АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
июля 2020 года | Дело № | А55-6778/2020 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Резолютивная часть решения объявлена: 03 июля 2020 года Полный текст решения изготовлен: 09 июля 2020 года | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в составе судьи: | ФИО1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А., | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рассмотрев в судебном заседании июля 2020 года дело по иску, заявлению | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Акционерного общества "Самаранефтепродукт" к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
о взыскании | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
при участии в заседании | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
от заявителя – ФИО2 по доверенности от заинтересованного лица–Нагорная С.С. по доверенности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УСТАНОВИЛ: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Акционерное общество "Самаранефтепродукт" обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным Распоряжение № РД-2390 от 10.12.2019 Департамента градостроительства городского округа Самара, в соответствии с которым АО «Самаранефтепродукт» было отказано в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута. Кроме того, просит обязать Департамент градостроительства городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «Самаранефтепродукт», принять решение о выдаче разрешения на использование земель согласно следующим координатам характерных точек границ территории:
согласно поданному Заявлению от 27.11.2019 о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута для размещения информационного табло (стелы), расположенного вблизи АЗК № 50. Департамент градостроительства городского округа Самара в отзыве на заявление требования не признал, просит в удовлетворении исковых требований отказать. В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве. Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее. Как следует из материалов дела, АО «Самаранефтепродукт» (далее - Заявитель, Общество) является собственником автомобильного заправочного комплекса № 50 (далее - АЗК № 50), расположенного по адресу: г. Самара, Кировский р-н, Зубчаниновское шоссе, 149 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.03.2005 серии 63-АБ № 477261), а также арендатором земельного участка, необходимого для эксплуатации АЗК № 50, с кадастровым номером 63:0160252002:75 (договор аренды от 22.11.2019 № 028545з сроком с 11.10.2019 на 49 лет). Заявлением от 27.11.2019 (далее — заявление) о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута для размещения информационного табло (стелы), расположенного вблизи АЗК № 50, Общество обратилось в Департамент градостроительства городского округа Самара (далее - Заинтересованное лицо) с просьбой о выдаче разрешения на использование земель согласно следующим координатам характерных точек границ территории:
Земли площадью 6 кв.м, предполагается использовать для размещения информационного табло (стелы) в фирменным наименованием, перечнем нефтепродуктов, ценами и иными сведениями. Департамент градостроительства городского округа Самара Распоряжением 10.12.2019 № РД-2390 (далее - Распоряжение, обжалуемое Распоряжение) отказал Обществу в выдаче разрешения по основанию: предполагаемая цель использования земель под размещение объекта нарушает установленные федеральным законодательством ограничения по использованию земель, имеющих режим их использования (земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного фонда и городских лесов и др.), со ссылкой на подпункт «в» пункта 58 Порядка и условия размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства РФ, и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 № 595. Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, определен Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300. Распоряжение было получено АО «Самаранефтепродукт» почтовым отправлением 16.12.2019. Данное Распоряжение Заявитель считает незаконным, нарушающим права и интересы Заявителя в сфере предпринимательской деятельности, и подлежащим отмене в полном объеме. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями. Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов. В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя. В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пунктом 8 которого предусмотрен такой вид объектов как геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки. Постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 N 595 (ред. от 01.04.2019) утвержден Порядок и условия размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области". В соответствии с п.58. Порядка решение об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в случае, если: а) заявителем не представлены (представлены не в полном объеме) документы, предусмотренные пунктом 55 настоящих порядка и условий; б) в заявлении указаны объекты, не предусмотренные в пункте 5 настоящих порядка и условий; в) предполагаемая цель использования земель или земельных участков под размещение объекта нарушает установленные федеральным законодательством ограничения по использованию земель, имеющих особый режим их использования (земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного