Требований законодательства, а именно:
В соответствии с п.9 ст. 1 Закона №16-ФЗ Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС) или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Закона №16-ФЗ Транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:
а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу, либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.
Согласно п.7 ст.1 Закона №16-ФЗ, перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
Таким образом, ООО «Газпром добыча Оренбург» является перевозчиком.
Данное обстоятельство установлено решениями Ленинского районного суда г.Оренбурга от 14 февраля 2017г. по делу № 12-127/2017 и от 21 марта 2017г. по делу № 12-372/2017.
Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ обязательным для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле, является вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу.
По смыслу положений части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды обязаны безусловно учесть обстоятельства, установленные судом общей юрисдикции и имеющие отношение к лицам, участвующим в деле, которые, кроме того, также участвовали в судебном разбирательстве в суде общей юрисдикции.
В статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплен принцип обязательности судебного акта, согласно которому вступившие в законную силу судебные акты обязательны для всех субъектов и подлежат неукоснительному исполнению на территории Российской Федерации.
Законодательством о транспортной безопасности четко установлен перечень ОТИ и ТС, в отношении которых Закон №16-ФЗ не применяется.
В соответствии с п. 5 ст.6 Закона №16-ФЗ Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Так, приложением к Приказу Минтранса РФ от 23.06.2014 №196 установлен перечень ОТИ и ТС, не подлежащих категорированию по видам транспорта, а именно:
Разделом 2 Транспортные средства автомобильного транспорта, к ним относятся
- ТС автотранспорта категории Ml, выполняющие перевозки пассажиров по заказу;
- ТС автотранспорта, осуществляющие перевозки по заказу в целях оказания ритуальных услуг;
- автомобильные прицепы, автомобильные полуприцепы, используемые для перевозки опасных грузов;
- ТС категории М2 и МЗ, используемые для перевозки учащихся от места проживания к месту обучения и обратно, на безвозмездной основе.
Указанный перечень для автомобильного транспорта определяет исключения, к которым транспортные средства ООО «ГДО», используемые для перевозки опасных грузов, по дорогам общего пользования, на осуществление которых требуется специальное разрешение, не относятся.
Вступившим в силу с 01.10.2016, Постановлением правительства Российской Федерации от 14.09.2016 №924, утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта», согласно п.5 которого, постановление является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств.
В соответствии с п.3 Постановления, оно не применяется в отношении:
1) ОТИ и ТС, эксплуатируемых на территории РФ и отнесенных в соответствии с частью 5 ст. 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" к ОТИ и ТС, не подлежащим категорированию (Приказ Минтранса от 23.06.2014 №196);
2) ОТИ, находящихся в границах территорий закрытых административно- территориальных образований, в границах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, а также военных и иных объектов, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан;
3) ОТИ, находящихся в границах территории объектов, охрана которых возлагается на внутренние войска МВД РФ, военных объектов, охрана которых осуществляется воинскими частями и организациями МО РФ, а также учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний.
Указанный перечень исключений является исчерпывающим, и Общество в указанный перечень не попадает.
На основании изложенного, следует сделать вывод, что ООО «Газпром добыча Оренбург», являясь собственником ТС, перевозящих опасные грузы, в том числе по дорогам общего пользования, на осуществление которых требуется специальное разрешение, является субъектом транспортной инфраструктуры и однозначно подпадает под действие Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности».
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 12 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», субъект транспортной инфраструктуры обязан выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со ст.8 Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности».
В соответствии с ч.2 ст.25 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Учитывая вышеизложенное, ссылка представителя Общества, что транспортные средства, определяются исключительно в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами, свидетельствует о поверхностном знании действующего федерального законодательства, и дает основания полагать о намерении ввести судебные органы в заблуждение, с целью уклониться от исполнения предусмотренных законом обязанностей, аргументы заявления, подлежат отклонению, так как основаны на неверном толковании норм права и материалов дела.
Таким образом, арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для выдачи оспариваемого предписания.
В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что предписание УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора от 21.11.2016 № 6 ОР-21 АВ/16 является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
ФИО1