ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-6551/20 от 23.07.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июля 2020 года

Дело №

А55-6551/2020

Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2020 года. Полный текст решения изготовлен 30 июля 2020 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Коршиковой О.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Похвинской К.Е. 

рассмотрев в судебном заседании    дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «МЕРКУРИЙ»

к Администрации городского округа Самара

к  Департаменту управления имуществом городского округа Самара

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Главы городского округа Самара

о признании незаконным ненормативных актов

при участии в заседании

от заявителя – предст. Маликова В.А. по дов. от 02.03.2020, диплом,

от Администрации городского округа Самара – предст. Ниловой О.В. по дов. от 15.07.2019. диплом,

от Департамента управления имуществом городского округа Самара – предст. Маненкова Е.В. по дов. от 11.12.2019, диплом,

от третьих лиц – предст. Ниловой О.В. по дов. от 15.07.2019. диплом,

установил:

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского округа Самара, в котором просит признать недействительным постановление от 06.12.2019 № 923 Об отказе Обществу с ограниченной ответственностью «Меркурий» в предоставлении в собственность за плату земельного участка, являющегося муниципальной собственностью городского округа Самара, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, д.69/3.
Обязать Администрацию городского округа Самара в течение 10 календарных дней после вступления решения суда в законную силу подготовить в трех экземплярах проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, д. 69/3, с кадастровым номером 63:01:0225004:987, в границах, установленных в кадастровой выписке указанного участка, по цене, установленной в размере пятьдесят процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка, и направить оформленные экземпляры проекта указанного договора для подписания заявителю.

Признать недействительным Приказ Департамента управления имуществом городского округа Самара от 26.12.2019 г. № 3738 об отказе Общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на которой не разграничена, в городском округе Самара, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, д. 69.

Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара в течении 10 календарных дней после вступления решения суда в законную силу подготовить в трех экземплярах проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, д. 69, с кадастровым номером 63:01:0225004:989, в границах установленных в кадастровой выписке указанного участка, по цене, установленной в размере пятьдесят процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка, и направить оформленные экземпляры проекта указанного договора для подписания заявителю.
Определением суда от 23.06.2020 г. по делу А55-7441/2020, дело А55-7441/2020 и дело А55-6551/2020 были объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением номера - А55-6551/2020.

Представитель заявителя поддерживает заявленные требования.

Представитель Администрации г.о. Самара и Департамента управления имуществом заявленные требования не признают по основаниям, изложенным в отзыве, считают, что заявителем не обоснован размер испрашиваемых земельных участков с площадью расположенного на них объекта недвижимости.

Представитель третьего лица возражает против заявленных требований, поддерживает доводы заинтересованного лица.

 Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером 63:01:0225004, площадью 15 122,1 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, д. 69, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.12.2019 г. (представлена в судебном заседании).

Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0225004:646, площадью 12 533,7 кв.м., и на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0225004:933, площадью 1 565 кв.м., которые принадлежат заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.10.2013 г. 63-АЛ №253390, от 21.07.2014 г. 63-АН №027319 (т. 1 л.д. 38,39).

Поскольку здание выходило за пределы земельных участков, находящихся в собственности у заявителя, заявителем были заключены договора аренды с Главой г.о. Самара №028472з от 14.08.2019 г. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0225004:987, площадью 2620 кв.м. (т. 1 л.д. 19-23).  И договор аренды №028470з от 11.12.2018 г., заключенный с Департаментом управления имуществом г.о. Самара о предоставлении заявителю аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 63:01:0225004:989, площадью 1584 кв.м. (т. 2 л.д. 15-19).

          ООО «МЕРКУРИЙ» обратилось в Администрацию городского округа Самара с заявлением (вх. № СП-9/5543 от 10.10.2019) о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0225004:987, площадью 2 620 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, 69/3 (т. 1 л.д. 16).

           Постановлением Администрации городского округа Самара от 06.12.2019 № 923 обществу с ограниченной ответственностью «МЕРКУРИЙ» было отказано в предоставлении в собственность за плату указанного выше земельного участка, в связи с тем, что согласно схеме расположения объекта недвижимости на земельном участке, отображенной в разделе 4 выписки из ЕГРН 2, на испрашиваемом ООО «МЕРКУРИЙ» в собственность земельном участке расположена незначительная часть принадлежащего заявителю на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером 63:01:0225004:788, площадь застройки которой существенно меньше в сравнении с площадью рассматриваемого земельного участка (т. 1 л.д.  17-18).

