ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-5462/20 от 11.02.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

19 февраля 2021 года

Дело №

А55-5462/2020

Резолютивная часть решения объявлена: 11 февраля 2021 года

Полный текст решения изготовлен: 19 февраля 2021 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

помощником судьи Максимовой В.А., после перерыва - секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании 11 февраля 2021 года. дело по иску, заявлению

Товарищества собственников жилья «Советы»

к 1) Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области

к 2) Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

1) Прокуратуры города Новокуйбышевск

2) Прокуратуры Самарской области

3) Государственной жилищной инспекции Самарской области

об обязании совершить определенные действия

при участии в заседании

от истца - ФИО2

от ответчика – ФИО3

от Прокуратуры города Новокуйбышевск и Прокуратуры Самарской области – ФИО4

остальные лица – не явились, извещены

В судебном заседании объявлялся перерыв с 04.02.2021г. по 11.02.2021г.

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья «Советы» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором с учетом принятых судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ уточнений просит

1) Признать Жилой дом со встроенными нежилыми помещениями - кадастровый номером 63:04:02021048:37, расположенный по адресу Самарская область, город Новокуйбышевск, улица Советская дом №5 - Многоквартирным жилым домом со встроенными нежилыми помещениями

2)Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области на основании решения суда внести изменения в сведения об объекте капитального строительства, расположенного по адресу <...> с «Жилой дом со встроенными нежилыми помещениями» на «Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещен ними».

Администрация городского округа Новокуйбышевск Самарской области в отзыве на заявление требования не признала, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отзыв на заявление не представило, представитель ответчика в судебное заседание не явился.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура города Новокуйбышевск, Прокуратура Самарской области, Государственной жилищной инспекции Самарской области.

В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 13 июля 2009 года общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> путем заочного голосования, было принято решение о создании товарищества собственников жилья «Советы» и об управлении многоквартирным жилым домом, также данным протоколом был утвержден Устав ТСЖ «Советы», ход и процедура общего собрания отражена в протоколе №1 от 13.07.2009 года.

Данный протокол №01 общего собрания собственников помещений от 13.07.2009 года был зарегистрирован нотариусом ФИО5 в реестре за №4092. что послужило правовым основанием для регистрации товарищества собственников жилья «Советы» в качестве юридического лица.

15 августа 2009 года по акту приема-передачи жилого дома, расположенного по адресу: <...> ТСЖ «Советы» принял жилой дом, состоящий из 93 (девяносто трех) квартир и 11 (одиннадцати) встроенных нежилых помещений. Данным актом ТСЖ «Советы» обязалось осуществлять содержание, управление, эксплуатацию и техническое обслуживание многоквартирного дома.

В ходе управления данным многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу <...> стало известно, что при строительстве данного дома все необходимые документы были оформлены как на строительство «жилого дома».

Разрешение на строительство №RU63305000-06063 от 19.12.2006 года, указано, разрешение на строительство жилого дома

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №RU 63305000-08036 от 29.12.2008 года, также указан «Жилой дом».

В свидетельстве о государственной регистрации права 63-АЕ 094058 от 13 июля 2010 года указано, «жилой дом со встроенными нежилыми помещениями»

Соответственно в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области в сведениях об объекте по адресу <...> также указан и имеет назначение «Жилой дом со встроенными нежилыми помещениями»

По мнению Истца, все документы, которые были выданы для строительства дома и его регистрации, свидетельствуют о том, что характеристики данного объекта в части его назначения не соответствуют данным, содержащимся в государственном кадастре недвижимости. Администрация видела, данный дом, принимала его в эксплуатацию, дом состоит из 6 подъездов, разной этажности 5,6, и 7 этажей.

Прокуратурой города Новокуйбышевска Самарской области во исполнение поручения Прокуратуры Самарской области от 29.01.2018 года № ИсРАЙнд-3 549-2018/07-54-2018 проведена проверка соблюдения требований жилищно-коммунального законодательства в части исполнения ТСЖ «Советы» обязанности по размещению информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (Далее-ГИС ЖКХ).

Указанной проверкой было установлено, что в нарушении требований Закона №209 ФЗ ТСЖ «Советы» информация в ГНС ЖКХ размещена не в полном объеме.

Согласно Представлению об устранении нарушений требований жилищно-коммунального законодательства от 29.03.2018г. № 07-18-74/18 в ГИС ЖКХ не размещена информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг; информация об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние; информация об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома; информация о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об их объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ.

Причинами и условиями выявленных нарушений послужило ненадлежащее исполнение должностных обязанностей бухгалтера ТСЖ «Советы» ФИО6, а также отсутствие надлежащего контроля за деятельностью подчиненных работников со стороны руководства.

