АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
ноября 2017 года | Дело № | А55-6611/2017 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена: 16 ноября 2017 года Полный текст решения изготовлен: 23 ноября 2017 года | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе судьи: | ФИО1 | ||||||
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Максимовой В.А., | |||||||
рассмотрев в судебном заседании ноября 2017 года дело по иску, заявлению | |||||||
Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара к Прокуратуре Ленинского района г. Самары о признании представления недействительным | |||||||
о взыскании | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от истца - не явился, извещён, от ответчика – ФИО2 по доверенности; ФИО3 по доверенности; | |||||||
УСТАНОВИЛ: | |||||||
Совет депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара обратился в суд с заявлением о признании представления Прокуратуры Ленинского района г. Самары № 07-24-16 от 23.12.2016 г. недействительным, а действия прокуратуры незаконными. Прокуратура Ленинского района г. Самары в отзыве на заявление требования не признала, просит в удовлетворении исковых требований отказать. Дело рассматривается в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя истца, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства. Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве. Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил. Как следует из материалов дела, 16 ноября 2016 г. на заседании Совет депутатов Ленинского внутригородского района был рассмотрен проект бюджета Ленинского внутригородского района на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов в двух чтениях. На заседании Совета депутатов Ленинского внутригородского района 16 ноября 2016г. был заслушан заместитель главы Администрации Ленинского внутригородского района городского округа Самара по финансово-экономическим вопросам ФИО4 с проектом бюджета Ленинского внутригородского района на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. По результатам проведенного заседания Совет депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области коллегиально принял Решение № 75 от 16.11.2016 г. «О бюджете Ленинского внутригородского района на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Прокуратурой Ленинского района г. Самары проведена проверка исполнения Советом депутатов Ленинского внутригородского района г.о. Самара первого созыва бюджетного законодательства при утверждении бюджета Ленинского внутригородского района г.о. Самара Самарской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. В представлении указывалось, что в нарушение требований Положения в протоколе восемнадцатого заседания, на котором принято решение об утверждении бюджета Ленинского внутригородского района г.о. Самара Самарской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов отсутствуют сведения об обсуждении концепции и прогноза социально- экономического развития Ленинского внутригородского района на очередной финансовый год, а также отсутствуют обязательные к докладу характеристики бюджета Ленинского внутригородского района, а именно общий объем доходов бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); общий объем расходов бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); верхний предел муниципального внутреннего долга на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода); величина дефицита (профицита) бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); источники финансирования дефицита (профицита) бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). Кроме того, в нарушение п. 3.4 Положения на восемнадцатом заседании не заслушивались содоклады председателя профильного комитета (комиссии) Совета Ленинского внутригородского района, а также председателя Контрольно-счетной палаты, которого не было. Вопрос о причинах его неявки перед депутатами в повестке заседания не значился, возможность рассмотрения решения о бюджете без председателя Контрольно-счетной палаты не разрешался. Как указывает прокурор, рассмотрение бюджета в целом в первом чтении ущемило права субъектов правотворческой инициативы, в связи с невозможностью внести поправки к проекту решения о бюджете Ленинского внутригородского района, принятому в первом чтении, которые должны рассматриваться профильным комитетом (комиссией) Совета депутатов Ленинского внутригородского района, о чем указано в Положении. В связи с изложенным в адрес Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара вынесено Представление прокуратуры Ленинского района г. Самары № 07-24-16 от 23.12.2016 г. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями. Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов. Совет депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области (далее - Совет депутатов Ленинского внутригородского района) является представительным органом муниципального района и действует на основании Устава, принятого Решением Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара от 27.10.2015 г. № 17 (зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по Самарской области 05.11.2015 N RU633015052015001). В своей работе Совет депутатов Ленинского внутригородского района руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон Самарской области от 30.03.2015 г. № 23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области», иными законами и нормативно -правовыми актами, регулирующими деятельность органов местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления Ленинского внутригородского района определена в ст. 20 Устава Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области, утвержденного Решением Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара от 27.10.2015 г. № 17 (далее - Устав). Совет депутатов Ленинского внутригородского района является коллегиальным органом, решения которого принимаются голосованием (ч.3 ст.21 Устава). Основной формой работы Совета депутатов Ленинского внутригородского района являются заседания, проводимые на плановой основе. Заседание Совета депутатов Ленинского внутригородского района правомочно, если на нем присутствует не менее 13 (тринадцати) депутатов. Председатель Совета депутатов Ленинского внутригородского района, организуя деятельность Совета депутатов Ленинского внутригородского района: -представляет Совет депутатов Ленинского внутригородского района в отношениях с гражданами, учреждениями и организациями, без доверенности действует от имени Совета депутатов Ленинского внутригородского района; -созывает заседания Совета депутатов Ленинского внутригородского района путем организации оповещения депутатов о времени и месте проведения заседаний Совета депутатов Ленинского внутригородского района, направления проекта повестки дня заседания Совета депутатов Ленинского внутригородского района, а также прилагаемых к ней документов; -председательствует на заседаниях Совета депутатов Ленинского внутригородского района; -подписывает решения Совета депутатов Ленинского внутригородского района, протоколы заседаний Совета депутатов Ленинского внутригородского района, иные документы, подготовленные по результатам проводимых им в Совете депутатов Ленинского внутригородского района мероприятий; -координирует работу комитетов, комиссий и иных органов Совета депутатов Ленинского внутригородского района; -подписывает от имени Совета депутатов Ленинского внутригородского района исковые заявления, отзывы на исковые заявления, иные процессуальные документы, а также доверенности на представление интересов Совета депутатов Ленинского внутригородского района. К исключительной компетенции Совета депутатов Ленинского внутригородского район отнесено утверждение бюджета Ленинского внутригородского района и отчета о его исполнении (ч.6 ст.21 Устава). Администрация Ленинского внутригородского района является исполнительно- распорядительным органом Ленинского внутригородского район и состоит из структурных подразделений, являющихся отраслевыми (функциональными) органами Администрации Ленинского внутригородского района (ст.25 Устава). Администрация Ленинского внутригородского района обладает правами юридического лица и действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям, имеет собственную печать. Местонахождение Администрации Ленинского внутригородского района - 443010, <...>. Администрация Ленинского внутригородского района для решения вопросов местного значения Ленинского внутригородского района наделяется, установленными Уставом полномочиями, в том числе: - разрабатывает проект решения о бюджете Ленинского внутригородского района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), подготавливает отчет о его исполнении, осуществляет исполнение бюджета Ленинского внутригородского район. Статья 47 Устава Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области регламентирует порядок рассмотрения проекта решения Совета депутатов Ленинского внутригородского района о бюджете Ленинского внутригородского района в первом чтении. В соответствии с п.1 ст.47 Устава Совет депутатов Ленинского внутригородского района рассматривает проект бюджета Ленинского внутригородского района в первом чтении в течение 20 (двадцати) дней со дня внесения в Совет депутатов Ленинского внутригородского района проекта решения о бюджете Ленинского внутригородского района, а также документов и материалов, представляемых одновременно с проектом решения о бюджете Ленинского внутригородского района, соответствующих требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами Ленинского внутригородского района. При рассмотрении в первом чтении проекта решения о бюджете Ленинского внутригородского района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) Советом депутатов Ленинского внутригородского района обсуждаются его концепция и прогноз социально-экономического развития Ленинского внутригородского района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также следующие характеристики бюджета Ленинского внутригородского района: 1) общий объем доходов бюджета Ленинского внутригородского района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); 2) общий объем расходов бюджета Ленинского внутригородского района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); 3) верхний предел муниципального внутреннего долга Ленинского внутригородского района на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода); 4) величина дефицита (профицита) бюджета Ленинского внутригородского района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); 5) источники финансирования дефицита (профицита) бюджета Ленинского внутригородского района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) (п.2 ст.47 Устава). В соответствии с рекомендациями комитетов (комиссий) Совета депутатов Ленинского внутригородского района, поправками субъектов правотворческой инициативы по основным характеристикам бюджета Ленинского внутригородского района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), предусмотренным