АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
августа 2014 года | Дело № | А55-4502/2014 | |||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе судьи | ФИО1 | ||||||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бадрутдиновой Л.Т. | |||||||
рассмотрев в судебном заседании 19- августа 2014 года дело по заявлениям | |||||||
Общества с ограниченной ответственностью "РН-Сервис-Экология" | |||||||
к Управлению Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования: ООО «РН-Юганскнефтегаз», ИНН <***> | |||||||
об оспаривании постановлений об административном правонарушении: № 89-ОК/40 от 20.02.2014, № 90-ОК/40 от 20.02.2014, № 91-ОК/40 от 20.02.2014, № 92-ОК/40 от 20.02.2014, № 93-ОК/40 от 20.02.2014 | |||||||
при участии в заседании: от заявителя – представитель ФИО2 по доверенности от 01.01.2014 года, представитель ФИО3 по доверенности 12.08.2014, от заинтересованного лица – не явился, извещен, от третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования ООО «РН-Юганскнефтегаз» – не явился, извещен, в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 19.08.2014 объявлялся перерыв до 21.08.2014. Информация о перерыве была размещена на сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по веб-адресу: http://www.samara.arbitr.ru. | |||||||
установил: Общество с ограниченной ответственностью "РН-Сервис-Экология" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконными и отмене постановлений Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре № 89-ОК/40 от 20.02.2014, № 90-ОК/40 от 20.02.2014, № 91-ОК/40 от 20.02.2014, № 92-ОК/40 от 20.02.2014, № 93-ОК/40 от 20.02.2014. Определениями Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2014 дела №А55-4503/2014, А55-4504/2014, А55-4505/2014, А55-4506/2014 объединены с делом А55-4502/2014 для совместного рассмотрения с присвоением номера дела №А55-4502/2014. Определением арбитражного суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО «РН-Юганскнефтегаз». В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования. Заинтересованное лицо в представленном отзыве на заявление просит отказать в удовлетворении заявления. Третье лицо ООО «РН-Юганскнефтегаз» в представленном отзыве заявленные требования ООО «РН-Сервис-Экология» поддержало. Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, арбитражный суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре принято и зарегистрировано входящим № 27457 обращение о нарушениях требований законодательства об охране окружающей среды и содержащее данные о нарушениях в сфере обращения с отходами производства и потребления при осуществлении работ на шламовых амбарах кустов скважин Приобскою и Мало-Балыкского месторождений, эксплуатацию которых осуществляет ООО «РН-Юганскнефтегаз». В ходе проверки фактов, изложенных в зарегистрированном обращении, установлено, что работы по обезвреживанию отходов бурения осуществляются на шламовых амбарах кустов скважин №№ 160 (1.2), 124, 410 левобережной части Приобскою месторождения в Ханты-Мансийском районе и на шламовых амбарах кустов скважин №№ 651, 649 бис Мало-Балыкского месторождения в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. ООО «РН-Юганскнефтегаз» предоставлена информация и документация, согласно которой привлеченным подрядным предприятием для осуществления работ на шламовых амбарах указанных кустов скважин является ООО «РН-Сервис-Экология». ООО «РН-Юганскнефтегаз» предоставлено положительное заключение государственном экологической экспертизы на документацию проводимых работ - «СТО 5745-010-76841742-2010 «Технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО «НК «Роснефть», ООО «РН-Юганскнефтегаз» Заинтересованное лицо указывает, что применение указанного регламента возможно при соблюдении организационных, документальных, технических, технологических условий, установленных положительным заключением ГЭЭ, в том числе проведение работ исключительно в теплый период года при наличии согласованных с уполномоченным органом проекта производства работ. На основании ч.1 ст. 4.5. п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ, в следствии установления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, Управлением Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре 13.01.2014 г. в отношении юридического лица - ООО «РН-Сервис-Экология» вынесено Определение № 04 ОК/40 «О возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования». В рамках административного производства в соответствии со ст.26.10 КоАП РФ в целях всестороннего, полного, объективного и своевременною выяснения обстоятельств дела, разрешения ею в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а также получения достоверных данных о степени негативного воздействия на окружающую среду от последствий отказа трубопровода, о полноте и своевременности принятых мер по снижению и ликвидации негативного воздействия на окружающую среду, в адрес юридического лица направлялись определения об истребовании сведений. Строительство куста скважин № 160 (1, 2) на левобережной части Приобского месторождения в Ханты-Мансийском районе ХМАО - Югры осуществлено ЗАО «ССК» на основании договора от 01.01.2013 г. № ДД-244-13. В ходе производства работ по строительству эксплуатационных скважин образованы, накоплены, размещены и хранятся в шламовом амбаре (шламонакопителе) опасные для окружающей среды буровые отходы IV класса опасности. Класс опасности образованных отходов бурения подтверждается паспортами опасных отходов, предоставленными ЗАО «ССК» в Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре при сопроводительном письме от 17.01.2014 г. исх. № ССК-НФ-14-0221. ООО «РН-Сервис-Экология» заключен договор с ООО «РН- Юганскнефтегаз» № РН-ГБ/1/80-1/13 от 01.10.2013 г. на переработку отходов бурения, образованных при бурении эксплуатационных скважин куста № 160 (1, 2) на Приобском месторождении по технологии «Грунтобетон» с применением (использованием) полученного в результате материала. Фактический срок начала осуществления работ на шламовом амбаре, согласно информационною письма ООО «РН-Сервис-Экология» от 26.12.2013 г. исх. № 06/2190, - с 16 ноября 2013 г. Срок окончания работ - июль 2014 г. Дополнительные соглашения, согласно информационного письма ООО «РН-Сервис-Экология» от 03.02.2014 г. исх. № 04/295, проходят процедуру согласования. Работы на шламовом амбаре куста № 160 (1, 2) осуществляются при наличии документации на новую технологию: «СТО 5745-010-76841742-2010 «Технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО «НК «Роснефть», ООО «РН-Юганскнефтегаз». Строительство куста