фонда и городских лесов и др.); г) земельный участок, на территории которого частично или полностью находится земля или земельный участок, указанный в заявлении или в прилагаемой к заявлению схеме границ запрашиваемого участка, предоставлен физическому или юридическому лицу либо в отношении такого земельного участка было принято уполномоченным органом решение о проведении аукциона о продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; д) в отношении земельного участка, на территории которого частично или полностью находится земля или земельный участок, указанный в заявлении о выдаче разрешения, принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; е) предполагаемое размещение линейного объекта, для целей которого подано заявление, противоречит утвержденному проекту планировки территории в части отображения в нем линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры; ж) в отношении земель или земельного участка заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта либо принято решение о проведении аукциона на право заключения такого договора; з) заявителем представлены недостоверные сведения. Решение об отказе в выдаче разрешения должно содержать основание отказа из числа предусмотренных подпунктами "а" - "з" настоящего пункта. Между тем, указанные основания в рассматриваемом деле отсутствуют. Заинтересованное лицо указывает как основание для отказа в выдаче Заявителю разрешения для размещения информационного табло (стелы) расположение предполагаемых к использованию земель площадью 6 кв.м, в границах красных линий, т.е. на территории общего пользования. Согласно п. 1 ст. 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (ст. 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Информационное табло (стела) в месте нахождения АЗК № 50 предполагалась для указания на ней наименования (фирменного наименования). Кроме того, на информационном табло (стеле) Заявитель предполагает размещать сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании как закона, так и обычая делового оборота. По правилам статьи 9 Закона о защите прав потребителей продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения, режим работы, а согласно статье 10 названного Закона изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Согласно п. 5.4 Национального стандарта ГОСТ Р 58404-2019 Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации, на территории АЗС и/или при подъезде к ней устанавливаются освещаемые в темное время суток информационные табло (стелы) с указанием марок отпускаемых нефтепродуктов и их цены. На табло (стелах) дополнительно может наноситься информация об оказываемых на АЗС сервисных услугах, проводимых маркетинговых акциях и т.п. Согласно п. 5.3 на зданиях, сооружениях и конструкциях АЗС допускается нанесение фирменных знаков, символов и логотипов, слоганов, элементов рекламы, установка флагштоков с фирменными знаками, символами и т.д. Вся информация должна быть хорошо различима и читаема. На основании пункта 31 Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 № 118, изготовители и (или) продавцы автомобильного бензина и (или) дизельного топлива обязаны указывать в информационных материалах, размещенных в местах, доступных для приобретателей, в том числе на топливораздаточном оборудовании, наименование продукции, марку и класс автомобильного бензина или дизельного топлива, а также в кассовых чеках - класс этого бензина или дизельного топлива. Автозаправочные станции являются объектами сервиса автомобильных дорог и информирование водителей о приближении к автозаправочной станции путем установления стелы со сведениями о наименовании АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе и стоимости реализуемого моторного топлива является сложившимся обычаем делового оборота в этой сфере предпринимательской деятельности, который соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Следовательно, размещение стелы АЗС в непосредственной близости к автомобильной дороге, обеспечивающее безопасность дорожного движения, в целях информирования наравне со знаками сервиса (дорожный знак 7.3. «Автозаправочная станция) о приближении к АЗС (ближайшей по ходу движения автомобиля), является правовым обычаем хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов. Отказ Заинтересованного лица в выдаче разрешения нарушает право Заявителя осуществлять предпринимательскую деятельность с соблюдением норм Национального стандарта ГОСТ Р 58404-2019 Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации, Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 № 118, и правовыми обычаями хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной продаже автомобильных бензинов и дизельного топлива, сопутствующих товаров и услуг. Отсутствие информационного табло (стелы) не позволит соблюсти требования об информировании автомобилистов о наличии автозаправочной станции, довести до потенциальных покупателей сведения о реализуемых нефтепродуктах, а, следовательно, не позволит Заявителю полноценно осуществлять реализацию нефтепродуктов, т.е. осуществлять предпринимательскую деятельность. Довод обжалуемого Распоряжения о невозможности выдать разрешение в связи с нахождением предполагаемого к использованию участка в размере 6 кв. м. в границах территории общего пользования не соответствует требованиям действующего законодательства. Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ (ч. 1) земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории, в т.ч. (п. 4 ч. 1) земли особо охраняемых территорий и объектов. В соответствии с ч.2 указанной статьи использование земель в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540. Земли (земельные участки) общего пользования - это земли и участки, которые заняты площадями, улицами, проездами, автодорогами, набережными, парками, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами. Это следует из п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, п. 8 ст. 28 Закона о приватизации. К территориям общего пользования относятся площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов, пляжи и другие объекты. Такими территориями может пользоваться неограниченный круг лиц (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Территории общего пользования отграничиваются от других участков красными линиями, которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). В отношении таких земель (земельных участков) установлен ряд ограничений, в частности: 1) их нельзя приобрести в собственность, так как участки общего пользования не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, п. 8 ст. 28 Закона о приватизации). 2) они не предоставляются в аренду на торгах (пп. 18 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ). В то же время земельные участки общего пользования могут быть предоставлены в аренду без торгов (перечень случаев приведен в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, например, участок общего пользования может быть предоставлен в аренду собственнику здания (сооружение), которое было приватизировано без земельного участка (пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 28 Закона о приватизации)). Так, например, на участках общего пользования могут располагаться нестационарные торговые объекты. Они размещаются в соответствии со схемой их размещения (ч. 1 ст. 10 Закона о торговой деятельности). Таким образом, довод Заинтересованного лица о полной невозможности разрешения использования части земель общего пользования каким-либо лицом не соответствует действующему законодательству. Также случаи ограничения оборотоспособности земельных участков предусмотрены ст. 27 Земельного кодекса РФ. Участки в пределах земель общего пользования не являются участками, изъятыми из оборота (ч. 2 и ч. 4 ст. 27), а также не являются участками, в отношении которых установлены Земельным кодексом ограничения (ч. 5 ст. 27). Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся согласно нормам Земельного кодекса РФ: - земли особо охраняемых природных территорий (земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов - ст. 95), природоохранного назначения (занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий), иные земли, выполняющие природоохранные функции - ст. 97), - рекреационного назначения (предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан - ст. 98), - историко-культурного назначения (земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия, достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел, военных и гражданских захоронений - ст. 99), - особо ценные земли (земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций - ст. 100). Вид использования «Земли общего пользования» не входит ни в один из видов земель, которые относятся к землям особо охраняемых территорий. Таким образом, отказ Заинтересованного лица в выдаче Заявителю разрешения по основанию «предполагаемая цель использования земель под размещение объекта нарушает установленные федеральным законодательством ограничения по использованию земель, имеющих особый режим их использования (земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного фонда и городских лесов и др.)», не соответствует действующему законодательству. Кроме того, Заявитель не испрашивал у Заинтересованного лица предоставление земельного участка (части земельного участка) ни в собственность, ни в аренду, ни в пользование, и ходатайствовал о выдаче разрешения на использование части участка без предоставления участков и установления сервитута. При этом Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденные Решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019 № 444, предусматривают возможность для территорий общего пользования осуществление мероприятий по благоустройству. Статья 2 Правил под благоустройством понимает деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного настоящими Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории городского округа и по содержанию территории городского округа и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Такой вид разрешенного использования как «благоустройство» предполагает размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов (Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540). Как следует из пункта 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, элементы благоустройства - это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории. Примечанием 2 к Классификатору предусмотрено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, объектов благоустройства, если федеральным законом не установлено иное. Таким образом, размещение без предоставления земельного участка информационного табло (стелы) в рамках земельного участка, относящегося к землям общего пользования, не противоречит виду разрешенного использования такого земельного участка. АЗК № 50 является не единственным автозаправочным комплексом на территории г.