ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-7939/2022 от 28.07.2022 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул. Самарская,203Б, тел. (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 28.07.22г.

Полный текст решения изготовлен 01.08.22г.

01 августа 2022 года

Дело №

А55-7939/2022

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Рысаевой С.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орешкиной Н.А.

рассмотрев в судебном заседании 28 июля 2022 года дело по иску

Общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания"

к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара"

Об урегулировании разногласий

при участии в заседании

от истца – ФИО1 по дов. от 01.01.22г.Юдаков А.А. по дов. от 01.01.22г.

от ответчика – ФИО2 по дов от 02.02.22г., ФИО3 по дов. от 15.02.22г., ФИО4 по дов. от 23.11.21г.

установил:

В судебном заседании 28.07.22г. в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв 28.07.22 до 16 часов 00 мин. Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по адресу: WWW.samara.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда. После перерыва заседание продолжено.

Общество с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора поставки газа №45-5-0003/22 от 10.12.2021, и принять его условия в редакции протокола разногласий ООО «СВГК», а именно:

Пункт 4.3: "4.3. Объем газа Поставщика, израсходованного ГРО на восполнение потерь в газораспределительных сетях, принадлежащих ГРО на праве собственности и иных законных основаниях, подлежащего оплате ГРО Поставщику, ежемесячно определяется ГРО по расчету согласно Методике по расчету удельных показателей загрязняющих веществ в выбросах (сбросах) в атмосферу (водоемы) на объектах газового хозяйства (принята и введена в действие приказом АО "Росгазификация" №17 П от 17.04.1997г., одобрена письмом Госкомэкологии России № 05-12/35-532 от 20.02.1997г.) за вычетом объемов газа, приобретенных ГРО в соответствующий расчетный период (месяц) на потери у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах.

ГРО ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчётным, направляет Поставщику:

- данные об объеме потерь газа, возникающих в газораспределительных сетях, принадлежащих ГРО на праве собственности и иных законных основаниях, в том числе связанных с утечками газа из-за негерметичности разъемных соединений на газопроводах и оборудовании (эксплуатационные потери), авариями на газораспределительных сетях (при наличии), за отчетный период;

- сведения об объемах газа, приобретенных ГРО в отчетном периоде на потери у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах.

Количество газа, израсходованного на потери, указывается в Акте о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах, предусмотренном п. 4.4. Договора, в соответствии с данными ГРО об объеме потерь газа за вычетом объемов газа, приобретенного ГРО в отчетный период на потери у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах."

Пункт 4.3.1: "4.3.1. В случае образования в период действия настоящего Договора по вине ГРО вследствие её деятельности по эксплуатации газораспределительных сетей дополнительных потерь газа, не учтенных ГРО (подтвержденные документально случаи нарушения условий эксплуатации, обслуживания или ремонта объектов газораспределения, повлекшие потери газа), такие потери подлежат оплате ГРО Поставщику на основании дополнительного соглашения к настоящему договору в соответствии с условиями такого дополнительного соглашения."

Пункт 4.4: "4.4. ГРО в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчётным, составляет в 2-х экземплярах, подписывает, скрепляет печатью и направляет в адрес Поставщика для подписания Акт о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах за расчетный период (по форме согласно Приложению № 3)." Пункт 4.5: "4.5. Акт, указанный в п. 4.4. Договора, направляется ГРО в адрес Поставщика любым способом, обеспечивающим возможность достоверно установить факт его получения Поставщиком."

Пункт 4.6: "4.6. При получении Акта, предусмотренного п. 4.4. Договора, Поставщик в течение пяти рабочих дней с момента его получения обязан подписать Акт, скрепить печатью и один экземпляр Акта вернуть ГРО или в тот же срок направить в адрес ГРО письменный мотивированный отказ от его подписания."

Пункт 4.7: "4.7. В случае если Поставщик в срок, установленный п. 4.6. Договора, не направит в адрес ГРО подписанный и скрепленный печатью Акт или письменный мотивированный отказ от подписания Акта, Акт считается принятым Поставщиком без замечаний, а количество газа и объём оказанных снабженческо-сбытовых услуг принимаются по данным ГРО, указанным в Акте."

Пункт 5.3: "5.3. Расчеты с Поставщиком за поставленный газ и оказанные снабженческо-сбытовые услуги производятся ГРО в соответствии с Актом о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах и товарной накладной на отпуск газа, оформленной по форме ТОРГ-12, перечислением денежных средств на расчетный счет Поставщика путем выписки ГРО платежных поручений на основании счета-фактуры в течение 10 рабочих дней с момента его получения."

Пункт 5.3.4 исключить;

Пункт 9.10: "9.10. Договор имеет следующие приложения:

Приложение №1. Ориентировочные (плановые) объемы поставки газа в 2022 году, тыс. куб.м., Приложение №3. Форма Акта о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах." Раздел 10 исключить;

Приложение №2 исключить.

Ответчик исковые требования истца не признает, при этом указывает на то, что объем фактических потерь газа должен быть определен в соответствии с Методикой определения расходов газа на технологические нужды предприятий газового хозяйства и потерь в системах распределения газа (РД 153-39.4-079-01) утв. Минэнерго РФ от 01.08.01г. №231 путем их определения как разницу между количеством газа, поступившего от поставщика ежемесячно в сети ГРО и количеством реализованного газа.

До перерыва в судебном заседании 28.07.22г. ответчиком заявлялось ходатайство о привлечении к участию в деле специалиста Министерства энергетики Российской Федерации для определения расчета фактических потерь газа.

В соответствии с частью 1 статьи 55.1 АПК РФ специалистом в арбитражном суде является лицо, обладающее необходимыми знаниями по соответствующей специальности, осуществляющее консультации по касающимся рассматриваемого дела вопросам.

Согласно части 1 статьи 87.1 АПК РФ в целях получения разъяснений, консультаций и выяснения профессионального мнения лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого арбитражным судом спора, арбитражный суд может привлекать специалиста.

Необходимость разъяснения вопросов, возникающих при рассмотрении дела и требующих специальных познаний, определяется судом, разрешающим данный вопрос.

Необходимость привлечения к участию в деле специалиста при имеющихся в материалах дела письменных доказательствах отсутствует. Доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, достаточно для определения наличия либо отсутствия оснований для удовлетворения заявленных требований.

