ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-792/10 от 02.03.2010 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

05 марта 2010 года

Дело №А55-792/2010

Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2010 года.

Решение изготовлено в полном объеме 05 марта 2010 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Мешковой О.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Анаевой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании 02 марта 2010 года дело по заявлению

Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области

к обществу с ограниченной ответственностью "Формула улыбки"

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ

при участии в заседании

от заявителя – представитель Будаев А.А., служебное удостоверение, доверенность от 26.06.2008 № 118;

от лица, привлекаемого к административной ответственности – директор Дубровская О.А., решение № 4 от 03.11.09, паспорт;

установил:

Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Формула улыбки» по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление медицинской деятельности в части выполнения работ (оказания услуг) по ортодонтии и стоматологии без специального разрешения (лицензии) на осуществление данного вида деятельности.

Общество с ограниченной ответственностью «Формула улыбки» (далее – ООО «Формула улыбки», общество) требование заявителя не признает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Кроме того, представитель общества в судебном заседании сослался на нарушение административным органом при проведении внеплановой проверки Федерального закона от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

Рассмотрев в судебном заседании материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно, свидетельству серии 63 № 004459855 ООО «Формула улыбки» зарегистрировано в качестве юридического лица 10.08.2007 года за основным государственным регистрационным номером 1076319014166 (л.д. 15).

ООО «Формула улыбки» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности № 63 - 01 - 000854 от 13 декабря 2007 года, выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на срок до 13.12.2012 года, в приложении № 1 к которой указана номенклатура работ и услуг, на осуществление которых дает право указанная лицензия: Доврачебная помощь: сестринское дело. Работы (услуги), выполняемые при осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: стоматологии детской, стоматологии хирургической, стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «Олицензировании отдельных видов деятельности» на основании приказа заместителя министра здравоохранения и социального развития Самарской области от 30.11.2009 № 2479 главным специалистом управления лицензирования и контроля качества министерства здравоохранения и социального развития Самарской области и ведущим специалистом указанного управления проведена внеплановая выездная проверка ООО «Формула улыбки» на предмет соблюдения обществом лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности

Основанием для проведения указанной проверки послужило обращение гражданки М. о причинении вреда ее здоровью сотрудниками ООО «Формула улыбки» при оказании платных медицинских услуг (л.д. 59-63).

По результатам проверки сотрудниками министерства 17.12.09 составлен акт проверки (л.д. 10-13).

В результате проверки, осуществлявшейся в период с 17.12.2009 12.00 ч. по 18.12.2009 14.00 ч. по адресу: 443111, Самарская область, Самара, ул. Ново-Вокзальная, д.146 «А», было выявлено, что ООО «Формула улыбки» осуществляет медицинскую деятельность в части выполнения работ (оказания услуг) по ортодонтии (врач Белов Н.Н. оказывал медицинские услуги Запорожченко А.А 01.12.2009), стоматологии (врач Трач М.А., оказывала медицинские услуги Мигун Ю.Е. 02.12.2009) без специального разрешения (лицензии), в нарушении подпункта 96 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Указанные нарушения зафиксированы протоколом от 18.12.2009 № 48-09 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, составленным в отношении ООО «Формула улыбки» ведущим специалистом управления лицензирования и контроля качества Бобовой А.В. на основании ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ, приказа министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 04.04.2008 № 233 «Об утверждении Перечня должностных лиц министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.41, 6.1, 6.2, 6.15, частями 1. 3, 4 статьи 14.1, статьями 19.6, 19.7, 19.13, 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Указанный протокол в отношении юридического лица ООО «Формула улыбки» вместе с заявлением о привлечении к административной ответственности направлен в Арбитражный суд Самарской области для решения вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 стастьи 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В силу пункта 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон) медицинская деятельность подлежит лицензированию.

В пункте 2 статьи 17 указанного Закона предусмотрено, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливается перечень работ и услуг по перечисленным в данном пункте восьми видам деятельности, в том числе и медицинской деятельности.

Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности установлен в Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).