скважин № 124 на левобережной части Приобского месторождения в Ханты-Мансийском районе ХМАО - Югры осуществлено ООО «РН-Бурение» на основании договора от 10.12.2012 г. № ДД-01/13/НФ. В ходе производства работ по строительству эксплуатационных скважин образованы, накоплены, размещены и хранятся в шламовом амбаре (шламонакопителе) опасные для окружающей среды буровые отходы IV класса опасности. Класс опасности образованных отходов бурения подтверждается паспортами опасных отходов, предоставленными ООО «РН-Бурение» в Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре при сопроводительном письме от 20.01.2014 г. исх. № НФ-02/-1421. ООО «РН-Сервис-Экология» заключен договор с ООО «РН- Юганскнефтегаз» № РН-ГБ/1/80-1/13 от 01.10.2013 г. на переработку отходов бурения, образованных при бурении эксплуатационных скважин куста № 124 на Приобском месторождении по технологии «Грунтобетон» с применением (использованием) полученного в результате материала. Фактический срок начала осуществления работ на шламовом амбаре, согласно информационною письма ООО «РН-Сервис-Экология» от 26.12.2013 г. исх. № 06/2190, - с 15 октября 2013 г. Срок окончания работ - июль 2014 г. Дополнительные соглашения, согласно информационного письма ООО «РН-Сервис-Экология» от 03.02.2014 г. исх. № 04/295, проходят процедуру согласования. Работы на шламовом амбаре куста № 124 осуществляются при наличии документации на новую технологию: «СТО 5745-010-76841742-2010 «Технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО «НК «Роснефть», ООО «РН-Юганскнефтегаз». Строительство куста скважин № 410 на левобережной части Приобского месторождения в Ханты-Мансийском районе ХМАО - Югры осуществлено ООО «РН-Бурение» на основании договора от 10.12.2012 г. № ДД-01/13/НФ. В ходе производства работ по строительству эксплуатационных скважин образованы, накоплены, размещены и хранятся в шламовом амбаре (шламонакопителе) опасные для окружающей среды буровые отходы IV класса опасности. Класс опасности образованных отходов бурения подтверждается паспортами опасных отходов, предоставленными ООО «РН-Бурение» в Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре при сопроводительном письме от 20.01.2014 г. исх. № НФ-02/-1421. ООО «РН-Сервис-Экология» заключен договор с ООО «РН- Юганскнефтегаз» № РН-ГБ/1/80-1/13 от 01.10.2013 г. на переработку отходов бурения, образованных при бурении эксплуатационных скважин куста № 410 на Приобском месторождении по технологии «Грунтобетон» с применением (использованием) полученного в результате материала. Фактический срок начала осуществления работ на шламовом амбаре, согласно информационною письма ООО «РН-Сервис-Экология» от 26.12.2013 г. исх. № 06/2190, - с 15 октября 2013 г. Срок окончания работ - июль 2014 г. Дополнительные соглашения, согласно информационного письма ООО «РН-Сервис-Экология» от 03.02.2014 г. исх. № 04/295, проходят процедуру согласования. Работы на шламовом амбаре куста № 410 осуществляются при наличии документации на новую технологию: «СТО 5745-010-76841742-2010 «Технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО «НК «Роснефть», ООО «РН-Юганскнефтегаз». Строительство куста скважин № 649 бис на Мало – Балыкском месторождении в Нефтеюганском районе ХМАО-Югры осуществлено ООО «РН-Бурение» на основании договора от 10.12.2012 г. № ДД-01/13/НФ. В ходе производства работ по строительству эксплуатационных скважин образованы, накоплены, размещены и хранятся в шламовом амбаре (шламонакопителе) опасные для окружающей среды буровые отходы IV класса опасности. Класс опасности образованных отходов бурения подтверждается паспортами опасных отходов, предоставленными ООО «РН-Бурение» в Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре при сопроводительном письме от 20.01.2014 г. исх. № НФ-02/-1421. ООО «РН-Сервис-Экология» заключен договор с ООО «РН- Юганскнефтегаз» № 2ША/84-1/13 от 12.12.2013 на переработку отходов бурения, образованных при бурении эксплуатационных скважин куста № 649 бис на Мало – Балыкском месторождении в Нефтеюганском районе ХМАО-Югры по технологии «Грунтобетон» с применением (использованием) полученного в результате материала. Фактический срок начала осуществления работ на шламовом амбаре, согласно информационною письма ООО «РН-Сервис-Экология» от 26.12.2013 г. исх. № 06/2190, - с 11 ноября 2013 г. Срок окончания работ - июль 2014 г. Дополнительные соглашения, согласно информационного письма ООО «РН-Сервис-Экология» от 03.02.2014 г. исх. № 04/295, проходят процедуру согласования. Работы на шламовом амбаре куста № 649 бис на Мало – Балыкском месторождении в Нефтеюганском районе ХМАО-Югры осуществляются при наличии документации на новую технологию: «СТО 5745-010-76841742-2010 «Технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО «НК «Роснефть», ООО «РН-Юганскнефтегаз». Строительство куста скважин № 651 на Мало – Балыкском месторождении в Нефтеюганском районе ХМАО-Югры осуществлено ООО «РН-Бурение» на основании договора от 10.12.2012 г. № ДД-01/13/НФ. В ходе производства работ по строительству эксплуатационных скважин образованы, накоплены, размещены и хранятся в шламовом амбаре (шламонакопителе) опасные для окружающей среды буровые отходы IV класса опасности. Класс опасности образованных отходов бурения подтверждается паспортами опасных отходов, предоставленными ООО «РН-Бурение» в Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре при сопроводительном письме от 20.01.2014 г. исх. № НФ-02/-1421. ООО «РН-Сервис-Экология» заключен договор с ООО «РН- Юганскнефтегаз» № 2ША/84-1/13 от 12.12.2013 на переработку отходов бурения, образованных при бурении эксплуатационных скважин куста № 651 на Мало – Балыкском месторождении в Нефтеюганском районе ХМАО-Югры по технологии «Грунтобетон» с применением (использованием) полученного в результате материала. Фактический срок начала осуществления работ на шламовом амбаре, согласно информационною письма ООО «РН-Сервис-Экология» от 26.12.2013 г. исх. № 06/2190, - с 11 ноября 2013 г. Срок окончания работ - июль 2014 г. Дополнительные соглашения, согласно информационного письма ООО «РН-Сервис-Экология» от 03.02.2014 г. исх. № 04/295, проходят процедуру согласования. Работы на шламовом амбаре куста № 651 на Мало – Балыкском месторождении в Нефтеюганском районе ХМАО-Югры осуществляются при наличии документации на новую технологию: «СТО 5745-010-76841742-2010 «Технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО «НК «Роснефть», ООО «РН-Юганскнефтегаз». Указанная, проектная документация получила положительное заключение государственной экологической экспертизы № 9-ээ от 17.02.2012 г. Заключение экспертной комиссии утверждено Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тюменской области № 192-э от 17.02.2012 г. Срок действия экспертного заключения установлен 5 лет. