АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
12 ноября 2014 года
Дело №
А55-4808/2014
Резолютивная часть решения объявлена: 05 ноября 2014 года
Полный текст решения изготовлен: 12 ноября 2014 года
Арбитражный суд Самарской области
в составе
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А.,
рассмотрев в судебном заседании 05 ноября 2014 года дело по иску, заявлению
Общество с ограниченной ответственностью "БАЗИС",
Общество с ограниченной ответственностью "Электротех-ТМ"
От 05 марта 2014 года №
к Министерство имущественных отношений Самарской области
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
-ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области, 443020, <...>.
-ФИО2 (443004, Самарская область, г.Самара, Куйбышевский район, ул.Утевская, д.6; 443004, <...>).
о признании незаконным отказа
при участии в заседании
от заявителя – представитель ФИО3 по доверенности от 20.02.2014 года
от заинтересованного лица – представитель ФИО4 по доверенности от 05.06.2014г.
от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» – не явился, извещен
от ФИО2 – ФИО2 по паспорту
УСТАНОВИЛ:
ООО «БАЗИС», ООО «Электротех-ТМ» обратились в арбитражный суд с заявлением, в котором просит суд:
1.«признать незаконными отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 января 2014 года по заявлению ООО «БАЗИС» и ООО «Электротех-ТМ» от 28 июня 2012 года № 20962 о предоставлении в общую долевую собственность за выкуп земельного участка, площадью 10 920,00 м2, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Хасановская, д. 45, являющегося частью ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:504;
2.обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и интересов ООО «БАЗИС» и ООО «Электротех-ТМ», а именно:
-в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять решение об уточнении площади и местоположения границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:504 площадью 33 530 м2 и образовании земельного участка площадью 10 920,00 м2 по результатам межевания;
-в двухнедельный срок с момента предоставления кадастрового паспорта заявителем принять решение о предоставлении ООО «БАЗИС» и ООО «Электротех-ТМ» за выкуп земельного участка в общую долевую собственность 5391/10920 и 5529/10920 соответственно, площадью 10 920,00 м2, а так же направить в адрес ООО «БАЗИС» и ООО «Электротех-ТМ» проект договора купли-продажи указанного земельного участка расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Хасановская, д.45, в общую долевую собственность исходя из формирования выкупной цены в размере 2,5 процента от его кадастровой стоимости земельного участка».
Министерство имущественных отношений Самарской области в отзыве на заявление требования не признал, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в отзыве на заявление вопрос удовлетворения требований оставило на усмотрение суда.
ФИО2 в отзыве на заявление против требований заявителей не возражает.
Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "БАЗИС" и ООО "Электротех-ТМ" являются собственниками объектов недвижимого имущества - складского здания, Литера НН1Н2, площадью 969,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Хасановская, д. 45, строение 6, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 26.08.2010 года серии 63-АЕ N 182204; нежилого здания (склада), Литера 3, площадью 1116,50 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д. 6, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 13.11.2002 серии 63-АА N 674697.
ООО "БАЗИС" и ООО "Электротех-ТМ" обратились в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением от 28.06.2012 N 20962 о предоставлении в общую долевую собственность за выкуп земельного участка, площадью 10920,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Хасановская, д. 45, являющегося частью ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:504, которое получено ответчиком, что подтверждено входящим номером 20962 от 28.06.2012.
Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 29.06.2012 возвратило заявителю представленный пакет документов в связи с его несоответствием установленным требованиям.
В письме от 29.06.2012 ответчик сослался на то, что пакет документов не соответствует установленным требованиям пункта 2.3 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством, требованиям по форме и содержанию, а именно в нарушение требований пункта 11 приложения N 2 к Порядку в пакете документов отсутствуют сведения о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу, указываемому заявителем в качестве предполагаемого местоположения испрашиваемого земельного участка, выданные Управлением Росреестра по Самарской области.