Определение объема фактических потерь газа носит правовой характер, обусловлены принятием судом соответствующего судебного акта, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства ответчика о привлечению к участию в деле специалиста.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, заслушав объяснения и доводы присутствовавших в заседании представителей сторон, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям

:

Между сторонами: ООО "Газпром межрегионгаз Самара" (Поставщик) и ООО "СВГК" (ГРО) при заключении договора № 45-5-0003/22 от 10.12.2021 (далее также - Договор) возник спор об урегулировании разногласий, подлежащий разрешению в судебном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

На основании пункта 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

В соответствии со статьей 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.

Согласно пункту 40 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договоров" при наличии возражений стороны относительно определения условия договора диспозитивной нормой, выразившихся, например, в представлении иной редакции условия, суд может утвердить условие в редакции, отличной от диспозитивной нормы, указав мотивы принятия такого решения, в частности особые обстоятельства рассматриваемого спора.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 06.06.1995 № 7-П и от 13.06.1996 № 14-П, при рассмотрении дела суды обязаны исследовать по существу его фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.

Порядок и условия заключения и исполнения договоров поставки газа определены в Правилах поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее - Правила поставки газа).

Как следует из п. 11 Правил поставки газа, согласие на заключение договора поставки газа или договора транспортировки газа (подписанный проект договора) должно быть направлено стороной, получившей предложение о заключении договора (оферту), не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте. При несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления подписанного поставщиком протокола разногласий обратиться в арбитражный или третейский суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа.

Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Как установлено судом, преддоговорный спор возник между сторонами по договору поставки газа, который относится к договорам энергоснабжения. Указанный вид договоров регулируется § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами и подзаконными актами в сфере энергоснабжения.

В силу пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

При заключении Договора ООО "СВГК" предложило (в протоколе разногласий) следующую редакцию пунктов 4.3, 4.3.1 Договора:

"4.3. Объем газа Поставщика, израсходованного ГРО на восполнение потерь в газораспределительных сетях, принадлежащих ГРО на праве собственности и иных законных основаниях, подлежащего оплате ГРО Поставщику, ежемесячно определяется ГРО по расчету согласно Методике по расчету удельных показателей загрязняющих веществ в выбросах (сбросах) в атмосферу (водоемы) на объектах газового хозяйства (принята и введена в действие приказом АО "Росгазификация" № 17П от 17.04.1997, одобрена письмом Госкомэкологии России № 05-12/35-532 от 20.02.1997) за вычетом объемов газа, приобретенных ГРО в соответствующий расчетный период (месяц) на потери у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах.

ГРО ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчётным, направляет Поставщику:

- данные об объеме потерь газа, возникающих в газораспределительных сетях, принадлежащих ГРО на праве собственности и иных законных основаниях, в том числе связанных с утечками газа из-за негерметичности разъемных соединений на газопроводах и оборудовании (эксплуатационные потери), авариями на газораспределительных сетях (при наличии), за отчетный период;

- сведения об объемах газа, приобретенных ГРО в отчетном периоде на потери у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах.

Количество газа, израсходованного на потери, указывается в Акте о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах, предусмотренном п. 4.4. Договора, в соответствии с данными ГРО об объеме потерь газа за вычетом объемов газа, приобретенного ГРО в отчетный период на потери у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах.

4.3.1. В случае образования в период действия настоящего Договора по вине ГРО вследствие её деятельности по эксплуатации газораспределительных сетей дополнительных потерь газа, не учтенных ГРО (подтвержденные документально случаи нарушения условий эксплуатации, обслуживания или ремонта объектов газораспределения, повлекшие потери газа), такие потери подлежат оплате ГРО Поставщику на основании дополнительного соглашения к настоящему договору в соответствии с условиями такого дополнительного соглашения.".

ООО "ГМС" не согласилось с данной редакцией и предложило (в протоколе согласования разногласий, отклоненном ООО «СВГК») иную редакцию:

"4.3. Объем газа Поставщика, израсходованного ГРО на восполнение потерь в газораспределительных сетях, принадлежащих ГРО на праве собственности и иных законных основаниях, подлежащего оплате Поставщику, ежемесячно определяется ГРО в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, Методиками, ГОСТами, за вычетом объемов газа, приобретенного ГРО в соответствующий расчетный период (месяц) на потери у иных поставщиков и (или) на организованных биржевых торгах.

ГРО ежемесячно в срок до 2-го числа месяца, следующего за отчетным, направляет Поставщику:

- данные об объеме потерь газа, возникающих в газораспределительных сетях, принадлежащих ГРО на праве собственности и иных законных основаниях, в том числе связанные с утечками газа и-за негерметичности разъемных соединений на газопроводах и оборудовании (эксплуатационные потери), авариями на газораспределительных сетях (при наличии), за отчетный период;

- сведения об объемах потерь газа, приобретенных ГРО в отчетном периоде на потери у иных поставщиков и (или) на организованных биржевых торгах.

Фактический (общий) объем потерь газа с января по декабрь 2022 года определяется Сторонами по окончании календарного года. В случае если фактический объем потерь газа, определенный Сторонами по окончании календарного года, будет превышать объем плановых потерь ГРО за 12 месяцев и не будет согласован Сторонами, то Поставщик в установленном законом порядке имеет право обратиться в суд за защитой нарушенного права.

4.3.1. На аварийные выбросы при повреждении газопроводов или оборудования, произошедших по вине 3-х лиц и/или ГРО, объём газа определяется на основании совместных актов регистрации аварий, подписанных Поставщиком и ГРО, содержащих данные об объёме аварийных потерь газа, и расчёта объёма аварийных выбросов по соответствующим нормативно-правовым актам, Методикам, ГОСТам, и подлежит оплате ГРО Поставщику.".

Разногласия сторон по данным пунктам касаются порядка определения количества (объема) потерь газа в газораспределительных сетях ГРО и расчетного способа (метода) их учета.

Согласно статье 3 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О недрах", Федеральном законе "О естественных монополиях", Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.

В соответствии со статьей 18 Закона о газоснабжении поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно пунктам 12, 21, 22 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 (далее - Правила поставки газа) поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа. Поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются. Учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации.