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ экологической экспертизой является установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую сред. В соответствии с ч.1 ст. 33 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Заказчиком заключения государственной экологической экспертизы является ООО «РН-Сервис-Экология» Заключенным договором ООО «РН-Сервис-Экология» приняло на себя обязательства по обезвреживания бурового шлама IV класса опасности, находящегося и шламовых амбарах (шламонакопителях) куста №№ 160 (1.2), 124, 410 левобережной части Приобскою месторождения в Ханты-Мансийском районе и на шламовых амбарах кустов скважин №№ 651, 649 бис Мало-Балыкского месторождения в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с использованием для обезвреживания отходов указанного «Технологического регламента...». Положительным заключением государственной экологической экспертизы № 9-ээ от 17.02.2012 г. установлены условия, выполнение которых является обязательным на всех этапах реализации проекта. Управление Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре считает, что в нарушение проектной документации «СТО 5745-010-76841742-2010 «Технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО «НК «Роснефть», ООО «РН-Юганскнефтегаз», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы № 9-ээ от 17.02.2012 г. комплексные инженерно-экологические изыскания и обследование территории не проводились. Уточненные места, объемы и способы использования конечного продукта - ГБ - должны быть указаны в конкретных планах производства работ, рабочих проектах, проектах производства работ и согласованы с природоохранными органами. При проведении работ но производству ГБ и применению материалов в зоне возведенных с использованием отходов бурения сооружений, организуется локальный экологический мониторинг, результаты которого представляются в природоохранные органы. Не допускается накопление отходов бурения, переработка буровых шламов и применение ГБ на территории населенных пунктов, а так же в особо охраняемых природных территориях и в прибрежных защитных полосах. Объекты по переработке бурового шлама в грунтобетон и использованию грунтобетона (ГБ) в конструкциях следует преимущественно разметать вне водоохранных зон и затопляемых пойм водоемов и водотоков. При размещении объектов в водоохранных зонах следует дополнительно соблюдать требования, Водного кодекса, обеспечивать особо тщательные меры по недопущению загрязнения компонентами отходов окружающей природной среды. Расположение промысловых объектов месторождений в водоохранных зонах и затопляемых поймах рек и проток накладывает ряд ограничений и требований к производственным площадкам и способам ведения работ, с оснащением специальным сооружениями и конструктивными элементами, обеспечивающими природоохранные требования и экологическую безопасность. Захоронение отходов, в т.ч. бурового шлама, в водоохраной зоне запрещено. В связи с тем, что гидрологические и экологические условия на ряде месторождений ОАО «НК «Роснефть» являются сложными (наличие близкого залегания грунтовых вод, расположение в пойменной части и т.д.) следует при планируемом выполнении работ выполнять комплексный мониторинг территории (раздел 1 «общие сведения об объекте экспертизы», стр.3) Технологический регламент является основанием для составления проектов ПНР и непосредственно при выполнении работ по производству грунтобетона и строительству сооружений на территории месторождений деятельности ОАО НК «Роснефть». Проекты (ПНР) должны разрабатываться в отношении конкретных объектов и согласоваться (приниматься к сведению) уполномоченными природоохранными органами (Росприродиадзор). В составе ПНР необходимо подтверждение геологического строения разбуриваемых пластов, подтверждение рецептур промывочных жидкостей, технологии проходки, скважин, технологии очистки буровых растворов с указанием свойств буровых растворов (которые должны быть неизменными и малотоксичными). Проектами производства работ осуществляется привязка к конкретной территории с изучением местных условий, свойств и составов бурового шлама и испытания грунтобетона. Согласно информационного письма ООО «РН-Сервис-Экология» от 17.01.2014 г. исх. № 05/64, предоставленного в ответ на определение об истребовании сведений от 13.01.2014 г., проект производства работ на кустовых площадках №№ 124, 410, 160.1, 160.2 Приобского месторождении и кустовых площадках №№ 649 бис., 651 Мало-Балыкского месторождении при сопроводительном письме от 11.12.2013 г. № 07/1985 направлен па согласование в адрес ООО «РН-Юганскнефтегаз». Проекты (согласно информационного письма ООО «РН-Сервис-экология» от 17.01.2014 г. исх. № 05/64, без указания кустовых площадок проведения работ), при сопроводительном письме от 16.12.2013 г. № 07/2033 направлены для принятия к сведению в адрес Управления Росприроднадзара по ХМАО-Югре. Между тем, работы на шламовом амбаре (шламонакопителе) куста №№ 160 (1.2), 124, 410 левобережной части Приобскою месторождения в Ханты-Мансийском районе и на шламовых амбарах кустов скважин №№ 651, 649 бис Мало-Балыкского месторождения в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры начаты с 15 октября 2013 г. либо с 11.11.2013 года. Таким образом, заинтересованное лицо считает, что в нарушение проектной документации «СТО 5745-010-76841742-2010 «Технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО «НК «Роснефть», ООО «РН-Юганскнефтегаз», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы № 9-и от 17.02.2012 г., работы по обезвреживанию отходов бурения на шламовом амбаре (шламонакопителе) куста №№ 160 (1.2), 124, 410 левобережной части Приобскою месторождения в Ханты-Мансийском районе и на шламовых амбарах кустов скважин №№ 651, 649 бис Мало-Балыкского месторождения в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры начаты при отсутствии согласованного (принятого к сведенную) проекта производства работ. За основу композиции принимается буровой шлам ОАО «НК «Роснефть», предварительно подготовленный путем частичного обезвоживания (с помощью обработки коагулянтами и откачки осветленной жидкой фазы) и перемешивания до однородного состояния. Управление Росприроднадзара по ХМАО-Югре ссылается на то, что результаты производственных исследований дозировки и номенклатуры добавок по уточненной рецептуре грунтобетона (ГБ) на