ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-7077/20 от 19.05.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 207-55-15, факс (846) 226-55-26

http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Самара

сентября 2020 года

Дело №

А55-7077/2020

Решение в виде резолютивной части вынесено 19 мая 2020 года

Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2020 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

ФИО1,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску, заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Риквэст-Сервис"

к  Акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания"

о взыскании 401 566 руб. убытков

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Риквэст-Сервис" (истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к  Акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания" (ответчик) о взыскании 401 566 руб. убытков.

Определением от 26.03.2020 исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Электронные копии материалов дела размещены в режиме ограниченного доступа  на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Ответчик представил возражения, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, а также заявил ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.

Рассмотрев ходатайство  ответчика суд отклонил его, поскольку ответчиком не представлены обоснования необходимости перехода к общему порядку рассмотрения искового заявления,  предусмотренные ч. 5 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением в виде резолютивной части от 19.05.2020 в иске отказано.

Истец 19.08.2020 обратился с ходатайством о восстановлении срока на обращение с заявлением о составлении мотивированного решения.

Согласно ст. 1 ст. 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

На основании п. 2 ст. 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок. Ознакомившись с заявлением истца о восстановлении пропущенного срока, суд признает причины, указанные в заявлении, уважительными, в связи с чем, удовлетворяет данное заявление.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении и возражениях, суд признал исковые требования не подлежащими  удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 12.05.2004 между ОАО «Российские железные дороги» и ООО «Риквэст-Сервис» заключен Договор № 777-ЮР на оказание услуг по стирке белья и сухой химической чистке, согласно которому ООО «Риквэст-Сервис» оказывает услуги по обеспечению пассажирских поездов комплектами постельного белья, упакованными в индивидуальные пакеты, пастельными принадлежностями и мягким съемным инвентарем (далее - Имущество).

С 29.03.2010 согласно Дополнительному соглашению о замене стороны в Договоре № ФПКОП-60/10(7)-777/04/ФПДОП-218/10(7)-777/04 права и обязанности по Договору переданы АО «ФПК». Дополнительным соглашением № ФПКОП-777/юр (ФПД) (15) от 15.05.2014 введена новая редакция указанного Договора (далее - Договор).

В соответствии с пунктом 2.1 Договора Исполнитель обязуется по заявкам Заказчика в течение срока действия соглашения оказывать комплексные услуги в соответствии с условиями Договора, а Заказчик - принимать и оплачивать оказанные услуги.

Согласно разделу 1 Договора к комплексным услугам отнесено укомплектование Имуществом вагонов пассажирских поездов дальнего следования формирования Куйбышевского филиала АО «ФПК», обработка Имущества (стирка, упаковка, химическая чистка и дезинфекционная обработка Имущества, принадлежащего Заказчику, в заявленных Заказчиком объемах.

Пунктом 1.2 Договора определен состав Имущества: постельное белье (простыни, пододеяльники, наволочки, полотенца), мягкий инвентарь вагона (салфетки, занавески, шторы, ковровые покрытия и т.д. в соответствии с приложением № 1 к Договору), постельные принадлежности (подушки, одеяла, наматрацники (матрацы), чехлы, корсажи, пледы), предназначенные для укомплектования пассажирских поездов, принадлежащие исполнителю на праве собственности или ином законном основании.

Согласно п. 3.1.1. Договора Исполнитель обязуется оказывать Комплексные услуги, качество и иные характеристики которых соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации нормативным правовым и иным актам МПС России, Минтранс России, государственным и отраслевым стандартам, действующим на момент заключения настоящего Договора внутренним актам ОАО «РЖД» и ОАО «ФПК», а также условиям настоящего Договора.

В п. 3.1.8. указано, что подписанием Договора Исполнитель подтверждает, что ознакомлен со всеми нормативными правовыми актами, изложенными в Техническом задании (Приложение 2) регламентирующими порядок и устанавливающими требования к комплексным услугам, оказываемым по настоящему Договору, и обязанности их соблюдать при оказании комплексных услуг.

В соответствии с абз. 2 п. 2 Приложения №2 к Договору оказываемые комплексные услуги должны отвечать требованиям «Стандарта оснащенности вагонов ОАО «ФПК». Требования к оснащенности пассажирских вагонов съемным мягким имуществом установлены СТО ФПК 1.21.002-2013 (утвержденные распоряжением ОАО «ФПК» №819р от 03.07.2013 г.)» (далее -СТО ФПК).

В соответствии с п. 3.4.4. СТО ФПК наполнитель подушки, наматрацника (матраца) и одеяла синтетического должен быть распределен плотным равномерным слоем.

