ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-6375/2022 от 14.10.2022 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

октября 2022 года

Дело №

А55-6375/2022

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Плотниковой Н.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания     Каныгиной К.Е.,

рассмотрев в судебном заседании   октября 2022 года   дело по исковому заявлению

акционерного общества "РН-Транс" (ОГРН: 1026303117092, ИНН: 6330017677)

к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о взыскании

Третьи лица:

при участии в заседании:

от истца – представитель ФИО1 (по доверенности 10.11.21)

от ответчика – представитель ФИО2  (по доверенности 27.04.22)

от третьих лиц - не явились, извещены;

установил: Акционерное общество "РН-Транс" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", в котором просит взыскать пени за просрочку доставки порожних вагонов в размере 4 265 456 руб. 62 коп.

Определением от 14.07.2022 судом принято уменьшение исковых требований до 4 157 069 руб. 14 коп.

Ответчик в отзыве на исковое заявление доводы истца частично отклонил, указал, что истец при расчете не учел неисправность вагонов, прохождение вагонов через Санкт-Петербургский узел, неприем вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, задержку поезда в пути следования в ожидании накопления, согласно заключенным с грузоотправителями/грузополучателями договорам. Ответчик просит также применить ст.333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Истец доводы ответчика частично признал обоснованными, в связи с чем, сумма исковых требований уменьшена.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, арбитражный суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в соответствии с представленными в материалы дела железнодорожными накладными осуществило перевозку порожних вагонов в адрес акционерного общества «РН-Транс».

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что перевозчиком нарушен срок доставки, в связи с чем истцом ответчику была начислена неустойка в сумме 4 157 069 руб. 14 коп.

Акционерное общество «РН-Транс» направило в адрес открытого акционерного общества «Российские железные дороги» претензию с требованием оплатить задолженность. Требования претензии ответчиком не исполнены, что послужило основанием истцу для обращении с настоящим иском в арбитражный суд.

В соответствии со ст. 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации транспортная железнодорожная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза. В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю.

В соответствии со ст. 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.

Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.

Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.

Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.

За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.

В ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ № 30 от 06.10.2005 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.

В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.08.2015 №245, нормативные сроки доставки грузов, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.

Учитывая допущенную просрочку в доставке вагонов истец, руководствуясь положениями статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, просит взыскать с ответчика пени за просрочку доставки груза.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик представил отзыв на иск, в котором ссылается на следующие обстоятельства.

По мнению ответчика, истцом не учтен п. 5.9 Правил №245, в соответствии с которым сроки доставки увеличиваются на 1 сутки при отправлении грузов с железнодорожных станций Санкт-Петербургского узла, или прибытия грузов на железнодорожные станции этих узлов, или при следовании грузов транзитом через эти узлы, а именно:

- по железнодорожной накладной №ЭБ066262 вагон был принят к перевозке 22.07.2021. Фактически вагон прибыл на станцию назначения 02.08.2021. Доставка осуществлялась 11 суток. В соответствии с расчетом истца просрочка составила 2 суток, размер неустойки – 6831 руб. 24 коп. При этом, в соответствии с железнодорожной накладной вагон следовал через станцию Санкт-Петребургского узла, в связи с чем срок доставки был увеличен на 1 день, в связи с чем неустойка в сумме 3415 руб. 62 коп. начислена неправомерно.

- по железнодорожной накладной №ЭБ732327 вагон №50225347 был принят к перевозке 03.08.2021, Фактически прибыл на станцию назначения 14.08.2021. Доставка осуществлялась 11 суток. В соответствии с расчетом истца просрочка составила 2 суток, размер неустойки – 6831 руб. 24 коп. При этом, в соответствии с железнодорожной накладной вагон следовал через станцию Санкт-Петребургского узла, в связи с чем срок доставки был увеличен на 1 день, в связи с чем неустойка в сумме 3415 руб. 62 коп. начислена неправомерно.

- по железнодорожной накладной №ЭВ575601 вагон №50269364 был принят к перевозке 18.08.2021, Фактически прибыл на станцию назначения 01.09.2021. Доставка осуществлялась 13 суток. В соответствии с расчетом истца просрочка составила 3 суток, размер неустойки – 9907 руб. 20 коп. При этом, в соответствии с железнодорожной накладной вагон следовал через станцию Санкт-Петребургского узла, в связи с чем срок доставки был увеличен на 1 день, в связи с чем неустойка в сумме 3302 руб. 40 коп. начислена неправомерно.

Пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.