основе компонентного состава отходов бурения по каждой производственной площадке (шламовому амбару) запрошены в соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ в рамках проведения административного расследования пунктом 7 определения об истребовании сведений от 13.01.2014 г. Информационным письмом от 17.01.2014 г. исх. № 05/64 ООО «РН-Сервис-Экология» ходатайствует о переносе срока предоставления вышеуказанных результатов на период май -июнь 2014 г. в связи с приостановкой работ из-за низких температур. Обязательным условием положительного Заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) № 9-ээ от 17.02.2012 г. является проведение работ по подготовке бурового шлама и соответствия предварительного подготовленного шлама указанным параметрам в целях его дальнейшей обработки, как сырья, введением определенного количества заполнителей, цемента и активных микродобавок. Свежеприготовленная композиция после 4-8 часовой выдержки так же должна соответствовать определенным параметрам, установленным проектными материалами и положительным Заключением ГЭЭ с подтверждением соответствия этих параметров производственными и лабораторными исследованиями на каждом последовательном этапе получения грунтобетона. В нарушение документации «СТО 5745-010-76841742-2010 «Технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО «НК «Роснефть», ООО «РН-Юганскнефтегаз», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы № 9-ээ от 17.02.2012 г., работы по обезвреживанию отходов бурения на шламовом амбаре (шламонакопителе) куста №№ 160 (1.2), 124, 410 левобережной части Приобскою месторождения в Ханты-Мансийском районе и на шламовых амбарах кустов скважин №№ 651, 649 бис Мало-Балыкского месторождения в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при подготовительных работах и на начальном этапе приготовления грунтобетона осуществлялись без проведения производственных и лабораторных исследований дозировки и номенклатуры добавок по уточненной рецептуре грунтобетона, с нарушением температурных условии приготовления смеси, и дальнейшем прерыванием последовательного производственного цикла приготовления грунтобетона. Результаты производственных исследований дозировки и номенклатуры добавок, результаты компонентных исследований подготовленного буровою шлама и приготовленной смеси с подтверждением соответствия получаемого продукта обезвреживания отходов согласно требованиям СТО 5743-010-76841742-2010 и положительного заключения ГЭЭ, в материалы дела юридическим лицом не предоставлены, указывает заинтересованное лицо. Для оценки воздействия плановых работ на состояние загрязнения атмосферного воздуха выполнен расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ по УПРЗА «ФИО4» (версия 3.0), которая осуществляет многовариантный расчет приземных концентраций в расчетных точках на местности при различных направлениях и скоростях ветра. Выполнен один вариант расчета рассеивания для рабочего режима предприятия. Расчет выполнен для температуры воздуха самого жаркого месяца, т.к. работы ведутся исключительно в теплый период года (раздел 4.2 «оценка воздействия на атмосферный воздух, охрана атмосферного воздуха», стр. 18-19) Заведомо в нарушение проектной документации «СТО 574501076841742-2010 «Технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО «НК «Роснефть», ООО «РН-Юганскнефтегаз», подучившей положительное заключение государственной экологической экспертизы № 9-ээ от 17.02.2012 г.. работы по обезвреживанию отходов бурения на шламовом амбаре (шламонакопителе) куста №№ 160 (1.2), 124, 410 левобережной части Приобскою месторождения в Ханты-Мансийском районе и на шламовых амбарах кустов скважин №№ 651, 649 бис Мало-Балыкского месторождения в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры начаты с 15 октября 2013 г. либо с 11.11.2013 года при наличии стабильной отрицательной температуры атмосферного воздуха. Исходя из проектных решений, получивших положительное заключение ГЭЭ, ООО «РН-Сервис-Экология» обязано иметь паспорт опасного отхода - бурового шлама, как исходного сырья для приготовления грунтобетона. Указанный паспорт опасного отхода юридическое лицо не имеет, что подтверждается информационным письмом Общества от 17.01.2014 г. исх. № 05/64. Для проведения локального экологического мониторинга привлекаются независимые специализированные организации, имеющие соответствующие лицензии, аккредитацию и аттестацию. Программа и результаты мониторинга предоставляются в природоохранные органы. При выполнении работ по переработке БШ и применению ГБ на территории ВОЗ и пойм, в том числе для рекультивации шламовых амбаров (ША) и временных шламонакопителей, организация локального экологического мониторинга является обязательной и проводится в соответствии с проектом. Проект локального экологическою мониторинга составляется в соответствии с действующим федеральными и региональными нормативными документами и согласовывается природоохранными органами (раздел 3 «получение грунтобетона», стр. 14-15). Согласно информационного письма ООО «РН-Сервис-Экология» от 17.01.2014 г. исх. № 05/64 программа локального экологического мониторинга при сопроводительном письме от 22.10.2013 г. № 07/1633 направлен на согласование в адрес ООО «РН-Юганскнефтегаз». Таким образом, в нарушение проектной документации «СТО 5745-010-76841742-2010 «Технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО «НК «Роснефть», ООО «РН-Юганскнефтегаз», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы № 9-ээ от 17.02.2012г., работы по обезвреживанию отходов бурения на шламовом амбаре (шламонакопителе) куста №№ 160 (1.2), 124, 410 левобережной части Приобскою месторождения в Ханты-Мансийском районе и на шламовых амбарах кустов скважин №№ 651, 649 бис Мало-Балыкского месторождения в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры начаты при отсутствии утвержденной и согласованной природоохранными органами программы локального экологического мониторинга. Юридическим лицом при осуществлении деятельности по обезвреживанию отходов бурения на шламовом амбаре (шламонакопителе) куста №№ 160 (1.2), 124, 410 левобережной части Приобскою месторождения в Ханты-Мансийском районе и на шламовых амбарах кустов скважин №№ 651, 649 бис Мало-Балыкского месторождения в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (нарушается) не соблюдается технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона, документация по технологии приготовления и применения которою поучила положительное заключение государственной экологической экспертизы. Действия (бездействие) юридического