ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-4918/09 от 20.05.2009 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

21 мая 2009 года

Дело №А55-4918/2009

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2009 года.

Судья Арбитражного суда Самарской области Гордеева С.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи – Шаруевой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании 21 мая 2009 года дело по заявлению

Войсковой части 5599, 443010, Самарская область, г. Самара, ул. Вилоновская, д. 2

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, 443010, Самарская область, г. Самара, ул. Шостаковича, д. 2

о признании незаконным и отмене постановления

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Андреев М.В. по доверенности, Земсков А.А по доверенности;

от административного органа – Шакуров З.К. по доверенности, Давидюк О.Н. по доверенности

Установил:

Войсковая часть 5599 обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее - Управление, административный орган) от 10.03.2009 № 42-09/14 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).

Управление в ходе судебного разбирательства требования заявителя не признала по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению в связи с ниже следующим.

Как следует из материалов дела, Управлением проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности войсковой части 5599, в ходе которой установлено, что 21.05.2008 в кассу войсковой части были оприходованы денежные средства по коду бюджетной классификации Российской Федерации 188 0303 2025800 014 212 в сумме 36 732,00 рубля (заявка № 27 от 21.05.2008). В тот же день Войсковой частью 5599 выданы денежные средства в общей сумме 1242,0 , в том числе:

36 732,00 рублей на единовременное пособие на обзаведение имуществом первой необходимости Васильеву Д.Е., что подтверждается расходным кассовым ордером № 795 от 21.05.2008;

4 300,00 рублей денежные средства для стр.роты Медведеву В.В., что подтверждается приходным кассовым ордером № 801 от 21.05.2008;

1 400,00 рублей на денежное содержание, что подтверждается расходным кассовым ордером № 806 от 21.05.2008;

110,00 рублей перерасход по а/о, что подтверждается расходным кассовым ордером № 808 от 21.05.2008;

47 700,00 рублей единовременное пособие на обзаведение имуществом первой необходимости, что подтверждается расходным кассовым ордером № 811 от 21.05.2008.

Согласно Приказа Министерства финансов РФ № 74н от 24.08.2007 «Об утверждении сазаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» указанные расходы следует отражать по коду ЭКР 212 «Прочие выплаты».

Полагая, что войсковой частью 5599 в проверяемом периоде допущено нецелевое использование средств федерального бюджета на сумму 53 510 рублей административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 20.02.2009 № 42-09/14, на основании которого вынесено постановление от 10.03.2009 № 42-09/14 о привлечении войсковой части 5599 к ответственности по ч.1 ст. 15.14 КоАП РФ за использование получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, в виде штрафа в размере 40000 руб.

Статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 289 названного Кодекса нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Исходя из анализа указанных норм следует, что организация, финансируемая из бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

Частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Факт нецелевого использования войсковой частью 5599 бюджетных средств подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами вследствие чего суд пришел к выводу о наличии в действиях войсковой части 5599 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения предусмотрена в статье 2.9 КоАП РФ, в которой указано, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из содержания статьи 2.9 КоАП РФ и из норм особенной части КоАП РФ не следует, что данная норма имеет ограниченный круг применения. Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

По итогам финансового года, как установлено судом, заявителем нецелевого использования бюджетных средств не допущено, что не оспаривается и Управлением.

Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности выявленного Управлением административного правонарушения и приняв во внимание, что в рассматриваемом случае вменяемое войсковой части 5599 правонарушение не причинило экономического ущерба интересам государства, суд считает, что это деяние не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой нарушения прав и интересов граждан и государства, в связи с чем является малозначительным.

Руководствуясь ст. ст. 167-170,176, 207-211

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Постановление о назначении административного наказания № 42-09/14 от 10 марта 2009 года, принятое Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, о признании Войсковой части 5599 (местонахождение: Самарская область, г. Самара, ул. Вилоновская, д. 2, ОГРН 1036300469150, ИНН 6315802383) виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей признать незаконным и отменить полностью.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Гордеева С.Д.