о. Самара, около которой Заявитель намеревался установить информационное табло (стелу), для чего обращался за выдачей аналогичного разрешения в Департамент градостроительства г.о. Самара. Отказ в выдаче такого разрешения около АЗК № 5 (<...>) № РД-1373 от 26.05.2017 Департамента был обжалован в Арбитражный суд Самарской области (дело А55-22922/2017), решением которого от 07.11.2017 отказ был признан незаконным, постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2018 решение оставлено без изменения. Департамент выдал Распоряжение от 25.01.2019 № РД-135, которым Заявителю разрешено использовать земли площадью 7 кв.м, без предоставления земельного участка для размещения объекта «Информационная стела АЗК-5». Ситуация относительно выдачи разрешения аналогична ситуации с оспариваемым в настоящем случае Распоряжением: назначение и состав объектов, предполагаемых к размещению, одинаковы, в обоих случаях размещаются между предоставленным Заявителю земельным участком для эксплуатации автозаправочного комплекса одинакового назначения, и дорогами, земли относятся к землям поселений. Ссылка Заинтересованного лица в оспариваемом Распоряжении на правовую позицию Постановления Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 № 15248/10, является неосновательной, т.к.: - судом вынесено решение по иному предмету - спор о предоставлении земельного участка под рекламу, предполагаемое к размещению информационное табло (стела) не относится к рекламе. - судебный акт вынесен ранее принятия Правительством РФ Постановления от 03.12.2014№ 1300 об утверждении Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, на основании ст. 39.33 Земельного кодекса РФ. Нормы действующего законодательства изменились. - спор в данном Постановлении о случае выделения земельного участка из земель общего пользования и предоставлении его в пользование истцу. В настоящем деле Заявитель просил выдать разрешение без предоставления участка и установления сервитута. Департамент градостроительства г.о. Самара (Заинтересованное лицо) представил в суд в заседании 09.06.2020 Отзыв от 02.06.2020 № 2349. По доводам, изложенным Заинтересованным лицом в указанном Отзыве, АО «Самаранефтепродукт» сообщает следующее: Относительно довода об отказе в выдаче разрешения по причине, если предполагаемая цель использования земель для размещения объектов нарушает установленные ограничения по использованию земель, имеющих особый режим (земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного фонда и городских лесов и др.): единственным ограничением, которое было определено Заинтересованным лицом при рассмотрении заявления Заявителя о выдаче разрешения на размещение информационного табло (стелы) площадью 6 кв.м., было нахождение участка в пределах красных линий. Служебной запиской № Д05-10-01/6188 от 03.12.2019 Управления информационного обеспечения градостроительной деятельности, копия которой представлена с указанным Отзывом, участок относится к землям населенных пунктов и не расположен в границах лесов Самарского лесопарка, не расположен в границах противопожарной защиты лесов, действие градостроительного регламента не распространяется. Кроме того, представленным письмом Управления Росреестра по Самарской области от 07.12.2019 № 12188 подтверждается, что права на указанный земельный участок никому не предоставлены. Также письмом Департамента экономического развития, инвестиций и торговли от 06.12.2019 № 1-02/2-04-015841 подтверждается, что земельный участок не включен в схему как место для размещения нестационарных торговых объектов, решение об аукционе либо договор на размещение нестационарного торгового объекта отсутствуют. Данные доказательства свидетельствуют об отсутствии нарушений прав третьих лиц в случае выдачи Заявителю разрешения. Более того, Заинтересованным лицом представлена копия ответа от 23.12.2019 № 1-03/2-10/15314 Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, из которого следует, что Департамент Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара определяет размещение информационный табло (стел) около автозаправочных станций как обычай делового оборота и не считает представление информации участникам дорожного движения о наличии объектов сервиса противоречащим Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Более того, Департамент указывает на соответствие такого обычая статье 13 указанного Закона. Также позиция Департамента состоит в том, что информационные табло (стелы) входят в перечень объектов, которые могут размещаться согласно требованиям Постановления Правительства РФ № 1300 от 03.12.2014. Также Заинтересованным лицом к материалам приложена схема с обозначением размещения автозаправочной станции и информационного табло (стелы) около нее. Из схемы следует, что нахождение стелы между АЗС и проезжей частью улицы Заводское шоссе, не препятствует пользованию неограниченному кругу лиц (как это предусмотрено для мест общего пользования), и не перегораживает движение. Таким образом, собранные Заинтересованным лицом для рассмотрения заявления Заявителя от 27.11.2019 о выдаче разрешения на размещение информационного табло (стелы) вблизи автозаправочного комплекса № 50 свидетельствуют об отсутствии оснований для отказа Заявителю. Также Заинтересованное лицо, как и в оспариваемом отказе от 10.12.2019 № РД-23 90, ссылается на правовую позицию Постановления Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 № 15248/10, что является неосновательным, т.