АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-55-25
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
25 июля 2008 года
Дело №
А55-5593/2008
Резолютивная часть решения оглашена 24 июля 2008 года
Полный текст решения изготовлен 25 июля 2008 года
Арбитражный суд Самарской области
В составе судьи
ФИО1
рассмотрев в судебном заседании 24 июля 2008 года дело по иску, заявлению
Жилищного накопительного кооператива «Русский Кредит»
От 24 апреля 2008 года №
к Департаменту семьи, опеки и попечительства администрации г.о. Самара
С участием третьих лиц:
1) ФИО2;
2) Министерства по вопросам семьи и демографического развития Самарской области;
3) Администрации городского округа Самара
о признании недействительным отзыва разрешения от 06.12.2007 г. № 12-03/3294
на отчуждение однокомнатной квартиры по адресу: <...>,
оформленный письмом от 18.01.2008 г. исх. № 12-03/07-215, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя
при участии в заседании
от заявителя – не явился (извещен)
от ответчика – ФИО3 (дов.)
от третьих лиц – не явились (извещены)
Протокол судебного заседания вел помощник судьи Николаева С.Ю.
Установил:
Жилищный накопительный кооператив «Русский Кредит» обратился арбитражный суд к Комитету по делам семьи Администрации городского округа Самара с заявлением (с учетом уточнеия требований) о признании недействительным отзыва разрешения от 06.12.2007 № 12-03/3294 на отчуждение однокомнатной квартиры по адресу: <...>, оформленного письмом от 18.01.2008 г. исх. № 12-03/07-215; об обязании отменить отзыв разрешения от 06.12.2007 г. № 12-03/3294 на отчуждение ФИО2 жилищному накопительному кооперативу «Русский кредит» квартиры по адресу: <...>, и об обязании не препятствовать регистрации сделки купли-продажи ФИО2 жилищному накопительному кооперативу «Русский кредит» квартиры по адресу: <...>.
Определением от 25 апреля 2008 года суд привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО2.
Определением от 20 июня 2008 года суд привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство по вопросам семьи и демографического развития Самарской области.
Определением от 11 июля 2008 года суд произвел замену Комитета по делам семьи администрация городского округа Самара на его правопреемника - Департамент семьи, опеки и попечительства администрации городского округа Самара, а также привлек у участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрацию городского округа Самара.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. Заявитель о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебном заседании просит в удовлетворении заявленных требований отказать, считает обжалуемые действия законными и обоснованными.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле по правилам ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как видно из материалов дела, на основании заявления от 27.11.2007 ФИО4, являющейся на тот момент законным представителем несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.98), Комитетом по делам семьи Администрации городского округа Самара было выдано разрешение от 6.12.2007 № 12-03/3294 на отчуждение однокомнатной квартиры по адресу <...> общей площадью 36,3 кв.м., принадлежащей вышеназванной несовершеннолетней, при условии одновременного приобретения на ее имя двухкомнатной квартиры по адресу: <...> (общая площадь – 45,8 кв.м., жилая площадь – 32, 8 кв.м.). Разрешение мотивировано отсутствием ущемления имущественных, жилищных прав и интересов несовершеннолетней (л.д.148).
В дальнейшем между несовершеннолетней ФИО2 (продавец) и ЖНК «Русский Кредит» (покупатель) был подписан договор купли-продажи квартиры от 28 декабря 2007 года (л.д.28), в соответствии с которым продавец продал покупателю вышеназванную однокомнатную квартиру по адресу: <...>.
Вместе с тем, письмом от 18.01.2008 № 12-03/07-215 (л.д.72) Комитет по делам семьи Администрации городского округа Самара отозвал свое разрешение от 6.12.2007 № 12-03/3294. По этой причине Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области было отказано заявителю в государственной регистрации вышеназванного договора и перехода права собственности на приобретенную по нему квартиру (л.д.58-61).
Посчитав действия Комитета по делам семьи Администрации городского округа Самара по отзыву разрешения на отчуждение квартиры незаконными, ЖНК «Русский Кредит» обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Из материалов дела усматривается, что поводом для совершения Комитетом по делам семьи Администрации городского округа Самара обжалуемых действий послужило выявление новых обстоятельств, свидетельствующих об ущемлении в результате предполагаемых сделок имущественных прав и интересов несовершеннолетней ФИО2.
Согласно п. 1 ст. 28, п. п. 2, 3 ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации законные представители несовершеннолетнего обязаны совершать сделки по отчуждению его имущества только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
Специальный порядок совершения родителями сделок с принадлежащим детям имуществом, закрепленный ст. 28, ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, направлен на защиту прав и интересов несовершеннолетних.
Вместе с тем, родители не вправе представлять интересы своих несовершеннолетних детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия ( п. 2 ст. 64 СК РФ).
Из имеющегося в материалах дела Акта обследования жилищно-бытовых условий жилого помещения от 17 января 2008 года (л.д. 81) следует, что сделка по продаже квартиры по адресу: <...> и приобретение гр. ФИО4 квартиры по адресу: <...>. кв. 24 нарушает жилищные и имущественные права ее несовершеннолетней дочери. Приобретаемая квартира находится на первом этаже панельного дома, не приспособлена для проживания семьи с ребенком, а именно: требуется капитальный ремонт, сантехнические приборы неисправны, электрика требует ремонта. Так же было установлено, что в квартире сделана перепланировка, которая до настоящего времени не узаконена.
