ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-7840/2021 от 02.06.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г. Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846)207-55-15, факс (846)226-55-26

http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июня 2021 года

Дело №

А55-7840/2021

Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 07 июня 2021 года.

Судья Арбитражного суда Самарской области Матюхина Т.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юдиной О.В.

рассмотрев 27 мая - 02 июня 2021 года в судебном заседании  дело по иску

Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Россия 443013, г. Самара, Самарская область, ул. Дачная д. 4Б

к Администрация г.о. Чапаевск, Россия 446100, г. Чапаевск, Самарская область, ул. Комсомольская д. 17

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - МКУ Департамент строительства администрации г.о. Чапаевска,

о взыскании сумм финансовых средств, использованных не по целевому назначению в размере 749 041 руб.

при участии: от истца – ФИО1, доверенность от 11.01.2021;

от ответчика – ФИО2, доверенность от 20.01.2021;

от третьего лица – не явился, извещён.

Установил:

Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее – Заявитель, Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит взыскать с Администрации г.о. Чапаевск (далее- Администрация, ответчик) в бюджет Самарской области сумму финансовых средств, использованных не по целевому назначению в размере 749 041 руб.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 20.04.2021 муниципальное казенное учреждение «Департамент строительства администрации городского округа Чапаевск» (далее – Департамент, третье лицо) привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Представитель заявителя заявленные требования поддерживал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований.

Третье лицо, явку в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом,  против удовлетворения заявленных требований возражал, по основаниям, изложенным в пояснениях на отзыв, представленных в материалы судебного дела.

В судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 27 мая 2021 года до 02 июня 2021 года до 10 час. 45 мин. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по адресу: http://www.samara.arbitr.ru.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Рассмотрев материалы дела, проверив доводы, приведенные в заявлении, отзыве на заявление, возражении на отзыв, в выступлении представителей лиц, участвующих в деле, в судебном заседании, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Министерством была проведена проверка соблюдения Администрацией условий, целей и порядка использования субвенций, предоставленных в 2018-2019 годах на исполнение государственных полномочий в сфере охраны окру­жающей среды за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2019 года (акт от 17.06.2020).

В ходе проверки установлено нарушение ответчиком требований Закона Самарской области от 06.04.2010 № 36-ГД «О наделении ор­ганов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды» (далее – Закон № 36-ГД) и условий соглашения о предоставлении субвенций из областного бюджета бюджету муниципального образования на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды, предусматривающих расходо­вание субвенций органами местного самоуправления на материально-техническое обеспечение и заработную плату (финансовое обеспечение) долж­ностных лиц, осуществляющих преданные отдельные полномочия в сфере охраны окружающей среды.

Министерством, в адрес ответчика направлялось тре­бование о возврате в бюджет указанной суммы (от 12.01.2021), которое осталось без исполнения, последним.

Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 6 Закона № 36-ГД органы местного самоуправления, в числе которых ответчик, были наделены государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды.

Ежегодно определяется объем субвенций для каждого муниципального округа,  общий  объем  которых  рассчитывается  в соответствии  с Порядком определения объема субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды.

Субвенции, предоставляемые органам местного самоуправления для осуществления названных выше отдельных государственных полномочий, имеют целевое назначение и направляются на финансирование расходов, связанных в силу п. 1.6. Соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования на материально-техническое и финансовое обеспечение лиц, осуществляющих исполнения переданных отдельных государственных полномочия в сфере охраны окружающей среды на территории городского округа Чапаевск.

Часть 2 ст. 2 Закона № 36-ГД наделяет правом органы местного самоуправления утверждать перечень должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор.

В целях реализации положений Закона № 36-ГД постановлением администрации городского округа Чапаевск от 22.12.2010 № 1608 Департаменту были переданы полномочия в сфере охраны окружающей среда (копия постановления представлена ответчиком).