В частности, необходимо иметь в виду, что в случаях, когда сроки доставки грузов исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с пунктом 5 указанных Правил. Поэтому при взыскании пеней за просрочку доставки груза необходимо установить, были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом данного пункта.

В случае если срок доставки груза не был увеличен, ответственность перевозчика наступает только по истечении указанного в накладной срока, дополнительно увеличенного на соответствующее количество суток.

В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России №245 от 07.08.2015 нормативные сроки доставки грузов исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов, то есть, нормативный срок доставки грузов зависит от расстояния перевозки, а расстояние перевозки рассчитывается по кратчайшему пути.

При этом, прохождение через Санкт-Петербургский узел не означает изменение маршрута следования и увеличение кратчайшего расстояния. Указанный факт прохождения через Санкт-Петербургский узел учитывается для исчисления срока доставки.

В соответствии с п.5.9. Правил №245 сроки доставки груза, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличиваются на 1 сутки - при отправлении грузов с железнодорожной станции Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этого узла или при следовании грузов транзитом через эти узлы.

Перечень станций, входящих в состав железнодорожных узлов, приведен в Тарифном руководстве №4 Книга 3 «Тарифные расстояния между станциями на участках железных дорог» (утв. Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества).

Ответчиком представлен подробный расчет нормативного срока доставки с учетом кратчайшего расстояния перевозки, из которого следует, что 1 сутки транзита через Санкт-Петербургский узел не учтены в накладной при исчислении срока доставки груза.

Довод ответчика принимается судом. В указанной части пени рассчитаны истцом неправомерно.

Также ответчик указывает  на то, что истцом при расчете сумм пени не учтен факт оказания услуг по формированию поездов из приватных вагонов в пути следования по заявкам грузоотправителей (п. 15 Правил исчисления сроков доставки).

По железнодорожным накладным №№ЭВ489121, ЭБ146076, ЭБ146077, ЭБ146078, ЭБ146079, эБ146081, ЭБ146085, ЭБ174102, ЭБ230018, ЭБ230019, ЭБ279890, ЭБ279899, ЭБ279901, ЭБ294095, ЖБ334299, ЭБ706887, ЭБ733774, ЭБ733776, ЭБ733777, ЭБ733779, ЭБ733782, ЭБ733783, ЭБ733784, ЭБ733831, ЭВ046051, ЭВ048455, ЭВ048465, ЭВ048467, ЭВ138980, ЭВ139368, ЭВ139370, ЭВ139379, ЭВ139382, ЭВ139383, ЭВ139388, ЭВ283624, ЭВ472018, ЭВ472019, ЭВ472022, ЭВ472024 задержаны в пути следования в ожидании накопления, согласно заключенных с грузоотправителями/грузополучателями договоров.

По железнодорожной накладной ЭВ489121 вагоны приняты к перевозке 17.08.2021 на ст. Туймазы до ст. Нужьялы в адрес ООО «Марийский НПЗ». Срок доставки истекает 27.08.2021.

В соответствии с актом общей формы №4/5211 от 24.08.2021 по станции Йошкар-Ола вагоны поставлены на простой в соответствии с договором от 05.11.2019 №4/381/211 заключенного ООО «Марийский НПЗ». 25.08.2021 вагоны отправлены на станцию  назначения Бензин в адрес АО «РН-Транс» задержаны в пути следования на станции Йошкар-Ола (ГОР), в ожидании накопления, согласно договора от 05.11.2019 №4/381/211, срок доставки увеличен на 1 сутки. Плата за нахождение вагонов на путях общего пользования была оплачена согласно накопительной ведомости 260801.

По железнодорожным накладным №№ ЭБ146076, ЭБ146077, ЭБ146078, ЭБ146079, ЭБ146081, ЭБ146085, ЭБ174102, ЭБ230018, ЭБ230019, ЭБ279890, ЭБ279899, ЭБ279901, ЭБ294095, ЖБ334299, ЭБ706887, ЭБ733774, ЭБ733776, ЭБ733777, ЭБ733779, ЭБ733782, ЭБ733783, ЭБ733784, ЭБ733831, ЭВ046051, ЭВ048455, ЭВ048465, ЭВ048467, ЭВ138980, ЭВ139368, ЭВ139370, ЭВ139379, ЭВ139382, ЭВ139383, ЭВ139388, ЭВ283624, ЭВ472018, ЭВ472019, ЭВ472022, ЭВ472024 вагоны задержаны в пути следования на станции Октябрьск, в ожидании накопления, согласно заключенным с ПАО «ПГК» договором от 24.02.2021 №НПФ-10. По факту нахождения вагонов на начало и окончание простоя, а также акты на увеличение сроков доставки. При этом со стороны ПАО «ПГК».

