ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-4491/2018 от 23.04.2018 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

28 апреля 2018 года

Дело №

А55-4491/2018

Резолютивная часть решения объявлена: 23 апреля 2018 года

Полный текст решения изготовлен: 28 апреля 2018 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

помощником судьи Максимовой В.А.

рассмотрев в судебном заседании 23 апреля 2018 года дело по иску, заявлению

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения»

к Администрации Советского внутригородского района г.о. Самара

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

-Территориальное управление Росимущества в Самарской области.

о признании незаконным постановления № 266 от 29.11.2017

при участии в заседании

от истца – представитель ФИО2 по доверенности, ФИО3 по доверенности

от заинтересованного лица – представитель ФИО4 по доверенности

от третьего лица – не явился, извещён,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным Постановление Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара от 29.11.2017 № 266 «Об отказе в переводе в жилое помещение нежилого помещения площадью 76,0 кв.м. (1 этаж: ком. №32), расположенного в доме № 2А по улице Свободы»; в случае удовлетворения заявленных требований, указать в решении суда, что с момента вступления его в законную силу, оно будет являться основанием для Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара для рассмотрения по существу заявления СамГУПС о переводе в жилое помещение нежилого помещения площадью 76,0 кв.м. (1 этаж: ком. №32), расположенного по адресу: <...>, т.е. для проверки соблюдения условий, установленных ст. 22 ЖК РФ для перевода нежилых помещений в жилые, а именно соблюдение строительных и градостроительных норм, соответствие проекта перепланировки требованиям законодательства, соответствия самого помещения предъявляемым к нему требованиям.

Администрация Советского внутригородского района городского округа Самара в отзыве на заявление требования не признала, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Росимущества в Самарской области.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил.

Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержится информация об объекте капитального строительства - здание, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский р-н, ул. Свободы, д.2а, со следующими характеристиками: кадастровый номер - 63:01:0727004:976, условный номер - 63:01:000000:0000(0)//1:4535600:0//0001:10:0930:002:а:0, площадь - 5555,0 м., количество этажей - 10, в т.ч. подземных - 1, назначение - Нежилое здание, наименование - Нежилое здание (Общежитие).

ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» (далее - СамГУПС) владеет указанным зданием на праве оперативного управления, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 20.10.2017 №63/01/01/2017-212594. Земельный участок, на котором расположено здание, принадлежит СамГУПС на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством на право постоянного (бессрочного) пользования от 15.06.2015 №АА 086530.

В связи с необходимостью увеличения жилой площади для обучающихся, с учетом требований к жилым помещениям, СамГУПС было решено провести переустройство нежилого помещения площадью 76,0 кв.м. (1 этаж: ком. № 32), расположенного по адресу: <...>. Перевод помещения из нежилого в жилое был согласован с учредителем и собственником (доверенность Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 20.10.2017 №1142И на представление интересов, письмо Федерального агентства железнодорожного транспорта от 29.03.2017 № ИМ- 32/1742-ис).

СамГУПС работы по перепланировке были проведены до получения муниципальной услуги на перевод в жилое помещение нежилого помещения.

В ходе перепланировки были выполнены следующие работы:

-В нежилом помещении поз. 32 (площадью 76,0 кв.м.) возведены перегородки с образованием помещений поз. 32 - назначение комнаты: жилая (площадью 13,4 кв.м.); поз. 33 - назначение комнаты: жилая (площадью 13,4 кв.м.), поз. 34 - назначение комнаты: жилая (площадью 13,4 кв.м.), поз. 35 - назначение комнаты: жилая (площадью 12,7 кв.м.), поз. 39 - назначение комнаты - коридор (площадью 15,5 кв.м.), поз. 37 - назначение комнаты - туалет (площадью 1,0 кв.м.), поз. 36 - назначение комнаты - душевая (площадью 1,1 кв.м.), поз. 38 - назначение комнаты - умывальник (площадью 1,4).

-В помещениях поз. 36,37, 38 установлено сантехническое оборудование. Система водоснабжения и канализации во вновь образованном сан.узле смонтирована и присоединена к существующим трубопроводам подвала общежития №2. Воздуховоды присоединены к существующим вертикальным вентиляционным каналам в стене. Во вновь образованном санузле проведена гидроизоляция пола с устройством стяжки.

