ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-6386/2022 от 09.08.2022 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 09.08.2022

Полный текст решения изготовлен 15.08.2022

15 августа 2022 года

Дело №

А55-6386/2022

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Разумова Ю.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мурзиновой О.М.

рассмотрел в судебном заседании 09 августа 2022 года дело по иску

Общества с ограниченной ответственностью "Город Солнца"

к Обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс"

Об обязании произвести перерасчет

при участии в заседании

от истца – Малышева С.Е., дов. от 01.12.2021

от ответчика – Белоглазов А.И.. дов. №254 от 07.12.2021

Общество с ограниченной ответственностью "Город Солнца" обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" об обязании произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги (обращение с ТКО ) за период отсутствия проживающих в квартирах застройщика в многоквартирных домах по адресам г. Самара, Проспект Кирова, д. 322а, корпус 1, корпус 3 в период с 03.07.2019 г. по 31.12.2019, в доме по адресу г. Самара, ул. Революционная, д. 101в в период с 01.10.2019 по 23.03.2020 г., путем исключения из платы суммы 792 364 руб. 55 коп.

Ответчик иск не признал, представил отзыв на иск.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд установил:

Как указал истец в обоснование заявленных требований, ООО «Город Солнца» в соответствии с п. 14 статьи 161 ЖК РФ на основании договоров управления заключенных с застройщиком многоквартирного дома, осуществляло управление вновь построенными многоквартирными домами по адресу г. Самара, Проспект Кирова, д. 322а, корпус 1, корпус 3 в период с 03.07.2019 г. по 31.12.2019 г., домом по адресу г. Самара, ул. Революционная, д 101в в период с 01.10.2019 по 23.03.2020. В соответствии с условиями договоров управления, ООО «Город Солнца» в период управления не принимало на себя обязательства по оказанию услуг по обращению с ТКО по указанным адресам и в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг услугу «обращение ТКО» не выставляло, сбор денежных средств за «обращение с ТКО» не осуществляло.

Арбитражным судом Самарской области 10.03.2021 г. в рамках дела А55-12806/2020 по иску ООО «Экостройресурс» к ООО «Город Солнца было вынесено решение от 10.03.2021, оставленное без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2021и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2021, судом о взыскании денежных средств за период с 01.01.2019 по 28.02.2020 за услуги по обращению с ТКО по вышеуказанным адресам в размере 1 669 228 руб. 44 коп.

Определением Верховного суда РФ от 26.10.2021 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ.

Как указал истец, на основании указанного судебного акта с расчетного счета ООО «Город Солнца» в пользу ООО «Экостройресурс» списаны денежные средства в сумме более 800 000 руб.

При этом, как указал истец, сумма начисленная ООО «Экостройресурс» за квартиры застройщика (до даты их передачи дольщикам по акту) в многоквартирных домах по адресу г. Самара, Проспект Кирова, д. 322а, корпус 1, корпус 3 в период с 03.07.2019 г. по 31.12.2019 г., ул. Революционная, д. 101в в период с 01.10.2019 г. по 23.03.2020 г., согласно представленному списку, составила 792 364 руб. 55 коп.

Как указал истец, взысканные судом денежные средства в период управления домами не выставлялись застройщику ООО «Город Солнца», а именно 22 ноября 2021 г. обратился в адрес застройщиков — ООО Премьер-Инвестстрой» и ООО «Сокол-2» с письмами об оплате услуги — обращение с ТКО за указанные в письме периоды, которые направили в адрес истца заявления о перерасчете выставленной услуги, в связи с отсутствием проживающих в квартирах вышеуказанных домов в период от начала управления и до передачи квартир собственникам по акту приема-передачи.

Истец, получив указанное обращение ООО «Город Солнца» обратилось в адрес ответчика с заявлением о перерасчете, однако, ответчик на заявление о перерасчете ответил отказом.

По мнению истца, поскольку услугами по обращению с твердыми коммунальными отходами в квартирах не переданных застройщиком никто не пользовался, а Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее –Постановление №354) содержит прямое указание на услуги, перерасчет по которым запрещен (п. 86, п. 88), услуги по обращению с ТКО к таковым не относятся, сам по себе факт отсутствия в нормативных актах методики перерасчета не может являться основанием для ущемления прав истца на перерасчет по квартирам, где отсутствовали потребители и следовательно услугами по обращению с ТКО никто не пользовался.