Нахождение на путях станции Октябрьск вагонов под накоплением оплачено, что подтверждается накопительными ведомостями.

На основании изложенного ответчик отклоняет сумму 56 204 руб. 34 коп.

В материалы дела представлены договоры, заключенные с третьими лицами, согласно которым грузоотправителям оказывается услуга по формированию поездов из приватных вагонов, согласно которым грузоотправи­телю оказывается услуга по формированию поездов из приватных (собственных) вагонов в пути следования по признакам, не предусмотренным планом формирования поездов, со­стоящих из приватных грузовых вагонов, по просьбе Заказчика на путях общего пользова­ния железнодорожной станции. В адрес ОАО «РЖД» направляется запрос на формирование поездов из приватных вагонов.

Порядок и процесс формирования поездов из приватных вагонов определен в Тех­нологии формирования станционных маршрутов для технологических целей на путях общего пользования жд. станции Октябрьск Куйбышевской железной дороги из порож­них полувагонов назначением на станции Куйбышевской Южно-Уральской, Западно-Сибирской, Свердловской железной дороги (утв. 20.05.2021г. исх. № 4988/КБШД).

В соответствии с указанной технологией работа, необходимая для формирования маршрутов на путях станции Октябрьск состоит из процесса расформирования прибыв­ших в адрес станции полувагонов, накопления вагонов до установленной дли­ны маршрута. После этого вагоны направляются на станцию назначения.

Технологией рассчитано общее время, требуемое для работ по расформированию, накоплению маршрутов. В перечень операций включаются: ограждение состава - 0,53 часа ожидание обработки - 0,29 часа ожидание расформирования - 0,65 часа расформирование - 0,75 часа простой под накоплением (для 57 усл. вагонов) - 17,8 часа продолжительность формирования - 1,52 часа перестановка (для 57 усл.вагонов) - 0,20 часа

Суммарный простой вагонов по станции составляет - 19,52 часа Среднее время простоя в парках накопления - 23,49 часа.

Как указывает ответчик, в среднем требуются одни сутки для проведения работ по форми­рованию поезда из приватных вагонов по ст. Октябрьск

Пунктом 15 Правил исчисления сроков доставки №245 установлено, что перевозчик и грузоотправитель порожных вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены этими Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов.

Следовательно, увеличение сроков доставки возможно по соглашению сторон. Грузополучатель, истец по настоящему делу, собственником вагонов не является, следовательно, его согласие на увеличение срока доставки при отправке вагонов, не требуется. Увеличение сроков доставки подтверждается, в том числе, представленными ответчиком, актами общей формы и отметками в накладных.

Указанный довод ответчика суд считает обоснованным. Истцом неправомерно предъявлена к взысканию неустойка в сумме 56204 руб.34 коп.

Ответчиком заявлено о снижении неустойки на основании ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 г. N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" судам необходимо иметь в виду, что разъяснения о снижении неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса РФ применяются и в случаях, когда неустойка определена законом.

В пункте 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" указано, что в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательства суд вправе в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить его размер.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформировавшейся при осуществлении конституционно-правового толкования ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушений обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных законом, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки. При применении данной нормы суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности (неустойкой) и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения (Определение от 21.12.2000 N 263-О).

Согласно п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" критериями для установления несоразмерности неустойки в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения договорных обязательств и др.

С учетом незначительного количества дней просрочки по каждой отправке, суд считает возможным в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить размер ответственности ОАО "РЖД" на 20% , то есть до 3272585 рублей.

Расходы по оплате государственной пошлины в сумме 699 рублей пропорционально сумме неправомерно предъявленных требований относятся на истца и оплачены им при подаче иска. В сумме 43086 рублей расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика и подлежат взысканию с него в пользу истца. Пропорция определена судом без учета применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям.

Руководствуясь ст. 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу акционерного общества "РН-Транс" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) пени в сумме 3272585 (Три миллиона двести семьдесят две тысячи пятьсот восемьдесят пять) рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 43086 (Сорок три тысячи восемьдесят шесть) рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Возвратить акционерному обществу "РН-Транс" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 542 (Пятьсот сорок два) рубля, перечисленную платежным поручением №08115 от 20.12.2021

Решение  может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Н.Ю. Плотникова