ООО "БАЗИС" и ООО "Электротех-ТМ" обратились в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом, о признании незаконными действий по возврату ООО "БАЗИС" и ООО "Электротех-ТМ" пакета документов по заявлению от 28.06.2012 N 20962 о предоставлении в общую долевую собственность за выкуп земельного участка, площадью 10 920,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Хасановская, д. 45, являющегося частью ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:504; обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов ООО "БАЗИС" и ООО "Электротех-ТМ", а именно: в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять решение об уточнении площади и местоположения границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:504 площадью 33 530 кв. м и образовании земельного участка площадью 10 920,00 кв. м по результатам межевания; в двухнедельный срок с момента предоставления кадастрового паспорта заявителем принять решение о предоставлении ООО "БАЗИС" и ООО "Электротех-ТМ" за выкуп земельного участка в общую долевую собственность 5391/10920 и 5529/10920 соответственно, площадью 10 920,00 кв. м, а также направить в адрес ООО "БАЗИС" и ООО "Электротех-ТМ" проект договора купли-продажи, указанного земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Хасановская, д. 45, в общую долевую собственность исходя из формирования выкупной цены в размере двух с половиной процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013, заявление удовлетворено частично.
Арбитражный суд признал незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области по возврату ООО "БАЗИС" и ООО "Электротех-ТМ" пакета документов по заявлению от 28.06.2012 N 20962 о предоставлении в общую долевую собственность за выкуп земельного участка площадью 10 920,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Хасановская, д. 45, являющегося частью ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 63:01:041:5005:504, и обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлению решения суда в законную силу в месячный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем рассмотрения по существу заявления о предоставлении в общую долевую собственность за выкуп земельного участка площадью 10 920,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Хасановская, д. 45, являющегося частью ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 63:01:041:5005:504 и принятия решения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 августа 2013 г. по делу N А55-27796/2012 Решение Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2013, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 оставлены без изменения.
23.04.2013 г. заявители подали заявление в Министерство вх. №12841 с просьбой подготовки и выдачи приказа о внесении изменений в Государственный кадастр недвижимости (далее ГКН) в части уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:504 и последующего раздела земельного участка, в целях образования испрашиваемого земельного участка площадью 10920 кв.м., для чего были предоставлены все необходимые документы, в том числе, межевые планы.
09.09.2013г. заявители подали заявление в Министерство вх. №12-1/2645/13 от 18.09.2013 г. с просьбой о возобновлении работы по первично поданному заявлению с приложением вступивших в силу решения и Постановлений судов, а так же исполнительный лист. В данном заявлении заявителями дополнительно было обращено внимание Министерства на ранее поданное заявление от 24.04.2013 г. №12841.
06.11.2013 г. и 27.01.2014 г. Заявители обращались в ФССП по Самарской области, в результате чего был получен отказ Министерства в предоставлении заявителям земельного участка за №12-1/3222/13 от 30.01.2014 г.
Отказ Министерства мотивирован несоответствием испрашиваемой площади земельного участка площади объектов недвижимости; пересечением границ испрашиваемого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415004:16.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "БАЗИС" и ООО "Электротех-ТМ" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.
Как следует из материалов дела, заявители являются собственниками объектов:
– складского здания, Литера НН1Н2, площадью 969,00 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Хасановская, д.45, строение 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.08.2010 серии 63-АЕ № 182204 (л.д.76 т.1);
- нежилого здания (склада), Литера З, площадью 1116,50 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д.6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.11.2002 серии 63-АА № 674697 ,
- подкрановые пути (паспорт крана) Кран козловой КС-12,5, заводской номер 5, изготовленный 31.03.1981 г., зарегистрирован в органах «Ростехнадзора» за № 06924 г., принадлежащий ООО «Базис» на основании договора купли-продажи от 11.01.2012 г. движимого имущества (основного средства) № ОС-110112., о чем свидетельствует Акт о приеме-передачи объекта основных средств (кроме зданий, сооружений), указанное имущество располагается на земельном участке площадью 10920 кв.м., являющегося частью ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:504, площадью 33530 кв.м., о чем свидетельствует проект границ земельного участка. Объекты заявителями используются в производственных целях и при рассмотрении проекта границ земельного участка следует, что основная, большая часть испрашиваемого земельного участка занята объектами принадлежащими по праву собственности заявителям.