Согласно п. 3.7.4. СТО ФПК предметы, входящие в состав съемного мягкого инвентаря пассажирских вагонов, не должны эксплуатироваться независимо от фактического срока эксплуатации при наличии следующих фактов: повреждение пастельных принадлежностей и мягкого инвентаря вагона, загрязненности и прочих дефектов не дающих возможности дальнейшего использования съемного мягкого инвентаря в пассажирских поездах.

В соответствии с п. 3.1.20. Исполнитель обязан постоянно, в течение всего технологического процесса обработки Имущества производить выбраковку дефектных изделий.

Пунктом 3.1.23 предусмотрена обязанность Исполнителя своевременно осуществлять необходимый ремонт предметов Имущества.

В соответствии с п. 5.10 Договора, в случае выявления на момент проверки ПДК недостатков переданного Имущества, в том числе в случае обнаружения Имущества с просроченными сроками обработки, недоукомплектованности вагона имуществом, не соответствия Имущества категории оснащенности вагона, повреждений Имущества (в том числе, несоответствия исполнителя постельных принадлежностей требованиям СТО ФПК), и/или некачественной обработки, повреждения постельного белья после вскрытия комплекта при застиле спальных мест, ПДК составляет акт о недостатках Имущества, который подписывается членами ПДК и представителем Исполнителя. Забракованный комплект постельного белья в дальнейшем застиле не используется.

В акте указывается время и место составления акта, выявленные недостатки. При отсутствии представителя Исполнителя, мотивированного отказа и/или отказа Исполнителя от подписания акта (об этом делается отметка в акте), ПДК подписывает акт с отметкой об отсутствии Исполнителя, мотивированного отказа и/или его отказе от подписания в одностороннем порядке и такой акт будет иметь юридическую силу и являться основанием для выставления требования о неустойке в случае не устранения замечаний до выставления состава на приемно-отправочный путь.

Пунктами 6.2, 6.3, 6.9 Регламента взаимодействия установлено, что на основании полученной заявки представитель Исполнителя формируется повагонные накладные формы № ФИУ-20 в трех экземплярах на каждый вагон. При  этом два экземпляра накладной № ФИУ-20 остаются у представителя заказчика в вагоне и хранятся до окончания рейса и сдачи имущества, третий экземпляр передается представителю Исполнителя.   Представители исполнителя несут  ответственность  за  Имущество  до  момента  передачи  его  в  вагоне представителю  Заказчика и  получению  подписи  представителя  Заказчика в накладной формы № ФИУ-20.

Пунктами 5.16, 5.17 Договора определено, что по окончании рейса или в иной срок, установленный настоящим Договором или установленный в соответствии с ним, Заказчик или его представитель передает Исполнителю требующее плановой или внеплановой обработки Имущество по накладной унифицированной формы. Имущество передается Исполнителю в мешках, опломбированных Заказчиком или его представителем, транспортируется силами и за счет Исполнителя до пункта приема- сдачи Имущества. Представитель Заказчика вносит сведения о количестве сдаваемого им имущества в накладную формы № ФИУ-20, по которой вагон был снабжен перед рейсом, и предает ее представителю исполнителя при сдаче использованного имущества из вагона (пункт 8.6 Регламента взаимодействия). В пункте приема-сдачи Имущества Исполнитель, в присутствии уполномоченного представителя Заказчика, производит вскрытие запломбированных мешков и проверку данных, указанных во вложенных листах-вкладышах. В случае отсутствия представителя Заказчика в пункте приема-сдачи, Исполнитель уведомляет Заказчика об отсутствии представителя и необходимости явиться в пункт приема-сдачи посредством телефонной связи в порядке, изложенном в Регламенте взаимодействия. В случае неявки представителя Заказчика в течение 1 часа с момента уведомления, Исполнитель осуществляет вскрытие опломбированных мешков и проверку данных в одностороннем порядке. При этом выявленные при
пересчете недостачи (утери, испорченное имущество) принимаются Заказчиком
безоговорочном порядке. В соответствии с требованиями пункта 8.20 Регламента
взаимодействия данные о количестве постельного белья и другого имущества
принятого из каждого вагона, после пересчета заносятся представителей
исполнителя в накладную формы № ФИУ-20, по которой вагон был экипировав
перед рейсом.          

В соответствии с пунктом 5.18 Договора и пунктом 8.21 Регламента
взаимодействия в случае несоответствия количества Имущества в мешкав
сведениям о количестве согласно накладной и вложенным в мешки листам
вкладышам, равно как и при обнаружении испорченного Имущества (рваного, с пятнами мазута, ржавчины, асфальтными, масляными пятнами, пятнами угольной
пыли, краски), за исключением мешков с забракованным Имуществом, Стороны
подписывают акт об утере и порче имущества по форме, указанной в Приложении
№6 к Регламенту взаимодействия. Указанный акт является основанием для
выставления Исполнителем Заказчику требования о возмещении стоимости
утерянного/испорченного Имущества.