лица образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» № 195-ФЗ от 30.12.2001 года осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы. Объектом административного правонарушения являются отношения в области охраны окружающей среды и природопользования указывает Управление Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и виновный нарушает требования законодательства об экологической экспертизе. Объективная сторона административного правонарушения состоит в том, что виновный осуществляет деятельность, которая не соответствует документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы. Правонарушение может быть совершено только в форме действия. Субъектами административного правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица. Субъективная сторона административных правонарушений, предусмотренных в ст. 8.4. характеризуется только умышленной формой вины. В соответствии с п.7 статьи 30 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами является осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы. В соответствии со ст. 32 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 настоящего Федерального закона, если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Место совершения административного правонарушения: по месту осуществления юридическим лицом хозяйственной деятельности: кустовая площадка, шламовый амбар (шламонакопитель) №№ 160 (1.2), 124, 410 левобережной части Приобскою месторождения в Ханты-Мансийском районе и на шламовых амбарах кустов скважин №№ 651, 649 бис Мало-Балыкского месторождения в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В соответствии со ст. 23.29. ч.1 ст. 28.3 КоАП РФ Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 статьи 8.4 настоящего Кодекса составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственный экологический надзор и уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1. ч.2 ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушен. Пунктом 4 ст. 65 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции Федерального закона от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ установлено, что государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 3 ст. 65 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции Федерального закона от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ установлено, что государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется только уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктом 6 статьи 65 Федерального закона № 7-ФЗ государственный экологический надзор организуется и осуществляется с учетом категорий объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и с учетом перечня нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному контролю, утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 285. В целях реализации п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 № 285. Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации издан Приказ от 09.12.2010 г. № 545 «Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Самарской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю». В редакции Приказа Минприроды России от 14 сентября 2011 г. № 739 «О внесении изменений в Список конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Самарской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю», утвержденный приказом Минприроды России от 09 декабря 2010 г. № 545», ООО «РН-Сервис-Экология» в указанном списке находится под номером «2902» и ему соответствует пункт 7 Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Таким образом, у ООО «РН-Сервис-Экология» имеются объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю, а потому все виды государственного экологического надзора в отношении общества могут осуществляться в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ только уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В силу действия Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденною Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года № 400. Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.06.2011 года № 421. Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. №53, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно положениям ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Как разъяснено в п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10, при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Таким образом, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. В связи с чем, арбитражный суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям Как следует из материалов дела, Государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре ФИО5 вынесено Определение №04-ОК/40 от 13 января 2014г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «РН-Сервис-Экология», г. Отрадный, Промышленная зона. На основании материалов административного расследования Государственным инспектором ФИО5 составлен Протокол об административном правонарушении №163-ОК/40 от 13.02.2014г. и вынесено Постановление №89-ОК/40 от 20.02.2014г. о назначении административного наказания, в соответствии с которым ООО «РН-Сервис-Экология» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.4 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре ФИО5 вынесено Определение №04-ОК/40 от 13 января 2014г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «РН-Сервис-Экология», г. Отрадный, Промышленная зона. На основании материалов административного расследования Государственным инспектором ФИО5 составлен Протокол об административном правонарушении №164-ОК/40 от 13.02.2014г. и вынесено Постановление №90-ОК/40 от 20.02.2014г. о назначении административного наказания, в соответствии с которым ООО «РН-Сервис-Экология» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.4 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре ФИО5 вынесено Определение №04-ОК/40 от 13 января 2014г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «РН-Сервис-Экология», г. Отрадный, Промышленная зона. На основании материалов административного расследования Государственным инспектором ФИО5 составлен Протокол об административном правонарушении №165-ОК/40 от 13.02.2014г. и вынесено Постановление №91-ОК/40 от 20.02.2014г. о назначении административного наказания, в соответствии с которым ООО «РН-Сервис-Экология» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.4 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре ФИО5 вынесено Определение №04-ОК/40 от 13 января 2014г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «РН-Сервис-Экология», г. Отрадный, Промышленная