АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443001, г.Самара, ул. Самарская,203Б, тел. (846) 207-55-15 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
июля 2021 года | Дело № | А55-6173/2021 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2021 года Полный текст решения изготовлен 12 июля 2021 года | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе | судьи Бойко С.А. | ||||||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Симонян А.С. | |||||||
рассмотрев в судебном заседании июля 2021 года дело по иску, заявлению | |||||||
Общества с ограниченной ответственностью "Современные Технологии" | |||||||
к Межрайонной ИФНС России №15 по Самарской области | |||||||
С участием третьего лица – Управления ФНС России по Самарской области | |||||||
О признании незаконным решения | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 12.01.2021 от ответчика – ФИО2 по доверенности от 04.06.2021 от третьего лица – ФИО3 по доверенности от 11.01.2021 | |||||||
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Современные технологии» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области №7005 от 04.12.2020 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств. В связи с состоявшейся реорганизацией, суд произвел замену Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Самарской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №15 по Самарской области. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек к участию в деле Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области. В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал. Представители налоговой инспекции и третьего лица в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемого решения. В судебном заседании суд объявлялся перерыв с 01 июля 2021 года до 10 часов 15 минут 08 июля 2021 года. Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. Как следует из материалов дела, основанием для принятия оспариваемого решения № 7005 от 04.12.2020 послужило вынесение Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области (далее – Инспекция) решения по выездной налоговой проверки № 15-44/6 от 20.07.2020 о привлечении ООО «Современные Технологии» к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций в размере 11 060 306 руб., НДС в размере 9 954 274, пени в размере 7 589 559,97 руб., штраф 2 609 948 руб. Всего по решению доначисления составляют 31 214 087,97 руб. Решение № 15-44/6 от 20.07.2020 о привлечении к налоговой ответственности, вступило в законную силу 21.10.2020, по результатам рассмотрения УФНС России по Самарской области апелляционной жалобы ООО «Современные Технологии». В настоящее время в Арбитражном суде Самарской области рассматривается дело А55-34381/2020 о признании недействительным решения № 15-44/6 от 20.07.2020 о привлечении к налоговой ответственности. На решение № 7005 от 04.12.2020 о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств, была подана апелляционная жалоба в УФНС по Самарской области, которая решением № 20-16/01068@ от 18.01.2021 оставлена без удовлетворения. Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд. В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на нарушение срока принятия решения по выездной налоговой проверке, предусмотренный статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации и, как следствие, нарушение срока направления требования о взыскании налогов, сборов, пени и штрафов, а также неправомерное принятие мер принудительного взыскания в виде оспариваемого решения. Позиция Заявителя основана на том, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля и принятии решения сроков, предусмотренных, в частности, статьей 70 НК РФ, пунктом 2 статьи 88 НК РФ, пунктом 6 статьи 89 НК РФ, пунктами 1 и 5 статьи 100 НК РФ, пунктами 1,6 и 9 статьи 101 НК РФ, пунктами 1, 6 и 10 статьи 101.4 НК РФ, пунктом 6 статьи 140 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами, что в конечном счете, гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика, в связи с чем сроки осуществления принудительных мер учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами действующего законодательства. В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом. Из материалов дела следует, что на основании решения начальника Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области от 20.03.2018 № 15-18/6 проведена выездная налоговая проверка ООО «Современные Технологии» за период с 03.12.2015 по 31.12.2016. Дата начала налоговой проверки 20.03.2018. Дата окончания налоговой проверки 12.11.2018. По результатам выездной налоговой проверки составлен акт налоговой проверки от 11.01.2019 № 15-36/1. Согласно пункту 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц. В соответствии со статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации ООО «Современные Технологии» извещено о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Извещение № 15-41/4 от 15.01.2019 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки вручено 11.01.2019 лично директору ООО «Современные Технологии» ФИО4 Акт выездной налоговой проверки вручен 15.01.2019 лично директору ООО «Современные Технологии» ФИО4 Рассмотрение материалов проверки назначено на 20.02.2019. ООО «Современные Технологии» 13.02.2019 