Из имеющихся в материалах дела Свидетельств о государственной регистрации права от 5.01.2000 (л.д.106-108) прежних собственников квартиры по адресу <...> и договора купли-продажи между ними и ФИО2 (л.д.75-76) следует, что данная квартира продана с обременением в пользу ФИО5 Кроме того, из справки паспортной службы Приволжского ПЖРТ от 21.01.2008 (л.д.113) следует, что в данной квартире зарегистрирован на основании решения суда гражданин ФИО6. Из материалов дела (л.д.77-78) также усматривается, что рыночная стоимость однокомнатной квартиры по ул. Солнечная превышает рыночную стоимость двухкомнатной квартиры по ул. Физкультурная.
Органами опеки и попечительства Волжского района Самарской области с 26.10.2006 года семья К-вых поставлена на учет как неблагополучная. Решением Промышленного районного суда г. Самара от 13 мая 2008 года (л.д.71) гр. ФИО4 лишена родительских прав в отношении ее дочери ФИО2. Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самары от 3.07.2008 № 924/02-р (л.д.149) опекуном ФИО2 назначена ФИО7.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что сделка, разрешение на которую было выдано Комитетом по делам семьи Администрации городского округа Самара, нарушают имущественные и жилищные права и интересы несовершеннолетней ФИО2.
Согласно статье 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 9 Закона Самарской области от 2 апреля 1998 года № 2-ГД «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области» (в редакциях, действующих до 1 января 2008 года) органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
Частью 2 статьи 9 Закона Самарской области от 2 апреля 1998 года № 2-ГД «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области» (в редакции, действующей до 1 января 2008 года) предусмотрено, что структура органов опеки и попечительства определяется уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
В силу статьи 10 Закона Самарской области от 2 апреля 1998 года № 2-ГД «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области» (в редакции, действующей до 1 января 2008 года) органы опеки и попечительства дают письменное разрешение на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным и несовершеннолетним прав на раздел имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечных или несовершеннолетних.
Согласно статье 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, в редакции действующей с 1 января 2008 года органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 9 Закона Самарской области от 2 апреля 1998 года № 2-ГД «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области» (в редакции, действующей с 1 января 2008 года) органами опеки и попечительства являются уполномоченные Губернатором Самарской области органы исполнительной власти Самарской области.
Согласно пункта 1 статьи 2 Закона Самарской области от 5 марта 2005 года № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» (в редакции Закона Самарской области от 01.11.2007 N 116-ГД, действующей с 1 января 2008 года) органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделяются государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству.
Статьей 25 Устава городского округа Самара предусмотрено, что Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
Администрация городского округа Самара состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации городского округа Самара.
Согласно Положению о комитете по делам семьи Администрации города Самары (л.д.53-54), в редакции распоряжения главы администрации городского округа Самары от 12.02.2004 № 32-р (л.д.162), Комитет по делам семьи Администрации города Самары от имени Администрации городского округа Самары обеспечивает защиту имущественных, жилищных и иных прав несовершеннолетних, проживающих в городе и реализует функции органа опеки и попечительства.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Комитет по делам семьи, будучи отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самары в области опеки и попечительства вправе был от ее имени осуществлять действия, связанные защитой имущественных, жилищных и иных прав несовершеннолетних.
Согласно статьи 5 Закона Самарской области от 5 марта 2005 года № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы местного самоуправления свободны в выборе форм и методов реализации переданных государственных полномочий в пределах, установленных федеральными законами, законами Самарской области, нормативными правовыми актами Губернатора Самарской области, Правительства Самарской области, Минздравсоцразвития и Министерства по вопросам семьи.
По смыслу приведенной нормы, поскольку форма защиты имущественных, жилищных и иных прав несовершеннолетних законодательно не установлена, она может быть осуществлена всеми способами, не противоречащими действующему законодательству. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Комитет по делам семьи Администрации города Самары вправе был отозвать выданное ранее разрешение на совершение сделки с имуществом несовершеннолетнего, при наличии у него сведений о том, что данная сделка нарушает права и законные интересы несовершеннолетнего.
В настоящее время в силу положения о департаменте семьи, опеки и попечительства Администрации городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 28 февраля 2008 года № 526 (л.д.93-97) департамент семьи, опеки и попечительства Администрации городского округа Самара является правопреемником Комитета по делам семьи Администрации городского округа Самара.
В соответствии со ст. ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для принятия судом решения о признании незаконным действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие двух условий в совокупности: несоответствие обжалуемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Из обстоятельств дела следует, что обжалуемые действия Комитета по делам семьи Администрации городского округа Самара по отзыву разрешения от 06.12.2007 № 12-03/3294 на отчуждение однокомнатной квартиры по адресу: <...>, оформленные письмом от 18.01.2008 г. исх. № 12-03/07-215 закону не противоречат. При таких обстоятельствах, в силу пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда не имеется оснований для удовлетворении требования о признании вышеназванных действий незаконными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд может обязать государственный орган, орган местного самоуправления совершить определенные действия только в случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы. Поскольку вышеназванных обстоятельств установлено судом не было в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме с отнесением расходов по госпошлине на заявителя.
Руководствуясь ст.ст.167-178,198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
ФИО1