ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-7836/2021 от 03.08.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г. Самара ул. Самарская, 203 Б, тел.: (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

августа 2021 года

Дело №

А55-7836/2021

Резолютивная часть решения объявлена: 03 августа 2021 года

Полный текст решения изготовлен: 11 августа 2021 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

помощником судьи Максимовой В.А.,

рассмотрев в судебном заседании 03 августа 2021 года дело по иску, заявлению

Индивидуального предпринимателя ФИО2

к  Администрации городского округа Самара;

к Департаменту экономического развития, инвестиций и торговли Администрации городского округа Самара

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Администрация Ленинского внутригородского района г. Самары, Департамент градостроительства г.о. Самара

о признании незаконным отказа

при участии в заседании

от истца - не явился, извещён,

от ответчика - не явился, извещён,

от третьего лица – не явился, извещён,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО2 обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации городского округа Самара о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденную постановлением Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 № 377 планируемого места размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 53,00 кв.м по адресу: город Самара, Ленинский район, ул.Полевая, в районе дома № 3, выразившегося в письме Департамента экономического развития, инвестиций и торговли от 18.12.2020 №1-02/2-03-01-03/7499; устранить допущенные нарушения прав ИП ФИО2 путем включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденную постановлением Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 № 377 планируемого места размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 53,00 кв.м по адресу: город Самара, Ленинский район, ул.Полевая, в районе дома № 3, характерные поворотные точки которого определены в Схеме расположения земельного участка на КИТ, выполненного ООО БТИ-Поволжье.

Департамент экономического развития, инвестиций и торговли Администрации городского округа Самара в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Ленинского внутригородского района г. Самары, Департамент градостроительства г.о. Самара.

Дело рассматривается в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя истца, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.

Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 30.10.2020 ИП ФИО2 обратился в Департамент экономического развития, инвестиций и торговли Администрации городского округа Самара с заявлением о включении в Схему нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара земельного участка, местоположение которого определено в Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленной ООО БТИ-Поволжье, по адресу город Самара, возле дома № 3 по улице Полевой в Ленинском районе городского округа Самара под размещение павильона для неспециализированной торговли товарами первой необходимости универсального типа.

Письмом Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации городского округа Самара исх.№ 1-02/2-03-01-03/7499 от 18.12.2020 ИП ФИО2 был дан ответ  о невозможности включения в схему планируемого места размещения сезонного НТО на земельном участке площадью 53,00 кв. м. по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Полевая, в районе дома № 3, на основании отрицательных заключений Департамента градостроительства и Администрации Ленинского района о нахождении заявленного земельного участка в охранной зоне инженерных коммуникаций (канализация), в границах красных линий, в охранной зоне транспорта (63:00-6.109) и в зоне с особыми условиями использования территории - приаэродромная территория аэродрома экспериментальной авиации Самара (Безыменка) (63.00.2.137); в границах исторической части города (общественно-деловая зона Ц-1) и несоответствие размещения НТО Правилам благоустройства (статья 11).

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

Частью 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Согласно части 3 статьи 10 Закона № 381 схема размещения   нестационарных   торговых   объектов   разрабатывается   и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального  образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Самарской области от 17.06.2019 № 87-п (далее - Приказ № 87-п) Схема разрабатывается уполномоченным в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования органом местного самоуправления, с учетом факторов, способствующих:

а) обеспечению устойчивого развития территорий;

б) достижению нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

в) формированию торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;

г) созданию дополнительных условий для развития малого и среднего
предпринимательства в сфере торговой деятельности;

д) расширению рынка сбыта товаров российских производителей;

е) повышению доступности товаров для населения.

Согласно пункту 2.2 Порядка разработка Схемы осуществляется с соблюдением норм градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства, правил благоустройства, установленных на территории соответствующего муниципального образования, а также законодательства, регулирующего торговую деятельность.

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка в Схему включаются действующие и предполагаемые объекты с учетом факторов, предусмотренных пунктом 2.1 Порядка.

Согласно пункту 3.4 Порядка одним из оснований отказа во включении в Схему по предложению заинтересованного лица является несоответствие предлагаемого места расположения нестационарного торгового объекта нормам и требованиям законодательства, предусмотренным пунктом 2.2 Порядка.

Предприниматель  обратился в департамент  с заявлением от 30.10.2020 на включение в Схему планируемого (возможного) к размещению нестационарного торгового объекта – павильона для неспециализированной торговли товарами первой необходимости универсального типа на земельном участке по адресу город Самара, возле дома № 3 по улице Полевой в Ленинском районе городского округа Самара.

С целью рассмотрения данного заявления департаментом  были направлены запросы в департамент градостроительства, в Департамент управления имуществом городского округа Самара, в Администрацию Кировского внутригородского района городского округа Самара и в Министерство имущественных отношений Самарской области для предоставления, в том числе как от органов, уполномоченных на распоряжение имуществом, информации о соответствии места расположения нестационарного торгового объекта градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим нормам, противопожарному законодательству, правилам благоустройства, установленным на территории городского округа Самара, а также законодательству, регулирующему торговую деятельность.