Как следует из части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 2.9 Правил учета газа, утвержденных Приказом Минэнерго России от 30.12.2013 № 961, определено, что измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений.

Аналогичное требование к измерениям установлено в части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений": измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений.

Таким образом, учет энергоресурсов допускается посредством средств измерений либо с применением расчетных способов и методов (методик). Следовательно, учет потерь газа также должен производиться с использованием средств измерений и определенными расчетными способами (методами).

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 961 от 30.12.2013 утверждены Правила учета газа, которые устанавливают следующие особенности учета газа. Количество (объемы) газа ежемесячно с начала года учитывается в форме баланса газа (пункт 2.11). При транспортировке учету подлежит, в том числе, утерянный газ (пункт 2.3). Фактические потери природного газа при добыче, транспортировке, переработке и хранении (при закачке и отборе из газохранилищ) определяются собственником природного газа по каждому конкретному месту их образования и оформляются актами (пункт 3.4). По итогам деятельности в отчетном периоде организация составляет баланс добычи природного газа на основании актов приема-сдачи количества добытого, переданного для транспортировки и другим организациям, принятого от других организаций, сожженного на факельных установках, использованного на собственные производственно-технологические нужды, с учетом фактических потерь (пункт 3.5).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009 № 411-э/7 утверждены Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, согласно которым (подпункт "а" пункта 5, пункт 24 и Приложение № 2) к экономически обоснованным расходам ГРО по транспортировке газа относятся технологические (эксплуатационные) потери.

В пункте 7 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

Согласно пункту 18 ГОСТ Р 53865-2010 "Системы газораспределительные. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 10.09.2010 № 242-ст, технологические потери газа при эксплуатации сети газораспределения - это потери газа при негерметичности сети газораспределения, обусловленной конструкцией технических устройств и эксплуатационными характеристиками уплотнительных материалов.

Как указано в пункте 56 ГОСТ Р 53865-2019 "Системы газораспределительные. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1428-ст, действительные потери газа в сети газораспределения - это эксплуатационные утечки газа из сети газораспределения, обусловленные негерметичностью разъемных соединений, потери газа при проведении сливо-наливных операций на ГНС, ГНП, АГЗС, резервуарных установках, а также аварийные выбросы газа при повреждении сети газораспределения третьими лицами. В качестве примечания указано: действительные потери не включают количество газа, полученное и полезно используемое потребителем, но неучтенное (и поэтому неоплаченное) вследствие несовершенства методов контроля и учета расхода газа ("мнимые" потери).

При этом в пункте 2.4 Методических положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) газовых хозяйств, утвержденных Минтопэнерго России 30.12.1992, определено, что коммерческие потери - это разность между полученным и отпущенным объемами природного или сжиженного газа, обусловленная погрешностью приборов учета и применяемыми нормами расхода. Коммерческие потери отражаются в фактической себестоимости продукции (работ, услуг).

Разъяснения о порядке определения разбаланса и учета потерь даны в Информационном письме Федеральной службы по тарифам № СН-3923/9 от 28.06.2005 "Об учете потерь газа". Разница между общим объемом газа, поступившим от поставщика (по данным узлов учета газа, установленных на ГРС), и объемом газа, реализованным потребителям, в том числе населению и ГРО (по данным приборов учета газа у потребителей или в случае их отсутствия или несоответствия требованиям стандартов - по установленным нормативам потребления и/или проектной мощности газоиспользующего оборудования), образует разбаланс газа, который, как правило, обусловлен следующими причинами: а) отклонение объемов фактического потребления газа населением от утвержденных в установленном порядке нормативов потребления; б) отклонение объемов фактического расхода газа ГРО на технологические нужды от объема, рассчитанного по действующим нормам и зафиксированного в договоре поставки газа на технологические нужды ГРО; в) проведение аварийных работ, а также внеплановых ремонтных работ; г) технологические потери газа в системах газораспределения (эксплуатационные утечки и т.п.); д) погрешность измерений установленных приборов учета газа у промышленных потребителей и населения и существующие проблемы с приведением измеряемых объемов газа к нормальным условиям; е) несоблюдение технологического режима транспортировки газа. На финансовый результат поставщика газа должны относиться убытки (прибыль), полученные вследствие отклонения фактического потребления газа населением на бытовые нужды от нормативов потребления, утвержденных в установленном порядке, ввиду того что возникающие в результате этого потери газа не являются потерями при транспортировке газа; вследствие отклонения объемов газа из-за погрешности измерений установленных приборов учета расхода газа на ГРС, у промышленных потребителей и населения.

Указанные разъяснения подтверждены в письме Федеральной антимонопольной службы № П3/21104/20 от 17.03.2020 в ответ на запрос ООО "СВГК" № 03-12/00386 от 22.01.2020.

Исходя из вышеизложенного, к потерям газа, которые образуются в сетях газораспределения ГРО и подлежат возмещению (оплате) со стороны ГРО поставщикам (собственникам) газа, относятся технологические (эксплуатационные) потери газа, связанные непосредственно с эксплуатацией и функционированием сетей газораспределения.

Способы учета потерь в сетях газораспределения ввиду невозможности их учета средствами измерений являются расчетными и определены в соответствующих методических документах. Для целей определения потерь газа (эксплуатационных утечек, аварийных выбросов) ОАО "Гипрониигаз" разработана Методика по расчету удельных показателей загрязняющих веществ в выбросах (сбросах) в атмосферу (водоемы) на объектах газового хозяйства, принятая и введенная в действие приказом АО "Росгазификация" №17П от 17.04.1997, одобренная письмом Госкомэкологии России №05-12/35-532 от 20.02.1997 (далее - Методика). Методика содержит порядок расчетов удельных показателей загрязняющих веществ в выбросах в атмосферу при эксплуатации систем газоснабжения природным газом, включая расчет удельного количества выбросов газа за счет негерметичности газопроводов и оборудования (раздел № 3), а также порядок расчетов выбросов газа при аварийных и залповых выбросах в системах газоснабжения природным газом (раздел № 5).

Объемы потерь газа (утечки, аварии) определяются физико-математическими методами, которые учитывают необходимые для расчета исходные данные: давление, объем, масса, температура, плотность газа, длина и диаметр труб и пр. В расчет берутся объективные данные о функционировании сетей и транспортировке по ним газа в конкретные отчетные периоды (месяцы). Соответственно, использование Методики позволяет произвести расчетным путем определение количества (объема) фактических потерь газа в сетях газораспределения при транспортировке, а не плановых.

