ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-5565/07 от 24.07.2007 АС Самарской области

?

А55-5565/2007

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-55-25

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Самара

27 июля 2007 года

Дело №

А55-5565/2007

Резолютивная часть решения объявлена 24 июля 2007 г. Полный текст решения изготовлен 27 июля 2007 года.

Арбитражный суд Самарской области

В составе судьи

ФИО1

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ЗАО "Санеко"

От 26 апреля 2007 года № 10-16/3019

к Правительству Самарской области

третьи лица: Министерство имущественных отношений Самарской области

Администрация Большечерниговского района

о признании бездействия Правительства Самарской области, выразившееся в непринятии в установленный законодательством срок решения по ходатайству о переводе земельного участка под кадастровым номером 63:15:04 06 005:002, площадью 8949 кв. м, расположенного в 4 км севернее поселка Торшиловский Большечерниговского района Самарской области, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения для добычи полезных ископаемых, незаконным и нарушающим права и законные интересы ЗАО «Санеко» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

об обязании Правительство Самарской области принять решение о переводе спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.

при участии в заседании

от заявителя – ФИО2 – представитель по доверенности № 8939 от 06.12.06 г., ФИО3 – представитель по доверенности № 69 от 19.06.07 г.

от заинтересованного лица – ФИО4 – представитель по доверенности № 1-49/478 от 07.12.06 г.

от третьих лиц:

от Министерства имущественных отношений Самарской области – ФИО5 – представитель по доверенности № 613 от 28.12.06 г.

от Администрации Большечерниговского района – ФИО6 – представитель по доверенности № 336 от 17.04.06 г.

Установил:

Закрытое акционерное Общество «Санеко» /далее «Общество/ обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением /с учетом уточнений л.д.11-15 т.2, 17- 18 т.3/ о признании бездействие Правительства Самарской области, выразившееся в непринятии в установленный законодательством срок решения по ходатайству о переводе земельного участка под кадастровым номером 63:15:04 06 005:002, площадью 8949 кв. м, расположенного в 4 км севернее поселка Торшиловский Большечерниговского района Самарской области, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения для добычи полезных ископаемых, незаконным и нарушающим права и законные интересы ЗАО «Санеко» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Обязании Правительство Самарской области принять решение о переводе земельного участка под кадастровым номером 63:15:04 06 005:002, площадью 8949 кв. м, расположенного в 4 км севернее п. Торшиловский Большечерниговского района Самарской области, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.

Признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области от 27 марта 2007 г. № 12-21/62.

В обоснование заявленных требований указывает на то, что им в соответствии с Федеральным законом № 172 от 21.12.2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» к ходатайству о переводе, направленному в адрес Правительства Самарской области согласно пункту 2 статьи 5 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. № 94-ГД «О земле», были приложены документы в соответствии с перечнем, определенным частью 4 статьи 2 Закона № 172-ФЗ.

В нарушение требований Закона в тридцатидневный срок Правительством не были принято решение о возвращении ходатайства по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 3 Закона.

В установленный Законом двухмесячный срок Правительством не было также принято решение о переводе указанного земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны.

Кроме того, считает, что в компетенцию Министерства в соответствии с пунктом 2.1. Постановления Губернатора Самарской области от 22.08.2006 г. № 209 входит подготовка документов для перевода. При этом Министерство не наделено полномочиями по принятию официальных решений по ходатайству о переводе.

В судебном заседании руководитель предприятия, представитель Общества заявленные требования поддержал, просит удовлетворить.

Правительство Самарской области/далее «Правительство» с заявленными требованиями не согласилось по мотивам, изложенным в отзыве /л.д.59-62 т.2, л.д.6-7 т.3/.

В судебном заседании представитель Правительства пояснил, что исходя из существующего Регламента Правительства Самарской области, принятого Постановлением Правительства Самарской области от 16.03.2004 года №9, который устанавливает порядок работы Правительства по реализации его полномочий, Правительство Самарской области ходатайство заявителя, не рассматривало, никаких актов не принимало, поэтому предмет заявленных требований отсутствует и в удовлетворении требований следует отказать.