Учитывая изложенное, истец обратился в суд с настоящим иском.

Ответчик, возражая против заявленных требований указал, что ООО «ЭкоСтройРесурс» в соответствии с Соглашением, заключенным с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018, осуществляет свою деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.

В своей деятельности Региональный оператор руководствуется законодательством, регулирующим обращение с ТКО, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Согласно ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Аналогичная норма содержится в п. 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641» (далее -Правила № 1156). При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами № 1156.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство МКД) после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи, а также в соответствии п. 7 указанной выше статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у застройщика (лица, обеспечивающего строительство МКД) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию.

Согласно п. 14 ст. 161 ЖК РФ до заключения договора управления МКД между лицом, указанным в п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление МКД осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления МКД не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию МКД.

Такой договор заключается на срок не более чем три месяца, а в силу ч. 6 ст. 162 ЖК РФ при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления МКД по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

Таким образом, Застройщик ООО «Премьер - Инвестстрой» заключил Договор № 1з/2019 от 03.07.2019 управления МКД, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Проспект Кирова, д. 322А корпус 1, Самарская область, г. Самара. Проспект Кирова, д. 322А корпус 3 с ООО «Город Солнца» (далее - Договор управления №1з/2019), застройщик ООО «Строительная Компания Сокол -2» заключил Договор № 2/у/19 от 01.10.2019 г. управления МКД, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Революционная, 101 В с ООО «Город Солнца» (далее- Договор управления № 2/у/19).

Согласно п. 2.1.4. Договор управления № 1з/2019 и п. 2.1.4. Договора управления № 2/у/19 ООО «Город Солнца» обязуется заключать с ресурсоснабжающими организациями и третьими лицами Договоры о предоставлении коммунальных ресурсов, договор на техническое обслуживание общедомового инженерного оборудования, а также иные договоры, необходимые для использования помещений по назначению, для жизнеобеспечения дома и поддержания дома и поддержания его в надлежащем техническом и санитарном состоянии, за счет Заказчика вести расчеты по заключенным договорам.

Согласно п. 2.4.1. Договора управления № 1з/2019 и п. 2.4.1. Договора управления № 2/у/19 Заказчик имеет право контролировать выполнение Управляющим его обязательств по настоящему договору в соответствии с ЖК РФ и иными нормативно - правовыми актами действующими в сфере ЖКХ.

Согласно п. 3.1. Договора управления № 1з/2019 и п. 3.1. Договора управления № 2/у/19

Цена договора определяется как сумма платы за коммунальные услуги и содержание МКД, а именно плата за коммунальные услуги осуществляется Заказчиком в соответствии со счетами Управляющего, выставленных на основании соответствующих счетов и передаточных документов ресурсоснабжающих организаций.

В соответствие с пп. «ж» п. 4 Постановления № 354) ТКО, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО, образующихся в МКД и жилых домах, является одним из видов коммунальных услуг.

Согласно пункту 148 (1) Постановления № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) Постановления Правительства РФ № 354.

Исполнитель коммунальной услуги по обращению ТКО обязан заключать с Региональным оператором по обращению с ТКО договоры на оказание услуг по обращению с ТКО (подпункт «б» пункта 148 (22) Постановления Правительства РФ № 354).

В соответствии с п. 148 (7) Постановления № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с Региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям.

В соответствии с ч. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, осуществляющие управление МКД, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, договора с Региональным оператором по обращению с ТКО.

Следовательно, ООО «Город Солнца», которое с 03.07.2019 является управляющей компанией в отношении МКД, расположенных по адресам: Самарская область, г. Самара, Проспект Кирова, д. 322А корпус 1, Самарская область, г. Самара. Проспект Кирова, д. 322А корпус 3, а с 01.10.2019 является управляющей компанией в отношении МКД, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Революционная, 101 В, как исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязано заключить договор с Региональным оператором по обращению с ТКО с даты начала оказания услуг по Договору управления.

Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354).

В соответствии с п. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу п. 148(30) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к Правилам № 354, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 к Правилам № 354.

В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).

Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в приказе от 29 декабря 2018 года № 1023 «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения» (далее - Приказ № 1023) утверждены нормативы накопления ТКО на территории 10 городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов в размере 0,091 куб.м./год.