Применение Методики при расчетах технологических (эксплуатационных) потерь газа является сложившейся практикой на всей территории Российской Федерации, а обязательность ее применения подтверждена также судебной арбитражной практикой (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.03.2022 по делу № А50-23164/2020; Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.10.2021 по делу № А55-17493/2020; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.09.2019 N Ф09-5535/19 по делу № А50-17073/2018; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31.07.2017 по делу № А23-2247/2016).

Как следует из материалов дела, Методика используется участниками рынка газоснабжения в целях учета и расчетов потерь газа, что подтверждается, в том числе, заключаемыми поставщиками газа и ГРО договорами (представлены размещенные на ЕИС "Закупки" договоры поставки газа АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород", ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", АО "Газпром газораспределение Оренбург").

Методика используется уполномоченным органом тарифного регулирования - Федеральной антимонопольной службой, для определения объемов потерь газа в сетях газораспределения при установлении тарифов ГРО на оказание услуг по транспортировке газа. Для цели расчета тарифов ООО "СВГК" на оказание услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям согласно приказу Федеральной антимонопольной службы России от 25.12.2018 № 1857/18 в качестве обоснованных расходов учтены именно технологические (эксплуатационные) потери газа в сетях газораспределения, объем которых определен в соответствии с Методикой.

Таким образом, объем потерь газа в сетях газораспределения, возмещаемых ГРО Поставщику, подлежит определению расчетным способом в соответствии с Методикой. Иные способы учета потерь какими-либо нормативно-правовыми актами и нормативно-технической документацией не предусмотрены.

При этом ООО "Газпром межрегионгаз Самара" подтверждает возможность применения Методики при определении объемов потерь газа, указывая ее в качестве способа расчета в пункте 2.1 Договора, по которому у сторон отсутствуют разногласия.

Судом учтено, что Методика была принята и согласована сторонами в целях расчета объемов потерь и ранее постоянно применялась во взаимоотношениях по поставке и транспортировке газа. В подтверждение Истцом представлены отчетные документы за периоды с 2016 по 2021 годы, включая: акты о количестве газа, товарные накладные, расчеты потерь, технические заключения АО "Гипрониигаз". Применение Методики для взаиморасчетов за потери газа по Договору является для ООО "СВГК" и ООО "Газпром межрегионгаз Самара" обыкновенной, многолетней и сложившейся практикой.

Представленные Истцом расчеты и технические заключения, выполненные разработчиком методики – АО «Гипрониигаз» подтверждают возможность определения фактического количества потерь газа с использованием Методики, с учетом объективных данных (протяженность, давление, температура и пр.) о функционировании газораспределительных сетей в конкретные отчетные периоды (календарные месяцы).

Суд приходит к выводу, что указанный способ определения объема потерь газа является как технологически, так и экономически обоснованным, поскольку: предусматривает учет действительных потерь, то есть технологических и эксплуатационных, возникающих в сетях газораспределения, и основывается на технических решениях и методических подходах; предусматривает возмещение со стороны ГРО стоимости потерь газа, непосредственно связанных с транспортировкой газа и эксплуатацией сетей газораспределения, и расходы ГРО на которые подлежат включению в тариф на услуги по транспортировке газа.

Необходимо отметить, что возражения Ответчика относительно применения Методики для учета потерь опровергаются также выводами по судебному делу № А55-17493/2020 о взыскании задолженности за поставленный газ на потери между ООО "Газпром межрегионгаз Самара" и ГРО - ОАО "Сызраньгаз". В частности, в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 28.10.2021 указано, что возражения против применения указанной Методики не могут быть признаны состоятельными; данная Методика определяет объективные и не оспоренные нормативные параметры, возможные к использованию в расчетах; факт противоречия Методики каким-либо правовым нормам не установлен.

Письмо от 20.02.97г. №05-12/35-532 Государственного Комитета РФ по охране окружающей среды, представленное ответчиком суд во внимание не принимает, как не соответствующее ст.ст. 68,67 АПК РФ.

В свою очередь, предложенная Ответчиком редакция является необоснованной и носит общий характер, поскольку не содержит конкретный способ учета. Подобная формулировка является отсылочной к различным нормативным актам и техническим документам, однако не определяет, какой из них подлежит применению. Данная редакция противоречит правовым нормам, предусматривающим определение в Договоре конкретного расчетного способа, а именно: статьям 541, 544 ГК РФ, пункту 12 Правил поставки газа. Принятие таких условий не будет отвечать целям урегулирования разногласий, а напротив, внесет неопределенность во взаимоотношения сторон и приведет к спорным ситуациям между ними, касающимся определения объема потерь в конкретные расчетные периоды (месяцы).

Кроме того, редакция Ответчика предполагает определение фактического (общего) объема потерь по окончании календарного года, поскольку, по мнению Ответчика, формирование баланса газа осуществляется ежегодно с начала года, то есть в период с января по декабрь расчетного года. Данный вывод противоречит следующим согласованным условиям Договора и правовым нормам.

В соответствии с пунктом 13 Правил поставки газа поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца. Аналогичное условие содержится в пункте 3.2 Договора.

Пунктом 28 Правил поставки газа предусмотрено ежемесячное (после расчетного периода) составление акта об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа. При этом в пункте 3 Правил поставки газа под расчетным периодом определен согласованный сторонами договора период, за который должен быть определен объем поставленного газа, произведены взаиморасчеты между поставщиком, газотранспортной, газораспределительной организациями и покупателем за поставленный газ. Расчетный период, согласованный сторонами, указывается в договоре.

В пункте 3.1 Договора стороны согласовали, что месяцем поставки газа, периодом поставки газа, отчетным и платежным периодами является календарный месяц (разногласия по данному пункту у сторон отсутствуют).

Таким образом, учет фактического и итогового объема потерь газа по Договору должен производиться и актироваться сторонами по окончании расчетного периода - календарного месяца.

