ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-4818/2011 от 02.04.2012 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

05 апреля 2012 года

Дело №

А55-4818/2011

Резолютивная часть решения суда объявлена 02 апреля 2012 года. Полный текст решения суда изготовлен 05 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чернышовой Н.В.

рассмотрев в судебном заседании 02 апреля 2012 года дело по иску, заявлению

Некоммерческой организации "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области", 443001, Самарская область, Самара, Садовая,278

От 14 декабря 2011 года №

к Счетной палате Самарской области, 443100, Самарская область, Самара, Молодогвардейская,187

3-е лицо: Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, 443006, <...>

о признании незаконным предписания от 17.03.2011 г. № 02.01-14/182 о возврате в доход областного бюджета 15000000 руб.

при участии в заседании

от заявителя – руководитель ФИО2 (протокол от 23.08.2006 г. № 1, паспорт), ФИО3 (по доверенности от 26.04.2011 г. № 12)

от заинтересованного лица – представитель ФИО4 (по доверенности от 22.04.2011 г. № 2)

от Министерства экономического развития - представитель ФИО5 (по доверенности от 04.10.2011 г. № 7-03-06/567)

установил:

Некоммерческая организация "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" (далее – заявитель, фонд), с учетом уточненных требований, принятых судом, просит признать незаконным и отменить предписание Счетной палаты Самарской области (далее – заинтересованное лицо) от 17.03.2011 г. № 02.01-14/182 о возврате в доход областного бюджета 15000000 руб., предоставленных некоммерческой организацией "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" в форме субсидии на возмещение расходов ОАО «Самара-Интернет» по проекту «Информационный город».

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признает, по основаниям, изложенным в отзыве, в дополнениях к отзыву и выступлениях представителей.

Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, привлеченное определением Арбитражного суда от 02.03.2012 в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению, что нашло отражение в отзыве на заявление.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил:

Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2011 в удовлетворении заявления Фонда отказано, поскольку заявителем не было оспорено представление Счетной палаты Самарской области, которое было направлено заявителю до вынесения оспариваемого предписания и не было исполнено заявителем.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2011 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции ФАС Поволжского округа от 06.12.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2011 по делу № А55-4818/2011 отменили.

Направляя дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа указал, что судами не было выяснено, были ли освоены бюджетные средства, выделенные Фондом в форме субсидий на возмещение расходов ОАО «Самара-Интернет» по проекту «Информационный город»; суду следует рассмотреть вопрос о необходимости привлечения к участию в рассмотрении настоящего дела главного распорядителя бюджетных средств Фонда в качестве заинтересованного лица и рассмотреть дело с учетом вышеизложенных доводов кассационной инстанции.

Выполняя указания суда, суд привлек к участию в деле в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

При оценке доводов лиц, участвующих в деле, суд основывается на положениях ч.1 ст. 65 АПК РФ, определяющих, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо (п.5 ст. 200 АПК РФ).

Постановлением Правительства Самарской области от 20.08.2008 № 325 утвержден Порядок предоставления в 2008 году за счет средств областного бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям -производителям работ и услуг в сфере создания инновационной продукции и инновационных технологий, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения понесенных указанными лицами затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг в сфере научных исследований, разработки новых изделий и новых технологий в части расходов на разработку и реализацию инновационных проектов, внедрение инновационной продукции и технологий (далее - Порядок).

Под инновационной продукцией понимается результат инновационной деятельности, предназначенный для реализации.

Закон Самарской области от 09.11.2005 № 198-ГД «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области» определяет инновационную деятельность как деятельность, направленную на поиск, создание и использование научных и (или) научно-технических результатов в технологических процессах, товарах, услугах, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках, при условии создания и (или) использования в этой деятельности объекта интеллектуальной собственности, а инновации (нововведение) - результат инновационной деятельности, предназначенный для реализации.

В соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. Инновационный проект - комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Статьей 28 БК РФ установлено, что бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципе результативности и эффективности использования бюджетных средств.

В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Статья 78 БК РФ предусматривает, что, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Предоставление субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации допускается в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации, на условиях и порядке, которые особо определены законами субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

В силу статьи 34 БК РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

На основании соглашения с Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 05.09.2008 № 214 фондом получена субсидия в целях реализации расходных обязательств Самарской области в сфере поддержки инновационной деятельности в соответствии с постановлением Правительства самарской области от 20.08.2008 № 325 «Об утверждении Порядка предоставления в 2008 году за счет средств областного бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям -производителям работ и услуг в сфере создания инновационной продукции и инновационных технологий в части расходов на разработку и реализацию инновационных проектов, внедрение инновационной продукции и технологий».

Указанные обязательства утверждены бюджетом Самарской области на очередной финансовый год и внесены в финансовый план фонда.

С целью реализации соглашения № 214 в 2008 году был проведен конкурс по отбору лучших инновационных проектов и конкурсной комиссией отобран, в том числе, проект «Информационный город».

Фонд исполнил свои обязательства по соглашению от 05.09.2008 № 214, предоставив субсидии субъектам малого предпринимательства на установленные цели.

Субсидии были предоставлены на основании решения конкурсной комиссии, состоящей в т. ч. из уполномоченных от министерств и Правительства Самарской области.

Счетной палатой Самарской области на основании решения комитета по промышленности, связи и торговле Самарской Губернской Думы от 15.06.2010 №408 (письмо от 17.06.2010 №5.4-04.05/3799) и решения коллегии Счетной палаты от 15.07.2010 №44 проведена проверка Некоммерческой организации "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" по использованию средств областного бюджета.