Обращаясь с настоящим исковым заявлением, истец ссылается на то, что в марте 2017 года Истцом была выявлена порча и составлены комиссионные акты порчи инвентаря, выданных в рейс по накладным формы ФИУ-20 на сумму 401 566  руб. 00 коп.  Представитель ответчика в момент обнаружения испорченного инвентаря присутствовал, но от подписания Актов отказался, о чем в Актах имеется отметка.

В силу пункта 6.11 Договора Заказчик несет ответственность перед Исполнителем за повреждение, порчу, утрату и/или гибель по вине Заказчика Имущества с момента принятия обработанного Имущества надлежащего качеств комплектности и комплектации и до момента сдачи требующего обработку Имущества Исполнителю в соответствии с условиями настоящего Договора. На основании подпункта 6.11.1. Договора, возмещение стоимости утерянного утраченного по вине Заказчика Имущества осуществляется путем возмещения 100 стоимости такого Имущества согласно расценочной ведомости, ежеквартально предоставляемой Исполнителем Заказчику, с приложением подтверждающих расценки документов.

Пунктом 6.11.2 Договора определено, что возмещен стоимости испорченного и/или поврежденного (согласно п. 5.18 Договор Имущества осуществляется путем возмещения стоимости такого имущества: 1-oй 5-ой категории оснащенности фирменных и международных поездов (за исключением поездов, курсирующих в сообщении с государствами - бывших республиками СССР); вагонов повышенной комфортности и 6-ой категории оснащенности - 100% согласно расценочной ведомости; 1-ой. 3-ей, 4-ой, 5-ой категории оснащенности скорых, скоростных и пассажирских поездов - 50 стоимости такого имущества согласно расценочной ведомости. Пассажирский поезд № 101/102 сообщением «Пенза-Нижневартовск» относится к 3-ей категории оснащенности, в связи с чем возмещение стоимости испорченного инвентаря осуществляется в размере 50% стоимости согласно расценочной ведомости.

Как указывает истец, повреждение, порча имущества Истца явились следствием недолжного исполнения Ответчиком своих обязанностей по обеспечению сохранности переданного ему имущества в рамках исполнения обязательств по Договору, в связи с чем, истец 22.01.2020 направил ответчику претензию №20/1 с требованием возмещения стоимости испорченного имущества. Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения с настоящим иском.

Из материалов дела следует, что на основании п. 3.4.1. договора, предусматривающего право заказчика осуществлять контроль и проверять ход и качество комплексных услуг, работниками Центра внутреннего аудита АО «ФПК» с 13.03.2017 по 18.03.2017 в Вагонном участке Пенза -структурном подразделении Куйбышевского филиала АО «ФПК» была проведена комплексная проверка исполнения условий Договора ООО «Риквэст-Сервис», в результате которой выявлены следующие факты нарушения условий Договора и СТО ФПК 1.21.002-2013, в частности:     14 марта 2017  при проверке съёмного мягкого инвентаря в поезде № 93 сообщением «Пенза-Москва» выявлены следующие нарушения:

В вагоне 20253 - наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем - 55 ед.

В вагоне 23859 - наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем - 55 ед.

В вагоне 24204 - наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем - 55 ед., загрязнение материала матрацев - 11 ед.

В вагоне 24212 - наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем -55 ед., загрязнение материала матрацев - 2 ед.

15 марта 2017 при проверке съёмного мягкого инвентаря в поезде
№ 93 сообщением «Пенза-Москва» выявлены следующие нарушения:

В вагоне 23875 - загрязнение материала матрацев - 19 ед., наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем - 53 ед., истекший срок эксплуатации подушек - 14 ед.

В вагоне 11441 - несоответствие размера матрацев - 37 ед., наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем -37 ед., загрязнение материала матрацев - 49 ед., наполнитель матрацев распределен неплотным неравномерным слоем - 7 ед., истекший срок эксплуатации подушек - 17 ед.

В вагоне 17655 - наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем - 18 ед.

В вагоне 17135 - загрязнение материала матрацев - 8 ед., наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем - 22 ед.

В вагоне 20345 - наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем - 55 ед., загрязнение материала матрацев - 23 ед., истекший срок эксплуатации подушек — 43 ед.

В вагоне 20121 - загрязнение материала матрацев - 27 ед., наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем - 55 ед.

В вагоне 21905 - загрязнение материала матрацев - 13 ед., наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем - 55 ед.