подпунктами 1, 2 и 4 пункта 2 настоящей статьи, проект решения о бюджете Ленинского внутригородского района рассматривается Советом депутатов Ленинского внутригородского района в первом чтении (п.3 ст.47 Устава). При рассмотрении в первом чтении проекта бюджета Ленинского внутригородского района Совет депутатов Ленинского внутригородского района заслушивает доклад Главы Администрации Ленинского внутригородского района или по его поручению - руководителя финансового органа Ленинского внутригородского района и содоклады председателя профильного комитета (комиссии) Совета депутатов Ленинского внутригородского района, председателя Контрольно-счетной палаты городского округа Самара и принимает решение о принятии в первом чтении проекта бюджета Ленинского внутригородского района или об отклонении указанного проекта (п.4 ст.47 Устава). При принятии проекта бюджета Ленинского внутригородского района в первом чтении Совет депутатов Ленинского внутригородского района утверждает основные характеристики бюджета Ленинского внутригородского района. В случае отклонения проекта бюджета Ленинского внутригородского района при его рассмотрении в первом чтении Совет депутатов Ленинского внутригородского района возвращает указанный проект Главе Администрации Ленинского внутригородского района в течение 3 (трех) рабочих дней с момента принятия решения о возврате (п.5 ст.47 Устава).. В случае возвращения проекта бюджета Ленинского внутригородского района Администрация Ленинского внутригородского района дорабатывает указанный проект, и Глава Администрации Ленинского внутригородского района повторно вносит проект бюджета Ленинского внутригородского района на рассмотрение Совета депутатов Ленинского внутригородского района не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления проекта бюджета Ленинского внутригородского района в Администрацию Ленинского внутригородского района (п.6 ст.47 Устава). При повторном внесении проекта бюджета Ленинского внутригородского района Совет депутатов Ленинского внутригородского района рассматривает и принимает его в первом чтении в течение 10 (десяти) дней со дня внесения (п.7 ст.47 Устава). Статья 48 Устава Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области регламентирует порядок подготовки к рассмотрению проекта решения Совета депутатов Ленинского внутригородского района о бюджете Ленинского внутригородского района во втором чтении. Поправки к проекту бюджета Ленинского внутригородского района, принятому в первом чтении, рассматриваются профильным комитетом (комиссией) Совета депутатов Ленинского внутригородского района. Рассмотрению подлежат поправки, поступившие исключительно от субъектов правотворческой инициативы (п.1 ст.48 Устава). По окончании работы профильного комитета (комиссии) Совета депутатов Ленинского внутригородского района профильный комитет (комиссия) Совета депутатов Ленинского внутригородского района готовит итоговый протокол работы с таблицей поправок к проекту бюджета Ленинского внутригородского района, который вносится вместе с проектом решения Совета депутатов Ленинского внутригородского района о принятии во втором чтении проекта бюджета Ленинского внутригородского района на рассмотрение Совета депутатов Ленинского внутригородского района (п.2 ст.48 Устава). Статья 49 Устава Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области регламентирует порядок рассмотрение проекта решения Совета депутатов Ленинского внутригородского района о бюджете Ленинского внутригородского района во втором чтении. Совет депутатов Ленинского внутригородского района рассматривает проект бюджета Ленинского внутригородского района во втором чтении не позднее 20 (двадцати) дней со дня принятия указанного проекта в первом чтении (п.1 ст.49 Устава). Совет депутатов Ленинского внутригородского района при рассмотрении проекта бюджета во втором чтении утверждает проект в целом (п.2 ст.49 Устава). Рассмотрение проекта решения о бюджете Ленинского внутригородского района и его утверждение должно предусматривать вступление в силу решения о бюджете Ленинского внутригородского района с 1 января очередного финансового года, а также утверждение указанным решением показателей и характеристик (приложений) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе (п.3 ст.49 Устава). Вышеуказанные процедуры также регламентируются Главой 7 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе Ленинского внутригородского района городского округа Самара, утв. Решением Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара от 29.01.2016 N 39. Статья 3 Главы 7 Положения регламентирует порядок рассмотрения проекта решения Совета депутатов Ленинского внутригородского района о бюджете Ленинского внутригородского района в первом чтении. Совет депутатов Ленинского внутригородского района рассматривает проект решения о бюджете Ленинского внутригородского района в первом чтении в течение 20 (двадцати) дней со дня внесения в Совет депутатов Ленинского внутригородского района проекта решения о бюджете Ленинского внутригородского района, а также документов и материалов, представляемых одновременно с проектом решения о бюджете Ленинского внутригородского района, соответствующих требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами Ленинского внутригородского района (п. 3.1. ст.3 Положения). При рассмотрении в первом чтении проекта решения о бюджете Ленинского внутригородского района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) обсуждаются его