Кроме того, объективная необходимость в определении итогового объема потерь в конце года Ответчиком не мотивирована и отсутствует, поскольку такой объем представляет собой сумму помесячных потерь, которые должны учитываться и актироваться в расчетных периодах (календарных месяцах). Предлагаемый Ответчиком порядок определения объема потерь (помимо ежемесячного актирования в конце календарного года, без указания способа определения потерь) является необоснованным и не может быть принят в Договоре, поскольку внесет неопределенность во взаимоотношения сторон и исполнение ими своих обязательств по нему. В свою очередь, право Ответчика на обращение в суд за защитой своего права, которое он считает нарушенным, является безусловным и не зависит от указания соответствующего условия в Договоре, в связи с чем данное условие является излишним.

С учетом изложенного, в пункте 4.3 Договора необходимо определить конкретный расчетный способ учета, который позволит определять объем газа, поставленного Поставщиком и израсходованного ГРО на потери в газораспределительных сетях. Таким способом, который единственно возможен во взаимоотношениях сторон и при этом технологически и экономически обоснован, является Методика, а иные конкретные методы учета Ответчиком не предложены и не обоснованы.

Суд учитывает, что в рамках дела № 63/01/10-892/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", действия (бездействие) ООО "Газпром межрегионгаз Самара" по поставке газа на потери ранее были признаны антимонопольным органом - Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области злоупотреблением доминирующим положением в виде ущемления интересов хозяйствующих субъектов (ГРО) и неопределенного круга потребителей (населения). Акты антимонопольного органа были подтверждены Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022, Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11.05.2022 в рамках судебного дела № А55-9545/2021. Среди прочего, антимонопольный и судебные органы пришли к выводам, что количество (объемы) газа должны определяться ООО "Газпром межрегионгаз Самара" ежемесячно, а фактические потери природного газа при транспортировке газа определяться поставщиком газа по каждому конкретному месту их образования и оформляться актами. Кроме того, в рамках дела было установлено, что ООО "Газпром межрегионгаз Самара" использовало в расчетах потерь метод, в соответствии с которым ГРО для оплаты выставляются потери без учета места их возникновения и причин их образования, а потери определены расчетным способом, не предусмотренным действующим законодательством, ущемляющим интересы ГРО.

В рамках указанного антимонопольного дела также было представлено экспертное заключение, выполненное д.э.н., профессором, руководителем Центра Исследования политики и экономики Сибирского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы ФИО5. В экспертном заключении, среди прочего, дана оценка подходам ООО "Газпром межрегионгаз Самара" и ООО "СВГК" при определении объемов поставки газа на потери. Экспертом сделан вывод, что применяемый ООО "Газпром межрегионгаз Самара" подход нарушает экономический баланс интересов сторон в пользу газоснабжающей организации и ущемляет интересы ГРО в сфере предпринимательской деятельности. Предлагаемый ООО "СВГК" способ учета признан экспертом в качестве научно обоснованного подхода и более сбалансированного решения проблемы распределения возникающего разбаланса газа.

Кроме того, в материалы дела Истцом приобщено экспертное заключение, выполненное ООО "Центр метрологической экспертизы" (г. Казань). Заключение содержит исследование и описание механизма образования, оценки величины (объема) потерь (разбаланса) газа, возникающих по причине неприведения объема газа, полученного и полезно использованного потребителями категории "население" (физическими лицами, потребляющими газ для бытовых нужд), к стандартным условиям согласно ГОСТ 29-39-63 "Газы. Условия для определения объема". По результатам проведенного исследования, в частности, были определены образующиеся по названной причине объемы потерь, составляющие часть общего разбаланса газа.

Судом учтены представленные документы, обосновывающие доводы Истца о том, что объемы действительных (технологических) потерь газа, относящихся на ГРО, подлежат расчету посредством методик, учитывающих объективные причины образования потерь в газораспределительных сетях (эксплуатационные утечки, аварийные выбросы), но не путем отнесения на ГРО всего разбаланса газа, причины образования которого не связаны с деятельностью ГРО по эксплуатации газораспределительной сети и вызваны несовершенством учета газа, поданного конечным потребителям, подключенным к такой сети.

Кроме того, предлагаемая ООО "СВГК" редакция содержит механизм, позволяющий ГРО приобретать полностью или частично газ на восполнение потерь у иных поставщиков и (или) на организованных биржевых торгах. Возможность такого приобретения газа на восполнение потерь в сети газораспределения не запрещена действующим законодательством, является законным правом ГРО и подтверждается разъяснениями Федеральной антимонопольной службы в письме № ПЗ/21104/20 от 17.03.2020, а также не оспаривается Поставщиком в протоколе согласования разногласий.

Помимо этого Ответчиком предложено изменение сроков предоставления данных (с 5-го на 2-ое число месяца, следующего за отчетным), что обусловлено, по его мнению, обязанностью Поставщика ежемесячно формировать баланс газа и составлять отчет в головную организацию ООО "Газпром межрегионгаз" в срок до 6 числа. Суд находит подобные доводы необоснованными, поскольку обязательства Ответчика, не связанные с исполнением Договора, перед третьими лицами, не являющимися сторонами Договора, не могут влиять на обязанности ГРО как стороны Договора. При этом порядок и сроки оформления отчетных документов по Договору предусмотрены действующим законодательством. В частности, согласно пункту 39 Правил поставки газа газораспределительная организация представляет по запросу поставщика оперативную информацию о режиме газопотребления. Пунктом 28 Правил поставки газа предусмотрен срок для составления акта об объеме переданного газа до пятого числа месяца, следующего за расчетным периодом. Таким образом, нормативный срок для оформления отчетных документов по Договору составляет 5 дней, те есть до 5-го числа следующего месяца. Иные сроки, в том числе предлагаемые Ответчиком, не установлены. Более того, нормативные правовые акты не содержат требований к порядку и срокам предоставления информации для формирования отчетных актов.

Предлагаемая Истцом редакция пункта 4.3.1 Договора содержит механизм учета иных потерь (помимо определенных расчетным способом в соответствии с Методикой), подлежащих оплате ГРО Поставщику в случае возникновения таких потерь по вине ГРО вследствие её деятельности по эксплуатации газораспределительных сетей: подтвержденные документально случаи нарушения условий эксплуатации, обслуживания или ремонта объектов газораспределения, повлекшие потери газа.

Ответчик предлагает предусмотреть в данном пункте условие об определении аварийных выбросов при повреждении газопроводов и фиксацию объемов потерь газа (аварийных выбросов) соответствующими актами.