В соответствии с п. 18 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1,2, 6. 7, 21 – 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

По мнению истца, ТСЖ «Советы» не в силах вносить такие сведения на основании вышеуказанного федерального закона по тем основаниям, что в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области указанное здание по адресу <...> числится как Жилой дом и программа ГИС ЖКХ не разрешает вносить требуемые параметры, которые необходимо вносить ТСЖ Советы.

Действуя в интересах собственников многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <...> а также в своих интересах, для надлежащего исполнения федерального законодательства ТСЖ «Советы» обратилось в 2018 года в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области с целью внести изменения в сведения об основных характеристиках объекта государственного кадастра недвижимости. На что было получено уведомление от 30.03.2018 года, в отказе исправления технической ошибки, при этом было сообщено, что при необходимости внести изменения в сведения об объекте собственник указанного объекта может обратиться с заявлением с приложением необходимых документов. Обращение каждого собственника многоквартирного дома №5 по ул. Советской в Управление государственной регистрации кадастра и картографии является невозможным.

27 мая 2019 года продолжая действовать добросовестно как в интересах всех собственников так и в своих интересах товарищество собственник жилья «Советы» обратилось с заявление в Администрацию с просьбой издать акт органа местного самоуправления содержащего сведения об изменении назначения здания с «Жилого дома со встроенными нежилыми помещениями» на «Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями» по аналогии ст. 23 ЖК РФ,поскольку данному дому №5 расположенному по адресу: <...> присущи все характеристики многоквартирного жилого дома, состоит из 6 самостоятельных подъездов, включающий в себя в общей сложности 93 (девяносто три) квартиры и 11 (одиннадцати) встроенных нежилых помещений.

19 июня 2019 года Администрация г.о. Новокуйбышевск в лице заместителя главы городского округа по промышленной политике и предпринимательству ФИО7 отказано в удовлетворении заявления. С Данным отказом ТСЖ «Советы» категорически не согласно, поскольку дом №5 по ул. Советской в городе Новокуйбышевске содержит в себе элементы общего имущества: несущие конструкции, стены, крышу, фундамент, следовательно, жилой дом является многоквартирным.

Как указывает истец, фактически истцу необходимо только лишь поменять наименование объекта, с момента принятия данного дома он всегда являлся многоквартирным, администрация принимала данный дом, подписывала необходимые документы для его регистрации. Внесение изменения об основных сведениях кадастрового учета необходимо истцу для надлежащего исполнения федерального законодательства, для надлежащего управления многоквартирным домом, для устранения предписаний Прокуратуры РФ.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

Согласно статье 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.

В силу пункта 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном этим Кодексом.

Перечень способов защиты гражданских прав установлен статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и не является исчерпывающим. Так, согласно абзацу 13 указанной нормы права, защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом. При этом использование других способов защиты права допускается ГК РФ только при наличии прямого указания закона.

Таким образом, действующее законодательство не ограничивает субъектов в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица в силу статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.

Истец требует признать Жилой дом со встроенными нежилыми помещениями - кадастровый номером 63:04:02021048:37. расположенный по адресу Самарская область, город Новокуйбышевск. улица Советская дом №5 - Многоквартирным жилым домом со встроенными нежилыми помещениями.

Как объясняет истец, указанное требование адресовано им Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области.

Однако из буквального содержания данного требования видно, что его формулировка не содержит элементов, позволяющих возложить на орган местного самоуправления обязанности совершить какие-либо действия, как то: рассмотреть заявление, принять решение, направить заявление в регистрирующий орган и пр.

Таким образом, заявленные истцом требования не являются требованиями об обязании ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества.

Фактически истец требует, чтобы решение о признании жилого дома многоквартирным жилым принял суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 АПК РФ, арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В части 1 ст. 219 АПК РФ указано, что арбитражный суд рассматривает заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.

Вместе с тем, установление соответствия здания критериям многоквартирного жилого дома, определенным пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, само по себе не является основанием для удовлетворения заявления об установлении юридического факта.

По смыслу статей 16, 17, 19, 92, 94 Жилищного кодекса Российской Федерации установление правового статуса здания как многоквартирного жилого дома действующим законодательством не предусмотрено и сам по себе такой статус не имеет какого-либо правового значения для установления вида и назначения жилого помещения, находящегося в данном здании, в том числе и жилых помещении в общежитиях.

Следовательно, факт, об установлении которого заявлено требование, не может порождать юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2020 N 04АП-1729/2020 по делу N А19-23136/2017, Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.10.2020 N Ф02-5532/2020 по делу N А19-23136/2017.

Таким образом, заявленные истцом требования не являются требованиями об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Представитель прокуратуры считает необходимым оставить настоящее заявление без рассмотрения.