Министерство Имущественных отношений Самарской области /далее «Министерство» заявленные требования не признало, по мотивам, изложенным в отзыве/л.д.67-73 т.2/.

В судебном заседании представитель Министерства пояснил, полномочия по принятию решения о переводе земель из одной категории в другую по Самарской области отнесены к компетенции Правительства Самарской области.

В свою очередь, указал, что в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Администрации Губернатора Самарской области и органах исполнительной власти Самарской области, утвержденной распоряжением Губернатора Самарской области от 04.02.2005 года № 32-р, поступившая в Правительство Самарской области корреспонденция направляется непосредственно руководителям органов исполнительной власти Самарской области в соответствии с вопросами, отнесенными к сферам их ведения.

В настоящем случае, ходатайство заявителя было передано Министерству. При рассмотрении представленных документов, Министерством был сделан вывод о несоответствии приложенных к ходатайству о переводе земельного участка документов, установленным требованиям, на основании п.2 ст.3 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и ходатайство возвращено заявителю без рассмотрения.

В удовлетворении требований просит отказать.

3-е лицо –Администрация Большечерниговского района Самарской области/далее «Администрация»/ заявленные требования поддержало, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление/л.д.72-73/.

В судебном заседании представитель Администрации пояснил, что Администрация не возражает по переводу спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения – для добычи полезных ископаемых.

Земельный участок был предоставлен заявителю Администрацией, в настоящее время изыскательские работы завершены путем введения в эксплуатацию поисковой скважины №1 Солнечной структуры, поэтому Администрация Большечерниговского района в извещении, направленном в адрес заявителя , указывала на необходимость перевода земельного участка в земли промышленности.

Кроме того, представитель Администрации указал, что в результате перевода указанного участка из категории земель «сельскохозяйственных» в категорию земель «промышленности» не нарушаются права и интересы ни государства, ни производителей сельскохозяйственной продукции, ни муниципального района Большечерниговский Самарской области.

Заявленные требования Общества просит удовлетворить.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, дав оценку их доводам, изучив материалы дела, исходит из следующего:

Как установлено судом, заявитель в соответствии с частью 1 статьи 3, пунктом 8 части 1 статьи 7 федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее по тексту Закон) и пунктом 2 статьи 5 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. «О земле» № 94-ГД обратился 02.02.2007 года в Правительство Самарской области с ходатайством о переводе земельного участка под кадастровым номером 63:15:04 06 005:002, площадью 8949 кв. м, расположенного в 4 км севернее поселка Торшиловский Большечерниговского района Самарской области, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения для добычи полезных ископаемых/л.д.8-9, т.1/.

К ходатайству были приложены документы в соответствии с перечнем, определенным частью 4 статьи 2 Закона:

- выписка из государственного земельного кадастра от 20 декабря 2006 г. № 01-15-08/06-02101;

- выписка из единого государственного реестра юридических лиц № 9245/15-01;

- письмо из УФРС по Самарской области № 14/002/2006-475 от 07.12.2006 об отсутствии в ЕГРП записи о регистрации прав и ограничений на этот объект;

- Приказ Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Самарской области от 14.04.2006 г. № 295-Э «Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы рабочего проекта «Опытная эксплуатация поисково-разведочной скважины № 1 Солнечного месторождения Черемушского лицензионного участка недр», в состав которого входит проект рекультивации земельного участка»;

- согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (Письмо Администрации Большечерниговского района Самарской области от 25.12.2006 г. № 1197);

- расчет потерь сельскохозяйственного производства от 31.01.2007 г. № 1.

Кроме того, в подтверждение обоснования необходимого перевода, к ходатайству были дополнительно приложены документы, не являющиеся обязательными для представления в соответствии с законодательством, но дающие возможность органу власти получить более полную информацию о земельном участке и о деятельности заинтересованного лица:

- справка территориального отдела № 9 Управления Роснедвижимости по Самарской области от 24.01.2007 об отсутствии прав на земельный участок у иных лиц;

- свидетельство об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых;

- описание границ земельного участка;

- лицензия на право пользования недрами СМР 11460 НП;

- свидетельство о государственной регистрации права собственности на скважину;

- договор аренды земельного участка;

- учредительные документы ЗАО «Санеко/л.д.10, т.1 /.