Должностным     лицом     на     основании     постановления администрации  городского  округа  Чапаевск  от 02.02.2011 №  100  «Об утверждении перечня должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль на территории городского округа Чапаевск» с учетом изменений, внесенных постановлением администрации городского округа Чапаевск «О внесении изменений в постановление администрации городского округа Чапаевск от 02.02.2011 № 100 «Об утверждении перечня должностных   лиц,   осуществляющих   государственный   экологический контроль на территории городского округа Чапаевск», является - ведущий инженер отдела архитектурно-строительного и экологического контроля «Департамент   строительства   администрации   городского   округа Чапаевск» ФИО3

Из представленных, в материалы судебного дела документов, судом установлено, что в рамках переданных полномочий, ежегодно между заявителем и ответчиком заключается соглашение о выделении органам местного самоуправления субвенции для реализации переданных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды (соглашение соглашения о предоставлении субвенций из областного бюджета бюджету муниципального образования на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды, предусматривающих расходо­вание субвенций органами местного самоуправления на материально-техническое обеспечение и заработную плату (финансовое обеспечение) долж­ностных лиц, осуществляющих преданные отдельные полномочия в сфере охраны окружающей среды от 09.01.2018 и от 09.01.2019 № 00С-10).

В 2020 году ревизионной группой Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области    на основании приказа министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 20.05.2020 № 411 проведена проверка соблюдения администрацией городского округа Чапаевск Самарской области условий, целей и порядка использования субвенций, предоставленных в 2018-2019 годах на исполнение государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2019 года.

По результатам проверки был составлен Акт проведения проверки соблюдения муниципальным казенным учреждением «Департамент строительства администрации городского округа Чапаевск» администрации городского округа Чапаевск Самарской области условий, целей и порядка использования субвенций, предоставленных в 2018-2019 годах на исполнение государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды от 17.06.2020 (далее - Акт).

Согласно указанному Акту, по мнению Министерства, средства субвенции, израсходованные Департаментом на материально-техническое обеспечение и заработную плату должностных лиц, осуществляющих переданные отдельные полномочия в сфере охраны окружающей среды (ФИО3) и сотрудников его временно замещающих (ФИО4, ФИО5, ФИО6) в сумме 749 041,00 руб. за исполнение обязанностей по должности ведущего инженера отдела архитектурно-строительного и экологического контроля Департамента являются нецелевым использованием бюджетных средств.

Как указывает заявитель, специалист, исполняющий переданные государственные полномочия, не является муниципальным служащим, а сотрудники на которых возложено исполнение ее должностных обязанностей, не были внесены в названный выше Перечень должностных лиц.

Суд считает вышеуказанные доводы заявителя неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – закон №131 - ФЗ) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Данная норма изложена в ст. 34 приведенного выше федерального закона № 131-ФЗ.

В силу ч. 8 ст. 37 закона № 131-ФЗ структура местной    администрации    утверждается    представительным    органом муниципального    образования    по    представлению    главы    местной администрации. 

 В   структуру   местной   администрации   могут   входить отраслевые   (функциональные)   и   территориальные   органы    местной администрации.

В соответствии с Решением Думы городского округа Чапаевск от 27.12.2017 № 308 «О внесении изменений в Решение Думы городского -туга  Чапаевск  от  06.02.2009  N  492   «О  структуре  администрации городского округа Чапаевск Самарской области», муниципальное казенное учреждение «Департамент строительства администрации городского округа Чапаевск» входит в структуру администрации городского округа Чапаевск и является ее отраслевым органом.

 В соответствии со ст. 19 закона № 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями   Российской   Федерации   осуществляется   федеральными законами   и   законами   субъектов   Российской   Федерации,   отдельными государственными   полномочиями   субъектов   Российской   Федерации   - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления   отдельными   государственными   полномочиями   иными нормативными правовыми актами не допускается.

В силу ст. 1 Закона № 36-ГД отдельными   государственными полномочиями Самарской области в сфере охраны окружающей среды являются органы местного самоуправления городских округов, городских округов с внутригородским делением и муниципальных районов Самарской области.