После завершения перепланировки и получения доверенности от собственника СамГУПС обратился 03.11.2017 с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое в Администрацию Советского внутригородского района городского округа Самара (далее - Администрация).

Постановление Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара от 29.11.2017 №226 отказано в переводе нежилого помещения в жилое помещение площадью 76,0 кв.м. (1 этаж: ком. №32), расположенного в доме №2А по улице Свободы.

Отказ мотивирован несоблюдением требований ст. 22 Жилищного кодекса РФ, в частности, несоблюдением условий перевода помещения, а именно произведены ремонтно-строительные работы по переустройству и перепланировке помещения без разрешительной документации.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 5, ст. 28 Закона Самарской области от 06.07.2015 № 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» с 01.01.2016 принятие решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые помещения осуществляют органы местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара.

Рассмотрение заявлений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые помещения осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием документов и выдача решений о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое на территории Советского внутригородского района городского округа Самара», утвержденным постановлением Администрации от 28.03.2016 № 166 (далее - Регламент).

В соответствии со ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается, в том числе, в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 ЖК РФ условий перевода помещения.

В соответствии с ч. 1. ст.22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности.

Частью 8 ст.23 ЖК РФ установлен определенный порядок получения разрешения на перевод помещения и выполнения в нем строительных мероприятий. Из указанной нормы следует, что решение уполномоченного органа местного самоуправления является основанием проведения соответствующих переустройства и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в данном решении.

Судом установлено, что заявителем все строительные мероприятия по перепланировке спорного здания были выполнены без вышеуказанного решения уполномоченного органа местного самоуправления и до обращения к заинтересованному лицу с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое.

Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что заявителем не соблюдены предусмотренные статьей 22 ЖК РФ условия перевода нежилого помещения в жилое.

Аналогичный вывод сделан в решении Арбитражного суда Самарской области от 28 марта 2017 года по делу № А55-1007/2017 между теми же лицами, что и в настоящем споре.

Принятие иного решения приведет к созданию противоречивой арбитражной судебной практике.

Кроме того, арбитражный суд принял во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии со ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

На основании п. 26 ч. 2 ст. 5 Закона Самарской области от 06.07.2015 № 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» с 01.01.2016 принятие решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые помещения осуществляют органы местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара.

Рассмотрение заявлений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые помещения осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием документов и выдача решений о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое на территории Советского внутригородского района городского округа Самара», утвержденным постановлением Администрации от 28.03.2016 № 166 (далее - Регламент).

03.11.2017 в Администрацию от ФГБОУ ВО «СамГУПС» поступило заявление о переводе нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в жилое (копия имеется в материалах дела).

К данному заявлению были приложены следующие документы: копия свидетельства о государственной регистрации права на здание от 15.06.2015, копия свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок от 27.04.2015, копии технических паспортов на здание, проект переустройства, копия доверенности ФГБОУ ВПО «СамГУПС» от 17.10.2017, копия доверенности ТУ Росимущества в Самарской области от 20.10.2017, копия паспорта заявителя.

В соответствии с ч.1. ст.22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности.

К указанным установленным по делу обстоятельствам Администрация правильно применила часть 6 статьи 22 ЖК РФ, в силу которой в случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ (решение о переводе) должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.

При этом, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе (часть 8 статьи 23 ЖК РФ).

Завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения (часть 9 статьи 23 ЖК РФ).

Заявителем строительные мероприятия по перепланировке спорного помещения были выполнены без решения уполномоченного органа местного самоуправления, т.е. без предусмотренного законодательством соответствующего основания. Данный факт не отрицается заявителем и свидетельствует о несоблюдении порядка, установленного ст. 22 ЖК РФ.

СамГУПС, указывая в заявлении от 03.11.2017г., что предполагается перепланировка согласно прилагаемому проекту переустройства, фактически создал препятствии рассмотрению своего заявления органом местного самоуправления, поскольку лишил его возможности определить требование о проведении переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, установить перечень иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого.

Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки также не мог быть составлен, поскольку орган, осуществляющий перевод помещений, не имел возможности соотнести результаты переустройства с требованием о проведении переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, установить перечень иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого. Правовые основания для приёмки работ отсутствовали.

В силу статьи 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) непредставления определенных ч. 2 ст. 23 ЖК РФ документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных ст. 22 ЖК РФ условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Заявитель указывает, что в письме от 08.12.2017 №38-Д05-09/13952 Департамент сообщает, что согласование перепланировки нежилых помещений в нежилых зданиях не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Данная ссылка приведена заявителем необоснованно, поскольку вывод Департамента относился к нежилым помещениям, которые не меняют свой статус.

В случае перевода нежилого помещения в жилое помещение орган местного самоуправления выдает не согласие на переустройство, а требование о проведении переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, устанавливает перечень иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого.

Исходя из изложенного, учитывая, что заявителем не соблюден порядок перевода нежилого помещения в жилое, ввиду производства работ по переустройству (перепланировке) помещения ранее получения разрешения уполномоченного органа местного самоуправления на такие работы, с учетом п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ у Администрации имелись основания для отказа в переводе в жилые помещения нежилых помещений.

Представленный заявителем технический паспорт ГУП Самарской области "Центр технической инвентаризации" от 14.08.2017г. суд считает недопустимым доказательством.

С 1 января 2013 г. на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, в связи с чем, положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются (часть 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". (далее - Закон о кадастре).

С указанной даты порядок осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду, регламентированный ранее Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", не применяется, новый порядок не установлен.

Таким образом, подготовка технических паспортов на объекты капитального строительства, не относящиеся к объектам жилищного фонда, законодательством не предусмотрена.

Запрет на использование технического паспорта, изготовленного после 01.01.2013, для оформления технического плана объекта недвижимости был установлен изменениями, внесенными в часть 8 статьи 41 Закона о кадастре Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ, введенными в действие с 01.10.2013.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 2017 г. N 306-КГ17-15282.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В статье 10 ГК РФ предусмотрено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (пункт 1).

В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункт 2).

Как разъяснено в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.11.2008 N 127 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации", отказ в защите права лицу, злоупотребившему правом, означает защиту нарушенных прав лица, в отношении которого допущено злоупотребление, при этом, непосредственной целью названной санкции является не наказание лица, злоупотребившего правом, а защита прав лица, потерпевшего от этого злоупотребления.

Следовательно, для защиты нарушенных прав потерпевшего суд может не принять доводы лица, злоупотребившего правом, обосновывающие соответствие своих действий по осуществлению принадлежащего ему права формальным требованиям законодательства. Поэтому упомянутая норма закона может применяться как в отношении истца, так и в отношении ответчика.

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2016 N 308-ЭС14-7435, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2013 N ВАС-8666/13, от 13.01.2011 N ВАС-17785/10, от 27.10.2011 N ВАС-14396/11, от 12.04.2012 N ВАС-3275/12, в постановлениях арбитражных судов округов по делам N А26-10005/2010, N А32-48778/2011, N А32-30956/2011, N А07-2103/2011.

Согласно постановлению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 по делу N 13944/09 "под защитой нарушенного права имеется в виду не только возможность обращения в суд, но и возможность достижения в суде правового результата".

В данном случае при наличии вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Самарской области от 28 марта 2017 года по делу № А55-1007/2017 СамГУПС было известно о незаконности выполнения строительных мероприятий по перепланировке здания без решения уполномоченного органа местного самоуправления и до обращения к заинтересованному лицу с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое.

Однако СамГУПС повторно нарушило установленный законом порядок перевода нежилого помещения в жилое.

При таких обстоятельствах суд считает, что обращение заявителя в суд с настоящими требованиями имеет цель удовлетворения своих интересов при игнорировании установленного законом порядка и ущемлении полномочий органа местного самоуправления, что свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны истца и является основанием для отказа в исковых требованиях.

При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь общим принципом отнесения судебных расходов на стороны (ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей относятся на заявителя.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1