Указанные документы представлены заявителем суду и имеются в материалах дела/ л.д.11- 87 т.1/.

Однако, 02.04.2007 года в адрес заявителя поступило от Министерства Имущественных отношений Самарской области поступило письмо за № 12-21/62, подписанное и.о. заместителя министра ФИО7, которым Министерство извещает заявителя о возвращении ходатайства в связи с наличием недостатков в предоставлении документов.

В частности, Министерство в данном письме указывает на необходимость предоставления документов, подтверждающих право собственности на все объекты недвижимого имущества , расположенные на указанном земельном участке.

Кроме того, Министерство предлагает заявителю в связи с наличием зарегистрированного права собственности на скважину №1 указать вид разрешенного использования земельного участка, точные данные о предоставлении земельного участка , доказательства ликвидации прежнего земельного участка в кадастровом учете.

Также, Министерство предложило заявителю представить утвержденный проект рекультивации земель.

При этом, Министерство в указанном письме указало, что после устранения указанных недостатков вопрос о переводе земельного участка будет рассмотрен.

В свою очередь, от Правительства в адрес заявителя ответа не о принятии или непринятии соответствующего Решения не последовало.

Однако, в соответствии со статьей 3 Федерального Закона РФ Закона ходатайство возвращается заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления по основаниям, установленным частью 2 данной статьи, либо должно быть рассмотрено Правительством в течение двух месяцев со дня его получения.

Материалами дела установлено, что Правительство получило ходатайство ЗАО «Санеко» 12 февраля 2007 г., однако, в нарушение требований Закона в тридцатидневный срок Правительством не были принято решение о возвращении ходатайства по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 3 Закона.

В установленный Законом двухмесячный срок Правительством не было также принято решение о переводе указанного земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны, либо об отказе.

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. № 94-ГД «О земле» перевод земель из одной категории в другую отнесен к полномочиям Правительства.

В соответствии со статьями 82 и 84 Устава Самарской области, принятого Законом Самарской области 18.12.2006 г. № 179-ГД, Правительство является исполнительным органом государственной власти Самарской области. Решения Правительства оформляются постановлениями или распоряжениями Правительства.

Бездействие Правительства, выразившееся в непринятии соответствующего решения по ходатайству ЗАО «Санеко» о переводе земельного участка из одной категории в другую, либо об отказе, суд считает незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической и предпринимательской деятельности.

Как видно из представленных заявителем документов , Общество имеет лицензию на право пользования недрами с целевым назначением и видам работ – геологическое изучение Черемушского участка недр для целей поисков и оценки месторождения углеводородного сырья на территории Большечерниговского района/л.д.58 -68т.1/.

В соответствии с лицензией ЗАО «Санеко» осуществило поиск и разведку полезных ископаемых на Черемушском участке недр. В соответствии с проектом, прошедшим экологическую экспертизу, разрешенным использованием построило на вышеуказанном земельном участке скважину № 1 Солнечной структуры, произвело рекультивацию земельного участка, использованного для строительства/л.д.43-57/.

12 марта 2007 г. заявитель получил лицензию СМР 13979 НЭ на право добычи углеводородного сырья в пределах Солнечного месторождения/л.д.139/.

Исходя из смысла положений ст. 78 Земельного кодекса РФ, предусматривающих строго целевое использование земель сельскохозяйственного назначения, заявитель, вследствие не рассмотрения Правительством Самарской области ходатайства ЗАО «Санеко» не имеет возможности осуществлять в промышленном масштабе добычу полезных ископаемых на указанном земельном участке.

В связи с изложенным, исходя из анализа норм , ст.198, 201 АПК РФ следует, что основанием для принятия судом решения о признании незаконными бездействия государственных органов, органов местного самоуправления , иных органов, должностных лиц является наличие двух фактов в совокупности: несоответствие обжалуемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В судебном заседании представитель заявителя указал, что заявленные обоснования в требовании приведены как довод тому, что Правительство бездействует и не принимает необходимого решения в соответствии с действующим законодательством , либо об удовлетворении ходатайства заявителя, либо об отказе.

