АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Самара
15 июня 2011 года
Дело №
А55-4471/2011
Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 15 июня 2011 года
Арбитражный суд Самарской области
в составе
судьи Коршиковой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рябовой Н.В.
рассмотрев в судебном заседании 01-07 июня 2011 года дело по заявлению
Закрытого акционерного общества "РОСТЭК-Самара"
От 18 марта 2011 года №
к Центральной энергетической таможне ФТС РФ
с участием третьего лица – ООО «АМК»
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении № 10006000-22/2011 от 10.03.2011 г.
при участии в заседании
от заявителя – ФИО1 (паспорт, доверенность от 31.12.09), ФИО2 (удостоверение, доверенность от 26.05.11)
от таможни – ФИО3 (паспорт, доверенность от 23.12.2010), ФИО4 (служебное удостоверение, доверенность от 14.01.2011), ФИО5 (служебное удостоверение, доверенность от 12.04.2011)
от ООО «АМК» - ФИО6 (генеральный директор – паспорт, выписка ЕГРЮЛ)
установил:
Закрытое акционерное общество "РОСТЭК-Самара" оспаривает постановление Центральной энергетической таможни ФТС Российской Федерации по делу об административном правонарушении № 10006000-22/2011 от 10.03.2011, которым ЗАО признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 16.22 КоАП России, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. Заявитель полагает, что ссылки административного органа на телетайпограмму ФТС России № ТФ-940 от 29.10.2010 неправомерны, поскольку указанный документ в нарушение требований Таможенного Кодекса Таможенного Союза, Постановления Правительства РФ от 26.10.2010 № 858, Закона РФ от 21.05.1993 года № 5003-1 « О таможенном тарифе» не был опубликован в установленном порядке, считает утверждение таможни о том, что Договор о присоединении Республики Таджикистан к Соглашениям о Таможенном союзе от 26.02.1999 г. не действует, не верным.
Центральная энергетическая таможня ФТС Российской Федерации заявленные требования не признала по изложенным в отзыве ((т. 1 л.д. 28-33) и дополнению к нему (т. 3 л.д. 65-68) основаниям, считая, что Республика Таджикистан не является участником Таможенного союза, условное начисление пошлины – не правомерно.
ООО «АМК» поддерживает заявленные требования (отзыв - т. 3 л.д. 98-99), считая в действия ЗАО "РОСТЭК-Самара" отсутствует состав административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
09.11.2010 ООО «АМК» заключило с ООО «Азия Транзит Компани» (Республика Таджикистан) контракт поставки нефтепродуктов № RT\01.
18.11.2010 между ООО «АМК» и ЗАО «РОСТЭК-Самара» заключен договор предоставление услуг таможенного брокера № 0052/03-10-226, на основании которого таможенный брокер осуществляет таможенное оформление товаров. 22.11.2010 на т/п Самарский Самарской таможни ПТУ ФТС России ЗАО «РОСТЭК-Самара» подало грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД) № 12060/221110/0012099 на вывоз на территорию Республики Таджикистан в адрес компании ООО «Азия Транзит Компани», железнодорожным транспортом товара - «моторное масло» (коды ТН ВЭД ТС 2710198100, 2710199900, 2710198700), в объеме 31,680 тонн, общей стоимостью 875 738,17 рублей.
Согласно сведениям, указанным в гр. 47 «Исчисление платежей» ГТД, таможенная пошлина подлежала начислению по ставке, действующей на момент ГТД, равной 112,1 долл. США за 1 тонну, установленной Постановлением Правительства РФ от 26.10.2010 № 858. Из расчета по указанной ставке, размер суммы таможенной пошлины, подлежащей уплате по ГТД, составил 109 910, 05 рублей.
Размер таможенной пошлины исчислен ЗАО «РОСТЭК-Самара» верно, что не оспаривалось таможенным органом в ходе судебного разбирательства.