концепция и прогноз социально-экономического развития Ленинского внутригородского района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), основные направления бюджетной и основные направления налоговой политики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также следующие характеристики бюджета Ленинского внутригородского района: 1) общий объем доходов бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); 2) общий объем расходов бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); 3) верхний предел муниципального внутреннего долга на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода); 4) величина дефицита (профицита) бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); 5) источники финансирования дефицита (профицита) бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) (п. 3.2. ст.3 Положения). 3.3. В соответствии с рекомендациями комитетов (комиссий) Совета депутатов Ленинского внутригородского района, поправками субъектов правотворческой инициативы по основным характеристикам бюджета Ленинского внутригородского района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), предусмотренным подпунктами 1, 2 и 4 пункта 28.2 настоящей статьи, проект решения о бюджете Ленинского внутригородского района рассматривается Советом депутатов Ленинского внутригородского района в первом чтении (п. 3.3. ст.3 Положения). При рассмотрении в первом чтении проекта решения о бюджете Совет депутатов Ленинского внутригородского района заслушивает доклад Главы Администрации Ленинского района или, по его поручению, руководителя финансового органа Ленинского внутригородского района и содоклады председателя профильного комитета (комиссии) Совета Ленинского внутригородского района, председателя Контрольно-счетной палаты и принимает решение о принятии в первом чтении проекта решения о бюджете Ленинского внутригородского района или об отклонении указанного проекта (п. 3.4. ст.3 Положения). При принятии проекта решения о бюджете Ленинского внутригородского района в первом чтении Совет депутатов Ленинского внутригородского района утверждает основные характеристики бюджета Ленинского внутригородского района. В случае отклонения проекта решения о бюджете Ленинского внутригородского района при его рассмотрении в первом чтении Совет депутатов Ленинского внутригородского района возвращает указанный проект Главе Администрации Ленинского внутригородского района в течение 3 (трех) рабочих дней с момента принятия решения о возврате (п. 3.5. ст.3 Положения). В случае возвращения проекта решения о бюджете Ленинского внутригородского района Администрация Ленинского внутригородского района дорабатывает указанный проект, и Глава Администрации Ленинского внутригородского района повторно вносит проект решения о бюджете на рассмотрение Совета депутатов Ленинского внутригородского района не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления проекта решения о бюджете Ленинского внутригородского района в Администрацию Ленинского внутригородского района (п. 3.6. ст.3 Положения). При повторном внесении проекта решения о бюджете Ленинского внутригородского района Совет депутатов Ленинского внутригородского района рассматривает и принимает его в первом чтении в течение 10 (десяти) дней со дня внесения (п. 3.7. ст.3 Положения). Статья 4 Главы 7 Положения регламентирует порядок подготовка к рассмотрению проекта решения Совета депутатов Ленинского внутригородского района о бюджете Ленинского внутригородского района во втором чтении. Поправки к проекту решения о бюджете Ленинского внутригородского района, принятому в первом чтении, рассматриваются профильным комитетом (комиссией) Совета депутатов Ленинского внутригородского района. Рассмотрению подлежат поправки, поступившие исключительно от субъектов правотворческой инициативы (п.4.1 ст.4 Положения). По окончании работы профильного комитета (комиссии) Совета депутатов Ленинского внутригородского района профильный комитет (комиссия) Совета депутатов Ленинского внутригородского района готовит итоговый протокол работы с таблицей поправок к проекту решения о бюджете Ленинского внутригородского района, который вносится вместе с проектом решения Совета депутатов Ленинского внутригородского района о принятии во втором чтении проекта бюджета Ленинского внутригородского района на рассмотрение Совета депутатов Ленинского внутригородского района (п. 4.2. ст.4 Положения). Статья 5 Главы 7 Положения регламентирует порядок рассмотрения проекта решения Совета депутатов Ленинского внутригородского района о бюджете Ленинского внутригородского района во втором чтении. Совет депутатов Ленинского внутригородского района рассматривает проект решения о бюджете Ленинского внутригородского района во втором чтении не позднее 20 (двадцати) дней со дня принятия указанного проекта в первом чтении (п.5.1 ст.5 Положения). Совет депутатов Ленинского внутригородского района при рассмотрении проекта решения о бюджете Ленинского внутригородского района во втором чтении утверждает проект в целом (п.5.2 ст.5 Положения). Рассмотрение проекта решения о бюджете Ленинского внутригородского района и его утверждение должно предусматривать вступление в силу решения о бюджете с 1 января очередного финансового года, а также утверждение указанным решением показателей и характеристик (приложений) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением (п.5.3 ст.5 Положения). В течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента вступления в силу решения Совета депутатов