Суд полагает, что предложенная Ответчиком редакция пункта является излишней, поскольку фактически дублирует положения пунктов 4.3-4.7 Договора, в которых уже предусмотрено предоставление ГРО данных о потерях, в том числе в связи с аварийными выбросами, и их актирование Поставщиком путем рассмотрения и подписания акта о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах за расчетный период. При этом форма данного акта (приложение № 3 к Договору в редакции, согласованной сторонами) также содержит графу с объемами потерь от аварийных выбросов, наряду с эксплуатационными потерями в газопроводах и оборудовании. Следовательно, учет аварийных выбросов и их оплата ГРО Поставщику в составе общего объема потерь предусмотрены условиями Договора: в пунктах 4.3-4.7, приложении № 3.

Таким образом, между сторонами фактически отсутствуют разногласия по вопросу учета и оплаты потерь за аварийные выбросы, которые по согласованным условиям Договора возлагаются на ООО "СВГК" (ГРО). Повторное отражение данного факта и дублирование процедур по учету аварий в пункте 4.3.1 является избыточным.

Вместе с тем, в пункте 4.3.1 Договора в редакции ООО "СВГК" предусмотрена возможность возмещения Поставщику объемов потерь газа, не учтенных по Методике (эксплуатационные утечки, аварийные выбросы), но возникших по вине ГРО. Указанный подход учитывает предложения ООО "Газпром межрегионгаз Самара" о получении оплаты за объемы потерь газа, которые превышают фактические объемы потерь, рассчитанные по Методике. Тем самым, будут учтены интересы Поставщика и ГРО, поскольку, с одной стороны - Поставщик вправе рассчитывать на полное возмещение потерь газа, возникших вследствие деятельности ГРО, но при этом обязан доказать их наличие и вину ГРО в их возникновении, с другой - ГРО обязана отвечать за все потери газа, но возникшие именно по ее вине.

При этом суд полагает обоснованным предложенный ГРО порядок оплаты таких дополнительных потерь - по дополнительному соглашению, поскольку это связано с необходимостью отдельного оформления договорных отношений по оплате объемов газа, которые не входят в предмет Договора (эксплуатационные потери в газопроводах и оборудовании; аварийные выбросы) и подлежат отдельному учету и актированию.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости урегулирования пунктов 4.3, 4.3.1 Договора в редакции Истца - ООО "СВГК".

При заключении Договора ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило (в протоколе согласования разногласий) следующую редакцию пунктов 4.4 - 4.7 Договора:

"4.4. ГРО в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным, составляет в 2-х экземплярах, подписывает, скрепляет печатью и направляет в адрес Поставщика для подписания следующие акты:

4.4.1. Акт об общем количестве газа, переданного Поставщиком на выходе из магистральных газопроводов газотранспортной организации в газораспределительные сети ГРО за расчетный период (Приложение №2);

4.4.2. Акт о количестве поставленного - принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах за расчетный период (Приложению № 3).

4.5. Акты, указанные в п.4.4. Договора, направляется ГРО в адрес Поставщика любым способом, обеспечивающим возможность достоверно установить факт их получения Поставщиком.

4.6. При получении актов, предусмотренных п.4.4. Договора, Поставщик в течение пяти рабочих дней с момента их получения обязан подписать акты, скрепить печатью и по одному экземпляру актов вернуть ГРО или в тот же срок направить в адрес ГРО письменный мотивированный отказ от их подписания.

4.7. В случае если Поставщик в срок, установленный п.4.6. Договора, не направит в адрес ГРО подписанные и скрепленные печатью акты или письменный мотивированный отказ от подписания актов, акты считаются принятыми Поставщиком без замечаний, а количество газа и объем оказанных снабженческо-сбытовых услуг принимаются по данным ГРО, указанным в актах.".

Перечень приложений в пункте 9.10 Договора ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило изложить: "9.10. Договор имеет следующие приложения: Приложение №1. Ориентировочные (плановые) объемы поставки газа в _____ году, тыс. куб.м., Приложение №2. Акт об общем количестве газа, переданного в газораспределительные сети ГРО за ___ месяц 20__года, тыс.куб.м., Приложение №3. Акта о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах за ___ месяц 20__года, тыс.куб.м." Также ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило включить в Договор Приложение № 2 "Акт об общем количестве газа, переданного в газораспределительные сети ГРО".

ООО "СВГК" не согласилось с данной редакцией и предложило (в протоколе разногласий) иную редакцию:

"4.4. ГРО в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчётным, составляет в 2-х экземплярах, подписывает, скрепляет печатью и направляет в адрес Поставщика для подписания Акт о количестве поставленного - принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах за расчетный период (по форме согласно Приложению № 3).

4.5. Акт, указанный в п. 4.4. Договора, направляется ГРО в адрес Поставщика любым способом, обеспечивающим возможность достоверно установить факт его получения Поставщиком.

4.6. При получении Акта, предусмотренного п. 4.4. Договора, Поставщик в течение пяти рабочих дней с момента его получения обязан подписать Акт, скрепить печатью и один экземпляр Акта вернуть ГРО или в тот же срок направить в адрес ГРО письменный мотивированный отказ от его подписания.

4.7. В случае если Поставщик в срок, установленный п. 4.6. Договора, не направит в адрес ГРО подписанный и скрепленный печатью Акт или письменный мотивированный отказ от подписания Акта, Акт считается принятым Поставщиком без замечаний, а количество газа и объём оказанных снабженческо-сбытовых услуг принимаются по данным ГРО, указанным в Акте."

Перечень приложений к Договору ООО "СВГК" предложило изложить в пункте 9.10 в следующей редакции: "9.10. Договор имеет следующие приложения: Приложение №1. Ориентировочные (плановые) объемы поставки газа в 2022 году, тыс. куб.м., Приложение №3. Форма Акта о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах", а Приложение № 2 "Акт об общем количестве газа, переданного в газораспределительные сети ГРО" ООО "СВГК" предложило исключить.

Разногласия сторон в части пунктов 4.4 - 4.7, 9.10, Приложения № 2 к Договору касаются порядка актирования поставки газа и оформления отчетных документов.