В графе 44 ГТД по номером 7.1 «Код вида документа, подтверждающего наличие льгот или особенностей по уплате таможенных платежей по классификатору видов документов, подтверждающих наличие льгот по уплате таможенных платежей, а также номер и дата составления документа» ЗАО «РОСТЭК-Самара» указало международное соглашение о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999 б/н, постановление Правительства РФ от 16.11.2006 № 695 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений оТаможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
С 01.11.2010 при таможенном оформлении товаров, выработанных из нефти, вывозимых с территории России в Республику Таджикистан, по мнению таможенного органа, должны применяться ставки вывозных таможенных пошлин, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.10.2010 № 858.
О порядке применения указанного Постановления Правительства РФ, как указано в оспариваемом постановлении, ФТС России была направлена телетайпограмма ТФ-940 от 29.10.2010 (т. 1 л.д. 128). В соответствии с указанными Постановлением Правительства РФ и телетайпограммой ФТС России задекларированный объем нефтепродуктов должен облагаться вывозной таможенной пошлиной по ставке в мере 112,1 долл. США за тонну. Сумма начисленной и подлежащей уплате таможенной пошлины по ГТД№0412060/221110/0012099 составляет 109 910, 05 руб.
Согласно письму Самарской таможни ПТУ ФТС России от 24.12.2010 № 03-1-07/23182, на основании Решения № 10412000/031210/027 об отмене в порядке ведомственного контроля несоответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения нижестоящего таможенного органа, было принято Решение № 10412000/061210/0000809/40/22 о внесении изменений в сведения, содержащиеся в грузовой таможенной декларации №10412060/221110/0012099 после выпуска товаров и корректировки ее электронной копии (графы 36, 44, 47). По факту неуплаты экспортной пошлины в установленный срок 30.11.2010 Самарской таможней ПТУ ФТС России в адрес ЗАО «РОСТЭК-Самара» и ООО «АМК» были выставлены требования № 371 и 370 соответственно об уплате таможенных платежей на сумму 110 108,80 рублей, в том числе вывозной таможенной пошлины в размере 109 910,05 руб. и пени в сумме 198, 75 руб. в связи с необоснованным получением льгот (преференций).
В соответствии с письмом Самарской таможни ПТУ ФТС России от 03.02.2011 № 04-03-01/1664 оплата таможенных платежей по данной ГТД произведена ООО «АМК» по состоянию на 24.01.2011 частично в сумме 77 730, 81 руб..
Из вышеизложенного таможенный орган сделал вывод о том, что в рассматриваемом случае ЗАО «РОСТЭК-Самара»:
- имело возможность при изложенных обстоятельствах реализовать свои права и обязанности и не было каких-либо препятствий, находящихся за пределами его воли;
- могло и должно было в полном объеме и в срок исполнить обязанность по уплате таможенных платежей, т.е. правильно применить ставку вывозной таможенной пошлины, рассчитать и своевременно уплатить вывозную таможенную пошлину;
- могло воспользоваться предоставленным ему ТК ТС, а также договором от на предоставление услуг таможенного брокера правом решения сомнений в действительности и достоверности документов и сведений, необходимых для правильного применения и исчисления размера вывозной таможенной пошлины, подлежащей уплате по ГТД № 10412060/221110/0012099, получив их предварительно у декларанта либо заблаговременно запросить их у таможенного органа, однако ЗАО «РОСТЭК-Самара» не были приняты все зависящие меры по соблюдению таможенного законодательства.
В ЗАО «РОСТЭК-Самара» отсутствует должный контроль и взаимодействие с декларантом и таможенным органом, направленные на получение сведений, влияющих на уплату таможенных платежей. ЗАО «РОСТЭК-Самара» длительное время на профессиональной основе осуществляя деятельность в области таможенного дела и располагая в своем штате аттестованными работниками, специалистами, обладающими специальными познаниями в области таможенного дела, которые могут проводить таможенное оформление товаров, имело реальную возможность для правильного применения и своевременной уплаты вывозной таможенной пошлины по ГТД № 10412060/221110/0012099. Однако, ЗАО «РОСТЭК-Самара» не проявило должной степени заботливости и осмотрительности и не предприняло все необходимые и достаточные меры по своевременной уплате вывозной таможенной пошлины.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления административным органом 24.02.2011 протокола об административном правонарушении.