Министерство, принимая Приказ № 1023, реализовало закрепленное в п. 4 (1) постановления Правительства РФ № 857 от 27 августа 2012 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» право Самарской области на установление порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на территории 10 городских округов Самарской области исходя из общей площади жилого помещения.

9(2). Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(2):

, где:

Si - общая площадь i-го жилого помещения;

- норматив накопления твердых коммунальных отходов;

Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Общая площадь жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по следующим адресам:

- Самарская область, г. Самара, пр-кт Кирова, д. 322А, к.1 составляет 32883 кв. м.

- Самарская область, г. Самара, пр-кт Кирова, д. 322А, к.З составляет 24648 кв. м

- Самарская область, г. Самара, ул. Революционная, д. 101 В составляет 21997 кв. м. Согласно выставленным УПД, исходя из вышеприведенной формулы цена (тариф) за единицу измерения для МКД и ИЖС составляет 3,78 руб. (без учета НДС) и 4,54 рубля за квадратный метр (с учетом НДС).

Расчет цены (тарифа) за единицу измерения для МКД и ИЖС следующий: 0,091 куб.м - годовой норматив накопления ТКО 0,0076 куб.м. - месячный норматив накопления ТКО 0,0076 куб.м. х 598,16 (тариф с НДС) = 4,54 руб. (тариф с учетом НДС) за квадратный метр площади 0,0076 куб.м. х 498,47 (тариф без НДС) = 3,78 руб. (тариф без учета НДС) за квадратный метр площади.

Как указал ответчик, законодателем не предусмотрен порядок перерасчета коммунальной услуги по обращению с ТКО в случае отсутствия постоянно или временно проживающих в жилом помещении, когда расчетной единицей, в отношении которой установлен норматив накопления ТКО, является 1 кв. м.

Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг, в том числе при оказании услуг по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении устанавливается в соответствии с п. п. 148(22) - 148(37) Правил № 354.

Исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Данные нормы устанавливают возможность перерасчета лишь при применении нормативов накопления ТКО исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений в числе прочих относится: установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы, разработка методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, что предусмотрено п. 16 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Приказом Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области № 1023 от 29.12.2018 «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. м, общей площади жилого помещения» было принято решение об утверждении и применении нормативов накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе и в г.о. Самара на 1 кв. м общей площади жилого помещения.

Поскольку на территории городских округов Самарской области, в том числе и в г. Самара, принято решение об утверждении и применении нормативов накопления ТКО на 1 кв. м общей площади жилого помещения, суд считает, что временное отсутствие и не проживание в квартире собственников, не может являться основанием для произведения перерасчета суммы оплаты за коммунальные платежи, а именно: за пользование коммунальными услугами «Обращение с ТКО».

Порядок начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО регулируется Правилами №354.

Законодателем не предусмотрен порядок перерасчета коммунальной услуги по обращению с ТКО в случае отсутствия постоянно или временно проживающих в жилом помещении, когда расчетной единицей, в отношении которой установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов, является 1 кв. м.

Следовательно, перерасчет размера платы за коммунальные услуги собственникам жилых (нежилых) помещений Правилами № 354 не предусмотрен.

Из вышеизложенного следует, что в случае установления платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, законодательством РФ не установлен порядок перерасчета данной платы.

Данная позиция также отражена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 04 августа 2022 года № 301-ЭС20-4119.

Таким образом, услуги по обращению с ТКО не подлежат перерасчету.

Кроме того, решением Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2021 г. в рамках дела А55-12806/2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2021и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2021, судом о взысканы денежные средства за период с 01.01.2019 по 28.02.2020 за услуги по обращению с ТКО по вышеуказанным адресам в размере 1 669 228 руб. 44 коп., поэтому заявленные требования в рамках данного дела направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств по делу №А55-12806/2020, что находится за пределами компетенции и полномочий Арбитражного суда Самарской области.

Учитывая изложенное, в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.

Расходы по госпошлине в сумме 6 000 руб. в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на истца, взысканию не подлежат поскольку госпошлина была уплачена истцом в доход Федерального бюджета РФ в сумме 6 000 руб. по платежному поручению №61 от 01.03.2022 (л.д.70).

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Ю.М. Разумов