к.: -судом вынесено решение по иному предмету - спор о предоставлении земельного участка под рекламу, к которой стела не относится; -судебный акт вынесен ранее принятия Правительством РФ Постановления от 03.12.2014 № 1300 об утверждении Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, на основании ст. 39.33 Земельного кодекса РФ. Нормы действующего законодательства изменились; -спор в данном Постановлении шел о случае выделения земельного участка из земель общего пользования и предоставлении его в пользование истцу. В настоящем деле Заявитель, как уже было указано, просил выдать разрешение без предоставления участка и установления сервитута. Ссылка на практику - Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.07.2018 по делу А57-17824/2017 также является неосновательной, т.к. судебные акты вынесены по другому предмету требований: заявителю было отказано в выдаче разрешения для размещений объектов площадью 1 947 кв.м., которые согласно Положению о порядке и условиях размещения объектов, утвержденному Правительством Саратовской области, подлежат размещению по результатам отбора и только на период проведения массовых мероприятий, в то время как заявитель требовал выдачи разрешения без процедуры отбора и на 10 лет. Кроме того, заявитель просил выдать разрешение по участку, который уже был занят парком, и имеет особый правовой режим использования. В настоящем деле доказательства того, что участок, в рамках которого Заявитель просил выдать разрешение на размещение стелы, имеет особый режим использования, отсутствуют, о чем дополнительно свидетельствуют представленные Заинтересованным лицом собранные материалы. В то время как сложившаяся в настоящий момент судебная практика по аналогичным делам поддерживает доводы заявителей - предпринимателей. При рассмотрении дел, аналогичных настоящему делу, об оспаривании отказов в выдаче разрешений на размещение стел и иных объектов в пределах красных линий (дела А65-41264/2018, А65-27226/2017, А65-35960/2018), суды всех инстанций признают размещение стел и иных объектов, которые предназначены для доведения до потребителей обязательной согласно законодательству информации, в пределах красных линий законным. По делу А65-35960/2018 кассационные жалобы рассмотрены Арбитражным судом Поволжского округа 23.06.2020, судебные акты первой и апелляционной инстанции об удовлетворении требований владельца АЗС о выдаче разрешения на размещение информационного табло (стелы) оставлены в силе. Довод Заинтересованного лица о запрете установки в границах полосы отвода автомобильной дороги щитов и указателей, не относится к предмету спора по настоящему делу, т.к. планируемое к размещению около АЗС информационное табло (стела) не находится в полосе отвода автодороги, и нахождение в полосе не было основанием для выдачи оспариваемого отказа Заявителю. Заявитель не утверждал, что размещение стелы в близости от АЗС осуществляется на основании требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Заявитель указывал, что размещение стелы АЗС в непосредственной близости к автомобильной дороге, обеспечивающее безопасность дорожного движения, в целях информирования наравне со знаками сервиса (дорожный знак 7.3. «Автозаправочная станция) о приближении к АЗС (ближайшей по ходу движения автомобиля), является правовым обычаем хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов. Данный довод подтвержден судебной практикой по указанным делам. Кроме того, Примечанием 2 к Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 предусмотрено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, объектов благоустройства, если федеральным законом не установлено иное. В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд , установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что решение является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Расходы по госпошлине согласно ст. 110 АПК РФ следует возложить на ответчика. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заявленные требования удовлетворить. Признать Распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара об отказе в выдаче Акционерному обществу "Самаранефтепродукт" разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута № РД-2390 от 10.12.2019 недействительным. Обязать Департамент градостроительства городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества "Самаранефтепродукт" путем выдачи в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута согласно следующим координатам характерных точек границ территории:
согласно поданному Заявлению от 27.11.2019 о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута для размещения информационного табло (стелы), расположенного вблизи АЗК № 50. Взыскать с Департамента градостроительства городского округа Самара в пользу Акционерного общества "Самаранефтепродукт" расходы на уплату госпошлины в сумме 3000 руб. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Судья | / | ФИО1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||