Объекты, принадлежащие заявителям, ранее были отчуждены из государственной (муниципальной) собственности, что подтверждено выписками из ЕГРП Управления «Росреестра» по Самарской области о переходе прав на объекты недвижимого имущества.
Согласно выписками из ЕГРП указанные здания и козловой кран, ранее принадлежавшие на праве собственности ОАО «Самараспецмонтажзаготовка», расположены на земельном участке площадью 10920 кв.м., являющимся частью ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:504, площадью 33530 кв.м., что подтверждено проектом границ земельного участка.
Согласно кадастровой выписки, предоставленной ФГБУ «ФКП Росреестра» в электронной форме, от 11.01.2012 г. № 63-00-102/12—2167 в ГКН содержатся сведения о земельном участке кадастровый № 63:01:0415005:504 площадью 33530 кв.м. (площадь ориентировочная подлежащая уточнению при межевании; в форме КВ.3 – земельный участок обременен правом аренды АООТ «Самараспецмонтажзаготовка»).
Согласно п. 1 ст. 35 Земельного кодекса России, ст. 271, п. 2 ст. 552 Гражданского кодекса России при переходе права собственности на объекты недвижимости, которые находятся на земельном участке, на не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Согласно выписке из ЕГРП информация о регистрации прав на испрашиваемый земельный участок отсутствует (выписка от 25.06.2012 № 01/022/2012-1419), что свидетельствует о правомочиях Министерства по его распоряжению в силу п. 1 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара».
Испрашиваемый земельный участок из оборота не изъят, на него не распространяются какие-либо установленные федеральными законами запреты на приватизацию, в отношении него не было осуществлено резервирование для государственных или муниципальных нужд, в связи, с чем основания для отказа в предоставлении земельного участка в общую долевую собственность заявителей у Министерства отсутствуют.
В соответствии со ст.244, 245, Гражданского кодекса имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность), доли могут быть установлены соглашением всех ее участников.
Соглашением от 11.04.2012 заявителями определен порядок пользования земельным участком и определено долевое участие в выкупе земельного участка, в пропорциональном соответствии с имеющимися на праве собственности зданиями, а именно: ООО «БАЗИС» 5391/10920 долей и ООО «Электротех-ТМ» 5529/10920 долей соответственно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктов 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителям с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 11 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Перечень оснований для отнесения земельных участков к участкам, изъятым из оборота или ограниченных в обороте, содержится в п. п. 2,4 ст. 27 ЗК РФ и является исчерпывающим.
Перечень оснований для отнесения земельных участков к участкам, не подлежащим приватизации, установлен п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Испрашиваемый земельный участок также не является зарезервированным для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом испрашиваемый земельный участок из оборота не изъят, на него не распространяются какие-либо установленные федеральными законами запреты на приватизацию, в связи, с чем основания для отказа в предоставлении земельного участка в общую долевую собственность заявителей у Министерства отсутствуют.
Согласно п. 1 ст. 35 Земельного кодекса России, ст. 271, п. 2 ст. 552 Гражданского кодекса России при переходе права собственности на объекты недвижимости, которые находятся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. В соответствии с пунктом 1, пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации при образовании земельных участков из земельного участка, находящегося в государственной собственности, исполнительный орган государственной власти принимает решение об образовании земельных участков в результате раздела земельного участка, находящегося в государственной собственности на основании заявления землепользователя.
В силу статей 6, 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.
Вопросы образования земельных участков и их регистрация регулируются соответственно главой 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 22.2 Закона о регистрации, согласно которым образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов власти или органов местного самоуправления (пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации), и эти же решения являются основанием для государственной регистрации прав собственности на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. При этом обязательным приложением к документам являются, в том числе согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, при определении площади земельного участка, на котором находится объект недвижимости, подлежащий приватизации, необходимо учитывать совокупность обстоятельств, в числе которых фактически используемая площадь земельного участка, правила землепользования и застройки, сведения, содержащиеся в землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Размеры земельного участка, необходимого для использования здания, должны определяться в каждом конкретном случае с учетом назначения находящегося на нем строения и возможности его функционального использования по назначению.
В силу п.1 ст. 37 Земельного кодекса РФ земельный участок, прошедший процедуру постановки на государственный кадастровый учет, может являться предметом договора купли–продажи.
В соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом 222-ФЗ, Постановлением Правительства Самарской области № 79 от 20.06.2007 г. (п.1.1 обеспечение в пределах своей компетенции осуществления прав граждан и юридических лиц в отношении земельных участков в городском округе Самара, государственная собственность на которые не разграничена) в целях формирования испрашиваемого земельного участка Министерство выносит приказ об уточнении местоположения и площади ранее учтенного земельного участка и образовании испрашиваемого земельного участка путем раздела (п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ) земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:504.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» под действием или бездействием понимается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Арбитражный суд считает необоснованным ссылку Министерства на непредставление кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка и выявленное наложение границ испрашиваемого земельного участка с земельным участком, ранее поставленным на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 63:01:0415004:16.
Согласно п.6 ст.11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В соответствии со ст.20 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" для постановки на кадастровый учет испрашиваемой территории в соответствии с заявлением о внесении изменений в ГКН обращаются собственники объектов недвижимости.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при учете изменений земельного участка в орган кадастрового учета представляется межевой план, оформленный в соответствии с Требованиями. После представления такого межевого плана со всеми необходимыми документами орган кадастрового учета одновременно вносит изменения в сведения о двух земельных участках, в том числе соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка и, таким образом пересечение будет устранено.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:
-часть 2 п. 5: с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
- часть 4: при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, возложить на министерство имущественных отношений Самарской области (ФИО5).
Таким образом, полномочия по разделу земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:504 и обращению с заявлением о внесении изменений в ГКН принадлежат Министерству имущественных отношений Самарской области.
Поскольку, как усматривается из норм законных и подзаконных нормативных актов о порядке предоставления земельных участков, оно разработано на основании Земельного кодекса Российской Федерации и нормативных актов, регулирующих земельные отношения, то указанное Министерством основание для отказа в предоставлении спорного земельного участка для целей, не связанных со строительством, должно прямо предусматриваться земельным законодательством или иными нормативными правовыми актами, регулирующими земельные отношения в рамках полномочий, предоставленных органам государственной власти или органам местного самоуправления Земельного кодекса Российской Федерации.
Сам смысл и цели действий по разделу земельного участка (как и иных действий по образованию участков) направлены на изменение земельного участка как материального объекта прав.
Кроме того, статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит требований об обязательном указании кадастрового номера земельного участка в заявлении о его предоставлении и предусматривает возможность обращения с заявлением о предоставлении как сформированных, так и несформированных земельных участков.
В силу п.1 ст. 37 Земельного кодекса России только Земельный участок, прошедший процедуру постановки на государственный кадастровый учет может являться предметом договора купли – продажи.
В соответствии с Земельным кодексом, Федеральным законом 222-ФЗ, Постановлением Правительства Самарской области № 79 от 20.06.2007 г. (п.1.1 обеспечение в пределах своей компетенции осуществления прав граждан и юридических лиц в отношении земельных участков в городском округе Самара, государственная собственность на которые не разграничена) в целях формирования испрашиваемого земельного участка Министерство выносит приказ об уточнении местоположения и площади ранее учтенного земельного участка и образовании испрашиваемого земельного участка путем раздела (п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ) в данном случае земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:504.
Отказ в разделе состоящего на кадастровом учете земельного участка, препятствующий заявителям реализовать гарантированное статьей 36 Земельного кодекса исключительное право на приобретение земельного участка, занимаемого и необходимого для эксплуатации расположенных на нем объектов, при условии отсутствия предусмотренных в законе обстоятельств, исключающих такой раздел, нарушает законные права и интересы заявителя (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.07.2011 № ВАС-8903/11, от 11.10.2011 № ВАС-12744/11).
Арбитражный суд отклоняет довод Министерства о несоответствии испрашиваемой площади по следующим мотивам.
Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса, согласно которому предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 2 статьи 35 Земельного кодекса)
При определении площади земельного участка, на котором находится объект недвижимости, подлежащий приватизации, необходимо учитывать совокупность обстоятельств, в числе которых фактически используемая площадь земельного участка, правила землепользования и застройки, сведения, содержащиеся в землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Размеры земельного участка, необходимого для использования здания, должны определяться в каждом конкретном случае с учетом назначения находящегося на нем строения и возможности его функционального использования по назначению.
