ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-7909/15 от 02.11.2015 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

ноября 2015 года

Дело №

А55-7909/2015

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

ФИО1

рассмотрев 26 октября 2015 года в судебном заседании, в котором объявлена резолютивная часть решения, дело по заявлению

Департамента социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском и Самарском районах города Самара

о признании недействительным решения № 150/077 008 15 АВ 0000 183 от 16.02.2015
решения № 69/150 от 16.02.2015

при участии в заседании, протокол которого велся помощником судьи Водолагиной Л.С.

от заявителя – ФИО2, доверенность от 17.06.2015, ФИО3, доверенность от 27.08.2015, ФИО4, доверенность от 03.07.2014,

от заинтересованного лица – ФИО5, доверенность от 07.09.2015, ФИО6, доверенность от 12.05.2015;

                                                                         установил:

Департамент социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском и Самарском районах города Самара (далее – Управление Пенсионного фонда) № 150/077 008 15 АВ 0000 183 от 16.02.2015.

Определением суда от 08.04.2015 возбуждено производство по делу № А55-7909/2015.

Департамент также обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда № 69/150 от 16.02.2015.

Определением суда от 14.08.2015 возбуждено производство по делу № А55-7915/2015.

Определением суда от 29.05.2015 дела объединены в одно производство с присвоением делу общего номера А55-7909/2015.

Правовое обоснование заявленных требований дополнялось Департаментом письменными пояснениями (т.7, л.д.42-46, 54-55).

Управление Пенсионного фонда заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему (т.1, л.д.39-42, т.2, л.д.145-148, т.7, л.д.56-57).

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в отношении Департамента.

По результатам проверки Управлением Пенсионного фонда установлено, что Департамент занизил базу для исчисления страховых взносов при увольнении сотрудников по сокращению штатов и выплате им при этом дополнительной компенсации при увольнении до истечения срока, указанного в ст.180 Трудового кодекса РФ.

Исходя из указанного вывода о занижении базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Управление Пенсионного фонда вынесло решение № 150/077 008 15 АВ 0000 183 от 16.02.2015, которым доначислило страховые взносы, начислило пени и привлекло Департамент к ответственности по ч.1 ст.47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ).

Кроме того, Управление также вынесло решение № 69/150 от 16.02.2015 о привлечении Департамента к ответственности по п.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»  (далее – Закон № 27-ФЗ) в виде штрафа, указав, что занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование повлекло за собой предоставление недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учета.

Доводы Департамента в обоснование заявленных требований основаны на применимых к настоящему делу федеральных законах и фактических обстоятельствах, которые не опровергнуты Управлением Пенсионного фонда в нарушение положений ст.200 АПК РФ.

Материалам дела подтверждается, что дополнительная компенсация в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, предусмотренная Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ) начислена Департаментом в соответствии ст.139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922.

В соответствии с п.2 ст.25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатель обязан уведомить органы службы занятости в письменной форме о предстоящем увольнении работников в связи с сокращением штата или численности. В случае если предстоят массовые увольнения, уведомление службы занятости осуществляется не менее чем за три месяца до их начала.

В соответствии со ст.82 ТК РФ Департаментом в органы службы занятости было направлено уведомление по форме БЦ-37-3 о возможном массовом сокращении численности сотрудников Департамента от 13.05.2011 № 12-05-2376, за 3 месяца до начала увольнений сотрудников по сокращению численности и штата.

В связи с указанными нормами датой сокращения стало 15.08.2011.

Также аналогичная работа по сокращению штатов была проведена в 2012 году и дата увольнения определена 21.02.2013.

Департамент обоснованно указывает, что ранее этой даты увольнение сотрудника по сокращению невозможно, за исключением случаев досрочного сокращения.

В соответствии со ст.180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Таким образом, действующим законодательством определен предельный минимальный срок уведомления работодателем о предстоящем сокращении - 2 месяца до дня увольнения.

Однако в ТК РФ не содержится запрета на уведомление работника о предстоящем сокращении за пределом этого срока с превышением 2-х месячного срока.

Департаментом выданы предупреждения сотрудникам не позднее 2-х месяцев до предполагаемых дат увольнения (15.08.2011 и 21.02.2013), что не противоречит ТК РФ.

Кроме того, на основании постановления Правительства РФ от 05.02.1993 № 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения», одновременно с выдачей предупреждений сотрудникам, были направлены сведения в органы службы занятости по форме БЦ-72-3 (Сведения о предстоящем высвобождении работников и прогноз направлений содействия их занятости), в которых также указывается дата предстоящего увольнения (15.08.2011 и 21.02.2013).

В соответствии с ч.3 ст.180 ТК РФ работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока предупреждения, который начинается с даты выдачи предупреждения о сокращении и заканчивается датой увольнения сотрудника, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

С некоторыми сотрудниками Департамента было достигнуто такое согласие, и они были сокращены до истечения срока предупреждения, получив компенсацию пропорционально времени, начиная с даты, следующей за датой увольнения и до предполагаемой даты увольнения (даты окончания (истечения) срока предупреждения о сокращении), которая определена в соответствии с датой подачи сведений в Центр занятости (15.08.2011 и 21.02.2013).

В данной ситуации работнику при увольнении выплачена дополнительная компенсация при досрочном увольнении согласно ч.3 ст.180 ТК РФ в размере, не превышающем двух среднемесячных заработков, а также выходное пособие в размере среднего месячного заработка, зачитываемое в счет оплаты за первый месяц трудоустройства.

Согласно п.3 ст.217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, а также суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка.

Как разъяснено в Письме Минфина России от 08.07.2013 № 03-04-05/26273, любые выплаты, производимые физическим лицам при их увольнении (такие как компенсации, выходные пособия, среднемесячный заработок на период трудоустройства), освобождаются от обложения налогом в общей сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка. К указанным выплатам относятся, в частности, выходные пособия, выплачиваемые в соответствии со ст.178 ТК РФ, а также дополнительная компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, выплачиваемая в соответствии со ст.180 ТК РФ.

Учитывая изложенное, все компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, независимо от основания, по которому производится увольнение, освобождаются от обложения страховыми взносами в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, что соответствует пп. "д" п.2 ч.1 ст.9 Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с п.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд должен указать обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы Департамента по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб., подтвержденные платежным поручением № 1209 от 25.03.2015 на сумму 3000 руб. и платежным поручением № 1210 от 25.03.2014 на сумму 3000 руб., подлежат отнесению на Управление Пенсионного фонда и взысканию с него в пользу Департамента в полном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным полностью решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском и Самарском районах города Самара № 150/077 008 15 АВ 0000 183 от 16.02.2015, как несоответствующее Федеральному закону № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». 

Признать недействительным полностью решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском и Самарском районах города Самара № 69/150 от 16.02.2015, как несоответствующее Федеральному закону № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском и Самарском районах города Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара.

Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском и Самарском районах города Самара в пользу Департамента социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение месяца.

Судья

/

О.А. Лихоманенко