Однако арбитражный суд считает, что правовые основания для оставления настоящего заявления без рассмотрения отсутствуют, поскольку обстоятельства, свидетельствующие о наличии спора о праве в рассматриваемом случае не установлены судом.

Из содержания искового заявления арбитражный суд усматривает несогласие истца с тем, что Администрация отказывается принимать акт органа местного самоуправления, содержащий сведения об изменении назначения здания с «жилой дом» на «многоквартирный дом», по аналогии со ст.23 ЖК РФ.

Однако заявитель какие-либо акты или действия Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области в рамках настоящего спора не оспаривает.

Следовательно, ТСЖ «Советы» заявило свои требования в порядке искового производства без оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, его должностных лиц.

В ситуации, когда со стороны Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области отсутствует факт совершения действий (бездействия) по изменению статуса жилого дома в государственном кадастровом учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения настоящего суда, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности доказывания соответствия ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.

Таким образом, заявленные истцом требования не являются требованиями об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд считает, что основания для удовлетворения исковых требований к Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области отсутствуют.

Истец также требует обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области на основании решения суда внести изменения в сведения об объекте капитального строительства, расположенного по адресу <...> с «Жилой дом со встроенными нежилыми помещениями» на «Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещен ними».

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).

Из части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ), вступившего в законную силу с 01.01.2017г., следует, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона №218-ФЗ со дня вступления в силу Закона №218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения в том числе указанными в статье 4 Закона №218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно части 2 статьи 7 Закона №218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).

Государственным кадастром недвижимости признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 Закона № 218-ФЗ).

В силу части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.

Субъект предпринимательской и иной экономической деятельности наделен возможностью осуществлять защиту своих нарушенных прав в порядке административного судопроизводства - посредством обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными (незаконными) соответствующих ненормативных правовых актов, решений, действия (бездействия) государственных органов (п. 2 ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 198 АПК РФ).

При этом в силу п. 3 ч. 4, п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ признание оспоренного ненормативного правового акта или решения недействительным, а действий (бездействия) незаконными возлагает на государственные органы обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.

Однако ТСЖ «Советы» акты или действия Управления Росреестра по Самарской области не оспаривает. В ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по внесению изменений в сведения об объекте капитального строительства противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.

Таким образом, заявленные истцом требования к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области не являются требованиями об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц.

Из содержания искового заявления следует, что все документы, которые были выданы для строительства дома и его регистрации (Разрешение на строительство №RU63305000-06063 от 19.12.2006 года, Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №RU 63305000-08036 от 29.12.2008 года), свидетельствуют о том, что характеристики данного объекта в части его назначения не соответствуют данным, содержащимся в государственном кадастре недвижимости.

В силу пункта 2 части 1 статьи 28 Закона №221-ФЗ (действовавшей до 01.01.2017г.) ошибкой в государственном кадастре недвижимости, является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (части 4, 5 статьи 28 Закона №221-ФЗ).

Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, с 01.01.2017г. урегулирован статьей 61 Закона №218-ФЗ.

Согласно части 3 названной статьи воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Таким образом, суд вправе сделать выводы о допущенной ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.

Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке (часть 9 статьи 61 Закона № 218-ФЗ).

Между тем, рассматриваемое исковое заявление не содержит требования о признании и исправлении какой-либо реестровой ошибки.

В случае, если заявитель считает сведения ЕГРН в части указания статуса здания жилого дома ошибочными, он вправе обратиться в Управление с заявлением об исправлении соответствующей ошибки с приложением подтверждающих наличие ошибки документов.

Таким образом, заявленные истцом требования не являются требованиями об исправлении реестровой ошибки.

ТСЖ «Советы» мотивирует свое обращение в арбитражный суд тем, что указание в ЕГРН сведений о жилом доме, а не МКД нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

ТСЖ «Советы» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <...>, то есть осуществляет экономическую деятельность.

Согласно Представлению об устранении нарушений требований жилищно-коммунального законодательства от 29.03.2018г. № 07-18-74/18 в ГИС ЖКХ не размещена информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами.

По данному факту Государственная жилищная инспекция Самарской области вынесла в отношении ТСЖ «Советы» Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №28360/10 от 12 октября 2020г.

Как указывается в Предостережении, в ходе рассмотрения сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований по поручению № 28360-ц от 02.10.2020. усматриваются признаки следующих нарушений: размещение в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система, ГИС ЖКХ) недостоверной информации, а именно по адресу: <...> тип дома указан как «жилой», в то же время согласно п. 2.1 Раздела 10 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее- Приказ №74/114пр) в ГИС ЖКХ должны размещаться общие сведения о многоквартирном доме, чем приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, установленных Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ), Разделом 10 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее- Приказ №74/114пр).