В вагоне 23313 - наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем - 55 ед., загрязнение материала матрацев - 10 ед., истекший срок эксплуатации подушек - 55 ед.

В вагоне 21665 - загрязнение материала матрацев - 43 ед., наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем - 55 ед.

16 марта 2017г. при проверке съёмного мягкого инвентаря в поезде
№51 сообщением «Пенза-Москва» выявлены следующие нарушения:

В вагоне 22473 - наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем - 55 ед.

16 марта 2017г. при проверке съёмного мягкого инвентаря в поезде
№ 93 сообщением «Пенза-Москва» выявлены следующие нарушения:

В вагоне 24113 - наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем - 55 ед., наполнитель матрацев распределен неплотным неравномерным слоем - 5 ед., загрязнение материала матрацев -10 ед.

В вагоне 11391 - наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем - 37 ед.

В вагоне 17671 - наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем - 18 ед. истекший срок эксплуатации подушек - 14 ед.

В вагоне 11466 - наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем - 37 ед., истекший срок эксплуатации подушек - 30 ед., наполнитель матраца распределен неплотным неравномерным слоем - 5 ед., загрязнение материала матрацев - 6 ед.

В вагоне 20261 - наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем - 55 ед., загрязнение материала матрацев - 37 ед.

В вагоне 20311 - наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем - 55 ед., загрязнение материала матрацев — 30 ед.

В вагоне 20402 - наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем - 55 ед., истекший срок эксплуатации подушек - 55 ед., наполнитель матраца распределен неплотным неравномерным слоем - 2 ед., загрязнение материала матрацев - 42 ед.

В вагоне 23297 - наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем - 54 ед., истекший срок эксплуатации подушек - 49 ед., наполнитель матраца распределен неплотным неравномерным слоем - 13 ед., загрязнение материала матрацев - 41 ед.

В вагоне 22620 - наполнитель подушек распределен неплотным неравномерным слоем - 54 ед., истекший срок эксплуатации подушек - 52 ед., наполнитель матраца распределен неплотным неравномерным слоем - 5 ед., загрязнение материала матрацев - 48 ед.

При этом, иные замечания по состоянию инвентаря, проверяющими не выявлены.

Поскольку недостатки исполнителем до подачи состава в рейс устранены не были и с вышеуказанными нарушениями вагоны отправлены в рейс, составлены акты формы ФМУ-73 от 13.03.2017,  к которым исполнителем представлено особое мнение, в котором указано его несогласие с методикой определения распределения наполнителя в подушках и матрацах, какая либо иная методика, подлежащая к применению по мнению исполнителя, предложена им не была. Иных возражений стороной не указано., исполнителю (истцу) ответчиком начислена штрафная неустойка за выявленные случаи нарушения договорных обязательств.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 04 февраля 2019 по делу № А40-255178/18, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, взыскано с Общества с ограниченной ответственностью «Риквест-Сервис» в пользу Акционерного Общества «Федеральная пассажирская компания» 1 064 954,10 руб. неустойки за некачественно оказанные услуги по договору, выявленные в указанных выше вагонах пассажирских поездов №№ 51, 93 сообщением «Пенза-Москва».

Определением Верховного Суда Российской Федерации № 305-ЭС19-19877 от 25.10.2019 ООО «Риквэст-Сервис» отказано в передаче жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по экономической спорам ВС РФ.

  В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21 декабря 2011 г. N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункты 1, 2 статьи 393 ГК РФ).

Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.

Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В подтверждение своих требований, истец  указывает на то, что с 14 марта 2017 по 17 марта 2017гг. составил акты о порче Инвентаря, а именно: матрацев.

Между тем, комиссионные акты о порче инвентаря являются односторонними, в накладных, приложенных к исковому заявлению, подписи проводников пассажирских вагонов, как при приемке, так и при сдаче инвентаря отсутствуют.

Истцом не представлено доказательств, указывающих обстоятельства порчи имущества. При этом, по договору (п. 5.18) под испорченным Имуществом понимается следующее - рваный, с пятнами мазута, ржавчины, асфальтными, масляными пятнами, пятнами угольной пыли, краски.

Также истцом не представлены доказательства замены испорченного инвентаря, выданного в следующий рейс после выявления дефектов, в соответствии с п. 3.1.20 Договора.

При указанных обстоятельствах, в удовлетворении требований истца следует отказать.

Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на истца.

Руководствуясь ст.  69, 110, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями  15, 393Гражданского кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении ходатайства ответчика о рассмотрении дела по общим правилам искового производства отказать.

В иске отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение в виде резолютивной части может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Лица, участвующие в деле, вправе подать ходатайство о составлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения резолютивной части решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Мотивированное решение, составленное по заявлению лица, участвующего в деле, может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1