представлено заявление о переносе срока рассмотрения материалов налоговой проверки и возражений на срок не ранее 28.02.2019. Налоговым органом направлено извещение № 15-41/20 от 18.01.2019 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направлено по ТКС 18.02.2019. Рассмотрение назначено на 01.03.2019. Возражения налогоплательщика и материалы проверки рассмотрены 01.03.2019 в присутствии представителя ООО «Современные Технологии» по доверенности ФИО5, о чем составлен протокол № 339. По результатам рассмотрения акта проверки и представленных ООО «Современные Технологии» возражений вынесено Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля от 02.03.2019 № 15-42/2. Результаты проведенных мероприятий налогового контроля отражены в дополнении к акту проверки от 24.04.2019. Дополнение к акту выездной налоговой проверки вручено 06.05.2019 представителю ООО «Современные Технологии» по доверенности от 30.01.2019 ФИО1 31.05.2019 (вх. №01-38/22884) в налоговый орган от ООО «Современные Технологии» поступило ходатайство о переносе сроков рассмотрения материалов налоговой проверки, не ранее 14.06.2019. Налоговым органом направлено извещение № 15-41/67 от 31.05.2019 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направлено по ТКС. Рассмотрение назначено на 14.06.2019 в 11 час. 00 мин. 14.06.2019 (вх. №01-38/25101) в налоговый орган от ООО «Современные Технологии» поступило ходатайство о переносе сроков рассмотрения материалов налоговой проверки, не ранее 02.07.2019. Налоговым органом направлено извещение № 15-41/75 от 14.06.2019 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направлено по ТКС. Рассмотрение назначено на 04.07.2019 в 16 час. 00 мин. По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении ООО «Современные Технологии», налогоплательщиком 04.07.2019 представлены письменные возражения. Возражения налогоплательщика и материалы проверки рассмотрены 04.07.2019 в отсутствии представителя ООО «Современные Технологии», о чем составлен протокол № 834. Также налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены извещения о рассмотрении материалов налоговой проверки, в связи с получением ответов на поручения об истребовании документов (информации) от 04.07.2019 № 15-41/83, от 24.07.2019 № 15-41/98, от 22.08.2019 № 15-41/114, от 23.09.2019 № 15-41/138, от 18.10.2019 № 15-41/158, от 25.11.2019 № 15-41/176, от 24.12.2019 № 15-41/196, от 24.01.2020 № 15-41/24, от 21.02.2020 № 15-41/44, от 23.03.2020 № 15-41/75. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.07.2006 № 267-О, право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное статьей 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности. Применительно к налоговой ответственности одной из таких гарантий является вытекающее из ст.24 (ч.2) Конституции Российской Федерации право налогоплательщика знать, в чем его обвиняют, и представлять возражения на обвинения. Поэтому при определении процессуальных прав налогоплательщика при производстве дела в налоговых органах законодатель не может не предоставить ему право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения. Иное не соответствовало бы приведенным положениям Конституции Российской Федерации. Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 24.01.2011 № ВАС-16558/10, с момента введения в действие положений п. 3.1. ст. 100 НК РФ налоговый орган обязан в силу прямого указания в Кодексе без обращения к нему проверяемого налогоплательщика направлять с актом проверки документы, подтверждающие факт налогового правонарушения, и выписки из них в случаях возникновения необходимости сохранения охраняемой законом тайны. Отсутствие у налогоплательщика копий документов (выписок из документов), подтверждающих факты допущенных им нарушений, не позволяет ему в полной мере реализовать свое право на представление объяснений (возражений) по сведениям, содержащимся в этих документах, и оценить их влияние на обоснованность выводов акта. Кроме того, в связи с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», изданным в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») и вступившим в силу со дня его официального опубликования (06.04.2020) и постановлением губернатора Самарской области от 31 мая 2020 года № 132 "О внесении изменений в постановление Губернатора Самарской области от 03.04.2020 № 70 "Об ограничительных и иных мероприятиях по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области и внесении изменений в постановление Губернатора Самарской области от 16.03.2020 № 39 «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» ООО «Современные Технологии» извещено о рассмотрении материалов по дополнительным мероприятиям налогового контроля на 17.07.2020, что подтверждается извещением от 01.06.2020 № 15-41/157. Рассмотрение материалов налоговой проверки проведено заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области в отсутствие представителей ООО «Современные Технологии», что подтверждается протоколом от 17.07.2020 № 259 рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика и материалов проверки. Таким образом судом установлено и материалами дела подтверждается, что решения о переносе срока рассмотрения материалов проверки вызваны объективными причинами, связаны с обеспечением