АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
апреля 2016 года | Дело № | А55-4664/2016 | |||||
Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Мешковой О.В. | |||||||
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело, возбужденное по заявлению | |||||||
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара, г. Самара, ОГРН <***>, ИНН <***> | |||||||
к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению “Лицей” Престиж” городского округа Самара, г. Самара, ОГРН <***>, ИНН <***> | |||||||
о взыскании | |||||||
без участия сторон | |||||||
установил: Заявитель - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара - обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Лицей”Престиж” городского округа Самара (далее - лицей) штрафных санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного учета) в размере 38661,70 руб. Определением Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2016 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226, 227 АПК РФ. При этом судом было предложено сторонам представить документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции в срок не позднее 04.04.2016, в срок не позднее 20.04.2016 года - дополнительные документы. Указанное определение получено сторонами, что подтверждается почтовыми уведомлениями №78126 о вручении определения суда заявителю и заинтересованному лицу - №78127. В соответствии с пунктом 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При этом, предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков. В установленные судом сроки от заявителя поступили пояснения по делу, от заинтересованного лица поступил отзыв на заявление, в котором пояснило, что за период с 01.09.2013 по 31.12.2013 не начислял страховые взносы на сумму 13200 руб. Данная сумма выплачена в 2013 году в целях содействия обеспечения педагогических работников книгоиздательской продукцией. Ранее (до сентября 2013 года) подобное начисление не облагалось страховыми взносами. Сроки, установленные арбитражным судом для представления в суд доказательств и иных документов, истекли. Как видно из материалов дела, заинтересованное лицо согласно ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон № 212-ФЗ) является страхователем и зарегистрировано в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара в качестве страхователя. Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. В соответствии со ст.11, 14 Федерального закона №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) плательщики страховых взносов государственного пенсионного страхования обязаны в установленные сроки предоставлять в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту своей регистрации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения о стаже, о заработке (доходах), суммах начисленных и уплаченных страховых взносах и другие сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета и для правильного назначения пенсии застрахованному лицу. Согласно п.1 ст.11 Закона № 27-ФЗ сведения об уплачиваемых страховых взносах представляются на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров. В п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ перечислены сведения, которые представляются страхователем в Пенсионный фонд РФ о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе, дата приема на работу, дата увольнения, другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования. Фондом совместно с территориальным органом ФСС РФ в отношении лицея за 01.01.2012 по 31.12.2014 годы проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР, страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС). Итоги проверки зафиксированы актом выездной проверки от 25.09.2015 № 07700915АВ000/141, в котором отражены выявленные нарушения. Фондом в ходе проверки установлено представление лицеем недостоверных сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного учета) в системе обязательного пенсионного страхования: - в 2013 году была выплачена денежная компенсация в размере 13200 руб. в целях содействия обеспечения педагогических работников книгоиздательской продукцией и периодическим изданиями, которая учтена в составе доходов, не подлежащих обложению. Указанная денежная компенсация не вошла в базу для начисления страховых взносов. - Фондом социального страхования не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем, с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, не подтвержденные документами в установленном порядке, а именно: единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, выплаченное в августе 2014 года ФИО1 в размере 515,33 руб. На данную сумму страховые взносы на обязательное пенсионное страхование страхователем не начислены. Фондом по результатам рассмотрения материалов выездной проверки было вынесено решение от 28.10.2015 г. №07700915АВ000/141 о привлечении лицея к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 ФЗ № 27-ФЗ, в виде взыскания финансовой санкции в размере 38661,70 руб. за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного учета) в системе обязательного пенсионного страхования. На основании решения заявителем было выставлено требование №07700915АВ000/141 от 02.12.2015, в котором страхователю было предложено произвести уплату штрафа в срок до 29.12.2015. Требование заинтересованным лицом в установленный срок исполнено не было, что явилось основанием для обращения органа Пенсионного фонда Российской Федерации в арбитражный суд. Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.3 Закона №212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы. В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Закона). Сведения о застрахованных лицах предоставляются страхователями. Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органы которого имеют право требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений (статья 16 Закона). В соответствии с пунктом 7 статьи 35 Закона N 212-ФЗ при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" проводит у плательщика страховых взносов проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц. Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Для привлечения страхователя к ответственности на основании ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет. Заявитель правильно квалифицировал допущенное заинтересованным лицом правонарушение по ст.17 Федерального закона № 27-ФЗ. Факт представления неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета подтверждается материалами дела: актом, карточками индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов. Материалами дела подтверждается факт совершения лицеем вменяемого нарушения. Конкретные факты нарушений подробно описаны фондом в акте выездной проверки и заявлении. Заинтересованным лицом не представлены доказательства представления полных и достоверных индивидуальных сведений, а также не представлены доказательства, исключающие вину и ответственность за совершенное нарушение. Доводы заявителя о необоснованности наложения штрафа за представление недостоверных сведений в отношении работников, которым начислены по результатам проверки страховые взносы на суммы выплат, произведенных в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями педагогических работников, суд отклоняет, исходя из следующего. Как видно из материалов дела, в 2013 году лицей производил ежемесячные денежные выплаты педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий. Данные выплаты школа не включала в базу для начисления страховых взносов и не отражала в составе индивидуальных сведений, представленных в фонд. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Согласно пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), в том числе связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами (ст. 164 ТК РФ). Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (пункт 8 статьи 55) предусматривал, что педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере 100 рублей - в других федеральных государственных образовательных учреждениях. Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом указанным органом; педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений - по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" утратил силу с 01.09.2013 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ), который не устанавливает право педагогических работников на получение указанной ежемесячной денежной компенсации. При этом частью 11 статьи 108 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что в установленные на день вступления в силу настоящего Закона оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года. Учитывая, что спорная ежемесячная выплата включается в оклады педагогических работников, она подлежит включению в базу для исчисления страховых взносов в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ. Вывод о том, что рассматриваемая выплата в спорный период подлежит включению в базу для исчисления страховых взносов изложен в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 1927-О. В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Как следует из материалов дела, спорные выплаты обусловлены трудовыми отношениями, связаны с осуществлением педагогическими работниками трудовых обязанностей, выплачивались в 2013 году, и с учетом изложенного являются элементами оплаты труда и подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. При таких обстоятельствах Фонд правомерно включил спорные выплаты в базу для начисления страховых взносов, в связи с этим обоснованно сделал вывод о недостоверности представленных школой в данной части индивидуальных сведений. Кроме того, материалами проверки и расчетом суммы штрафа подтверждается представление лицеем недостоверных сведений и вследствие иных нарушений, допущенных ответчиком, которые им не оспариваются. Таким образом, заинтересованное лицо совершило правонарушение и правомерно привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», за исключением той части, в которой суд по указанным выше основаниям признал необоснованным взыскание штрафа. Доказательства, свидетельствующие об оплате ответчиком штрафных санкций, предусмотренных Законом № 27-ФЗ суду не представлены. Ответчиком представлены лишь доказательства уплаты начисленных по результатам проверки страховых взносов, пени и штрафа за неуплату страховых взносов. Срок обращения в арбитражный суд фондом не нарушен, согласно ст. 17 Закона №27-ФЗ взыскание суммы штрафа, предусмотренной данной статьей производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. На обязательный судебный порядок взыскания санкций, установленных ч. 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", указано также в пункте 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105. Досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный ст. 213 АПК РФ также фондом соблюден. Учитывая, что факт нарушения подтверждается материалами дела, заявитель действовал в пределах своих полномочий, с соблюдением требований вышеназванных Федеральных законов, заявленные требования о взыскании штрафных санкций с ответчика являются обоснованными. Однако, в ходе рассмотрения дела суд, оценив представленные документы в материалы дела в соответствии со ст. 71 АПК РФ, пришел к выводу о необходимости уменьшении размера финансовых санкций по следующим основаниям. Судом учтено, что с 01.01.2015 утратили силу положения статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ (Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ), которая предполагала установление обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение правонарушения, судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и их учет при привлечении к ответственности (часть 4), причем перечень смягчающих обстоятельств носил открытый характер. Вместе с тем данное обстоятельство не является препятствием для снижения размера штрафа, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П (о требованиях справедливости, соразмерности, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния). Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (части 2 и 3), подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключивший возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств. Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении пришел к выводу о том, что отмена положений Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" о смягчающих обстоятельствах привела к отсутствию в действующей системе правового регулирования ответственности плательщиков страховых взносов какой бы то ни было возможности снизить размер штрафа, что не позволяет индивидуализировать наказание, учесть характер и степень вины нарушителя, иные заслуживающие внимание обстоятельства и тем самым приводит к нарушению прав плательщиков страховых взносов, обеспечиваемых конституционными принципами юридической ответственности, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной им в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П установление в качестве наказания штрафа, размер которого является значительным, требует и введения правил его дифференциации в зависимости от характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных имеющих существенное значение обстоятельств; такая дифференциация предполагает, по общему правилу, использование конструкции относительно определенной санкции с установлением нижнего и верхнего размера штрафа. Вместе с тем не исключает она и возможность назначения наказания ниже низшего предела санкции в случаях, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к ответственности лица, а также с учетом иных смягчающих и отягчающих обстоятельств (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П и от 25 февраля 2014 года N 4-П). Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа. Суд, принимая во внимание вышеуказанную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, исходит из того, что при рассмотрении данного дела суд не может не учесть смягчающие ответственность обстоятельства. При снижении размера штрафа, необходимо руководствоваться принципами справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П (о требованиях справедливости, соразмерности, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния). Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной степени относятся к физическим и юридическим лицам. В этой связи формальный подход к наложению штрафа недопустим. В силу части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд, в соответствии с правилами статьи 71 АПК РФ исследовав и оценив характер правонарушения, обстоятельства его совершения, признаёт в качестве смягчающих ответственность обстоятельств то, что лицей привлекался к ответственности за рассматриваемое правонарушение впервые, доказательств обратного суду не представлено, лицей является социально значимым бюджетным учреждением. При этом финансирование лицея осуществляется за счет средств бюджета, у него отсутствует реальная возможность уплаты начисленных штрафных санкций ввиду отсутствия прибыли. Кроме того, у лицея отсутствовал умысел на совершение нарушения, нарушение, связанное с выплатами по методической литературе допущено в связи с противоречием нормативных актов регионального уровня изменившимся законодательным актам федерального уровня, и вступлением изменений в закон об образовании в середине финансового года. Постановлением Правительства самарской области от 02.12.2013 № 713 «О внесении изменений в отдельные постановления правительства Самарской области» внесены соответствующие изменения в Постановление Правительства Самарской области от 21.02.2005 № 22 «Об установлении педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Самарской области, ежемесячной денежной компенсации» только в 2013 году. Также судом учитывается погашение лицеем начисленных страховых взносов, что свидетельствует о принятии мер к устранению вредных последствий допущенных нарушений. Таким образом, размер взыскиваемого с бюджетного учреждения штрафа в сумме 38661,70 руб. с учетом конкретных обстоятельств дела, не соответствует характеру и содержанию совершенного ответчиком нарушения требований законодательства, не соответствует принципам справедливости и соразмерности применения предусмотренных законом мер ответственности с учетом указанных выше смягчающих ответственность обстоятельств. Законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании не предусмотрено ограничение права суда на уменьшение размера штрафа каким-либо пределом. Применительно к сходным налоговым правоотношениям в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если при рассмотрении дела, связанного с применением санкции за налоговое правонарушение, будет установлено наличие хотя бы одного из смягчающих ответственность обстоятельств (пункт 1 статьи 112 НК РФ), суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой НК РФ. При этом в пункте 19 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 разъяснено, что, поскольку в пункте 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения финансовой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности нарушителя, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза, при этом должен руководствоваться принципами справедливости и соразмерности. С учетом указанных обстоятельств размер взыскиваемого штрафа следует уменьшить в 20 раз до 1933,09 руб. (38661,70 руб. : 20). Суд полагает, что признание вышеуказанных обстоятельств смягчающими и снижение в рассматриваемом случае размера взыскиваемого штрафа 1933,09 руб. является правом суда, не противоречит нормам указанного законодательства, согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, способствует выполнению превентивной функции, является достаточной мерой для профилактики аналогичных нарушений со стороны ответчика в будущем. Таким образом, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению в части взыскания с заинтересованного лица штрафной санкции в сумме 1933,09 руб. В остальной части заявленных требований следует отказать в связи с уменьшением судом размера штрафа. На основании ст.ст. 333.16 - 33.18, 333.21-333.22 НК РФ и ст. 101-102, 110, 112 АПК РФ расходы по государственной пошлине следует отнести на заинтересованное лицо пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 100 руб. Однако с учетом тяжелого имущественного положения школы, являющегося бюджетным образовательным учреждением, финансирование которого осуществляется исключительно из бюджета, суд считает возможным уменьшить размер подлежащей уплате с ответчика государственной пошлины до 50 руб. В остальной части государственная пошлина подлежит отнесению на заявителя, однако в доход бюджета не взыскивается в связи с освобождением органов ПФР от ее уплаты ст. 333.37 НК РФ | |||||||
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 180-182, 210-211, ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации | |||||||
РЕШИЛ: | |||||||
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей «Престиж» городского округа Самара (443063, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано в качестве юридического лица 01.06.1994) в доход Пенсионного фонда в пользу Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара штрафные санкции за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 1933 руб. 09 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать. 2. Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей «Престиж» городского округа Самара (443063, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано в качестве юридического лица 01.06.1994) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 50 руб. | |||||||
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течении десяти дней с даты его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | О.В. Мешкова | |||||