В ходе проверки было установлено, что в нарушение пунктов 1 и 3 «Порядка предоставления в 2008 году за счет средств областного бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям работ и услуг в сфере создания инновационной продукции и инновационных технологий, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения понесенных указанными лицами затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, в сфере научных исследований, разработки новых изделий и новых технологий в части расходов на разработку и реализацию инновационных проектов, внедрение инновационной продукции и технологий», утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 20.08.2008 №325, заявителем необоснованно предоставлена субсидия за счет средств областного бюджета на возмещение расходов по проекту «Информационный город» в сумме 15000000 рублей (л.д. 38-61).

По результатам проверки Фонду было направлено представление от 10.11.2010 №4.1-14/684 с предложением произвести возврат в доход областного бюджета необоснованно предоставленную субсидию в размере 15000000 рублей (л.д. 63-66).

В связи с непринятием мер по возврату в доход областного бюджета необоснованно, по мнению заинтересованного лица, предоставленной субсидии на возмещение расходов ОАО «Самара-Интернет» по проекту «Информационный город» в сумме 15000000 рублей, заинтересованным лицом вынесено Предписание № 02.01-14/182 от 17.03.2011 г., согласно которого заявитель обязывался вернуть в доход областного бюджета 150000000 рублей, необоснованно предоставленных некоммерческой организацией «Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области» в форме субсидии на возмещение расходов ОАО «Самара-Интернет» по проекту «Информационный город» и сообщить в письменной форме в Счетную палату Самарской области до 15 апреля 2011 года о реализации принятых мер (л.д. 37).

Суд считает вынесенное Предписание незаконным, исходя из следующего:

Согласно пункту 1 статьи 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Нецелевое использование бюджетных средств является одним из оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства (статья 283 БК РФ).

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств закрепляет требование о том, чтобы бюджетные средства выделялись в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

В доказательство целевого использования средств субсидии заявителем представлено в суд экспертное заключение о целевом характере расходов проекта-победителя конкурса «Информационный город» претендента на получение субсидии ОАО «Самара-интернет» от 11.12.2008 г., подготовленное независимыми экспертами ООО «Национальная Аудиторская корпорация».

Данные заключения, согласно выводов, расходы в размере 15000000 руб., произведенные ОАО «Самара-интернет» при выполнении работ по проекту «Информационный город», считаются документально подтвержденными, экономически обоснованными и соответствующими по своему целевому характеру, условиям получения субсидии из средств областного бюджета, согласно Положению об областном конкурсе среди малых инновационных предприятий и коллективов разработчиков на реализацию инновационных проектов.

Управлением внутреннего аудита Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, в рамках полномочий предоставленных статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что вывод о необоснованности предоставления субсидии ОАО «Самара-Интернет», не подтвержден конкретными документами.

Управлением формирования электронного правительства аппарата Правительства Самарской области, преобразованного в департамент информационных технологий и связи Самарской области постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 №» 525 «О департаменте информационных технологий и связи Самарской области» (Положение о департаменте информационных технологий и связи Самарской области утверждено постановлением Правительства Самарской области от 22.12.2010 № 677) дано заключение от 10.11.2010 № 8-02-02/23 по проекту «Информационный город», согласно которому информационные технологии априори являются инновационными, так как основная часть добавленной стоимости готового продукта определяется знаниями, умениями и навыками разработчиков. Предлагаемый в проекте подход, объединяющий на системной основе новейшие информационные технологии в сфере внесения, обработки, структурирования и хранения данных, передачи данных, а также распознавания изображений, безусловно интересен, как с точки зрения развития существующих технологических направлений, так и в качестве основы для формирования абсолютно новых, комплексных, информационных сервисов.

С учетом развития туристическо-рекреационного кластера Самарской Области, рынка рекламы, развития торговых сетей и Интернет-торговли, ориентации на доступную выкладку товара в аптечных сетях, предлагаемые решения имеют высокий потенциал коммерциализуемости.

Проект «Информационный город» способствует реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 07.02.2008 № Пр-212, Концепции в развития в Самарской области информационного общества и формирования электронного правительства до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 № 38. Проект содействует повышению компьютерной грамотности населения и заинтересованности в информационных сервисах, развитию туристической и инвестиционной привлекательности Самарской области.

Согласно заключению аппарата Правительства Самарской области (являющегося в силу постановления Правительства Самарской области от 23.11.2007 № 233 «Об утверждении Положения об аппарате Правительства Самарской области» органом государственного финансового контроля от 23.05.2011 № АП-8/196 проект «Информационный город» является инновационным, соответственно, нецелевого расходования средств областного бюджета при предоставлении ОАО «Самара-Интернет» субсидии в размере 15000000 рублей не допущено.

В силу положений ст. 198 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений и действий (бездействий) незаконными возникает у граждан, организаций и иных лиц при единовременном наличии двух условий:

1) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;

2) указанный акт, решение, действие (бездействие) нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При вышеуказанных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что заинтересованным лицом при вынесении оспариваемого Постановления нарушены как нормы БК РФ, так и права и законные интересы заявителя, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Расходы по госпошлине распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Требования Некоммерческой организации "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" удовлетворить.

Признать незаконным предписание Счетной палаты Самарской области от 17.03.2011 г. № 02.01-14/182 о возврате в доход областного бюджета 15000000 руб., предоставленных некоммерческой организацией "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" в форме субсидии на возмещение расходов ОАО «Самара-Интернет» по проекту «Информационный город».

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1