В названный Перечень включены работы (услуги) отдельно по:

- ортодонтии;

- стоматологии;

- стоматологии детской;

- стоматологии профилактической;

- стоматологии ортопедической;

- стоматологии терапевтической;

- стоматологии хирургической.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.05.2007 №323 утвержден порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении различных видов медицинской помощи (в том числе доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, санаторно-курортной, скорой и пр.)

В пункте 3 указанного Порядка предусмотрено, что указанные работы (услуги) при осуществлении медицинской помощи выполняются на основании лицензии, приложения к которой оформляются в соответствии с Перечнем, прилагаемых к настоящему Порядку.

В Приложении к указанному Порядку приведен Перечень, в котором отнесены к работам (услугам), выполняемым:

1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи работы (услуги) по:

стоматологии;

стоматологии ортопедической;

стоматологии профилактической;

2) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе:

а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи работы (услуги) по:

стоматологии;

стоматологии детской;

в) при осуществлении специализированной медицинской помощи работы (услуги) по: ортодонтии;

стоматологии;

стоматологии детской;

стоматологии ортопедической;

стоматологии терапевтической;

стоматологии хирургической.

В приказах Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 N 210н "О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.06.2009 № 14032) и от 7 июля 2009 г. N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения", (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г. рег. №14292) ортодонтия и стоматология также выделены в отдельные виды специальностей, требующей дополнительной подготовки, наряду со стоматологией детской, стоматологией ортопедической, стоматологией терапевтической, стоматологией хирургической.

Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что для оказания каждых из видов услуг, которые включены в указанные Перечни, следует получать лицензию.

Между тем из материалов дела видно, что ООО «Формула улыбки» осуществляло медицинскую деятельность в части выполнения работ (оказания услуг) по ортодонтии без специального разрешения (лицензии), в нарушении подпункта 96 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Так, врач Белов Н.Н., имеющий диплом о высшем образовании по специальности стоматология и удостоверение, сертификаты, диплом о профессиональной переподготовке по ортодонтии, согласно приказу о приеме на работу № 9-к от 23.07.2008 работал в ООО «Формула улыбки» по совместительству врачом-стомтологогом-ортодонтом (л.д. 23-28). При этом врач Белов Н.Н. оказывал медицинские услуги Запорожченко А.А 01.12.2009 по ортодонтии (ортодонтическому лечению, в том числе исправлению прикуса и неправильно стоящих зубов) (л.д. 41-50).

Врач Трач М.А., имеющая диплом о высшем образовании по специальности стоматология (л.д. 20) и удостоверение о прохождении интернатуры терапевтической, ортопедической, детской и хирургической стоматологии с 01.08.2005 по 30.06.2006 (л.д. 21), сертификат от 30.06.2006 г. о присвоении специальности стоматология, согласно трудовой книжки работает в ООО «Формула улыбки» в должности врача-стомтолога-терапевта (л.д. 17-19). При этом в ходе проверки установлено, что врач Трач М.А. оказывала медицинские услуги Мигун Ю.Е. 02.12.2009 по стоматологии по лечению хронического периодонтита (л.д. 51-57).

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факты осуществления ООО «Формула улыбки» платной медицинской деятельности без соответствующей лицензии на оказание медицинской деятельности в части оказания услуг по ортодонтии и стоматологии в период с 01.12.2009 подтверждены материалами дела, в том числе лицензией общества, прейскурантом на стоматологические услуги, в котором отражены расценки на услуги как по стоматологии, так и целый раздел по ортодонтии (л.д. 31-39), приказом о приеме на работу, трудовой книжкой, документами об образовании врачей, медицинскими каратами пациентов, договорами на оказание стоматологических услуг (л. д. 17-57), приказом общества от 18.12.2009 года № 9 об отстранении от работы до получения разрешительного документа на осуществление работ (услуг) по ортодонтии и стоматологии врача-ортодонта Балова Н.Н. и врача-стоматолога Трач М.А., Будановой Ю.Ю., письмом ООО «Формула улыбки» об устранении выявленных в ходе проверки нарушений исх. № 7 от 28.01.2010 года, свидетельствующими о принятии обществом мер к устранению допущенного нарушения.

