ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-5980/19 от 10.04.2019 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

апреля 2019 года

Дело №

А55-5980/2019

Резолютивная часть оглашена 10 апреля 2019 года 

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Сафоевой А.И.

рассмотрев в судебном заседании   апреля 2019 года   дело по  заявлению

Заместителя прокурора Самарской области

к Администрации сельского поселения Сиделькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области

о признании незаконным бездействия

при участии в заседании

от прокуратуры – ФИО2, удостоверение,

от заинтересованного лица – не явился, извещен,

Установил:

Заместитель прокурора Самарской области обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации сельского поселения Сиделькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, в котором просит признать:

1. Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Сиделькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области по длительному непринятию мер по размещению в сети Интернет на официальном сайте органа местного самоуправления httр://сиделькино.рф необходимой для развития малого и среднего предпринимательства информации: о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства.

2.Обязать администрацию сельского поселения Сиделькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области устранить допущенные нарушения законодательства путем размещения в сети «Интернет» на официальном сайте органа местного самоуправления httр://сиделькино.рф необходимой для развития малого и среднего предпринимательства информации: о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства.

Прокурор поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица  требования  признает, ходатайствует о проведении судебного заседания без участия представителя Администрации.

Согласно п.6 ст. 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству", если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в случае соблюдения требований части 4 статьи 137 АПК РФ.

Поскольку лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения предварительного судебного заседания, возражения против завершения предварительного разбирательства и открытия судебного заседания не заявили, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 статьи 137 АПК РФ решил вопрос о готовности дела и переходе в судебное заседание, что отражено в протоколе судебного заседания от 10.04.2019 года.

На основании ч.3 ст. 205 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя заинтересованного лица.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, арбитражный суд установил.

Прокуратурой Челно-Вершинского района проверено исполнение администрацией сельского поселения Сиделькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области (далее - Администрация) законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Установлено, что Администрацией в нарушение статьи 19 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу: httр://сиделькино.рф не размещена обязательная для размещения информация о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства.

Одной из основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 15, пункту 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено создание условий для содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

В статье 11 Закона № 209-ФЗ закреплены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, к которым относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 209-ФЗ одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления являются доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства и открытость процедур оказания поддержки.

Статьей 16 указанного Федерального закона определены формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу положений данной нормы поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций.

Таким образом, на Администрацию возложена обязанность, в том числе, по информационной поддержке малого и среднего предпринимательства.

Согласно статье 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления» одним из принципов обеспечения доступности информации о деятельности органов местного самоуправления является открытость и доступность такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация (статья 10 Закона    8-ФЗ).

Статья 19 Закона №209-ФЗ определяет, в чем заключается информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в виде создания муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-коммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, создающих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией, в том числе, о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства.

Обязанность по размещению указанной информации возникла у органов местного самоуправления с момента вступления в силу Закона № 209-ФЗ, то есть с 01.01.2008.

Постановлением Главы муниципального района Челно-Вершииский Самарской области от 27.11.2010 №271 «Об организации деятельности официального сайта администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области» утверждено Положение об официальном сайте администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области (далее - Положение) и Регламент обновления обязательных к размещению информационных материалов официального сайта муниципального района Челно-Вершинский в сети «Интернет».

Пунктами 1.2, 1.4 Положения предусмотрено, что официальный сайт размещается по адресу: Челно-Вершины.РФ и является электронным общедоступным информационным ресурсом, размещаемым в сети «Интернет».

Из структуры сайта следует, что в нем размещены страницы сайтов сельских поселений, входящих в муниципальный район Челно-Вершинский, в том числе сайт сельского поселения Сиделькино httр://сиделькино.рф.

Постановлением главы сельского поселения Сиделькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 07.12.2015 №37 утвержден Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения Сиделькино для размещения на официальном сайте Администрации сельского поселения Сиделькино муниципального района Челно-Вершинский (далее - Перечень).

Согласно пункту «а» части 7 указанного Перечня администрация сельского поселения обязана размещать статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической и социальной сферы.

Информация о деятельности органов местного самоуправления по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная Федеральным законом № 209-ФЗ, размещается на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» по адресу: httр://сиделькино.рф.

Таким образом, Администрацией допущено незаконное бездействие в непринятии на протяжении длительного периода с 01.01.2008 мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» необходимой информации для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В связи с этим главе сельского поселения Сиделькино муниципального района Челно-Вершинский прокуратурой Челно-Вершинского района 18.11.2018 внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.

Согласно ответу главы сельского поселения Сиделькино муниципального района Челно-Вершинский от 18.12.2018 № 47 Администрацией приняты меры к устранению нарушений.

В то же время на момент повторной проверки 29.01.2019 прокуратурой района установлено, что на сайте: httр://сиделькино.рф в разделе торговля и предпринимательство необходимая информация отсутствует.

По состоянию на 25.02.2019 необходимые для развития субъектов малого и среднего предпринимательства сведения на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» не размещены, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение предусмотренной законом информации, создает препятствия для осуществления предпринимательской и экономической деятельности для неопределенного круга хозяйствующих субъектов.

Согласно положениям статей 27, 29 АПК РФ критериями подведомственности дела арбитражному суду являются не только субъектный состав его участников, но и характер спора, связанный с осуществлением лицами предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Поскольку оспариваемое бездействие органа местного самоуправления нарушает право хозяйствующих субъектов на получение информационной поддержки в сфере малого и среднего предпринимательства, препятствует созданию на территории муниципального образования благоприятных условий для развития бизнеса, настоящее заявление в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29, частью 2 статьи 198 АПК РФ подведомственно арбитражному суду.

В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственного органа не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

При указанных обстоятельствах предложенная заявителем форма устранения нарушенных прав путем обязания Администрации сельского поселения Сиделькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области устранить допущенные нарушения законодательства путем размещения в сети «Интернет» на официальном сайте органа местного самоуправления httр://сиделькино.рф необходимой для развития малого и среднего предпринимательства информации: о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства, является обоснованной.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.  167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Сиделькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области по длительному непринятию мер по размещению в сети Интернет на официальном сайте органа местного самоуправления httр://сиделькино.рф необходимой для развития малого и среднего предпринимательства информации: о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства.

Обязать администрацию сельского поселения Сиделькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области устранить допущенные нарушения законодательства путем размещения в сети «Интернет» на официальном сайте органа местного самоуправления httр://сиделькино.рф необходимой для развития малого и среднего предпринимательства информации: о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1