На основании постановления администрации городского округа Чапаевск от 22.12.2010 №1608 «О передаче Департаменту строительства администрации городского округа Чапаевск полномочий в сфере охраны окружающей среды» и постановления администрации городского округа Чапаевск от 25.11.2011 № 1908 «О внесении изменений в постановление администрации городского округа Чапаевск от 22.12.2010 № 1608 «О передаче Департаменту строительства администрации городского округа Чапаевск полномочий в сфере охраны окружающей среды» отраслевому органу администрации городского округа Чапаевск МКУ «Департамент строительства администрации городского округа Чапаевск» переданы отдельные государственные полномочия в сфере охраны окружающей среды.

Таким образом, исходя из материалов судебного дела, с учётом указанных выше норм права, судом установлено, что ответчиком одно из условий исполнения полномочий, установленное законодателем, соблюдено, реализация названных выше полномочий осуществляется исключительно органом местного самоуправления.

Статья 2 Закона № 36-ГД содержит норму, согласно которой следует, что в целях обеспечения выполнения отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления наделяются правом утверждать перечни должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор.

Из представленных, в материалы судебного дела документов, судом установлено, что ФИО3 является основным работником Департамента принятым по трудовому договору. В период с 09.09.2016 по 20.05.2018 ФИО3 находилась в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком. В соответствии с нормами трудового законодательства временно исполнять обязанности работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком имеют право иные сотрудники на основании приказа работодателя. Приказами № 97 от 12.09.2016 и №14 от 27.01.2017 временно обязанности ФИО3 были возложены на сотрудников ФИО4, ФИО5 и ФИО6 с разделением выполняемого объема работ по должности ФИО3

Согласно ст. 151 Трудового кодекса РФ при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. За период с 09.09.2016 по 20.05.2018 сотрудники ФИО4, ФИО5 и ФИО6 получали доплату за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Общая сумма доплат сотрудникам ФИО4, ФИО5 и ФИО6 не превысила общей суммы заработной платы ФИО3, т.е. увеличения общего объема субвенции, в зависимости от количества сотрудников, не произошло. Копии приказов № 97 от 12.2016 и №14 от 27.01.2017 направлялись в Министерство, что подтверждается расписками в их получении (копии приказов представлены ответчиком в материалы судебного дела).

Таким образом, судом установлено и подтверждено материалами дела, что переданные государственные полномочия осуществляются структурным подразделением администрации городского округа Чапаевск.

Доводы заявителя, относительно того что: в нарушение положений ч. 2 ст. 2 Закона № 36-ГД, в соответствии с которым, выполнение соответствующих полномочий возложено на долж­ностных лиц органов местного самоуправления, на период отсутствия основного со­трудника ФИО3 в период с 01.01.2018 по 16.05.2018 сотрудники ФИО4, ФИО5, ФИО6 не были внесены в перечень долж­ностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор, судом отклоняется в силу следующего.

Норма ст. 2 Закона №36 – ГД не устанавливает прямого требования исполнения переданных государственных полномочий по осуществлению регионального государственного экологического надзора именно муниципальным служащим. Не содержит отсылочную норму к региональному правовому акту, регулирующему правоотношения в сфере муниципальной службы, и акту, утверждающему Реестр должностей муниципальной службы.

Законом №36-ГД установлен, что такие полномочия может осуществлять только  орган местного самоуправления, который самостоятельно утверждает должностное лицо, в связи с чем, ответчиком был определён отраслевой орган, который определил должностное лицо – Департамент.

Законом №36-ГД установлено право утверждать перечень должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор.

Утверждение такого перечня влечёт за собой определение должностей, обязанность которых входит осуществление исполнения государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды, а не конкретного физического лица.

Таким образом, утверждение перечня основано на установление должности, а не на индивидуализации конкретного работника.