зона. На основании материалов административного расследования Государственным инспектором ФИО5 составлен Протокол об административном правонарушении №166-ОК/40 от 13.02.2014г. и вынесено Постановление №92-ОК/40 от 20.02.2014г. о назначении административного наказания, в соответствии с которым ООО «РН-Сервис-Экология» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.4 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре ФИО5 вынесено Определение №04-ОК/40 от 13 января 2014г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «РН-Сервис-Экология», г. Отрадный, Промышленная зона. На основании материалов административного расследования Государственным инспектором ФИО5 составлен Протокол об административном правонарушении №167-ОК/40 от 13.02.2014г. и вынесено Постановление №93-ОК/40 от 20.02.2014г. о назначении административного наказания, в соответствии с которым ООО «РН-Сервис-Экология» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.4 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Заявитель считает, что Постановления №89-ОК/40 от 20.02.2014г., №90-ОК/40 от 20.02.2014г., №91-ОК/40 от 20.02.2014г., №92-ОК/40 от 20.02.2014г., №93-ОК/40 от 20.02.2014г. о назначении административного наказания не соответствует закону, отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности по мотивам, изложенным в заявлениях. Согласно Определению №04-ОК/40 от 13.01.2014г. Росприроднадзором принято и зарегистрировано входящим №27457 от 25.11.2013г. обращение о нарушениях требований законодательства об охране окружающей среды и содержащее данные о нарушениях в сфере у обращения с отходами производства и потребления при осуществлении работ на шламовых амбарах кустов скважин Приобского и Мало-Балыкского месторождений, эксплуатацию которых осуществляет ООО «РН-Юганскнефтегаз». На основании предоставленной информации ООО «РН-Юганскнефтегаз» работы на шламовых амбарах кустов скважин №№410, 124, 160 (1.2) левобережной части Приобского месторождения, кустов №№649 бис, 651 Мало-Балыкского месторождения осуществляется ООО «РН-Сервис-Экология» на основании Технологического регламента по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО «ПК «Роснефть», ООО «РН-Юганскнефтегаз». Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре утверждает, что заявителем не соблюдается технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона, документация по технологии приготовления и применения которого получила положительное заключение государственной экологической экспертизы. В обосновании данного утверждения Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре приводит следующие доводы: результаты комплексных инженерно-экологических изысканий и обследование территорий отсутствуют в следствии их не проведения и материалы дела юридическим лицом не предоставлены. Данное заключение Росприроднадзора по ХМАО-Югре является необоснованным по следующим основаниям. Согласно материалам СТО 5745-010-76841742-2010 «Технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО «ПК «Роснефть», ООО «РН-Юганскнефтегаз» и заключению государственной экологической экспертизы № 9-ээ от 17.02.2012 г. применение строительного материала Грунтобетон возможно по нескольким направлениям: в конструкциях дорожных одежд промысловых автодорог и площадок взамен привозных каменных материалов, при строительстве, реконструкции и ремонте; в основаниях и покрытиях; в дополнительных слоях оснований (морозозащитных, гидроизоляционных и т.д.); для укрепления обочин дорог; для устройства обволовок на производственных и кустовых площадках; для благоустройства и рекультивации площадей, ликвидации и рекультивации шламовых амбаров, карт временного накопления отходов бурения, с устройством производственных и технологических площадок с твердым покрытием, либо с последующим устройством поверх малопрочного отвержденного грунтобетона плодородного рекультивационного слоя с посевом трав, посадкой деревьев и кустарников. В соответствии с СП 11-102-97 инженерно-экологические изыскания и исследования выполняются для строительства с целью оценки современного состояния и прогноза возможных изменений окружающей природной среды под влиянием антропогенной нагрузки с целью предотвращения, минимизации или ликвидации вредных и нежелательных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий и сохранения оптимальных условий жизни населения. Инженерно-экологические изыскания и исследования выполняются в установленном порядке проведения проектно-изыскательских работ для поэтапного экологического обоснования намечаемой хозяйственной деятельности при разработке следующих видов документации: прединвестиционной, градостроительной, предпроектной, проектной (проекты и рабочая документация). Заявитель не осуществляет строительство сооружений из грунтобетона, он проводит рекультивацию шламового амбара с применением полученного материала, соответствующего СТО 5745-010-76841742-2010 «Технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО «НК «Роснефть», ООО «РН-Юганскнефтегаз». Рекультивация нарушенных земель относится к одному из видов землеустроительных работ, согласно ст. 19 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», поэтому проектно-изыскательские работы (совместно с инженерно-экологическими изысканиями) в данном конкретном случае не проводились. Довод Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округе-Югре о том, что утвержденный и согласованный (принятый к сведению) уполномоченным Федеральным органом (Росприроднадзором) проект производства работ по обезвреживанию буровых отходов на шламовом амбаре (шламонакопителе) куста № 124 левобережной части Приобского месторождения до настоящего времени отсутствует в материалах деле, судом отклоняется по следующим основаниям. Проект производства работ на шламовом амбаре куста №124 левобережной части Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре указывает, на то, что в нарушение документации «СТО 5745-010-76841742-2010 «Технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО «ПК «Роснефть», ООО «РН-Юганскнефтегаз», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы № 9-ээ от 17.02.2012 г., работы по обезвреживанию отходов бурения на шламовом амбаре (шламонакопителе) куста № 124 левобережной части Приобского месторождения при подготовительных работах и на начальном этапе приготовления грунтобетона осуществлялись без проведения производственных и лабораторных исследований дозировки и номенклатуры добавок по уточненной рецептуре грунтобетона, с нарушением температурных условий приготовления смеси, и дальнейшем прерыванием