Как верно указано Истцом и с чем согласился Ответчик в протоколе согласования разногласий, стороной, ведущей учет потерь газа, является ГРО как лицо, оказывающее услуги по транспортировке газа, в процессе которого возникают потери газа, и осуществляющее эксплуатацию сетей газораспределения, на которых образуются потери газа. Указанный подход соответствует положениям статьи 2 Закона о газоснабжении, пункту 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870.

Согласно пункту 28 Правил поставки газа сторона, ведущая учет газа в соответствии с порядком, утвержденным Министерством энергетики РФ, ежемесячно, до пятого числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа. При несогласии одной из сторон с определением объема переданного газа она подписывает акт, изложив особое мнение. При наличии разногласий стороны вправе обратиться в суд. До принятия решения судом объем переданного газа устанавливается в соответствии с показаниями средств измерений стороны, передающей газ.

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. В данном случае таким документом определен акт об объеме переданного газа (акт о количестве поставленного-принятого газа).

Исходя из общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 753), при отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

С учетом изложенного, предлагаемая Истцом редакция соответствует установленному законом порядку и подлежит применению во взаимоотношениях сторон.

В указанных пунктах Ответчик настаивает на оформлении в качестве Приложения № 2 к Договору Акта об общем количестве газа, переданного в газораспределительные сети ГРО. Между тем, оформление подобных документов не предусмотрено вышеуказанными правовыми актами, в том числе пунктом 28 Правил поставки газа, и не требуется для исполнения договора поставки газа, поскольку не связано с проведением учета потерь газа. В частности, сведения об общем объеме переданного в сеть газа не нужны для расчета потерь по Методике и не влияют на их количество. Подобные условия Договора являются избыточными и возлагают на стороны дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о необходимости принятия пунктов 4.4 - 4.7, 9.10 Договора в редакции, предложенной ООО "СВГК" (Ответчиком), а также об исключении Приложения № 2.

При заключении договора ООО "СВГК" предложило (в протоколе разногласий) следующую редакцию пункта 5.3 Договора:

"Расчеты с Поставщиком за поставленный газ и оказанные снабженческо-сбытовые услуги производятся ГРО в соответствии с Актом о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах и товарной накладной на отпуск газа, оформленной по форме ТОРГ-12, перечислением денежных средств на расчетный счет Поставщика путем выписки ГРО платежных поручений на основании счета-фактуры в течение 10 рабочих дней с момента его получения.".

ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило изложить пункт 5.3 Договора в следующей редакции:

"5.3. Расчеты за газ по настоящему Договору производятся в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 № 294."

Разногласия сторон в части указанного пункта касаются порядка расчетов за поставленный газ по Договору.

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Действующие законодательные и подзаконные акты в сфере газоснабжения не устанавливают порядок и периодичность внесения ГРО платы за утерянный газ в пользу Поставщика.

Вместе с тем, как следует из вышеуказанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил поставки газа и иных условий Договора (пункты 4.4, 4.8), сдача-приемка поставленного газа оформляется путем подписания актов о количестве поставленного-принятого газа, товарных накладных и счетов-фактур. Учитывая, что обязательства ГРО состоят в оплате поставленного газа, условия об оплате после его поставки и соответствующего актирования являются обоснованными. В связи с этим суд полагает, что предложенная Истцом редакция вносит определенность в обязательства сторон и предполагает конкретный и разумный срок оплаты: в течение 10 рабочих дней с момента получения счета-фактуры.

Редакция Ответчика не содержит конкретных сроков оплаты, в связи с чем суд не находит оснований для ее принятия.

Порядок расчетов за природный газ, на который ссылается Ответчик, не подлежит применению к отношениям сторон по Договору в связи со следующим.

Указанный Порядок устанавливает правила расчетов за природный газ между поставщиками природного газа независимо от их организационно-правовой формы и потребителями (юридическими лицами) природного газа. Потребителем газа в соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении является лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.

Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 12.07.2005 № 3007/05 по делу № А32-7490/2004-58/3 также был сделан вывод о том, что потребителем газа признается лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.

В пункте 3 Правил поставки газа содержится определение понятия "газораспределительных организаций" - это специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.

Из изложенного следует, что указанный Порядок не подлежит применению к отношениям сторон по Договору, поскольку ООО "СВГК" является газораспределительной организацией и не относится к категории потребителей газа по смыслу статьи 2 Закона о газоснабжении. В данном случае газ не используется Истцом в качестве топлива или сырья, а утрачивается при транспортировке по газораспределительной системе в силу ее технологических особенностей (невозможность достижения абсолютной герметичности газопроводов и оборудования).

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о принятии пункта 5.3 Договора в редакции ООО "СВГК" (Истца).

При заключении Договора ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило следующую редакцию пункта 5.3.4 Договора: "В случае ненадлежащего исполнения ГРО обязательства по оплате за газ Поставщик имеет право требовать от ГРО уплаты пени в соответствии со статьей 25 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 № 69-ФЗ."

ООО "СВГК" не согласилось с данным условием и предложило (в протоколе разногласий) исключить указанный пункт из Договора.

Разногласия сторон по указанному пункту касаются применения мер ответственности к ООО "СВГК" (ГРО) за просрочку исполнения обязательств по оплате газа.

Истец возражает против включения в Договор указанного пункта, поскольку предусмотренная статьей 25 Закона о газоснабжении неустойка распространяется на отношения поставщика с потребителями, а не газораспределительными организациями. Соответственно, Ответчик не вправе требовать установления договорной неустойки в соответствии с указанной нормой.

Как было указано выше, по смыслу статьи 2 Закона о газоснабжении ГРО не является потребителем газа. В свою очередь, положения статьи 25 ФЗ "О газоснабжении в РФ" о законной неустойке распространяется на отношения поставщика с потребителями, а не газораспределительными организациями.

Кроме того, из разъяснений пункта 11 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.07.2020 № 56 следует, что арбитражный суд не вправе устанавливать договорную неустойку за нарушение обязательств, если одна из сторон возражает против ее удовлетворения.

Таким образом, включение в Договор условий о неустойке, в том числе предусмотренной статьей 25 Закона о газоснабжении, возможно только по соглашению сторон (договорная неустойка) в порядке статей 330, 331 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что стороны не достигли согласия относительно возможности включения в Договор пункта 5.3.4 о применении неустойки, названное условие не подлежит включению в Договор и исключается из него.