Суд считает, что поскольку, Правительство, как уполномоченный орган , оставило без ответа ходатайство заявителя , оно бездействовало как на момент обращения заявителя в суд, так и на момент рассмотрения спора, чем нарушены пункт 2 статьи 5 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. № 94-ГД «О земле», ст.ст. 82, 84, 86 Устава Самарской области, принятого Законом Самарской области 18.12.2006 г. № 179-ГД, ст.3 Федерального Закона от 21.12.2004 года № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» , а также права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что согласно ч.2 ст.201 АПК РФ является основанием для признания указанного бездействия незаконным.

В свою очередь, суд не может согласиться с доводами Правительства о том, что суд не вправе обязать высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принять какие-либо нормативные/ненормативные/ правовые акты, поскольку такой орган является коллегиальным по своему составу.

Глава 24 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации не содержит каких-либо исключений на освобождение коллегиальных органов от ответственности за бездействие , либо принятие незаконного решения.

Правительство не представило суду доказательств соблюдения положений ст.2 Закона № 172 –ФЗ.

При таких обстоятельствах суд считает, что факт бездействия Правительства доказан и их следует признать незаконными. Обязать Правительство устранить допущенные нарушения и в соответствии с названными нормами принять соответствующее решение.

Что касается требования заявителя о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженное в письме № 12-21/62 от 27.03.2007 года , то они подлежат также удовлетворению.

Как изложено выше, 02 апреля 2007 г. в ЗАО «Санеко» из Министерства имущественных отношений Самарской области поступило решение от 27 марта 2007 г. № 12-21/62 о возврате ходатайства, направленного ЗАО «Санеко» в адрес Правительства, в связи с наличием недостатков в представленных документах.

Суд, дав оценку указанному ответу, считает, что решение Министерства является незаконным.

Исходя из смысла положений статьи 3 Закона № 172-ФЗ, предусматривающей порядок рассмотрения и принятия решений по ходатайству, ходатайство рассматривается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на рассмотрение этого ходатайства.

Как следует из положений п.2.1. Постановления Губернатора Самарской области от 22.08.2006 г. № 209/в редакции от 24.10.2006 года/ в ведении министерства входит подготовка в соответствии с действующим законодательством совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Самарской области документов для перевода земель из одной категории в другую. При этом Министерство не наделено полномочиями по принятию официальных решений по ходатайству о переводе за подписью руководителя /заместителя/ Министерства.

Как указано выше, в соответствии с Законом Самарской области «О земле» указанными полномочиями наделено Правительство Самарской области.

Что касается доводов Министерства о том, что оно принимало такое решение в соответствии с Распоряжением Губернатора Самарской области от 04.02.2005 года № 32-р «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Администрации губернатора», Регламентом Правительства Самарской области , утвержденным Постановлением Правительства Самарской области №9 от 16 марта 2004 года «О регламенте Правительства Самарской области», то указанными актами также не подтверждается наделение полномочиями Министерство принимать подобного вида решения.

Кроме того, суд считает, что в оспариваемом решении не указано, каким требованиям земельного законодательства не соответствуют приложенные к ходатайству документы, на основании каких законодательных или нормативно-правовых актов указанным органом власти было рассмотрено ходатайство и принято решение.

Согласно статье 1 Закона о переводе земель из одной категории в другую правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земельных участков из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, настоящим законом, иными законами, нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Поэтому, исходя из требований ст.2 Федерального закона № 172-ФЗ , органы государственной власти не вправе требовать каких-либо документов, не предусмотренных действующим законодательством. Однако Министерство в своем решении предложило представить, либо исправить документы, не входящие в перечень, определенный частью 4 статьи 2 Закона, и на основании этого возвратило ходатайство без рассмотрения.

Как следует из оспариваемого решения, Министерство предлагает заявителю представить документы на право собственности объектов обустройства скважины № 1.