Действующее законодательство определяет понятие должностное лицо, как лицо осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями занимающее в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.

Законодательство, регулирующее сферу муниципальной службы, также не устанавливает тождество понятие статус муниципальный служащий и статус должностное лицо.

Прямого указания на то, что сотрудник, на которого возложены обязанности по исполнению переданных отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды должен быть муниципальным служащим в действующем законодательстве не содержится.

Также, суд  отмечает, что в силу ч. 4 и ч. 5 ст. 19 закона №131-ФЗ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Как указано выше, и подтверждается материалами судебного дела,  ежегодно распределяется размер субвенций по муниципальным образованиям на исполнение государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды, порядок их распределения установлен ст. 6 Закона № 36-ГД.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона № 36-ГД субвенции, предоставляемые муниципальным образованиям, имеют целевое назначение и направляются на финансирование расходов, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий. Перечень направлений расходов органов местного самоуправления, осуществляемых за счет субвенций определяется порядком предоставления указанных субвенций, устанавливаемым Правительством Самарской области.

В соответствии с условиями (п. 1.6) Соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования на материально-техническое и финансовое обеспечение лиц, осуществляющих исполнения переданных отдельных государственных полномочия в сфере охраны окружающей среды на территории городского округа Чапаевск.

Из представленных в материалы судебного дела документов, судом установлено, что предоставленное финансирование бюджету муниципального образования городской округ Чапаевск было использовано исключительно на финансовое обеспечение лиц, осуществляющих исполнение переданных отдельных государственных полномочий.

Министерством, в силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ не приведено доказательств использования предоставленных субвенций не на финансовое обеспечение должностных лиц, осуществляющих исполнение переданных отдельных государственных полномочий.

Законодательство определяет, что  финансирование должно осуществляться исключительно на финансовое и материально-техническое обеспечение при   исполнении   государственных   полномочий   органом местного   самоуправления   путем утверждения должностного лица, в обязанности которого непосредственно вменена такая обязанность.

Истцом, в материалы судебного дела, не представлены доказательства того, что переданные отдельные государственные полномочия в сфере охраны окружающей среды были ответчиком не исполнены, либо исполнены с нарушением, либо имеются факты ненадлежащего исполнения переданных обязанностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами    бюджетных   обязательств,   бюджетной    сметой,   договором (соглашением)   либо   правовым   актом,   являющимся   основанием   для предоставления указанных средств.

Таким образом, истцом, в материалы судебного дела, не представлены доказательства нецелевого использования субвенций, выделенных на исполнение государственных полномочий.

 Судом, установлено, что их выплата была осуществлена в соответствии с целями и назначением, установленными п. 1.6 соглашений от 09.01.2018 и от 09.01.2019 № 00С-10.

Также, суд отмечает, что Законом № 36-ГД установлено право утверждать перечень должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор.

Утверждение такого перечня влечет за собой определение должностей, обязанность которых входит осуществление исполнения государственных полномочий   в  сфере  охраны  окружающей  среды,  а  не  конкретного физического   лица.  

То   есть,   утверждение   основано на установление должности, и не основано на индивидуализации конкретного работника.

Оценка требований и возражений сторон производится судом в соответствии с положениями ст. 9, 65 АПК РФ с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Заявителем не представлены в материалы судебного дела доказательства того, что предоставленные ответчику субвенции, в нарушение ч. 1 ст. 306.4 БК РФ были использованы ответчиком не для материально-технического обеспечения исполнения отдельных государственных полномочий, в сфере охраны окружающей среды, предусматривающих расходо­вание субвенций органами местного самоуправления на материально-техническое обеспечение и заработную плату (финансовое обеспечение) долж­ностных лиц, осуществляющих преданные отдельные полномочия в сфере охраны окружающей среды.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о взыскании с Администрации г.о. Чапаевск, в бюджет Самарской области сумму финансовых средств в размере 749 041 руб.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Т.М. Матюхина