           Также в постановлении Администрации городского округа Самара от 06.12.2019 № 923 указано на тот факт, что представленное заявителем Градостроительное обоснование размера и вида использования земельного участка, выполненное ООО «Регионпроминжиниринг», не обосновывает соразмерность площади испрашиваемого земельного участка площади расположенного на нем объекта недвижимости, собственником которого является заявитель, а также не доказывает, что испрашиваемая площадь земельного участка необходима для эксплуатации нежилого здания с кадастровым номером 63:01:0225004:788, и, как следствие, не подтверждает наличия у заявителя исключительного права на приобретение испрашиваемого земельного участка заявленной площадью, предусмотренного пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

          В пункте 2 постановления от 06.12.2019 № 923 Администрация городского округа Самара указала, что основанием для отказа является подпункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

          Одновременно ООО «МЕРКУРИЙ» обратилось в Администрацию городского округа Самара с заявлением (вх. № СП-9/5542 от 10.10.2019) о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0225004:989, площадью 1 584 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, 69 (т. 2 л.д. 12).

            Приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара (далее - Департамент) от 26.12.2019 № 3787 обществу с ограниченной ответственностью «МЕРКУРИЙ» было отказано в предоставлении в собственность за плату указанного выше земельного участка, в связи с тем, что согласно схеме расположения объекта недвижимости на земельном участке, отображенной в разделе 4 выписки из ЕГРН 2, на испрашиваемом ООО «МЕРКУРИЙ» в собственность земельном участке расположена незначительная часть принадлежащего заявителю на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером 63:01:0225004:788, площадь застройки которой существенно меньше площади испрашиваемого земельного участка (т. 2 л.д. 13-14).

            В Постановлении Департамента от 26.12.2019 № 3787 указано на тот факт, что представленное заявителем Градостроительное обоснование размера и вида использования земельного участка, выполненное ООО «Регионпроминжиниринг», не обосновывает соразмерность площади испрашиваемого земельного участка площади расположенного на нем объекта недвижимости, собственником которого является заявитель, а также не доказывает, что испрашиваемая площадь земельного участка необходима для эксплуатации нежилого здания с кадастровым номером 63:01:0225004:788, и, как следствие, не подтверждает наличия у заявителя исключительного права на приобретение испрашиваемого земельного участка заявленной площадью, предусмотренного пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

             В пункте 2 Постановления от 26.12.2019 № 3787 Департамент указал, что основанием для отказа является подпункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

             Заявитель, посчитав ненормативные акты не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его законные права и интересы, обратился с соответствующими требованиями в арбитражный суд.

             Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

           В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.

          Согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, осуществляется органом местного самоуправления.

            В связи с принятием Закона Самарской области от 29.12.2014 г. N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в ст. 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара с 01.03.2015 г. отнесено к компетенции Администрации городского округа Самара.

            В силу п. 2 постановления Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 г. N 1 "О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" обязанность по предварительному согласования решений и подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации городского округа Самара о предоставлении земельных участков и заключении договоров купли-продажи земельных участков, проектов договоров купли-продажи земельных участков в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ, возложена на Департамент управления имуществом городского округа Самара.

             Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

             Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

             К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (пункт 1 статьи 39.1 ЗК РФ).

            Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.

             Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

           В рассматриваемом случае ООО «МЕРКУРИЙ» подало в Администрацию городского округа Самара заявления, в котором были отражены все сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. К данному заявлению были приложены документы, указанные в пункте 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Данное обстоятельство Администрацией не оспаривается, поскольку об этом прямо не указано в оспариваемом постановлении и заявление не было возвращено заявителю.

           Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю.

           В силу подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в данном решении об отказе должны быть указаны все основания отказа.

          Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

          Так, в подпункте 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что одним из оснований для отказа является то, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

           В рассматриваемом случае заинтересованное лицо не отрицает факт того, что на испрашиваемых в собственность земельных участках расположена часть нежилого здания, принадлежащего на праве собственности ООО «МЕРКУРИЙ», о чем прямо указано в оспариваемом постановлении от 06.12.2019 г. № 923, постановлении №3738 от 26.12.2019 г.

          Кроме того, на испрашиваемом в собственность земельном участке отсутствуют какие-либо иные объекты, принадлежащие другим лицам, указанный довод не приводиться в оспариваемых актах заинтересованным лицами.

          Необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 ЗК РФ являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.

           Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 4, 5 и 13 постановления от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов  местного самоуправления  является  обязательным.  В тех случаях,  когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

          Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами.

           Согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

            В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

           При этом согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

           Согласно выработанным Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации правовым подходам, условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка. Заявитель при обращении в соответствующие органы государственной власти либо местного самоуправления о предоставлении земельного участка обязан обосновать площадь земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 N 13535/10 по делу N А41-42032/09).

          При доказанности использования совокупности правомерно возведенных объектов как имущественного комплекса их собственник вправе претендовать на приобретение земельного участка под всем принадлежащим ему комплексом, в том числе и под объектами, не обладающими признаками недвижимого имущества. Сама по себе регистрация права собственности на отдельные объекты недвижимости при определенных условиях не препятствует квалификации таких объектов как единого комплекса

        Указанная позиция отражена в Определение Верховного Суда РФ от 26.01.2018 N 301-ЭС17-21416 по делу N А38-4588/2015, Определение Верховного Суда РФ от 13.12.2017 N 301-ЭС17-18823 по делу N А82-12930/2016, Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.08.2004 N 4345/04 по делу N А41-К2-6580/03.

            Как уже отмечено выше, в рассматриваемом случае Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара не оспаривает тот факт, что на испрашиваемых в собственность земельных участках расположена часть нежилого здания, принадлежащего на праве собственности ООО «МЕРКУРИЙ».

           Таким образом, ООО «МЕРКУРИЙ» в силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации обладает исключительным правом на приобретение спорного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.

           Единственным основанием для отказа в предоставлении в собственность данного земельного участка явился вывод Администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара о несоразмерности испрашиваемых земельных участков с занимаемой на них площадью здания.

         Однако в оспариваемых постановлениях заинтересованными лицами не исследована и не указана площадь здания, расположенная на испрашиваемых земельных участках.

          Как указано выше, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0225004:987, площадью 2 620 кв.м., в настоящее время используется заявителем на основании договора аренды № 028472з от 14.08.2019, заключенного с городским округом Самара. Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0225004:989, площадью 1 584 кв.м., в настоящее время используется заявителем на основании договора аренды № 0284703 от 11.12.2018, заключенного с ДУИ г.о. Самара.

          В пункте 1.5 данного договора аренды указано, что земельный участок предоставляется арендатору, как собственнику расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества нежилого здания.

          Таким образом, заключая данные договора аренды, городской округ Самара, в лице уполномоченного органа, фактически согласился с тем, что указанный земельный участок, площадью 2 620 кв.м., площадью 1 584 кв.м., необходим для эксплуатации объекта недвижимости и счел его площадь обоснованной.

          Испрашиваемый в собственность земельный участок с кадастровым номером 63:01:0225 004:987 прилегает (граничит) к земельным участкам с кадастровыми номерами: 63:01:0225004:646 (площадью 12 534 кв.м.) и 63:01:0225004:933 (площадью 1 565 кв.м.) находящимися в собственности заявителя, а также земельным участком с кадастровым номером 63:01:0225004:989 (площадью 1 584 кв.м.) находящимся у заявителя на праве аренды по договору № 0284703 от 11.12.2018.

           Испрашиваемый в собственность земельный участок с кадастровым номером 63:01:0225004:989 прилегает (граничит) к земельным участкам с кадастровыми номерами: 63:01:0225004:646 (площадью 12 534 кв.м.) и 63:01:0225004:933 (площадью 1 565 кв.м.) находящимися в собственности заявителя, а также земельным участком с к/н 63:01:0225004:987 (площадью 2 620 кв.м.) находящимся у заявителя на праве аренды по договору № 0284723 от 14.08.2019.

          На всех указанных выше участках расположено нежилое здание площадью 15 122 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0225004:788, принадлежащее заявителю на праве собственности.

         Из представленной заявителем схемы расположения объектов недвижимости, видно, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 63:01:0225004:989 расположен между участков с кадастровыми номерами 63:01:0225004:646, принадлежащем заявителю на праве собственности и земельным участком с кадастровым номером 63:01:0225 004:987. Площадь здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0225004:989 составляет 355 кв.м. Площадь здания расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0225004:987 составляет 209 кв.м. (т. 1 л.д. 166).

           Все земельные участки и расположенное на них нежилое здание используется заявителем как единый технологический комплекс, предназначенный для производства сложно технических изделий из картона, а также складирования материалов и готовой продукции.