Постановлением Центральной энергетической таможни ФТС Российской Федерации по делу об административном правонарушении № 10006000-22/2011 от 10.03.2011, ЗАО «РОСТЭК-Самара» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 16.22 КоАП России, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
При оценке названного постановления суд исходит из положений п. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ст. 16.22 КоАП РФ нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
С 01.07.2010 на территории России введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС), нормы которого имеют прямое действие. Таможенный кодекс Российской Федерации до его отмены действует в части, не противоречащей ТК ТС.
Согласно ст. 214 ТК ТС обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. Вывозные таможенные пошлины подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, если иной срок не установлен ТК ТС.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона РФ от 21.05.1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе» ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ.
Ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2006 года № 695 « Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ № 858 от 26.11.2010 г. в названное Постановление внесены изменения, в соответствии с которыми утверждены ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, «вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств-участников соглашений о Таможенном союзе».
В представленном дополнительном отзыве таможенный орган утверждает, что Республика Таджикистан не является и не являлась участником Таможенного союза.
Однако данный вывод нельзя признать обоснованным по следующим основаниям.
Статьями 34 - 37 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) предусмотрено предоставление тарифных льгот (тарифных преференций) в отношении товаров в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами и при осуществлении торговой политики Российской Федерации.
В соответствии со ст. 34 Закона о таможенном тарифе порядок предоставления льгот, установленных настоящим Законом, определяется Правительством Российской Федерации.
Если международным соглашением, участником которого является Российская Федерация, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются нормы международного соглашения (ст. 38 Закона о таможенном тарифе).
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации (п. 1 ст. 8 Таможенного кодекса).
Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 06.01.1995 подписано Соглашение о Таможенном союзе, которое ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 04.11.1995 N 164-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 1 данного Соглашения договаривающиеся стороны определяют Таможенный союз как экономическое объединение государств, одним из принципов которого является наличие единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза. Формирование единой таможенной территории осуществляется путем, в том числе, отмены в торговле между государствами договаривающихся сторон товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений.
В соответствии со ст. 1 «Договора о присоединении Республики Таджикистан и Соглашениям о Таможенном союзе» (подписан 26.02.1999 г., ратифицирован Российской Федерацией согласно ФЗ от 16.04.2001 г. № 46-ФЗ) республика Таджикистан присоединяется к Соглашениям о Таможенном союзе от 06 и 20 января 1995 года и принимает на себя в полном объеме права и обязательства, вытекающие их них, а также решений органов управления интеграцией и других документов.
Указанные обстоятельства неоднократно оценивались арбитражными судами, что нашло отражение, в частности в судебных актах по делу № А55-11229/2010 (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.01.2011).
Вывод о том, что в соответствии с Договором "О Таможенном союзе и едином экономическом пространстве" от 26.02.1999, ратифицированным Федеральным законом от 22.05.2001 N 55-ФЗ, странами - участниками Таможенного союза являются Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, также содержится в Постановлении ФАС Уральского округа от 09.12.2010 N Ф09-10113/10-С1 по делу N А50-8008/2010, Постановлении ФАС Московского округа от 31 мая 2004 г. по делу N КА-А40/4188-04.
В Постановлении ФАС Уральского округа от 17.11.2008 N Ф09-8484/08-С1 по делу N А60-12601/08 суд также указал на то, что Соглашением от 20.01.1995 "О таможенном союзе" между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан образована единая таможенная территория государств - участников Таможенного союза путем отмены при торговле товарами, происходящими на их территории, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений.