Ленинского внутригородского района о бюджете Ленинского внутригородского района финансовый орган Ленинского внутригородского района, Администрация Ленинского внутригородского района представляют в Совет депутатов Ленинского внутригородского района сводную бюджетную роспись, уточненный реестр расходных обязательств (п.5.4 ст.5 Положения). Системный анализ вышеприведенных правовых норм показывает, что и Устав, и Положение разделяют процесс рассмотрения и утверждения решения о бюджете Ленинского внутригородского района на очередной финансовый год на определенные стадии: рассмотрения проекта решения о бюджете в первом чтении; подготовки к рассмотрению проекта решения во втором чтении и рассмотрения проекта решения о бюджете района во втором чтении. При этом стадия подготовки к рассмотрению проекта решения во втором чтении предусмотрена для обеспечения субъектам правотворческой инициативы предоставить соответствующие поправки. В данном случае имеются в виду не внесенные до первого чтения поправки к проекту решения о бюджете, указанные п. 2.4 ст.3 гл.7 Положения, а поправки именно к проекту решенияо бюджете, принятому в первом чтении. Отсутствие сведений о таких поправках в протоколе заседания не освобождает Совет депутатов Ленинского внутригородского района от прохождения данной стадии, поскольку круг субъектов правотворческой инициативы не ограничивался лицами, присутствующими на заседании. Следовательно, всем субъектам правотворческой инициативы должна быть обеспечена возможность ознакомиться с проектом решенияо бюджете, принятым в первом чтении, и при необходимости представить соответствующие поправки, которые до рассмотрения Советом во втором чтении должны быть рассмотрены профильным комитетом с подготовкой итогового протокола работы с таблицей поправок к проекту решения о бюджете и проекта решения Совета депутатов Ленинского внутригородского района о принятии во втором чтении проекта бюджета. Между тем, прокурором из протокола восемнадцатого заседания установлено, проект решения о бюджете Ленинского внутригородского района принят и в первом чтении, и во втором чтении. Кроме того, в нарушение п. 3.4 Положения на восемнадцатом заседании не заслушивались содоклады председателя профильного комитета (комиссии) Совета Ленинского внутригородского района, а также председателя Контрольно- счетной палаты, которого не было. Вопрос о причинах его неявки перед депутатами в повестке заседания не значится, возможность рассмотрения решения о бюджете без председателя Контрольно-счетной палаты не разрешался. Доказательства соблюдения требований вышеприведенных правовых актов Советом Ленинского внутригородского района прокурору при проверке и суду при рассмотрении настоящего спора не представлены. Согласно пункту 2 статьи 1 Закона о прокуратуре в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии со статьей 11 Закона о прокуратуре систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Согласно статье 21 указанного закона, предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Реализуя указанные полномочия, прокурор проверяет исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, а также в соответствии со статьей 22 названного Закона вносит представления об устранении выявленных нарушений закона. Согласно статье 24 Закона о прокуратуре представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению ими. Как установлено судом, оспариваемое представление вынесено уполномоченным государственным органом в пределах своей компетенции. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд считает, что у прокурора имелись законные основания для внесения оспариваемого представления заявителю. В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено. Как пояснил представитель прокуратуры, оспариваемое представление направлено на совершенствование практики заявителя при осуществлении бюджетного процесса и не предусматривало последствий в виде отмены или пересмотра принятого представительным органом местного самоуправления решения № 75 от 16.11.2016 г. Суд первой инстанции также пришел к выводу, что по смыслу приведенных положений Закона, а также с учетом того, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, само по себе представление прокурора может содержать лишь предложение по устранению выявленных с позиции прокурора нарушений закона и не приводит к возникновению, изменению, прекращению прав лица, которому оно выдано (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 мая 2007 года N 1865/07, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2014 года по делу N А41-27562/13). Из совокупности названных норм следует, что представление прокурора само по себе не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы органа или должностного лица, которым оно внесено. В настоящем случае оспариваемое представление не затрагивает прав и законных интересов Совет депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него последствий экономического характера и не создает препятствий для осуществления такой деятельности, не порождает экономического спора. В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. В связи с изложенным, представление прокуратуры Ленинского района г. Самары № 07-24-16 от 23.12.2016 г. является законным и обоснованным. При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. | |||||||
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
В удовлетворении заявленных требований отказать. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | ФИО1 | |||||