последовательного производственного цикла приготовления грунтобетона. Результаты производственных исследований дозировки и номенклатуры добавок, результаты компонентных исследований подготовленного бурового шлама и приготовленной смеси с подтверждением соответствия получаемого продукта обезвреживания отходов согласно требованиям СТО 5745-010-76841742-2010 и положительного заключения ГЭЭ, в материалы дела юридическим лицом не предоставлены. Данный довод судом отклоняется по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, договор на производство работ заключен на период ноябрь 2013 г. по июль 2014 г . В 2013 г. проводились подготовительные работы, а именно было проведено обследование шламового амбара куста №№ 160 (1.2), 124, 410 левобережной части Приобскою месторождения в Ханты-Мансийском районе и на шламовых амбарах кустов скважин №№ 651, 649 бис Мало-Балыкского месторождения в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; отбор проб; лабораторные исследования отходов бурения и грунтов с определением состава, свойств, класса опасности бурового шлама. Комплексные исследования бурового шлама использовались для подбора составов материалов и подбора рецептур для изготовления материала грунтобетон. Для выполнения подготовительных работ заявителем были заключены договоры №143.1/СИ-386-2/13 и № 143.2/СИ-387-2/13 от 29.11.13 г. с ЦЛАТИ по УФО на проведение биотестирования отходов бурения и радиационного контроля отходов бурения. Так же был заключен договор с ФГБОУ ВПО ТюмГАСУ №258-2/13 от 01.08.2013г. на выполнение авторского надзора за технологией переработки бурового шлама в строительный материал «Грунтобетон» с организацией экологического мониторинга, документального и технического сопровождения внедрения технологии переработки бурового шлама. В рамках договора по авторскому надзору предусмотрен лабораторный подбор составов грунтобетона с использованием бурового шлама из выше указанного амбара, определения потребности в материалах и реагентах. Согласно календарного плана (Приложение №2 к договору) отчет авторского надзора предоставляется при закрытии договора - 31.07.14 г. В качестве нарушения Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре отмечает следующее: для оценки воздействия плановых работ на состояние загрязнения атмосферного воздуха выполнен расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ по УПРЗ «Эколог» (версия 3.0), которая осуществляет многовариантный расчет приземных концентраций в расчетных точках на местности при различных направлениях и скоростях ветра. Выполнен один вариант расчета рассеивания для рабочего режима предприятия. Расчет выполнен для температуры воздуха самого жаркого месяца, т.к. работы ведутся исключительно в теплый период года (раздел 4.2. «оценка воздействия на атмосферный воздух, охрана атмосферного воздуха», стр. 18-19). Заведомо в нарушение проектной документации «СТО 5745-010-76841742-2010 «Технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО «НК «Роснефть», ООО «РН-Юганскнефтегаз», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы № 9-ээ от 17.02.2012 г., работы по обезвреживанию отходов бурения на шламовом амбаре (шламонакопителе) куста №№ 160 (1.2), 124, 410 левобережной части Приобскою месторождения в Ханты-Мансийском районе и на шламовых амбарах кустов скважин №№ 651, 649 бис Мало-Балыкского месторождения в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры начаты с 15 октября 2013 г. либо 11.11.2013 при наличии стабильной отрицательной температуры атмосферного воздуха. Вышеуказанное утверждение Росприроднадзора по ХМАО-Югре необоснованно в связи с тем, что один вариант расчета рассеивания на теплый период года по программному модулю УПРЗ «Эколог» (версия 3.0) предусматривает в своем составе расчеты как на летние, так и на зимние условия (стр.140 материалов ОВОС копия прилагается), в соответствии с требованиями Методического пособия по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Дополненное и переработанное) - СПб.. 2005. оценка негативного воздействия на окружающую среду определяется из расчетов рассеивания загрязняющих веществ на теплый период года, как имеющего наихудшие условия рассеивания. Из проведенного расчета аналогичный анализ можно провести и на зимние условия, тем более концентрации загрязняющих веществ будут ниже, т.к. зимние условия более благоприятны для рассеивания загрязняющих веществ. Государственная экологическая экспертиза проведена по проектной документации «СТО 5745-010-76841742-2010 «Технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО «НК «Роснефть», ООО «РН-Юганскнефтегаз»» в соответствии с п.4.5.1.2 раздела 4 - Технология приготовления и применения грунтобетона выше указанного СТО «Работы выполняются при температуре воздуха не ниже 0°С при приготовлении использовании ГБ для дорожных работ. При переработке БШ и применении ГБ для рекультивации амбаров, работы выполняются при температуре воздуха не ниже -5-10°С. В обоих случаях применяются БШ и грунтовые заполнители в талом состоянии...». В середине декабря месяца, с наступлением стабильной отрицательной температуры атмосферного воздуха работы были приостановлены и перенесены на теплое время года. Также Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре приводит довод о том, что юридическим лицом в материалы дела не предоставлено ни одного документа подтверждающего осуществление контроля качества работ по переработке бурового шлама (БШ) и применению грунтобетона (ГБ), предусмотренных проектными решениями, в том числе документацию контроля качества на этапе входного контроля (на подготовительном этапе) - качество исходных материалов и сырья - состав и свойства БШ, в т.ч. токсичность, показатели грунтов, вяжущих, добавок, результаты подбора состава и испытания грунтобетона (ГБ), судом отклоняется, поскольку как говорилось ранее, заявителем заключен договор с ТюмГАСУ №258-2/13 от 01.08.2013г. на проведение авторского надзора за технологией переработки бурового шлама в строительный материал «Грунтобетон» с организацией экологического мониторинга, документального и технического сопровождения внедрения технологии переработки бурового шлама. Условиями настоящего договора предусмотрены работы по контролю качества на этапе входного контроля (на подготовительном этапе). Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре указывает на то, что у юридического лица отсутствуют и в материалы дела не предоставлены сертификаты и санитарные паспорта реагентов, протоколы КХА, радиологических исследований и биотестирования, сертификаты соответствия, и санитарно-гигиенические заключения на все связующие и добавки, предусмотренные проектом, получившем положительное заключение государственной экологической экспертизы. Доводы инспектора не соответствуют материалам дела, т.