При заключении Договора ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило включить в Договор раздел 10 "Электронный документооборот", а в протоколе согласования разногласий указало следующее: "Раздел 10 по тексту Договора, вступает в силу с момента получения Поставщиком от ГРО заявления о переходе на ЭДО".

ООО "СВГК" не согласилось с данным условием и предложило (в протоколе разногласий) исключить указанный пункт из Договора.

Как следует из пунктом 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Как установлено судом, действующим законодательством в сфере газоснабжения обязательное ведение электронного документооборота между сторонами по договору поставки газа не предусмотрено. Условие об электронном документообороте не связано с предметом Договора и не является обязательным для исполнения сторонами своих обязательств по нему. Следовательно, данный раздел возлагает на стороны дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.

Как указал Истец, у ООО "СВГК" отсутствует техническая возможность исполнять свои обязательства по Договору посредством электронного документооборота.

По мнению Ответчика, предложение применять электронный документооборот направлено на оптимизацию в работы в части обмена первичными учетными документами и не нарушает требования действующего законодательства. Между тем, требования ООО "Газпром межрегионгаз Самара" о включении в Договор положений об электронном документообороте не обусловлено нормативными требованиями, в связи с чем оно может быть включено в текст Договора исключительно по согласию каждой из сторон. Обратное означало бы фактически навязывание условий Договора и нарушение принципа свободы договора.

Учитывая, что стороны не достигли согласия относительно возможности включения в Договор раздела 10 об электронном документообороте, названное условие не подлежит включению в Договор и исключается из него.

Расходы по государственной пошлине в сумме 6 000 руб. согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом пункта 23 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 относятся на Ответчика и подлежат взысканию с него в пользу Истца, уплатившего госпошлину в указанном размере при подаче иска.

Руководствуясь ст.ст.110,163,167-171,176,259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Урегулировать разногласия, возникшие между Обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" и Обществом с ограниченной ответственность "Средневолжская газовая компания" при заключении договора поставки газа № 45-5-0003/22 от 10.12.2021, в следующей редакции:

Пункт 4.3. изложить в следующей редакции:

«Объем газа Поставщика, израсходованного ГРО на восполнение потерь в газораспределительных сетях, принадлежащих ГРО на праве собственности и иных законных основаниях, подлежащего оплате ГРО Поставщику, ежемесячно определяется ГРО по расчету согласно Методике по расчету удельных показателей загрязняющих веществ в выбросах (сбросах) в атмосферу (водоемы) на объектах газового хозяйства (принята и введена в действие приказом АО "Росгазификация" № 17П от 17.04.1997, одобрена письмом Госкомэкологии России № 05-12/35-532 от 20.02.1997) за вычетом объемов газа, приобретенных ГРО в соответствующий расчетный период (месяц) на потери у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах.

ГРО ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчётным, направляет Поставщику:

- данные об объеме потерь газа, возникающих в газораспределительных сетях, принадлежащих ГРО на праве собственности и иных законных основаниях, в том числе связанных с утечками газа из-за негерметичности разъемных соединений на газопроводах и оборудовании (эксплуатационные потери), авариями на газораспределительных сетях (при наличии), за отчетный период;

- сведения об объемах газа, приобретенных ГРО в отчетном периоде на потери у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах.

Количество газа, израсходованного на потери, указывается в Акте о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах, предусмотренном п. 4.4. Договора, в соответствии с данными ГРО об объеме потерь газа за вычетом объемов газа, приобретенного ГРО в отчетный период на потери у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах.».

Пункт 4.3.1. изложить в следующей редакции:

«В случае образования в период действия настоящего Договора по вине ГРО вследствие её деятельности по эксплуатации газораспределительных сетей дополнительных потерь газа, не учтенных ГРО (подтвержденные документально случаи нарушения условий эксплуатации, обслуживания или ремонта объектов газораспределения, повлекшие потери газа), такие потери подлежат оплате ГРО Поставщику на основании дополнительного соглашения к настоящему договору в соответствии с условиями такого дополнительного соглашения.».

Пункт 4.4. изложить в следующей редакции:

«ГРО в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчётным, составляет в 2-х экземплярах, подписывает, скрепляет печатью и направляет в адрес Поставщика для подписания Акт о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах за расчетный период (по форме согласно Приложению № 3).».

Пункт 4.5. изложить в следующей редакции:

«Акт, указанный в п. 4.4. Договора, направляется ГРО в адрес Поставщика любым способом, обеспечивающим возможность достоверно установить факт его получения Поставщиком.».

Пункт 4.6. изложить в следующей редакции:

«При получении Акта, предусмотренного п. 4.4. Договора, Поставщик в течение пяти рабочих дней с момента его получения обязан подписать Акт, скрепить печатью и один экземпляр Акта вернуть ГРО или в тот же срок направить в адрес ГРО письменный мотивированный отказ от его подписания.».

Пункт 4.7. изложить в следующей редакции:

«В случае если Поставщик в срок, установленный п. 4.6. Договора, не направит в адрес ГРО подписанный и скрепленный печатью Акт или письменный мотивированный отказ от подписания Акта, Акт считается принятым Поставщиком без замечаний, а количество газа и объём оказанных снабженческо-сбытовых услуг принимаются по данным ГРО, указанным в Акте.».

Пункт 5.3. изложить в следующей редакции:

«Расчеты с Поставщиком за поставленный газ и оказанные снабженческо-сбытовые услуги производятся ГРО в соответствии с Актом о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах и товарной накладной на отпуск газа, оформленной по форме ТОРГ-12, перечислением денежных средств на расчетный счет Поставщика путем выписки ГРО платежных поручений на основании счета-фактуры в течение 10 рабочих дней с момента его получения.».

Пункт 5.3.4. исключить из Договора.

Пункт 9.10. изложить в следующей редакции:

«Договор имеет следующие приложения: Приложение №1. Ориентировочные (плановые) объемы поставки газа в 2022 году, тыс. куб.м., Приложение №3. Форма Акта о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах.

Раздел 10 исключить из Договора.

Приложение № 2 исключить из Договора.

Взыскать с ООО "Газпром межрегионгаз Самара" в пользу ООО "Средневолжская газовая компания" сумму госпошлины в размере 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.Г. Рысаева