Как пояснили заявители, Министерство не предлагало предоставить дополнительные обоснования испрашиваемой площади ни при рассмотрении заявления обществ о предоставлении земельного участка, ни при рассмотрении заявления обществ в Арбитражном суде Самарской области.
Согласно абзаца 2 п. 1 ст. 65 АПК обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо. Данная правовая позиция отражена в судебных актах: A55-551/2013, А32-30466/2010, A27-913-2013.
Таким образом, в случае возникновения сомнений Министерство имело возможность самостоятельно рассмотреть соразмерность испрашиваемой территории в соответствии с нормативными, правовыми, нормативно-техническими документами и стандартами Российской Федерации (Сводом Правил СП 42.13330.2011 «Региональными нормативами», СНиП, и т.п.) или обратиться к специалистам в области градостроительства и (или) землеустройства.
Обосновывая свои возражения, Министерство приводит судебную практику об отказе в удовлетворении требований заявителей по основанию несоразмерности испрашиваемой площади земельных участков, в которых испрашиваемая площадь земельного участка многократно превышает площадь непосредственно занятую объектами, в частности по делу А56-23744/11 и А55-19548/2010 прилегающая территория превышает застроенную в 90 раз и соответственно в 20 раз; а так же иные приведенные судебные акты не являются схожими по обстоятельствам рассматриваемым по настоящему делу, как то, судебный акт по делу А55-13209/2010 в котором основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований явилось принадлежность испрашиваемой территории к землям лесного фонда.
В соответствии с п. 8.1. Региональных нормативов градостроительного проектирования Самарской области, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 25.12.2008 № 496-п, нормативный размер участка промышленного предприятия принимается равным отношению площади его застройки к показателю нормативной плотности застройки площадок промышленных предприятий, принимаемой в соответствии со СНиП II-89-80*. Коэфициент плотности застройки составляет 2,4.
Согласно расчетам, изложенным в схеме расположения, площадь занятая объектами Заявителей составляет 4431 кв.м., площадь испрашиваемого участка 10920 кв.м., что в пределах рекомендуемого коэффициента без учета необходимой площади прилегающей территории предназначенной для благоустройства и санитарного содержания территории, парковки автомобилей, отдыха сотрудников, и т.д.
Таким образом, испрашиваемый Обществом земельный участок не превышает предельно допустимый норматив.
Приказ Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" и «Перечень документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельных участков….», утв. Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 №74, определяющие состав документов являющихся приложением к заявлению о предоставлении, не содержат такого документа (требования), который бы обязывал заявителей обосновывать испрашиваемую площадь.
Кроме того, Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2013 по делу № А55-35556/2012, оставленным без изменения Постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 и Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 августа 2013 года, Заявление обществ о приобретении в общую долевую собственность признано соответствующим требованиям вышеуказанного приказа, данный факт имеет преюдициальное значение и не подлежит повторному доказыванию, т.к. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (ст. 69 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, отказ Министерства в предоставлении обществам земельного участка в собственность за плату не только противоречит закону, но и нарушает его права, гарантированные ст. 36 ЗК РФ и ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ».
Арбитражный суд отклоняет довод Министерства о пересечении границ испрашиваемого земельного участка с земельным участком с кадастровым номером 63:01:0415004:16 по следующим мотивам.
Кадастровый паспорт от 29.07.2014 г. за № 63-00-102/14-552303 (КП 2) содержит сведения: границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Исходя из положений Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) и изданных в его развитие нормативных правовых актов, в государственном кадастре недвижимости могут также содержаться сведения об учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участках (т.е. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения, подтверждающие существование такого земельного участка), границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.
П.13 Приложения №3, утвержденного Приказом Минэкономразвития за №831 от 28.12.2012 г. «Об утверждении форм кадастровых паспортов….» (Далее - Приложение №3), при отсутствии сведений о координатах характерных точек границы земельного участка, а также в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельных участков определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения, указываются слова "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
Установление границ (описание местоположения) осуществляется посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.7 ст.38 Закона о кадастре).