В своем объяснении, изложенном в протоколе об административном правонарушении, законный представитель общества пояснил, что осуществление указанных видов деятельности (стоматологии и ортодонтии) считала подпадающими под действие имеющейся лицензии (стоматология как часть терапевтической стоматологии, ортодонтия как часть детской стоматологии), находилась на юридическом обслуживании в ООО «Логос», была не полностью информирована.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии). В силу абзацем 2 пункта 3 статьи 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд приходит к выводу о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 стасти 14.1 КоАП РФ, т.е. осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), имело место и материалами дела доказан факт его совершения ООО «Формула улыбки».

Вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана материалами дела, в том числе объяснениями законного представителя, поскольку общество, не смотря на наличие у него соответствующей возможности, не приняло мер по оформлению лицензии на оказываемые им медицинские услуги по стоматологии и ортодонтии, прежде чем осуществлять данные виды медицинской деятельности.

В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02.06.2004 №10, в особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, поэтому суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), ответственность за которое предусмотрена статьей 14.1 КоАП РФ, посягает в данном случае на права и интересы неопределенного круга лиц и нарушает законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

С учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2008 № 11938/07 и Постановлении ФАС Поволжского округа от 12.01.2010 года по делу № А55-12984/2009, срок привлечения к административной ответственности, составляющий один год соответственно со дня совершения правонарушения либо обнаружения длящегося правонарушения, в рассматриваемом случае не истек.

Существенных нарушений процессуального характера при производстве по делу об административном правонарушении и составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено.

Довод ООО «Формула улыбки» о нарушении процедуры проведения проверки со ссылкой на Федеральный закон от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) несостоятелен, поскольку при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в части 4 статьи 1 данного закона, в том числе при осуществлении лицензионного контроля, положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются до 1 января 2011 года (часть 5 статьи 27 Федерального закона № 294-ФЗ).

Кроме того, учитывая то, что порядок производства по делу об административном правонарушении установлен КоАП РФ, нарушение Закона № 294-ФЗ не может быть истолковано как нарушение процедуры привлечения к административной ответственности и может служить лишь основанием для исключения ряда собранных в ходе проверки доказательств из числа допустимых. Если при этом административным органом представлены иные достаточные доказательства, позволяющие установить обстоятельства совершения правонарушения и вину заявителя, привлечение к ответственности может быть оценено судом как законное и обоснованное.

Данный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 24.11.2009 по делу № А65-14866/2009 и ФАС Московского округа от 30.12.2009 № К-А40/14306-09 по делу № А40-81709/09-72-679.

Допущенное обществом нарушение связаны с угрозой жизни и здоровью человека, в связи с чем, с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным согласно статье 2.9 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Как указано в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при применении статьи 4.2 КоАП РФ и определении конкретного размера штрафа судам необходимо исходить из того, что в силу частей 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.

При назначении административного наказания в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ судом учитывается то обстоятельство, что ранее общество не привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, принимается в внимание характер совершенного административного правонарушения, принятие организацией мер к устранению допущенного правонарушения.

На основании вышеизложенного наказание определяется в пределах минимальной санкции части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 101-102, 110, 112, 167-170, 176, 180-182, 206

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Привлечь индивидуального предпринимателя общество с ограниченной ответственностью "Формула улыбки" (443081, Самарская область, Самара, Стара-Загора, 90 а-105, ОГРН 1076319014166 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей без конфискации изготовленной продукции, орудий производства и сырья.

Информация о получателе штрафа, необходимая для перечисления суммы административного штрафа в соответствии с п.п.1.1. ч.1 ст.29.10 КоАП РФ:

ИНН: 6315800971; КПП: 631501001; УФК по Самарской области (Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области); БИК 043601001; Счет 40101810200000010001; ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области; ОКАТО 36401000000; КБК 708 1 16 90040 04 0000 140.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней с указанного выше срока судья направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Настоящее решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья

/

О.В. Мешкова