Суд считает, что такое требование противоречит нормам ч.4 ст.2 Закона о переводе земель , к тому же для добычи полезных ископаемых предусматривается возможность изменения категории использования земельного участка (пункт 8 части 1 статьи 7 Закона) путем направления соответствующего ходатайства в уполномоченный орган государственной власти, что и было исполнено заявителем.

Довод Министерства о несоответствии данных справки территориального отдела № 9 Управления Роснедвижимости по Самарской области договору аренды земельного участка не соответствует действительности. Указанная справке свидетельствует о том, что до разрешенного использования под строительство поисковой скважины № 1 Солнечной структуры земельный участок никому не предоставлялся.

Из договора же аренды следует, что строительство скважины осуществлено в соответствии с земельным законодательством. Сведения, отраженные в справке, также подтверждаются и сведениями, указанными в кадастровом плане и в письме Управления Росрегистрации от 07.12.2006 г. № 14/002/2006-475.

Требование Министерства о внесении в кадастровый план земельного участка сведения о ликвидации первоначально выделенного для строительства земельного участка под кадастровым номером 63:15:050000:0001 является необоснованным исходя из положений пункта 2 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09. 2000 г. № 660).

Не нашел подтверждения в материалах дела и довод Министерства об отсутствии утвержденного проекта рекультивации земель.

Заявителем представлено заключение государственной экологической экспертизы рабочего проекта «Опытная эксплуатация поисково- разведочной скважины №1 Солнечного месторождения Черемушского лицензионного участка» , в котором имеются проектные решения по охране и рациональному использованию земельных ресурсов, которые утверждены Приказом « 295-Э от 14.04.2006 года.

Таким образом, Решение Министерства от 27.03.2007 г. № 12-21/62 нарушает права и законные интересы ЗАО «Санеко» в сфере предпринимательской деятельности, возлагает на Общество обязанности, создающие препятствия для осуществления деятельности в сфере землепользования. Министерство не выполнило возложенные на него функции по подготовке документов для перевода земельного участка к заседанию Правительства. Вследствие этого ЗАО «Санеко» не имеет возможности осуществлять в промышленном масштабе добычу полезных ископаемых на указанном земельном участке, не может заключить договор аренды земельного участка, находится под постоянной угрозой привлечения к административной ответственности, периодически вынуждено давать объяснения контролирующим органам по вопросам использования земель сельскохозяйственного назначения.

Расходы по оплате госпошлины распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ и распределяются следующим образом:

Уплаченная заявителем по платежному поручению № 46805 от 17.04.2007 года госпошлина в сумме 2 000 руб. в доход Федерального бюджета, возмещается заявителю за счет Правительства Самарской области.

Госпошлина в доход Федерального Бюджета в сумме 4 тыс. руб. взыскивается с Министерства Имущественных отношений Самарской области.

Руководствуясь ст. ст. 101-102, 110-112, 167- 170, 176, 177, 180, 181, 201 АПК РФ, Суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Правительства Самарской области, выразившееся в непринятии в установленный законодательством срок по заявлению- ходатайству ОАО «Санеко» от 02.02.2007 года/исх. № 10-16/2369/ решения о переводе или отказе в переводе земельного участка под кадастровым номером 63:15:04 06 005:002, площадью 8949 кв. м, расположенного в 4 км севернее поселка Торшиловский Большечерниговского района Самарской области, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения для добычи полезных ископаемых.

Обязать Правительство Самарской области принять решение о переводе , либо об отказе в переводе земельного участка под кадастровым номером 63:15:04 06 005:002, площадью 8949 кв. м, расположенного в 4 км севернее п. Торшиловский Большечерниговского района Самарской области, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения для добычи полезных ископаемых.

Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 27 марта 2007 г. № 12-21/62.

В остальной части требований отказать.

Взыскать с Правительства Самарской области, 443006, <...> в пользу ЗАО «Санеко» <...>, ул. Высоцкого 6,12 госпошлину в сумме 2 000 руб.

Взыскать с Министерства Имущественных отношений Самарской области, 443006, <...> в доход Федерального Бюджета госпошлину в сумме 4 000 руб.

Решение вступает в законную силу в месячный срок и может быть обжаловано в этот же срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1