проверяемому лицу возможности ознакомиться со всеми материалами проверки и участвовать при их рассмотрении в налоговом органе и направлены на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщика, гарантированных ему при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов. В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов проверки и результатов проведенных мероприятий налогового контроля, налоговым органом вынесено решение от 20.07.2020 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения № 15-44/6. Решение вручено 23.07.2020 директору ООО «Современные Технологии» ФИО4 Всего по решению сумма доначислений составляет 31 214 087,97 руб., в том числе: налоги – 21 014 580 руб., пени – 7 589 559,97 руб., штраф – 2 609 948 руб. Не согласившись с вынесенным решением, ООО «Современные Технологии» представило апелляционную жалобу (вх. № 01-38/29964 от 18.08.2020). Решением УФНС России от 21.10.2020 № 03-15/34746 в удовлетворении жалобы отказано. Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога (сбора) представляет собой письменное извещение, направленное налогоплательщику, о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В адрес ООО «Современные Технологии» направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 57392 по состоянию на 26.10.2020 со сроком уплаты 24.11.2020, которое получено налогоплательщиком 05.11.2020. В указанном требовании № 57392, основанием для взыскания указаны реквизиты Решения налогового органа № 15-44/6 от 20.07.2020, которое 21.10.2020 вступило в законную силу по результатам рассмотрения УФНС России по Самарской области апелляционной жалобы заявителя. Пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, пени после истечения срока исполнения требования об уплате № 57392 налоговым органом вынесено решение о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика № 7005 от 04.12.2020. В соответствии со статьей 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу статьей 69, 70, 46 НК РФ является первым этапом процедуры принудительного взыскания налоговым органом недоимки. Пунктом 9 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма. В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится на основании решения налогового органа. Согласно пункту 3 названной статьи Кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Таким образом, предельный срок для реализации налоговым органом полномочия по взысканию сумм недоимок в судебном порядке рассчитывается следующим образом: с момента вступления в законную силу решения инспекции (21.10.2020), принятого по результатам выездной налоговой проверки в течение 20 дней налоговый орган обязан направить налогоплательщику требование об уплате налога (направлено 28.10.2020, получено заявителем 05.11.2020), далее учитывается определенный в требовании для уплаты налога в добровольном порядке срок (24.11.22020), далее два месяца на вынесение налоговым органом решения о взыскании налога, сбора, пени и штрафа за счет денежных средств должника (04.12.2020), или его имущества, после которых у налогового органа имеется шесть месяцев на подачу заявления в суд. В рассматриваемой ситуации недоимка по налогам, пени и санкциям в сумме 31 214 087,97 руб. выявлена по результатам выездной налоговой проверки. Решение о привлечении к налоговой ответственности принято 20.07.2020. Указанное решение вступило в законную силу с момента принятия решения Управлением ФНС России по Самарской области 21.10.2020. Требование об уплате недоимки выставлено в адрес налогоплательщика 28.10.2020.Решение о взыскании недоимки за счет денежных средств налогоплательщика принято 04.12.2020. Таким образом, налоговым органом соблюдены сроки, определенные ст.ст. 70, 46 НК РФ. Доводы заявителя со ссылкой на положения пункта 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 57 судом отклоняются. В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьи 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Из указанных положений следует, что при проверке соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер по взысканию налога, пеней, штрафа данные сроки (сроки на принудительное взыскание, а не сроки, регламентирующие порядок осуществления мероприятий налогового контроля) учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, из буквального содержания указанных положений постановления Пленума № 57 следует, что проверке подлежат сроки на принудительное взыскание налоговой задолженности, начало течения которых связано с выставлением требования. Иное толкование положений п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 применительно к фактическим обстоятельствам настоящего спора, по сути, приведет к выводам о невозможности обеспечения принудительного взыскания налога на основании вступившего в силу решения Инспекции еще до вступления такого решения в силу. Оценивая обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не противоречит закону и иным правовым актам, что в силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине суд относит на заявителя. | |||||||
Руководствуясь ст.ст. 167-170,198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
В удовлетворении заявленных требований отказать. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | С.А. Бойко | |||||