ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-4584/2012 от 20.04.2012 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

23 апреля 2012 года

Дело №

А55-4584/2012

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено 23 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

председательствующего судьи Асадуллиной С.П.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Покореевой Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании 20 апреля 2012 дело по заявлению

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 107 городского округа Самара,

к отделу надзорной деятельности городского округа Самара УНД ГУ МЧС России по Самарской области,

третье лицо: Департамент образования городского округа Самара,

о признании незаконным и отмене постановления от 19.01.2012 № 543,

при участии в заседании

от заявителя - директор ФИО1, паспорт,

от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 17.01.2012 № 280-2-1,

от третьего лица – ФИО3, доверенность от 20.03.2012 № 12-01-02/1260,

установил:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 107 городского округа Самара обратилось в Арбитражный суд Самарской области с жалобой отделу надзорной деятельности городского округа Самара УНД ГУ МЧС России по Самарской области о признании незаконным и отмене постановления от 19.01.2012 № 543.

Определением суда от 27.03.2012 в соответствии с ч.1 ст. 51 АПК РФ привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Департамент образования городского округа Самара.

Заявитель в судебном заседании уточнил требования, просил признать незаконным и отменить постановление от 19.01.2012 № 543, в порядке ст. 49 АПК РФ судом принято уточнение. Заявил ходатайство о приобщении к делу дополнительных документов в обоснование заявленных доводов, которое удовлетворено судом.

Представитель заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в письменном мотивированном отзыве (л.д.55-57).

Представитель Департамента заявил ходатайство о приобщении к делу отзыва на заявление с приложением, которое удовлетворено судом.

Исследовав материалы дела, оценив доводы, выслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, согласно ежегодному плану проведения плановых проверок, 27.09.2011 вынесено распоряжение № 274 на проведение плановой выездной проверки в отношении юридического муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы Самара расположенного по адресу: <...>.

На основании указанного распоряжения инспектором отдела надзорной деятельности Советского района округа Самара государственным инспектором городского округа Самара Самарской пожарному надзору ФИО4 в период с 24.10.2011 по 18.11.2011 проведена плановая выездная проверка в отношении школы №107. В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые отражены в акте проверки № 274 от 18.11.2011, а именно:

-двери, отделяющие поэтажные коридоры (1,2 этажа) от лестничных клеток, не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах. Нарушение: ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97 п. 6.18;

-не доведены до требуемого предела огнестойкости металлические несущие конструкций (балки перекрытий) подвального этажа: нарушение ППБ 01-03 п. 3, п. 36; СНиП 21-01-97** п. 5.18 т.4;

-не предусмотрен круговой проезд вокруг здания 5-8 м от края проезда до стены здания для проезда пожарных автомобилей и доступа пожарных с автолестниц в любое помещение: нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 2.07.01-89* прил. 1* п. 2;

-не подвержена огнезащитной обработке сценическая коробка и драпировка актового зала: нарушение: ППБ 01-03 п. 3, п. 36, п. 150; ППБ 101-89 п. 5. 16;

-здание школы не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделение пожарной охраны: нарушение: ППБ 01-03 п. 39;

-в тамбуре выхода из помещения столовой складируются различные материалы. Нарушение: ППБ 01-03 п. 53;

-двери лестничных клеток 1-го этажа не оборудованы объемными самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации. Нарушение: ППБ 01-03 п.61;

-лампы освещения (в спортивном зале, подсобном помещении кухни, помещение теплоузла, коридор кабинета бухгалтера) эксплуатируются без защитных колпаков (рассеивателей) предусмотренных конструкцией светильника: нарушение: ППБ 01-03 п.60;

-не обеспечено на путях эвакуации наличие знаков пожарной безопасности, выполненных в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009, расстояние между знаками маршрута эвакуации более 5 м, знаки эвакуации не обозначены элементами ФЭС. Нарушение: ППБ 01-03 п. 27, п. 51, ГОСТ Р 12.2.143-2009 п. 6.6.3, п. 6.5.1;

-план (схемы) эвакуации людей в случае пожара не соответствуют требованиям ГОСТ Р 12.2.143- 2009, не предоставлены эталонные образцы и документация на фотолюминесцентные материалы. Нарушение: ППБ 01-03 п. 16; ГОСТ Р 12.2.143-2009 п. 7.6.

В соответствии с п. 1 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 18.06.2003г. №313, правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм собственности в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно ст. 37 данного закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

На основании статьи 38 ФЗ № 69 «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: «собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции» и пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03) «Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Пункт 72 Приказа МЧС РФ от 1 октября 2007 г. N 517 определяет, что в случае выявления при проведении проверки противоправного, виновного действия (бездействия) лица, в отношении которого проводится проверка, а также иных лиц, находящихся на объекте надзора, образующего состав административного правонарушения по статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях по которым уполномочены составлять государственные инспектора по пожарному надзору, ими возбуждается и осуществляется производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

За выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности в отношении юридического лица - муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №107 г.о. Самара. 18.11.2011 составлены протоколы: № 683 об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, № 684 об административном правонарушении по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ, № 685 об административном правонарушении по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, № 686 об административном правонарушении по части 8 статьи 20.4 КоАП РФ.

Протоколы об административном правонарушении переданы по подведомственности на рассмотрение заместителю начальника отдела надзорной деятельности городского округа Самара майору внутренней службы ФИО5

19.01.2012 при рассмотрении протоколов об административном правонарушении № 683 от 18.11.2011, № 684 от 18.11.2011, № 685 от 18.11.2011, № 686 от 18.11.2011 начальником отдела надзорной деятельности городского округа Самара капитаном внутренней службы ФИО6 муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №107 г.о. Самара привлечено по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ к административной ответственности постановлением № 543 от 19.01.2012 года в виде административного штрафа в сумме 150 000 рублей.

Заявителем представлены в суд доказательства того, что учреждением предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности в зданиях, где заявитель осуществляет свою деятельность.

Суд пришел к выводу о том, что образовательным учреждением предприняты все зависящие от него меры для устранения выявленных нарушений, что подтверждается перепиской с руководителем Департамента образования городского округа Самара, председателем городской Думы г.о.Самара, ОАО «Ростелеком», Программой выделения финансовых средств на проведение противопожарных мероприятий в муниципальных образовательных учреждениях, Актом готовности школы №107 к учебному году-2011/2012, составленного с участием сотрудников МЧС. Указанные обстоятельства административным органом в суде не оспорены.

Статьей 3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ч. 3 ст. 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По смыслу названных норм, при избрании меры ответственности в каждом конкретном случае, административный орган должен исходить из того, целью наказания является пресечение выявленного правонарушения и предупреждения совершения новых правонарушений.

При этом, наказание не должно быть чрезмерно суровым и должно быть соотнесено с характером совершенного административного правонарушения, имущественным и финансовым положением юридического лица, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и обстоятельствами, отягчающими административную ответственность.

С учетом изложенного суд полагает, что назначенное заявителю наказание является чрезмерно суровым и не соответствует степени тяжести совершенного им деяния.

В связи с чем, суд считает необходимым изменить оспариваемое постановление, назначив заявителю минимальное наказание, виде предупреждения.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального

кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным Постановление № 543 от 19.01.2012 вынесенное отделом надзорной деятельности городского округа Самара УНД ГУ МЧС России по Самарской области в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 107 городского округа Самара и изменить в части назначения наказания, назначив административное наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.П. Асадуллина