По мнению Департамента недвижимости Министерства экономического развития отраженного в письме № ОГ-Д23-5470 от 08.10.2013, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка возможно использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, так и материалы инвентаризации, ситуационные планы БТИ, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы.
В кадастровом паспорте от 29.07.2014 г. за № 63-00-102/14-552303 указано, что сведения о правах отсутствуют.
П. 12 Приложения №3 указываются имеющиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о правах на земельный участок (вид права, правообладатель, доля в праве). Для земельных участков, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не были зарегистрированы в порядке, установленном указанным Федеральным законом, дополнительно указываются реквизиты документов, на основании которых в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения.
Также указываются почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с собственником земельного участка или лицом, обладающим данным земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования (при наличии таких сведений в государственном кадастре недвижимости).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре при учете изменений земельного участка в орган кадастрового учета представляется межевой план, оформленный в соответствии с Требованиями. После представления такого межевого плана со всеми необходимыми документами орган кадастрового учета одновременно вносит изменения в сведения о двух земельных участках, в том числе соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка и, таким образом пересечение будет устранено.
Согласно уведомления от 29.07.2014 за № 01/024/2014-1964 сведения о правах на земельный участок в ЕГРП отсутствуют.
Министерство указывает в отзыве, что требования заявителя о принятии решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка и обязании министерства подготовить и направить в адрес заявителя договор купли-продажи земельного участка по цене в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, является необоснованным.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, осуществляется по цене в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Следовательно, при приобретении в собственность земельного участка по цене, предусмотренной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий».
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Аналогичная практика применения земельного законодательства относительно распространения на собственника объекта недвижимого имущества льготного порядка определения цены выкупа земельного участка под таким объектом определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда от 09.04.2009 года № 14649/08 и в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.12.2010 №-17190/10 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.05.2009 № ВАС-5230/09.Постановлении ФАС Поволжского округа от 02.08.2012 по делу №А55-20783/2011, Постановлении ФАС Поволжского округа от 11.01.2011 по делу № А55-6200/2010 Постановлении ФАС Поволжского округа от 15.09.2011 по делу А55-27404/2010 Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 10.11.2010 по делу №А27-4951/2010.
Таким образом, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
Право заявителей на выкуп земельного участка по льготной цене подтверждается следующими фактами и представленными в материалы дела доказательствами.
В состав отчуждаемого из государственной собственности имущества приобретенного заявителями входило, в том числе, склад (здание) (Литера НН1Н2), здание (склад) (Литера З), что подтверждено Выписками из ЕГРП Управления «Росреестра» по Самарской области о переходе прав на объект недвижимого имущества. В связи с тем, что общества приложили к заявлению о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, документы, подтверждающие отчуждение из государственной собственности объекта недвижимости под которым выкупается земельный участок, Министерство должно рассчитать цену выкупа в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
В силу ч. 4 ст. 4 АПК РФ обращение в арбитражный суд осуществляется, в том числе, в форме заявления - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч. 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителей полностью или в части.
В связи с этим, такой способ устранения нарушенного права заявителей, как обязание Министерства направить в адрес обществ проект договора купли-продажи, определив расчет выкупа земельного участка в соответствии с конкретными нормами законодательства, устанавливающими цену выкупа земельного участка, не противоречит арбитражному процессуальному законодательству, тем более, что такое требование продиктовано совокупностью норм п. 1.1.,1.2 ст. 36 Земельного кодекса России, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ч. 3 ст. 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» и неразрывно связано с осуществлением Министерством публичных полномочий по принятию решений о предоставлении земельных участков, которыми оно наделено ст. 29 Земельного кодекса РФ.