По мнению истца, ТСЖ «Советы» не в силах вносить такие сведения на основании вышеуказанного федерального закона по тем основаниям, что в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области указанное здание по адресу <...> числится как Жилой дом и программа ГИС ЖКХ не разрешает вносить требуемые параметры, которые необходимо вносить ТСЖ Советы.

Однако арбитражный суд считает, что актуальные сведения в ЕГРН в отношении жилого дома со встроенными нежилыми помещениями - кадастровый номером 63:04:02021048:37, расположенного по адресу Самарская область, город Новокуйбышевск, улица Советская дом №5, не нарушают права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Перечень видов жилых помещений и признаки каждого из них определены статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации.

К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (пункты 1 - 3 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что часть жилого дома, являющаяся изолированным жилым помещением, которое пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), представляет собой самостоятельный объект жилищных прав наряду с жилым домом.

Жилищный кодекс Российской Федерации не раскрывает содержание понятий "индивидуальный жилой дом" и "многоквартирный жилой дом".

В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещения в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Пункт 3.21 "ГОСТ Р 51929. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) от 11 июня 2014 г. N 543-ст, определяет многоквартирный дом как оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Пунктом 1 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность) (пункт 2 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом (пункт 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации (пункт 2 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному является наличие в нем нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества собственников такого дома, в состав которого входят помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме. Состав общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с нормами гражданского и жилищного законодательства. Квалифицирующим признаком индивидуального жилого дома является наличие в нем комнат, а не квартир. При этом индивидуальный жилой дом может находиться в общей собственности нескольких лиц с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2019 г. N 47-КГ19-5.

Как указывается в Разрешении на ввод объекта в эксплуатацию №RU 63305000-08036 от 29.12.2008 года, объект капитального строительства состоит из 1 здания, количество этажей: 5-7, цокольный этаж, количество квартир: 93 общей площадью 10 010,9 кв.м (без балконов).

Таким образом, в жилом доме со встроенными нежилыми помещениями - кадастровый номером 63:04:02021048:37, расположенного по адресу Самарская область, город Новокуйбышевск, улица Советская дом №5, имеется несколько квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок либо в помещения общего пользования, а также элементы общего имущества собственников такого дома, в состав которого входят помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.

Следовательно, указанный дом отвечает критериям отнесения жилого дома к многоквартирному.

Данный вывод подтверждается техническим паспортом на жилое строение от 27.10.2008г., выданным ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации» Новокуйбышевский филиал, согласно которому жилое здание по адресу: Самарская область, город Новокуйбышевск, улица Советская дом №5, имеет наименование многоквартирный дом (т.1 л.д.35).

При этом, суд отмечает, что и прокуратура, и ГЖИ Самарской области также руководствовались не наименованием здания в ЕГРН, а его соответствием критериям отнесения жилого дома к многоквартирному жилому дому. В связи с этим надзорные органы предъявляют требования к ТСЖ «Советы» о размещении в ГИС ЖКХ сведений об МКД.

Таким образом, арбитражный суд усматривает не влияние наименования жилого здания в ЕГРН на права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а наличие спора, связанного с размещением истцом сведений, предусмотренных п. 2.1 Раздела 10 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016, в ГИС ЖКХ и носящего организационный характер.

Указанный спор может быть разрешен в общем порядке по правилам главы 24 АПК РФ.

Статьей 11 ГК РФ и статьей 4 АПК РФ закреплено право заинтересованного лица на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

По смыслу статей 1, 11 ГК РФ и статьи 4 АПК РФ защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Выбор способа защиты гражданских прав осуществляется заявителем с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.

ГК РФ не ограничивает лицо в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица в силу статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, при этом способы защиты должны быть обусловлены характером нарушения и тем правовым результатом, с целью получения которого лицо обращается в суд.

Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.

Условием удовлетворения иска является установление судом факта нарушения прав или законных интересов истца при условии выбора им надлежащего способа защиты нарушенного права. Выбор способа защиты должен привести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.

Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Для защиты гражданских прав возможно использование одного из перечисленных в указанной правовой норме способов либо нескольких из них. Однако если нормы права предусматривают для конкретного спорного правоотношения только определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе применить лишь этот способ.

Между тем, по выше перечисленным основаниям требования к Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в том виде, как они были сформулированы истцом, не могут быть удовлетворены судом.

Таким образом, заявителем избран ненадлежащий способ защиты своих интересов.

Тем самым, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции счел недоказанным наличие у заявителя имущественного интереса, подлежащего судебной защите в рамках настоящего спора применительно к статье 12 ГК РФ и статьям 2 и 4 АПК РФ, что исключает возможность удовлетворения исковых требований.

Учитывая изложенное, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1