к. в вынесенном Постановлении им же указано, что заявителем в Росприроднадзор по ХМАО-Югры сопроводительным письмом от 17.01.14 г. исх. №05/65 направлены следующие документы: паспорт на портландцемент марки ПЦ 400-Д20; протокол лабораторных исследований № 05-849 от 06.12.12 г. извести негашеной, лаборатории радиационных факторов ФГУЗ ЦГ и Э КЧР; сертификат соответствия и техническое свидетельство на полимерно-минеральную композицию «Никофлок»; протоколы КХА, радиологических исследований и биотестирования бурового шлама. При этом в данном пункте не конкретизировано какие документы отсутствуют. Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре утверждает, что исходя из проектных решений, получивших положительное заключение ГЭЭ, ООО Данный довод судом отклоняется, поскольку отход - буровой шлам - является собственностью ООО «РН-Юганскнефтегаз». Класс опасности образованных отходов бурения подтверждается паспортами опасных отходов, представленными ЗАО «ССК», которое осуществляло строительство куста скважин № 124 на левобережной части Приобского месторождения, в Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре при сопроводительном письме исх. № ССК-НФ-14-0221 от 17.01.2014 г. (стр. №2 Постановления №90-ОК/40 о назначении административного наказания). Заявитель не является отходообразователем бурового шлама, и не приобретал право собственности на данный вид отхода, в связи с данным обстоятельством ООО «РН-Сервис-Экология» не обязано иметь паспорт на данный вид отхода. Согласно информационного письма ООО «РН-Сервис-Экология» от 17.01.2014 г. Указанный довод административного органа судом отклоняется, по следующим основаниям. В соответствии с ст. 12 п.п. 3, 4 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» экологический мониторинг проводит собственник объектов размещения отходов, (в нашем случае шламовых амбаров). Собственником шламовых амбаров, а так же отходов бурения является ООО «РН-Юганскнефтегаз», который в свою очередь проводит экологический мониторинг всего лицензионного участка в целом, в состав которого входит шламовый амбар куста №№ 160 (1.2), 124, 410 левобережной части Приобскою месторождения в Ханты-Мансийском районе и на шламовых амбарах кустов скважин №№ 651, 649 бис Мало-Балыкского месторождения в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры левобережной части Приобского месторождения. Заказчиком экологической экспертизы являлось ООО «РН-Сервис-Экология», из этого не следует, что все мероприятия предусмотренные заключением ГЭЭ буквально должны проводиться ООО «РН-Сервис-Экология». В заключении указывается то, что должно быть в обязательном наличии при проведении работ по данной технологии, а распределение обязанностей по проведению работ с использованием технологии, получившей положительное заключение ГЭЭ, должно регулироваться договорными отношениями и нормами законодательства РФ. Тем не менее, заявителем был направлен письмом от 18.12.2013 г. исх. № 07/2034 запрос в Департамент экологии ХМАО-Югры о согласовании ПЛЭМ, на что был получен ответ от 30.12.13 г. №21-исх-6066, что согласование программ ПЛЭМ при рекультивации шламовых амбаров не входит в полномочия Департамента. В Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре так же была направлена с сопроводительным письмом № 07/1322 от 19.09.13 г. в уведомительном порядке программа локального экологического мониторинга. Поскольку в соответствии с действующим договором № РН-ГБ/1 /80-1/13 от 01.10.2013 г. ООО «РН-Сервис-Экология» должны осуществлять мониторинг, ПЛЭМы разработаны и направлены в ООО «РН-Юганскнефтегаз» для включения в общий проект мониторинга письмом № 07/1992 от 12.12.13 г. В соответствии с ч. 6 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Согласно ч. 2 ст. 2011 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. Оценив в совокупности представленные доказательства, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить и признать незаконными и отменить Постановления Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре № 89-ОК/40 от 20.02.2014, № 90-ОК/40 от 20.02.2014, № 91-ОК/40 от 20.02.2014, № 92-ОК/40 от 20.02.2014, № 93-ОК/40 от 20.02.2014 по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью "РН-Сервис-Экология", ИНН <***> о привлечении к административной ответственности предусмотренной ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 руб. по каждому. | |||||||
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 180-182, 210-211, ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации | |||||||
РЕШИЛ: | |||||||
Заявления удовлетворить. Постановление Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре № 89-ОК/40 от 20.02.2014 по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью "РН-Сервис-Экология", ИНН <***> о привлечении к административной ответственности предусмотренной ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 руб. признать незаконным и отменить. Постановление Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре № 90-ОК/40 от 20.02.2014 по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью "РН-Сервис-Экология", ИНН <***> о привлечении к административной ответственности предусмотренной ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 руб. признать незаконным и отменить. Постановление Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре № 91-ОК/40 от 20.02.2014 по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью "РН-Сервис-Экология", ИНН <***> о привлечении к административной ответственности предусмотренной ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 руб. признать незаконным и отменить. Постановление Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре № 92-ОК/40 от 20.02.2014 по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью "РН-Сервис-Экология", ИНН <***> о привлечении к административной ответственности предусмотренной ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 руб. признать незаконным и отменить. Постановление Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре № 93-ОК/40 от 20.02.2014 по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью "РН-Сервис-Экология", ИНН <***> о привлечении к административной ответственности предусмотренной ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 руб. признать незаконным и отменить. | |||||||
Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | ФИО1 | |||||