Таким образом, вывоз товаров с территории Российской Федерации на территорию государств - участников соглашений о Таможенном союзе, осуществляется беспошлинно.
В преамбуле Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., участниками которого являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан, отражена готовность Сторон в полной мере выполнить обязательства, принятые ими в соответствии с Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г., Соглашением о Таможенном союзе от 20 января 1995 г., Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.
Договор об учреждении ЕврАзЭС, вопреки утверждению таможенного органа, подтверждает, что ранее заключенные между договаривающимися Сторонами договоры продолжают действовать в части, не противоречащей этому Договору. Целью создания ЕврАзЭС, согласно ст. 2 Договора, является эффективное продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В соответствии с международно-правовыми актами, принятыми в рамках ЕврАзЭС, Республика Таджикистан обладает правом голоса при принятии решений органами данного сообщества.
Статья 8 Соглашения от 20.01.1995 года «О таможенном союзе» регламентирует порядок прекращения участия в Соглашении следующим образом:
«Каждая Договаривающаяся Сторона может прекратить свое участие в Соглашении путем направления официального письменного уведомления другой Договаривающейся Стороне о своем намерении выйти из Соглашения за 12 месяцев до выхода».
Такой же порядок выхода из Договора о присоединении Республики Таджикистан и Соглашениям о Таможенном союзе от 26.02.1999 г. предусмотрен в статье 7: «Каждая из Сторон имеет право выйти из настоящего Договора путем направления уведомления депозитарию о своем намерении за 12 месяцев до предполагаемой даты выхода».
Доказательства прекращения в установленном порядке указанных соглашений в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, сам факт направления ФТС России телетайпограммы ТФ-940 от 29.10.2010 (т. 1 л.д. 128) с указанием порядка применения вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров в Республику Таджикистан не согласуется с рассматриваемым доводом таможенного органа.
Как указано выше, в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона РФ от 21.05.1993 года № 5003-1 « О таможенном тарифе» ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ.
Пунктом 4 указанной статьи закона определено, что ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, устанавливаются на срок один календарный месяц. Решения Правительства Российской Федерации об изменении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, должны быть опубликованы в одном из официальных изданий Российской Федерации не позднее, чем за один день до дня вступления в силу указанных решений.
Ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2006 года № 695 « Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ № 858 от 26.11.2010 г. в названное Постановление внесены изменения, в соответствии с которыми утверждены ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, «вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств- участников соглашений о Таможенном союзе».
Перечисленным нормам соответствует довод заявителя о том, что нормативно-правовыми актами, ТК ТС, действующим на момент регистрации вышеуказанной декларации ТК РФ, Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ не установлены полномочия ФТС РФ определять порядок применения Постановлений Правительства РФ в части исчисления и уплаты таможенной пошлины в отношении нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории РФ и территории государств- участников соглашений о Таможенном союзе.
Доказательств опубликования ФТС России телетайпограммы ТФ-940 от 29.10.2010 в установленном законом и подзаконными актами порядке также не представлено административным органом.
В силу п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях провозглашает распространяющийся и на юридических лиц принцип презумпции невиновности и устанавливает вину как обязательное условие для привлечения юридического лица к административной ответственности.
В силу п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует сделать вывод о наличии сомнений в виновности лица, привлеченного к ответственности, которые не могут быть устранены судом при рассмотрении настоящего дела по материалам административного дела, представленным административным органом.
С учетом изложенного заявление следует удовлетворить, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении № 10006000-22/2011, вынесенное Центральной энергетической таможней ФТС РФ 10.03.2011 в отношении Закрытого акционерного общества "РОСТЭК-Самара".
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении № 10006000-22/2011, вынесенное Центральной энергетической таможней ФТС РФ в г. Москве 10.03.2011 в отношении Закрытого акционерного общества "РОСТЭК-Самара" (443109, <...>, ИНН <***>) признать незаконным и отменить полностью.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
Е.В. Коршикова