          Кроме того, ООО «МЕРКУРИЙ» в обоснование площади испрашиваемого в собственность земельного участка предоставило в Администрацию городского округа Самара Градостроительное обоснование размера и вида использования земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, д. 69/3, подготовленное ООО «Регионпроминжиниринг» (далее -градостроительное обоснование) (т. 1 л.д. 28-34, т. 2 л.д. 25-30).

         Согласно градостроительному обоснованию земельный участок с кадастровым номером 63:01:0225004:987,площадью 2 620 кв.м., входит в состав единого землепользования ООО «МЕРКУРИЙ» площадью 18 303 кв.м., представляет собой земельный участок, примыкающий к земельному участку 63:01:0225004:989, площадью 1584 кв.м. Участок выполняет вспомогательную функцию и не используется отдельно от других участков. Часть земельного участка занята нежилым зданием, часть участка является проездом для автомобильного транспорта, в т.ч. пожарным проездом.

          В соответствии с градостроительным обоснованием земельный участок с кадастровым номером 63:01:0225004:989,площадью 1 584 кв.м., входит в состав единого землепользования ООО «МЕРКУРИЙ» площадью 18 303 кв.м., представляет собой земельный участок, примыкающий к земельному участку 63:01:0225004:987, площадью 2 620 кв.м. Участок выполняет вспомогательную функцию и не используется отдельно от других участков. Часть земельного участка занята нежилым зданием, часть участка является проездом для автомобильного транспорта, в т.ч. пожарным проездом.

          Рассматриваемый земельный участок входит в состав технологического комплекса, представляющего собой единую территорию со сложившейся планировочной и транспортной инфраструктурой.

         Планировка территории предусматривает расположение на ней:

- нежилого здания переменной этажности (1-4 этажа) для производства и хранения полиграфической продукции, целлюлозно-бумажного производства, площадь застройки 7 979 кв.м.;

- навеса для хранения готовой продукции, площадь застройки 1 400 кв.м.;

- открытой площадки для временного складирования, площадь застройки 560 кв.м.;

- площадки для стоянки, проезда, погрузки-разгрузки, временной стоянки и разворота транспорта, включая проезды для пожарной техники, площадь застройки 7 864 кв.м.;

- отмостки и элементов озеленения территории, площадь застройки 500 кв.м.

          Часть участка загорожена. К используемой территории организован подъезд. Фактически используемая площадь земельного участка в соответствии с границами разработки градостроительного обоснования территории составляет 18 303,0 кв.м.

         Нормативный размер участка для размещения полиграфии, целлюлозно-бумажного производства принимается равным отношению площади его застройки к показателю нормативной плотности застройки площадок коммунальных предприятий в соответствии со СНиП 11-89-80 (СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»).

         В оспариваемых постановлениях, Администрацией городского округа Самара, Департаментом управления имуществом г.о. Самара не приведено доводов свидетельствующих о том, что данное обоснование противоречит нормативным правовым актам, в том числе и муниципальным, а также содержит недостоверные сведения.

         Также заинтересованными лицами не исследовано и не указано, какую площадь занимает здание, расположенное на испрашиваемых земельных участках. Однако Администрации и Департамент приходят к выводу о несоразмерности площади испрашиваемых земельных участков с площадью находящегося на нем здания.

           Администрация городского округа Самара в оспариваемом постановлении не привела доказательств, свидетельствующих о том, что площадь испрашиваемого земельного участка не соответствует требованиям закона и фактическому землепользованию.

            Тогда как, напротив, в градостроительном обосновании определено, что существующую структуру земельного участка для его использования в целях размещения производственного здания составляет организации подъездных путей к зданию, а также временной стоянки автотранспорта, на основании генерального плана городского округа Самара. Производственное здание полиграфии, территории с подъезными путями, открытыми и накрытыми площадками, благоустройством и озеленением составляет единый комплекс. Рациональное использование земельного участка, возможно только исходя из анализа общей площади четырех земельных участков, используемых ООО «Меркурий». Расположенные на них объекты застройки и инфраструктуры представляют собой единое технологическое звено. Площадь рассматриваемого земельного участка не достаточна для его самостоятельного рационального использования. участок обеспечивает расположение на нем нежилого здания (производственного цеха целлюлозно-бумажной продукции), а также подъезные пути к нему и может быть использован только в совокупности с примыкающими участками в испрашиваемых площадях.