Правомерность удовлетворения требований об обязании уполномоченного органа направить заявителям проект договора купли-продажи земельного участка по конкретной цене, с применением определенного порядка ее расчета, подтверждается многочисленной судебной практикой, в частности, решением Арбитражного суда республики Татарстан от 21.01.2009 по делу № А65-24443/2008, решением Арбитражного суда республики Татарстан от 22.01.2009 по делу № А65-21735/2008, оставленными без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, решением Арбитражного суда республики Татарстан от 30.11.2009 по делу № А65-21086/2009 оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, а также определением ВАС РФ от 30.12.2010, постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от А65-2993/2010, оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции, решением Арбитражного суда Самарской области от 11.06.2010 по делу № А55-6200/2010, решением Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2011 по делу № А55-27404/2010, решением Арбитражного суда Челябинской области от 02.09.2010 по делу № А76-36905/2009, решением Арбитражного суда Самарской области от 17.11.2011 по делу № А55-17507/2011, решениями Арбитражного суда Московской области от 24.06.2010 по делу № А41-6957/10, от 15.04.2010 по делу № А41- 4555/10, решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-4951/2010, решением Арбитражного суда Томской области от 05.03.2010 по делу № А67-81/2010, оставленными без изменения постановлениями апелляционных и кассационных инстанций.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» исключительность предоставляемого статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации права следует понимать в том смысле, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим объектом недвижимости.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 2 (по льготной цене) Федерального закона РФ № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до 1 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Не принятие решения о внесении изменений в ГКН, отказ Министерства в предоставлении в общую долевую собственность заявителей земельного участка и не направлении в адрес заявителей договора купли-продажи земельного участка нарушает права заявителей как собственников объектов недвижимости, не позволяет заявителям оформить земельный участок в общую долевую собственность и осуществлять права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, нарушает права обществ по своему усмотрению совершать в отношении имущества действия, не противоречащие закону, в том числе отчуждать, передавать права владения, пользования и распоряжения имуществом, а также планировать хозяйственную, экономическую деятельность обществ ввиду неопределенности правового статуса земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости обществ.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В результате отказа Министерством нарушено исключительное право ООО «БАЗИС» и ООО «Электротех-ТМ» в установленный законом срок приватизировать вышеуказанный земельный участок, занятый объектами недвижимости заявителей.
Суд пришел к выводу, что решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 января 2014 года по заявлению ООО «БАЗИС» и ООО «Электротех-ТМ» от 28 июня 2012 года № 20962 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд должен указать обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Требования заявителей в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять решение об уточнении площади и местоположения границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:504 площадью 33 530 м2 и образовании земельного участка площадью 10 920,00 м2 по результатам межевания; в двухнедельный срок с момента предоставления кадастрового паспорта заявителем принять решение о предоставлении ООО «БАЗИС» и ООО «Электротех-ТМ» за выкуп земельного участка в общую долевую собственность 5391/10920 и 5529/10920 соответственно, площадью 10 920,00 м2, а так же направить в адрес ООО «БАЗИС» и ООО «Электротех-ТМ» проект договора купли-продажи указанного земельного участка расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Хасановская, д. 45, в общую долевую собственность исходя из формирования выкупной цены в размере 2,5 процента от его кадастровой стоимости земельного участка являются надлежащей формой устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на заинтересованное лицо в сумме 2000 руб.
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 января 2014 года по заявлению ООО «БАЗИС» и ООО «Электротех-ТМ» от 28 июня 2012 года № 20962 о предоставлении в общую долевую собственность за выкуп земельного участка, площадью 10 920,00 м2, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Хасановская, д. 45, являющегося частью ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:504.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и интересов ООО «БАЗИС» и ООО «Электротех-ТМ», а именно:
-в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять решение об уточнении площади и местоположения границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:504 площадью 33 530 м2 и образовании земельного участка площадью 10 920,00 м2 по результатам межевания;
-в двухнедельный срок с момента предоставления кадастрового паспорта заявителем принять решение о предоставлении ООО «БАЗИС» и ООО «Электротех-ТМ» за выкуп земельного участка в общую долевую собственность 5391/10920 и 5529/10920 соответственно, площадью 10 920,00 м2, а так же направить в адрес ООО «БАЗИС» и ООО «Электротех-ТМ» проект договора купли-продажи указанного земельного участка расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Хасановская, д. 45, в общую долевую собственность исходя из формирования выкупной цены в размере 2,5 процента от его кадастровой стоимости земельного участка.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «БАЗИС» расходы на уплату госпошлины в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
ФИО1