В рамках полномочий, установленных пунктом 3.71 Положения «О Департаменте экономического развития, инвестиций и торговли Администрации городского округа Самара», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 27.12.2018 № 380, с целью рассмотрения вопроса о включении заявленного места размещения НТО в схему, Департаментом были направлены запросы в Департамент градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент градостроительства) от 06.11.2020 №1-02/2-03-01-03/6549, в Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент управления имуществом) от 06.11.2020 №1-02/2-03-01-03/6550, в Администрацию Ленинского внутригородского района городского округа Самара (далее – Администрация Ленинского района) от 06.11.2020 №1-02/2-03-01-03/6551, а министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) от 06.11.2020 №1-02/2-03-01-03/6563 для предоставления информации о соответствии места расположения НТО градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологически нормам, противопожарному законодательству, правилам благоустройства, установленным на территории городского округа Самара, согласно пункту 2.2 Порядка.

О направлении запросов ИП ФИО2 был информирован письмом от 06.11.2020 № 1-02/2-03-01-03/6562.

02.12.2020 Департаментом градостроительства был дан ответ (исх.№38- Д05-05/10476) о невозможности согласования включения указанного земельного участка в схему размещения НТО на территории городского округа Самара, на основании пунктов 2.2 и 3.4 Порядка, ввиду нижеследующего:

1.Земельный участок находится в границах исторической части города по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61.

2.Земельный участок находится в охранной зоне транспорта, учетный номер 63:00-6.109; в охранной зоне приаэродромная территория аэродрома экспериментальной авиации Самара (Безымянка), учетный номер 63.00.2.137; в охранной зоне инженерных коммуникаций (канализация).

3.Земельный участок расположен в границах красных линий.

Вместе с тем, земельный участок находится на территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории (Распоряжение Правительства Самарской области от 20.12.2016 № 982-р «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) объекта «Проектирование и реконструкция Дворца спорта по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Молодогвардейская, д. 222» (в границах улиц Полевой, Молодогвардейской, Маяковского, Прибрежной)».

17.12.2020 Администрацией Ленинского района был дан ответ (исх.№ 10/3-03/5093) о нецелесообразности включения в схему места размещения НТО и возражении против установки объекта по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Полевая около дома № 3, в связи с расположением его на сформированной и благоустроенной территории с обустроенными пешеходными тротуарами, что противоречит пункту 2 статьи 11 Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019 № 444 (далее - Правила благоустройства).

17.11.2020 Министерством был дан ответ (исх.№ 1203/14884) о невозможности установления принадлежности земельного участка к собственности Самарской области, ввиду отсутствия его кадастрового номера.

18.12.2020 Департаментом управления имуществом был дан ответ (исх.№ 3915-15/9174) о не отнесении вопроса согласования (несогласования) включения НТО в схему к компетенции Департамента управления имуществом.

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка разработка схемы размещения НТО осуществляется с соблюдением норм градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства, правил благоустройства, установленных на территории соответствующего муниципального образования, а также законодательства, регулирующего торговую деятельность.

Согласно подпункту 3 пункта 3.4 Порядка одним из оснований отказа во включении в схему размещения НТО по предложению заинтересованного лица является несоответствие предлагаемого места расположения НТО нормам и требованиям законодательства, предусмотренным вышеуказанным пунктом Порядка.

По результатам полученной информации в соответствии с пунктом 3.4 Порядка ИП ФИО2 был дан ответ (исх.№ 1-02/2-03-01-03/7499 от 18.12.2020) о невозможности включения в схему планируемого места размещения сезонного НТО на земельном участке площадью 53,00 кв. м. по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Полевая, в районе дома № 3, на основании отрицательных заключений Департамента градостроительства и Администрации Ленинского района о нахождении заявленного земельного участка в охранной зоне инженерных коммуникаций (канализация), в границах красных линий, в охранной зоне транспорта (63:00-6.109) и в зоне с особыми условиями использования территории - приаэродромная территория аэродрома экспериментальной авиации Самара (Безыменка) (63.00.2.137); в границах исторической части города (общественно-деловая зона Ц-1) и несоответствие размещения НТО Правилам благоустройства (статья 11).

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, отказ Департамента о включении спорного НТО в схему является правомерным, обоснованным и соответствует действующему законодательству Российской Федерации.

Департаментом соблюдены требования Порядка рассмотрения предложений по включению в схему мест размещения НТО. Отказ во включении в схему спорного места размещения НТО не является произвольным, отказ обоснован наличием решения Департамента градостроительства (отрицательным заключением), Администрации Ленинского района и поэтому не является доказательством нарушения прав и законных интересов предпринимателя в сфере экономической деятельности. Аналогичный вывод содержится в решении Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2020 по делу № А55-36729/2019.

Так же необходимо отметить, что в заявлении ИП ФИО2 не содержится обоснований нарушения оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создания данным решением иных препятствий осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности в нарушение положений статей 198, 199 АПК РФ.

Суд учитывает доводы Департамента, что Схема содержит места размещения НТО со статусом «не используется», в отношении которых заявитель не лишен права на заключение договора на размещение НТО, в соответствии с постановление Правительства Самарской области от 02.08.2016 № 426 «О реализации отдельных полномочий в области государственного регулирования торговой деятельности».

Судом не установлено нарушения оспариваемым  отказом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создания препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, что в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания незаконным ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.03.2021 N Ф06-69928/2020 по делу N А55-36729/2019.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, ненормативный акт, решение и действия (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Расходы по уплате госпошлины в  соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать..

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1