            При расчете нормативного размера рассматриваемых земельных участков, необходимых для размещения и эксплуатации нежилого здания и объектов инфраструктуры, учтено размещение самого объекта недвижимости, суммарная площадь застройки территории, общая суммарная площадь четырех земельных участков, на которых расположено производственное предприятие, исходя из чего плотность застройки комплекса составила 97%, что соответствует показателю плотности размещения объектов строительства, с учетом инженерных коммуникаций, установленных Сводом Правил 18.13330.2011 «Генеральные планы промышленных предприятий».

            Ссылка Департамента управления имуществом городского округа Самара на абзац 3 пункта 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" о том, что если договор аренды земельного участка заключен собственником расположенного на нем объекта недвижимости после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, то в связи с тем, что собственник недвижимости реализовал свое исключительное право приватизации или аренды путем заключения договора аренды земельного участка, он утрачивает право выкупа земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не принимается судом, учитывая, что указанное Постановление было принято до внесения поправок в Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" введен Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности".

            Данный вывод содержится в Определение ВАС РФ от 17.07.2009 N ВАС-6278/09 по делу N А68-2061/08-11/15.

            Таким образом, оспариваемое постановление Администрации городского округа Самара №923 от 06.12.2019 г. и приказ Департамента управления имуществом городского округа Самара №3738 от 26.12.2019 г. противоречит указанным выше требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя на приобретение в собственность земельного участка.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно п. 3 ч. 5 указанной статьи Кодекса в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Таким образом, исходя из установленных фактических обстоятельств спора и представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу, что Администрация городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара не имели достаточных правовых оснований для отказа заявителю в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 63:01:0225004:987, 63:01:0225004:989.

Достаточных доказательств обратного суду не представлено в рамках рассмотрения настоящего дела.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

 Подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также оправляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.

В качестве меры, направленной на устранение допущенных нарушений прав заявителя, суд первой инстанции считает необходимым Администрацию городского округа Самара в течение 10 календарных дней после вступления решения суда в законную силу подготовить в трех экземплярах проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, д. 69/3, с кадастровым номером 63:01:0225004:987, площадью 2620 кв.м., в границах, установленных в кадастровой выписке указанного участка, по цене, установленной в размере пятьдесят процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка, и направить оформленные экземпляры проекта указанного договора для подписания заявителю.

 Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара в течении 10 календарных дней после вступления решения суда в законную силу подготовить в трех экземплярах проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, д. 69, с кадастровым номером 63:01:0225004:989, площадью 1584 кв.м., в границах установленных в кадастровой выписке указанного участка, по цене, установленной в размере пятьдесят процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка, и направить оформленные экземпляры проекта указанного договора для подписания заявителю.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, с отнесением расходов по оплате государственной пошлине на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить. Признать недействительным постановление Администрации городского округа Самара от 06.12.2019 № 923 «Об отказе ООО «Меркурий» в предоставлении в собственность за плату земельного участка, являющегося муниципальной собственностью городского округа Самара, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, д.69/3, с кадастровым номером 63:01:0225004:987, площадью 2620 кв.м.».

         Обязать Администрацию городского округа Самара в течение 10 календарных дней после вступления решения суда в законную силу подготовить в трех экземплярах проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, д. 69/3, с кадастровым номером 63:01:0225004:987, площадью 2620 кв.м., в границах, установленных в кадастровой выписке указанного участка, по цене, установленной в размере пятьдесят процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка, и направить оформленные экземпляры проекта указанного договора для подписания заявителю.

Признать недействительным Приказ Департамента управления имуществом городского округа Самара от 26.12.2019 г. № 3738 «Об отказе ООО "Меркурий" в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на которой не разграничена, в городском округе Самара, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, д. 69, с кадастровым номером 63:01:0225004:989, площадью 1584 кв.м.».

Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара в течении 10 календарных дней после вступления решения суда в законную силу подготовить в трех экземплярах проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, д. 69, с кадастровым номером 63:01:0225004:989, площадью 1584 кв.м., в границах установленных в кадастровой выписке указанного участка, по цене, установленной в размере пятьдесят процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка, и направить оформленные экземпляры проекта указанного договора для подписания заявителю.

Взыскать с Департамент управления имуществом городского округа Самара в пользу заявителя расходы по государственной пошлине в размере 3000 рублей.

Взыскать с Администрацию городского округа Самара в пользу заявителя расходы по государственной пошлине в размере 3000 рублей.

       Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Коршикова О.В.